Урок литературы: Стихотворение «Бородино». Историческая основа и прототипы героев (5 класс)
Тема: М.Ю. Лермонтов. Детские годы поэта. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.
Цель:
-
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, познакомить с исторической основой стихотворения «Бородино»;
-
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;
-
воспитывать интерес к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова, к истории своей страны.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворений русских писателей о родной природе.
III. Знакомство с некоторыми фактами биографии М.Ю.Лермонтова.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Краткие сведения о детстве М.Ю.Лермонтова. Заполнение таблицы по ходу сообщения учителя и учащихся.
Детство М.Ю.Лермонтова |
Мои замечания об услышанном |
Основатель рода Лермонтовых Георг Лермонт |
|
Михаил Васильевич Арсеньев – дед поэта по материнской линии |
|
Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка поэта |
|
Марья Михайловна – мать поэта |
|
Юрий Петрович Лермонтов – отец поэта |
|
Первые поэтические опыты М.Ю.Лермонтова |
|
Отношение Лермонтова к крепостным крестьянам |
|
Увлечение М.Ю.Лермонтова поэзией |
|
Поездка на Кавказ |
|
Первые учителя М.Ю.Лермонтова |
|
3. Слово учителя об основателе рода Лермонтовых Георге Лермонте.
Предками М. Ю. Лермонтова со стороны отца являются шотландцы Лермонты. Фамилия эта существует с 11 века. За тысячелетие она накопила более 40 написаний и происходит из Европы. Относится к фамилиям географического происхождения и имеет два корня: «Lear» и «month». Первый означает «чистая, т. е. незамутненная, вода», второй – «перемена мест, слияние, устье». Вместе же они имеют поэтическое толкование: «бегущая, струящаяся вода, которая дарит свет и вдохновение каждому, обратившему взор на ее красоту. Эта вода иногда бурно, а иногда успокоенно несет свои воды в другую водную стихию, сливается с ней, чтобы преобразиться и вновь воскреснуть».
Первое упоминание в исторических документах поселений в приграничных землях Шотландии с названием Лермонт относят к 11 в. В 1057 г., свергнув короля Макбета, шотландский трон завоевал Мальком (сын правителя, убитого Макбетом и являвшийся наследником по праву). Он щедро одарил тех, кто его поддержал, – некоторых сделал графами, других – баронами или рыцарями. Также он повелел, «чтобы те, которые носили фамилию, происходящую от какой-нибудь должности или земли, их получили и пользовались ими». Среди фамилий указаны им были Гордон, Шоу, Лермонт и др.
Рыцарь, получивший эти земли от короля, прозывался по своему владению Лермонт. Отсюда и пошел род Лермонтов.
Родоначальником русской ветви Лермонтовых стал Георг (Джордж, Юрий, Юрья) Лермонт. Родился ориентировочно в 1596 г. неподалеку от г. Сент-Эндрюс. Покинув родительский дом в Шотландии, он отправился на нелегкие заработки. Поступил наемником на службу в польское войско – в Шкотскую роту рядовым «шляхтичем».
5 сентября 1613 г. польский гарнизон, оборонявший крепость Белую (ныне г. Белый Тверской обл.), сдался русским войскам. Шкотская и Ирландская роты наемников изъявили желание перейти от поляков на службу России. И по велению избранного Земским собором молодого Михаила Федоровича Романова они были приняты в Московское войско. С этого дня Георг Андреевич верой и правой служил нашей стране.
Георг был дважды женат. От первой жены у него родились трое сыновей: Вильям, Петр и Андрей (Генрих), от второй – дочь Екатерина. Г. Лермонт был убит во время второй войны с Польшей в 1634 г. под Смоленском. Он отдал жизнь за Россию, как поклялся нашему царю. По преданию Георга похоронили у стен Авраамиева-Городецкого монастыря под Чухломой.
4. Сообщение подготовленных учеников о предках М.Ю.Лермонтова.
4.1. Михаил Васильевич Арсеньев – дед поэта по материнской линии.
Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев, отставной гвардии поручик, женился в конце 1794 года в Москве на Елизавете Алексеевне Столыпиной, после чего купил «почти за бесценок» у графа Нарышкина в Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где и поселился со своей женой. Село Тарханы было основано в XVIII веке Нарышкиным, который поселил там своих крепостных из московских и владимирских вотчин из числа отчаянных воров, головорезов и раскольников.
Михаил Васильевич Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил развлечения: выписал себе в имение из Москвы карлика, был страстным театралом, создал в Тарханах самодеятельный театр, в котором пьесы разыгрывались "господами, некоторые роли исполнились актерами из крепостных».
4.2. Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка поэта.
Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, была «не особенно красива, высокого роста, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных. Её отец несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии. В его семье было 11 детей. Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. Один из её родных братьев, Александр, служил адъютантом Александра Суворова, двое других — Николай и Дмитрий, вышли в генералы, один стал сенатором, двое избирались предводителями губернского дворянства в Саратове и Пензе. Одна из её сестёр была замужем за московским вице-губернатором, другая за генералом.
После рождения единственной дочери Марии, Елизавета Алексеевна заболела. Вследствие этого Михаил Васильевич начал встречаться с соседкой по имению, помещицей Мансыревой, муж которой длительное время находился за границей в действующей армии. Однажды, во время рождественской ёлки, устроенной им для дочери, узнал о возвращении мужа Мансыревой домой, тогда Михаил Васильевич принял яд. Елизавета Алексеевна и слезинки по мужу не пролила, лишь заключила: «Собаке – собачья смерть», а потом отбыла в Пензу, не приняв участие в похоронах и поминках Михаила Васильевича. Обозлившись на бесстыдника мужа, Арсеньева сгоряча решила обрушить гнев на их общую дочь. Но, к счастью, одумалась, решив пожалеть единственного своего ребёнка. Маша стала центром её мира и смыслом жизни
Михаил Васильевич похоронен в семейном склепе в Тарханах.
Елизавета Алексеевна Арсеньева стала сама управлять своим имением. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания. Самым строгим наказанием у неё было выбрить половину головы у провинившегося мужика, или отрезать косу у крепостной.
4.3. Сообщение подготовленного ученика о родителях М.Ю.Лермонтова.
Родители Михаила Юрьевича Лермонтова- Юрий Петрович и Марья Михайловна.
Поместье Юрия Петровича Лермонтова — Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии — находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича Марья Михайловна, которой не было ещё и 17 лет, как тогда говорили, «выскочила по горячке». Для Юрия Петровича же это была блестящая партия.
Отец поэта, Юрий Петрович, по воспоминаниям современников, «был среднего, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой, матери поэта, Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана.
После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах, но Михаил Юрьевич родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года.
23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.
Непосредственно после рождения внука бабушка Арсеньева в 7 верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь — Михайловским.
Первый биограф Михаила Лермонтова отмечал, что его мать, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Она часто играла на фортепьяно, держа маленького сына на коленях, и будто бы от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».
Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. Произошёл разрыв, после которого с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу. После смерти и похорон Марьи Михайловны Юрий Петрович уехал в своё родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевне…
Марья Михайловна похоронена в том же склепе, что и её отец. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет.
5. Слово учителя.
Елизавета Алексеевна страстно любила внука. Энергичная и настойчивая, она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. О чувствах и интересах отца она не заботилась.
Бабушка старалась сделать всё, чтобы внук не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. «Все ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Мишеля. Святками каждый день приходили в дом ряженые из дворовых, плясали, пели, играли. Все, которые рядились и утешали Михаила Юрьевича, на время Святок освобождались от урочной работы», - пишет первый биограф Лермонтова П.А.Висковатый. Если Мишеньке случалось заболевать, то девушки освобождались от работ и им приказывалось молиться Богу за исцеление молодого барина.
В доме постоянно жили мальчики – сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли: строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали потешные бои. Часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов – командир, неистощимый на выдумки. Его любили за прямоту, настойчивость, верность в дружбе.
Крестьяне из Тархан запомнили такой случай из детства Лермонтова: «Вышел однажды Мишенька на балкон, а в селе-то избы по-чёрному топились. Он и спрашивает: «Почему дым через крыши идёт? Я видел, как дым через трубы идёт, а тут через крыши». Рассказали ему. Тут он пристал к бабушке: «У тебя кирпишна (кирпичный завод) своя, дай мужикам кирпичей на печки». Ну, бабка его любила. Мужикам кирпичей дали, сложили печки с трубами. До крестьян-то Мишенька добрый был».
Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам (так до 1830 г. назывался Пятигорск). Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этих поездок. На Горячих водах он наблюдал нравы кавказских жителей, и мужество и ловкость. Здесь он впервые испытал чувство любви. Он запишет об этом в дневнике: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских, бабушка, тётушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей».
Спустя два года после возвращения с Кавказа Лермонтова повези в Москву и стали готовить к поступлению в Университетский благородный пансион.
В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже литературный журнал при главном участии Лермонтова.
Летние каникулы Лермонтов проводил в усадьбе Середниково.
Отношения отца и бабушки обострились до крайности. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя сын и отец были привязаны друг к другу и отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует предсмертное письмо сыну.
Переживания этого времени отразились в стихах М.Ю.Лермонтова.
Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы».
IV. Историческая основа и прототипы героев стихотворения «Бородино».
-
Историческая справка.
Бородинское сражение (носившее характер главного, решающего сражения двух армий) состоялось 26 августа 1812 года около села Бородино под Москвой. Русские войска под командованием Михаила Кутузова в результате героической обороны сорвали план Наполеона разгромить русскую армию в генеральном сражении. Численность русских войск в этом сражении – примерно 155 тысяч человек, из которых погибло чуть меньше трети (45,6 тысяч человек); численность французов почти 134 тысячи человек, из которых погибло чуть меньше половины (55 тысяч человек). Численность орудий: 640 русских орудий против 587 французских.
1 сентября – военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2–6 сентября – пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь – декабрь – окончательный разгром французских армии и изгнание его остатков за пределы России.
2.История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
«Бородино» - первое произведение М.Ю.Лермонтова, напечатанное по воле автора и подписанное его именем. Опубликовано в 6-ой книге «Современника» за 1837 г. как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения, и данная им событию объективная оценка разделяется автором.
3.Прототипы героев стихотворения «Бородино».
Удивительно, но ученые почти наверняка «вычислили» прототип «дяди» – старого солдата, от лица которого ведется повествование о Бородинской битве. Это унтер-офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) пехотного полка Андреев. Лермонтов хорошо знал этого человека. В 1836 году, когда художник П. Заболотский писал портрет ветерана, исполняя заказ к грядущему 25-летию Отечественной войны 1812 года, Михаил Юрьевич брал уроки живописи у этого художника и часто посещал его мастерскую.
Здесь-то и состоялось знакомство поэта со старым солдатом. Андрееву нравился любознательный лейб-гусарский корнет, уважительно называвший его дядей, и он с явным удовольствием делится с поэтом своими воспоминаниями о «дне Бородина». А вспомнить ветерану, конечно же, было что. Например, как насмерть стояли «литовцы» в каре (построение пехоты в форме квадрата для круговой обороны) на высоте у Семеновского ручья, отражая атаки «улан с пестрыми значками и драгун с конскими хвостами». Как подполковник Тимофеев растянул фронт своего батальона, расставив взводы не в три, как было принято, а в две шеренги, и, создав тем самым у неприятеля иллюзию размещения у Семеновского крупной воинской части, приостановил наступление французов. И как, несомый солдатами на ружьях, вел их в атаку на захваченную было врагами высоту смертельно раненый подполковник Шварц, не пожелавший покинуть поле боя. Эти рассказы старого унтера и вдохновили Лермонтова на создание одного из лучших его произведений, ставшего гимном мужеству русского солдата.
Но какие бы подвиги ни совершали «литовцы» в Бородинском бою, Лермонтов считал, что судьба сражения решалась не у села Семеновского, а на Курганной высоте, в центре русской позиции. Именно туда «отправил» он «дядю» Андреева отражать атаки французов, превратив его из пехотинца в артиллериста. И именно там, как свидетельствовали участники боя, прогремел ставший известным всей России яростный призыв, выраженный Лермонтовым просто и ясно: «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой...»
Подобные слова произнес полковник Федор Федорович Монахтин, в день битвы исполнявший обязанности начальника штаба 6 пехотного корпуса русской армии, которого многие исследователи считают наиболее вероятным прототипом лермонтовского «слуги царю, отца солдатам».
4. Выразительное чтение стихотворения учителем и беседа по первичному восприятию.
- Какими настроениями сопровождается рассказ старого солдата (уныния, горечи, радости, гордости)? Передались ли эти настроения вам? (В стихотворении звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел).
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
1.Выразительное чтение стихотворения.
2.Составить устные портреты старого и молодого солдата.
3.Выписать из словаря значения слов диалог, монолог, аллитерация, ассонанс.
4.Выписать из текста слова, которыми поэт называет русских солдат. Назвать самые выразительные слова, отражающие героизм, храбрость русских солдат, которые «постояли головою за родину свою».
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»