Урок «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний» (11 класс)
Разработка открытого урока русского языка и информатики на тему «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний» 11 класс.
Цели урока:
развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с компьютером;
обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;
развитие умения работать индивидуально, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Оборудование: оборудование мультимедиа, персональные ноутбуки для каждого учащегося, карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточка-ключ для самопроверки, таблица «Слитное, раздельное и дефисное написание слов», карточки для самостоятельной дифференцированной работы.
Ход урока:
1.Пояснение и запись темы, связь с предыдущим уроком, постановка задач урока (2 минуты).
2. Мини-сценка «Диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (в переводе Н. Галь)».
Деловой человек поднял голову.
— Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов...
— Миллионов чего?
Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.
— Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
— Это что же, мухи?
— Да нет же, такие маленькие, блестящие.
— Пчелы?
— Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
— А звезды?
— Вот-вот. Звезды.
— Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
— Что делаю?
— Да.
— Ничего не делаю. Я ими владею.
— Владеешь звездами?
— Да.
— Но я уже видел короля, который...
— Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то(же).
— А для чего тебе владеть звездами?
— Чтоб быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто — нибудь откроет.
«Самое главное, за что ценят собеседника – грамотная, качественная речь. Зачем покупать звезды, которые и так можно наблюдать, не покупая их. А хорошую качественную речь ни за какие деньги не купишь, — подумал Маленький принц.
3. Учитель информатики дает задание по работе в программе Word Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в 5-9 классах). Каждый ученик получает задание со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 3 минуты. 1 ученик читает выписанные существительные, 2 ученик — прилагательные, 3- наречия, 4-местоимения, 5-предлоги. Слова необходимо занести в таблицы (заранее есть у каждого учащегося), также таблица в компьютере. Таблица приготовлена на интерактивной доске.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)Казахстана, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
Имя сущ.Имя прил.наречиеместоимениепредлог
После выполнения задания каждый ученик получает карточку-ключ для самопроверки и исправляет допущенные ошибки:
Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок.…Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (5 минут).
4.Индивидуальная работа, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 0,5 балла (2 + 3 =5 минут).
5. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается каждому ученику в процессе урока). Приложение 1.
Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:
· Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?
· Как определить написание сложного прилагательного?
· Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?
· Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?
· Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.
· Определите по таблице, как пишутся слова микрокалькулятор, северо-восток, озеро Балхаш, вице-спикер, выпукло-вогнутый, древнерусский, впустую, едва-едва, по-старому, не у кого, что-то, в продолжение, вместо.
За каждый правильный ответ прибавляйте к своей предыдущей оценке 0,5 балла.
6. Закрепление знаний. Объяснительный диктант. Под диктовку учащиеся записывают в тетрадях словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы:
Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие ), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).
За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.
Используя некоторые из этих словосочетаний, составьте и запишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Например: В продолжение недели известный ученый читал научно-популярный журнал, который был посвящен историко-литературному процессу в Казахстане, и еле-еле справился с одной из статей, написанной явно безграмотным человеком.
За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.
Учитель информатики. Откройте программу Microsoft Power Point Сделайте мини-презентацию по теме урока «Слитные, раздельные, дефисные написания». Затем показ лучших работ. Оценка
8 минут
7. Итоги урока. Беседа. Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставите себе оценку. Шкала оценивания своей работы:
8-9 баллов – «5», 6-7 баллов – «4», 4-5 баллов – «3».
Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.
Общие итоги урока, качественная характеристика работы каждого, оценки за урок (3 минуты).
Домашнее задание: подберите и запишите по 5 слов на все те случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов, которые вызывают у вас затруднения. Графически обоснуйте выбор написания.
Пояснительная записка
· Тема урока орфографическая, сложная, требующая хорошей базы из курса 5 –9 классов и умения обобщать и систематизировать материал. Сложность представляет для учащихся, имеющих слабую подготовку или для учащихся с низким темпом деятельности.
· Тип урока – обобщение знаний и закрепление орфографического навыка.
· Главный этап – (4) обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» и (5) закрепление знаний. Объяснительный диктант. На этих этапах ученики не только вспоминают изученный материал, но и с помощью учителя и справочного материала систематизируют его, т.к. эти темы изучаются в курсе орфографии с 5-го по 7-ой классы и не всегда представляют собой целостную картину в сознании учащихся старшей школы. Материал объемный и сложный, поэтому таблица предлагается в готовом виде для анализа, а не составляется учениками на уроке. Задача – научить применять многочисленные правила, регламентирующие данный тип написания, на практике, чему и служат последующие этапы урока. Предыдущие же этапы подготавливают к восприятию материала.
· Оценка успешности достижения целей урока:
· Показатели реального результата – собранные в конце урока тетради с самостоятельно выполненным заданием. По ним и будет виден реальный результат и реальный уровень каждого ученика в данном вопросе.
· Перспективы. Исходя из анализа работ и вопросов по домашнему заданию, на следующем уроке продолжить анализ темы и закрепление орфографического навыка.
Приложение 1. Таблица.
Слитные, раздельные, дефисные написания.
Часть речи |
слитно |
раздельно |
Через дефис |
Имя существительное |
С иноязычными элементами анти, авиа, био, гео, микро, мото, стерео,теле, фото и т. п.( мотокросс, фотосинтез; искл. контр-адмирал). С соединительной гласное О или Е (землемер, ледокол). Без соединительной гласной с глагольной первой частью на И (вертихвостка, сорвиголова). Первая часть – в начальной форме (семядоля, времяисчисление, времяпрепровождение). С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с согласной, с первой частью ПОЛУ- (полчаса, полвека, полукеды). Первая часть – числительное в родительном падеже (пятитомник). |
Первая часть – приложение (старик крестьянин, волшебница зима). Приложение – имя собственное (река Иртыш, улица Арбат). Существительные с предлогом (с веток). |
Состоящие из двух слов без соединительной гласной (диван-кровать). С иноязычными элементами вице-, лейб-, обер-, штаб-, штабс-, унтер-, экс- (экс-чемпион). Названия единиц измерения (киловатт-час). Названия промежуточных сторон света (юго-восток). Составные фамилии и географические названия (Нью-Йорк, Мамин-Сибиряк). С первой частью ПОЛ- (ПОЛОВИНА), если второй корень начинается с гласной, с Л, с заглавной буквы (пол-окна, пол-лимона, пол-Астаны). |
Имя прилагательное |
Образованные от сложных существительных (лесостепной). Первая часть – числительное в родительном падеже (четырехэтажный). Образованные из подчинительных словосочетаний (западноевропейский от Западная Европа). |
Сочетания наречия и прилагательного (прямо противоположный). |
Образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо-западный). Образованные из сочинительных словосочетаний, т.е. тех, в которых слова равноправны (шахматно-шашечный от шахматы И шашки). Обозначающие сложный цвет (ярко-синий). Обозначающие качество с дополнительным оттенком (кисло-сладкий). |
наречие |
Оканчивающиеся на –УЮ с приставками В, НА, ЗА (вплотную, зачастую). Образованные из предлога и местоимения (вовсю), из предлога и наречия (доныне), из предлога В и существительного ПОЛ (вполсилы, искл. в пол-лица), сочетания предлогов с краткими прилагательными (наглухо), из предлога с существительным со значением пространства и времени (вниз, вглубь). |
Образованные из предлога В и существительного, начинающегося на гласную (в обнимку), из сочетания предлога ПО и собирательного числительного (по двое). Образованные из существительных на –АХ (на рысях, в сердцах). Сочетание наречия и краткого прилагательного (широко известно). |
Наречия с приставкой ПО- и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ, -И (по-доброму, по-дружески). Наречия с приставкой В- (ВО-) и суффиксом –ЫХ (-ИХ) (во-первых, в-пятых). Наречия, образованные путем повтора (чуть-чуть). Синонимические пары (шито-крыто, подобру-поздорову). |
местоимение |
В неопределенных и отрицательных местоимениях с приставками НЕ, НИ (некто, ничто). |
Местоимения с предлогом (предо мной, со мной). Неопределенные и отрицательные местоимения с приставками, если между приставками НЕ, НИ или частицей КОЕ и местоимением есть предлог (кое у кого, не с кем). |
Неопределенные местоимения, образованные с помощью частиц КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ (кое-как, кто-нибудь). |
предлог |
Ряд производных предлогов (вследствие (=из-за), наподобие, наперекор, ввиду (=из-за), вместо, насчет (=О), несмотря на, невзирая на (со значением уступки). |
ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД. |
Ряд производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение (со значением времени), по причине, в целях, в отличие). |
Данная работа представляет собой методическую разработку интегрированного урока-практикума по русскому языку и информатике в 11 классе. Преподавание русского языка в 10 -11 классах часто вызывает сложности, так как курс носит обобщающий характер, а уровень подготовки детей разный. Вашему вниманию предлагается подробный план по одной из труднейших тем русской орфографии.
Разработка открытого урока русского языка и информатики на тему «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний» 11 класс.
Цели урока:
развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с компьютером;
обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;
развитие умения работать индивидуально, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Оборудование: оборудование мультимедиа, персональные ноутбуки для каждого учащегося, карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточка-ключ для самопроверки, таблица «Слитное, раздельное и дефисное написание слов», карточки для самостоятельной дифференцированной работы.
Ход урока:
1.Пояснение и запись темы, связь с предыдущим уроком, постановка задач урока (2 минуты).
2. Мини-сценка «Диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (в переводе Н. Галь)».
Деловой человек поднял голову.
— Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов...
— Миллионов чего?
Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.
— Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
— Это что же, мухи?
— Да нет же, такие маленькие, блестящие.
— Пчелы?
— Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
— А звезды?
— Вот-вот. Звезды.
— Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
— Что делаю?
— Да.
— Ничего не делаю. Я ими владею.
— Владеешь звездами?
— Да.
— Но я уже видел короля, который...
— Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то(же).
— А для чего тебе владеть звездами?
— Чтоб быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто - нибудь откроет.
«Самое главное, за что ценят собеседника – грамотная, качественная речь. Зачем покупать звезды, которые и так можно наблюдать, не покупая их. А хорошую качественную речь ни за какие деньги не купишь, — подумал Маленький принц.
3. Учитель информатики дает задание по работе в программе Word Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в 5-9 классах). Каждый ученик получает задание со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 3 минуты. 1 ученик читает выписанные существительные, 2 ученик - прилагательные, 3- наречия, 4-местоимения, 5-предлоги. Слова необходимо занести в таблицы (заранее есть у каждого учащегося), также таблица в компьютере. Таблица приготовлена на интерактивной доске.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)Казахстана, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
Имя сущ. |
Имя прил. |
наречие |
местоимение |
предлог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После выполнения задания каждый ученик получает карточку-ключ для самопроверки и исправляет допущенные ошибки:
Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок.…Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (5 минут).
4.Индивидуальная работа, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 0,5 балла (2 + 3 =5 минут).
5. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается каждому ученику в процессе урока). Приложение 1.
Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:
· Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?
· Как определить написание сложного прилагательного?
· Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?
· Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?
· Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.
· Определите по таблице, как пишутся слова микрокалькулятор, северо-восток, озеро Балхаш, вице-спикер, выпукло-вогнутый, древнерусский, впустую, едва-едва, по-старому, не у кого, что-то, в продолжение, вместо.
За каждый правильный ответ прибавляйте к своей предыдущей оценке 0,5 балла.
6. Закрепление знаний. Объяснительный диктант. Под диктовку учащиеся записывают в тетрадях словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы:
Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие ), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).
За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.
Используя некоторые из этих словосочетаний, составьте и запишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Например: В продолжение недели известный ученый читал научно-популярный журнал, который был посвящен историко-литературному процессу в Казахстане, и еле-еле справился с одной из статей, написанной явно безграмотным человеком.
За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.
Учитель информатики. Откройте программу Microsoft Power Point Сделайте мини-презентацию по теме урока «Слитные, раздельные, дефисные написания» . Затем показ лучших работ. Оценка
8 минут
7. Итоги урока. Беседа. Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставите себе оценку. Шкала оценивания своей работы:
8-9 баллов – «5», 6-7 баллов – «4», 4-5 баллов – «3».
Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.
Общие итоги урока, качественная характеристика работы каждого, оценки за урок (3 минуты).
Домашнее задание: подберите и запишите по 5 слов на все те случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов, которые вызывают у вас затруднения. Графически обоснуйте выбор написания.
Пояснительная записка
· Тема урока орфографическая, сложная, требующая хорошей базы из курса 5 –9 классов и умения обобщать и систематизировать материал. Сложность представляет для учащихся, имеющих слабую подготовку или для учащихся с низким темпом деятельности.
· Тип урока – обобщение знаний и закрепление орфографического навыка.
· Главный этап – (4) обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» и (5) закрепление знаний. Объяснительный диктант. На этих этапах ученики не только вспоминают изученный материал, но и с помощью учителя и справочного материала систематизируют его, т.к. эти темы изучаются в курсе орфографии с 5-го по 7-ой классы и не всегда представляют собой целостную картину в сознании учащихся старшей школы. Материал объемный и сложный, поэтому таблица предлагается в готовом виде для анализа, а не составляется учениками на уроке. Задача – научить применять многочисленные правила, регламентирующие данный тип написания, на практике, чему и служат последующие этапы урока. Предыдущие же этапы подготавливают к восприятию материала.
· Оценка успешности достижения целей урока:
· Показатели реального результата – собранные в конце урока тетради с самостоятельно выполненным заданием. По ним и будет виден реальный результат и реальный уровень каждого ученика в данном вопросе.
· Перспективы. Исходя из анализа работ и вопросов по домашнему заданию, на следующем уроке продолжить анализ темы и закрепление орфографического навыка.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»