Мастер-класс "Аксессуары в этническом стиле"
Краткое описание
Знакомство с декоративным искусством коренных народов Севера для учащихся является ступенькой в постижении общечеловеческих духовных ценностей и мировой культуры, а также пониманию национальной самобытной культуры коренных народов Севера и воспитанию национальной терпимости. Данный мастер-класс – «Традиционные сумки народов Ямала» – это одно из практических занятий по программе «Художественная культура народов Ямала», которая в практической части направлена на освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами и на развитие собственных возможностей и способностей в условиях свободного творчества учащихся.
Цель: Приобщение участников мероприятия к этнокультурным традициям коренных малочисленных народов Севера, через создание этнической сумочки с использованием народных мотивов.
Задачи:
- познакомить с особенностями традиционных сумок;
- изучить конструктивные и технологические критерии изготовления изделия;
- приобретение навыков по выполнению этнической сумочки, для дальнейшего использования изученного материала в работе с детьми.
Цель: Приобщение участников мероприятия к этнокультурным традициям коренных малочисленных народов Севера, через создание этнической сумочки с использованием народных мотивов.
Задачи:
- познакомить с особенностями традиционных сумок;
- изучить конструктивные и технологические критерии изготовления изделия;
- приобретение навыков по выполнению этнической сумочки, для дальнейшего использования изученного материала в работе с детьми.
Описание
Инструменты и материалы: / На 1 участника /
Ножницы;
швейная и бисерная игла;
портняжный мел;
линейка;
лист бумаги формат-А4;
простой карандаш;
нитки разного цвета в тон ткани;
бисер разноцветный;
шнур: ширина 03 – 05 см., длина 35 см.- для ручки изделия;
лоскутки кожи, замши или разноцветного сукна или тесьмы, бусы — для декоративного оформления изделия;
сукно или драп контрастных цветов для основы изделия:
лоскут 14 х 14, 2 детали;
лоскут 6 х 28см.
подкладочная ткань — лоскут 14 х 28, 1 деталь.
Литературный ряд: Л. Лапцуй стихотворение «Если жилы запоют».
Используемый словарь: пад, падко, туця’ (н), орнамент из сукна, сувенир.
Используемая литература:
1. Рындина О.М. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири», т.3. 1995г.
2. Сязи А.М. «Узоры северного сияния» I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.
3. Сязи А.М. «Орнамент и вещь в культуре народов Нижнего Приобья»,2000г.
4. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 г.
5. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса /Под. ред.Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001 г.
6. Словарь ненецко-русский /Сост. Н.М. Терещенко.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2003г.
План мастер-класса:1.Организационная часть: проверить готовность, наличие материалов и инструментов.
2 Теоретическая часть:
Беседа «Роль и характерные особенности традиционных сумок коренных народов Севера». Экспозиция сумок.
3Практическая часть:
— Художественно-конструктивный анализ изготовления изделия;
— работа с технологической картой «Последовательность выполнения изделия»;
- самостоятельное изготовление изделия участниками.
4. Итог мероприятия. Анализ и выставка выполненных работ.
Роль и характерные особенности традиционных сумок.
Среди аксессуаров сумка является одним из древних составляющих костюма. В условиях кочевой жизни, с ее постоянными сборами в дорогу, упаковкой и распаковкой утвари, каждая вещь должна иметь строго определенное место. Таким местом в течение многих веков у ненцев являлась меховая сумка. В ней хранили и перевозили одежду, предметы языческого культа, мужские орудия труда — домашний скарб жителей тундры. Исключительная роль сумки в кочевом хозяйстве отражена в древнем обычае давать невесте в качестве приданого определенное количество сумок. Будущая жена, как правило, сама шила их до замужества.
Типы выделены по нескольким характерным особенностям: назначению, размеру, форме, способу закрывания. У ненцев сумки изготавливались из меха. Они были двух видов: вытянутые по горизонтали и по вертикали.
Пад – мешок разных размеров вытянутый горизонтально. Средний 40 х 60. Сшивают из двух половин (передней и задней), представляющих собой прямоугольные полотнища меха или ровдуги. Переднюю сторону богато орнаментируют, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Для закрывания ее служили парные ровдужные ремешки (сись'). В пад хранили меховую одежду, шкурки пушных зверей, складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. В чумах иногда служили подушками. Они удобны для перевозки вещей на нартах.
Туця’ — женская сумочка для швейных принадлежностей (из оленьей шкуры или цветного сукна). Форма вытянута вертикально, украшается орнаментом с двух сторон в технике меховой мозаике и разноцветными полосками сукна и сверху затягивается ровдужной вздёржкой. Ненецкая женская сумка имеет рациональную конструкцию. Она образована из двух частей: основы и устья. Основная часть состоит из передней (ся") и задней (хэв) стенок. У туця они всегда соединены с помощью меховой или ровдужной вставки, проходящей через бока и дно, что позволяет придать сумке необходимый объем
Сумка — женская вещь, и обязательно находится на женской половине чума. Более конкретное местоположение пад обуславливается ее содержимым. Большой пад, в которой собрано все для шитья, женщины держали возле себя. Другие могли положить около шестов, у основания чума. Глазные отверстия на сумке всегда зашиты полосками меха и цветного (красного, желтого, зеленого) сукна в качестве канта. Кроме этого, на место глазниц могли вставить треугольники меха с полосками сукна. Бахрому прикрепляли пучками по несколько полосок или равномерно по всему овалу. Встречаются сумки и без ровдужной бахромы. К концам полосок бахромы (дл. 5—7см) иногда прикрепляли копытца новорожденных телят, которые при пользовании сумочкой издавали своеобразный звук. С одного бока на ровдужную петельку или металлическую цепочку к туця' привешивали маленькую сумочку падко (размером около 8x10 см) для хранения ниток из сухожилий, кусочков сукна, с другого — игольницу, украшенную сукном (нив нэся).
Игольницей, как правило, служил овальный кусок шкуры оленя, сложенный вдоль пополам, обшитый со стороны мездры цветным сукном. К нижнему краю игольницы пришивали мешочек для хранения наперстков. Её так же украшали цветным сукном, вставленным в шов, либо суконной или ровдужной бахромой. Футляр для наперстка появился на сумке одновременно с самим наперстком, в конце XIX—начале XX века. До этой поры мастерицы защищали пальцы от укола иглы кусочком ровдуги, сложенным в несколько слоев.
Падко(уменьшительное) — мешочек, для хранения мелких домашних вещей. Ширина и высота ее почти равны, завязывается парой ровдужных завязок. Падко использовали для хранения сукна, ниток из жил, пуговиц, мелких домашних вещей. В некоторых женщины могли хранить свои платки. Передняя и задняя стенки пришиты непосредственно друг к другу, без соединительной вставки. Высота падко обычно 17 см — 25 см, ширина 15 см — 32 см. При этом у каждой сумки ширина практически равна высоте. Когда ненецкая девочка достигала 6-7 летнего возраста, мать давала ей в руки иглу, она начинала осваивать искусство шитья по меху, падко становилось первой сумкой в жизни девочки, в ней она хранила игрушки и кукольную одежду (сянако пад). Однако с каждым изделием мастерство росло.
Падко чаще всего пришивали к туця, но могли использовать и как самостоятельную вещь. Во время перекочевки падко с жильными нитками, сукном убирали в тучя.
Своеобразным видом украшения сумок были копытца новорожденных оленят, они образовывали на лицевой стороне сумки шашечный узор. Маленькие вертикальные сумочки имели конвертики для иголок и ниток, эти конвертики украшались бисером. К сумкам крепились многочисленные металлические привески: цепочки, колечки, пуговицы и монетки. Они бренчали, нарушая молчание заснеженной тундры.
Прошло столетие, но и сегодня «меховые мешки» преимущественно используются только теми, кто ведет традиционный образ жизни. Когда ненцы говорят, мудрую пословицу: «Правый указательный палец женщины держит всю тундру», они вспоминают неустанно работающие руки хозяйки чума и быстрое мелькание наперстка. Обшивая свою семью, ремонтируя для мужа и детей одежду и обувь, великая труженица обеспечивала благополучие всего рода и поддерживала вековой порядок бытия. А без вечной спутницы — сумки, сделать это трудно.
Практическая часть: Изготовление сумочки с применением традиционного орнамента, руководствуясь технологической картой «Последовательность выполнения изделия». В ходе работы важно соблюдать правила техники безопасности.
1. Выполнить эскиз сумочки.
2. Раскрой деталей изделия, согласно эскизу с использованием шаблона:
— основа сумочки — сукно или драп контрастных цветов для основы изделия:
— лоскут 14 х 14см - 2 детали; устье — лоскут 6 х 28см — 1 деталь;
-подкладка: ткань - 14 х 28см — 1 деталь;
— кант ( по желанию) сукно: 2см х 28см — 1 деталь.
3.Выполнение заготовки орнамента:
— Орнамент закрепить на сукно 7 Х 7 швом через край;
-Наметить , приметать и закрепить заготовку орнамента к основе передней части изделия швом через край.
4.Соединение деталей основы сумочки:
Соедините обе стороны основы стебельчатым швом.
! по желанию прокладывается кант между основными деталями сумки
5. Выполнение устья сумки:
> — Соединить деталь устья сумки по ширине;
> — Пришить устье к верхней части изделия;
> — Согнуть верхнюю часть сумки вовнутрь изделия; ≈ 2 см;
> — Наметить место выхода шнурка;
> — Закрепить отогнутый край устья швом через край.
6. Выполнение подкладки сумки.
> — Соединить подкладку сумки по боковым швам;
> — Вставить подкладку вовнутрь сумки и прикрепить потайным швом к внутренней стороне сумки.
> Декорирование сумки: по необходимости выполнить до вставки подкладки.
Итог мероприятия Анализ и выставка выполненных работ.
Ножницы;
швейная и бисерная игла;
портняжный мел;
линейка;
лист бумаги формат-А4;
простой карандаш;
нитки разного цвета в тон ткани;
бисер разноцветный;
шнур: ширина 03 – 05 см., длина 35 см.- для ручки изделия;
лоскутки кожи, замши или разноцветного сукна или тесьмы, бусы — для декоративного оформления изделия;
сукно или драп контрастных цветов для основы изделия:
лоскут 14 х 14, 2 детали;
лоскут 6 х 28см.
подкладочная ткань — лоскут 14 х 28, 1 деталь.
Литературный ряд: Л. Лапцуй стихотворение «Если жилы запоют».
Используемый словарь: пад, падко, туця’ (н), орнамент из сукна, сувенир.
Используемая литература:
1. Рындина О.М. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири», т.3. 1995г.
2. Сязи А.М. «Узоры северного сияния» I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.
3. Сязи А.М. «Орнамент и вещь в культуре народов Нижнего Приобья»,2000г.
4. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 г.
5. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса /Под. ред.Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001 г.
6. Словарь ненецко-русский /Сост. Н.М. Терещенко.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2003г.
План мастер-класса:1.Организационная часть: проверить готовность, наличие материалов и инструментов.
2 Теоретическая часть:
Беседа «Роль и характерные особенности традиционных сумок коренных народов Севера». Экспозиция сумок.
3Практическая часть:
— Художественно-конструктивный анализ изготовления изделия;
— работа с технологической картой «Последовательность выполнения изделия»;
- самостоятельное изготовление изделия участниками.
4. Итог мероприятия. Анализ и выставка выполненных работ.
Роль и характерные особенности традиционных сумок.
Среди аксессуаров сумка является одним из древних составляющих костюма. В условиях кочевой жизни, с ее постоянными сборами в дорогу, упаковкой и распаковкой утвари, каждая вещь должна иметь строго определенное место. Таким местом в течение многих веков у ненцев являлась меховая сумка. В ней хранили и перевозили одежду, предметы языческого культа, мужские орудия труда — домашний скарб жителей тундры. Исключительная роль сумки в кочевом хозяйстве отражена в древнем обычае давать невесте в качестве приданого определенное количество сумок. Будущая жена, как правило, сама шила их до замужества.
Типы выделены по нескольким характерным особенностям: назначению, размеру, форме, способу закрывания. У ненцев сумки изготавливались из меха. Они были двух видов: вытянутые по горизонтали и по вертикали.
Пад – мешок разных размеров вытянутый горизонтально. Средний 40 х 60. Сшивают из двух половин (передней и задней), представляющих собой прямоугольные полотнища меха или ровдуги. Переднюю сторону богато орнаментируют, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Для закрывания ее служили парные ровдужные ремешки (сись'). В пад хранили меховую одежду, шкурки пушных зверей, складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. В чумах иногда служили подушками. Они удобны для перевозки вещей на нартах.
Туця’ — женская сумочка для швейных принадлежностей (из оленьей шкуры или цветного сукна). Форма вытянута вертикально, украшается орнаментом с двух сторон в технике меховой мозаике и разноцветными полосками сукна и сверху затягивается ровдужной вздёржкой. Ненецкая женская сумка имеет рациональную конструкцию. Она образована из двух частей: основы и устья. Основная часть состоит из передней (ся") и задней (хэв) стенок. У туця они всегда соединены с помощью меховой или ровдужной вставки, проходящей через бока и дно, что позволяет придать сумке необходимый объем
Сумка — женская вещь, и обязательно находится на женской половине чума. Более конкретное местоположение пад обуславливается ее содержимым. Большой пад, в которой собрано все для шитья, женщины держали возле себя. Другие могли положить около шестов, у основания чума. Глазные отверстия на сумке всегда зашиты полосками меха и цветного (красного, желтого, зеленого) сукна в качестве канта. Кроме этого, на место глазниц могли вставить треугольники меха с полосками сукна. Бахрому прикрепляли пучками по несколько полосок или равномерно по всему овалу. Встречаются сумки и без ровдужной бахромы. К концам полосок бахромы (дл. 5—7см) иногда прикрепляли копытца новорожденных телят, которые при пользовании сумочкой издавали своеобразный звук. С одного бока на ровдужную петельку или металлическую цепочку к туця' привешивали маленькую сумочку падко (размером около 8x10 см) для хранения ниток из сухожилий, кусочков сукна, с другого — игольницу, украшенную сукном (нив нэся).
Игольницей, как правило, служил овальный кусок шкуры оленя, сложенный вдоль пополам, обшитый со стороны мездры цветным сукном. К нижнему краю игольницы пришивали мешочек для хранения наперстков. Её так же украшали цветным сукном, вставленным в шов, либо суконной или ровдужной бахромой. Футляр для наперстка появился на сумке одновременно с самим наперстком, в конце XIX—начале XX века. До этой поры мастерицы защищали пальцы от укола иглы кусочком ровдуги, сложенным в несколько слоев.
Падко(уменьшительное) — мешочек, для хранения мелких домашних вещей. Ширина и высота ее почти равны, завязывается парой ровдужных завязок. Падко использовали для хранения сукна, ниток из жил, пуговиц, мелких домашних вещей. В некоторых женщины могли хранить свои платки. Передняя и задняя стенки пришиты непосредственно друг к другу, без соединительной вставки. Высота падко обычно 17 см — 25 см, ширина 15 см — 32 см. При этом у каждой сумки ширина практически равна высоте. Когда ненецкая девочка достигала 6-7 летнего возраста, мать давала ей в руки иглу, она начинала осваивать искусство шитья по меху, падко становилось первой сумкой в жизни девочки, в ней она хранила игрушки и кукольную одежду (сянако пад). Однако с каждым изделием мастерство росло.
Падко чаще всего пришивали к туця, но могли использовать и как самостоятельную вещь. Во время перекочевки падко с жильными нитками, сукном убирали в тучя.
Своеобразным видом украшения сумок были копытца новорожденных оленят, они образовывали на лицевой стороне сумки шашечный узор. Маленькие вертикальные сумочки имели конвертики для иголок и ниток, эти конвертики украшались бисером. К сумкам крепились многочисленные металлические привески: цепочки, колечки, пуговицы и монетки. Они бренчали, нарушая молчание заснеженной тундры.
Прошло столетие, но и сегодня «меховые мешки» преимущественно используются только теми, кто ведет традиционный образ жизни. Когда ненцы говорят, мудрую пословицу: «Правый указательный палец женщины держит всю тундру», они вспоминают неустанно работающие руки хозяйки чума и быстрое мелькание наперстка. Обшивая свою семью, ремонтируя для мужа и детей одежду и обувь, великая труженица обеспечивала благополучие всего рода и поддерживала вековой порядок бытия. А без вечной спутницы — сумки, сделать это трудно.
Практическая часть: Изготовление сумочки с применением традиционного орнамента, руководствуясь технологической картой «Последовательность выполнения изделия». В ходе работы важно соблюдать правила техники безопасности.
1. Выполнить эскиз сумочки.
2. Раскрой деталей изделия, согласно эскизу с использованием шаблона:
— основа сумочки — сукно или драп контрастных цветов для основы изделия:
— лоскут 14 х 14см - 2 детали; устье — лоскут 6 х 28см — 1 деталь;
-подкладка: ткань - 14 х 28см — 1 деталь;
— кант ( по желанию) сукно: 2см х 28см — 1 деталь.
3.Выполнение заготовки орнамента:
— Орнамент закрепить на сукно 7 Х 7 швом через край;
-Наметить , приметать и закрепить заготовку орнамента к основе передней части изделия швом через край.
4.Соединение деталей основы сумочки:
Соедините обе стороны основы стебельчатым швом.
! по желанию прокладывается кант между основными деталями сумки
5. Выполнение устья сумки:
> — Соединить деталь устья сумки по ширине;
> — Пришить устье к верхней части изделия;
> — Согнуть верхнюю часть сумки вовнутрь изделия; ≈ 2 см;
> — Наметить место выхода шнурка;
> — Закрепить отогнутый край устья швом через край.
6. Выполнение подкладки сумки.
> — Соединить подкладку сумки по боковым швам;
> — Вставить подкладку вовнутрь сумки и прикрепить потайным швом к внутренней стороне сумки.
> Декорирование сумки: по необходимости выполнить до вставки подкладки.
Итог мероприятия Анализ и выставка выполненных работ.
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Художественное творчество
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
02 января 2012
Файлы
мастер-класс Аксессуары в этническом стиле .doc
Скачать
фотоприложение.docx
Скачать
2. Раскрой деталей изделия, согласно эскизу с использованием шаблона:
3. Выполнение заготовки орнамента:
4. Соединение деталей основы сумочки:
! Декорирование сумки: по необходимости выполнить до вставки подкладки.
4. Итог мероприятия. Анализ и выставка выполненных работ.
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»