В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Формирование адекватной самооценки личности школьника

Формирование адекватной самооценки личности школьника

Наиля Беширова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 3642
Краткое описание
В любой работе с детьми важно учитывать не только их умственные способности, но и принимать во внимание самооценку ребёнка, его собственные представления о характере и своих возможностях.Ребёнок развивает чувство своей значимости, здоровое чувство самоуважения посредством любви, которую высказывают к нему родители, учителя, сверстники. Ощущение защиты, чувство ребёнка, что его любят, является основой, на которой у ребёнка развивается чувство любви к другим и к себе.
Описание
Введение.

 

Что натолкнуло меня на мысль заняться темой «Самооценка ребенка»? Вся наша деятельность с ее экономическим и духовным спадом, уныние и апатия, овладевшие всеми, приводят к тому, что у людей не формируется положительное отношение друг к другу и к себе. Особенно меня тревожит отсутствие такого позитивного мировосприятия у школьников. Помочь ребятам – вот моя задача, а для этого формулирую цель – достижение согласия с самим собой. Оно может быть достигнуто путем выработки способности принятия самого себя, изменения представлений о самом себе, т.е. формирования адекватной самооценки.
Самооценка – это средство самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Она не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств. Важную роль в ее формировании играет представление  о том, каким человек хотел бы быть, а также как его оценивают другие.
<span style=«FONT-SIZE: 24pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-ansi-language: RU; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA»>Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатсяс явным напряжением.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Формирование адекватной самооценки личности школьника..docx Скачать

Формирование адекватной самооценки личности младшего школьника













Из опыта работы

Н.Б.Бешировой

учителя начальных классов

МОУ «Береговская СОШ»

Каслинского муниципального района











  1. Практические занятия по формированию адекватной самооценки

личности ребенка.

Эрик Берн, известный американский психотерапевт, полагает, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Возраст от 6 до 10 лет называется латентным периодом. Большинство детей начинают свою сознательную жизнь с желания вечно жить и всегда любить своих близких. Но многие обстоятельства жизни через 5-6 лет могут заставить ребенка взглянуть на эти проблемы иначе.

Постоянно он узнает мир и, оглядываясь вокруг, мысленно спрашивает себя: «Что может произойти со мной в этом грандиозном мире?». Он находится в постоянном поиске сюжета, которому подошел бы его сценарий, а также героя, который указал бы ему надлежащую дорогу. В возрасте до 10 лет у ребенка формируется эмоции, которые будут преобладать в его жизни. Помочь ребенку пережить трудности первых лет школьной жизни, а учителю увидеть каждого малыша, помочь ребенку в общении, научить видеть и чувствовать окружающий мир – вот ведущая педагогическая идея этих занятий.

В начале каждого занятия мы договариваемся о выработанных нами вместе принципах проведения занятий:

  • Говорю только от своего имени: «Я…»;

  • Выслушивать каждого желающего, не перебивая;

  • Участие всех;

  • Работать от начала до конца;

  • Давать советы, если просят;

  • За откровенность платить благодарностью и молчанием, а не злорадством и болтовней.

На наших занятиях постоянно действует обратная связь, что позволяет ребенку узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают товарищи, вступающие с ним в контакт. Прежде чем приступить к описанию уроков, хочу отметить, что пространность их описания продиктована желанием передать атмосферу проведения занятий и настроение ребят.

2.2. Урок «Моя уникальность»

1.

  • Здравствуйте, друзья! Курс наших занятий называется «Познай себя». Кажется на первый взгляд, что это просто: познать себя. Правильно?

Но давайте попробуем рассказать о себе самое главное: представьте себе для начала и скажите все, что считаете нужным. Пусть каждый скажет несколько слов о себе. Кто ты? Какой ты? Твои особенности?

Желающих нет, возгласы: «А что рассказывать?»

Наконец решаются 2-3 человека и говорят почти одно и то же: «»Я ученик такого-то класса, мне столько лет, живу там-то, учусь в школе, что еще? Собака у меня есть».

  • Что, неужели все так похожи? Ведь на самом деле вы все такие разные! Ребята! Получается, что все вы одинаковые, как птенцы в инкубаторе, но вот сейчас мы сделаем работу, которая поможет вам научиться рассказывать о себе; называется она «Моя уникальность». Что это – уникальность? Ребята включаются в поиски верного слова: «непохожесть», «индивидуальность», кто-то «Папа рассказывал мне, что в мире все уникально, нет похожих птиц, зверей, людей».

  • Умница, ты прав, приступим к работе. Рисуем четырехугольник, а в нем столбиком пишем свое имя. На каждую букву имени надо придумать слова, но не любые, а те, которые бы соответствовали вашему образу себя, отражали ваш характер, чувства. Например, на букву «р» кто-то напишет «радостный», а другой – «ретивый», а еще можно «ребенок» или «радужный», а еще как? На букву Л – ленивый? Лапочка? Ласковый?

И нтересная или И нтересный

Р аскованная Р рева или ребенок

А ктриса А ктивный

В классе шумное оживление, вопросы: «А на букву «А»? Придумайте вместе: артистичный, активный, аскетичный, ангел, апельсиновый сок (!) Чем больше обсуждаем, тем больше образов (квадрат, ветка сирени, свободная республика, «ниндзя»). В хороших, дружеских классах много доброжелательных советов тем, кто затрудняется сам про себя написать: «Света, напиши, что ты симпатичная», «А Дима – дружелюбный» и т.д.

2.

Затем следующий этап работы – рисуем сердце, а в нем то, что любим: вид спорта, любимую музыку, свое увлечение. Музыка, спорт, сникерсы, мама? (одна? Две? Три? Вещи) Кажущаяся простота этого задания обманчива, т.к. надо выбрать только один вид спорта, стиль музыки и увлечение, а делать выбор не привыкли, многие вообще не задумывались над этим никогда.

3.

Третий этап работы – рисуем солнышко, а в нем или рядом с ним мы должны описать (нарисовать) себя, свою внешность: рост, осанка, глаза, волосы, фигура.

Здесь начинаются вздыхания, т.к. работа очень сложная для ребят. Оказывается, многие не знают, какого цвета у них глаза, волосы. Тут можно порасспрашивать, какие бывают волосы, глаза… Если кто не знает, пусть посмотрит на себя в зеркало. Некоторые сопротивляются: «Как можно описать свое лицо? Хвалить себя нескромно». И тогда я им помогаю: «Сергей, напиши, что у тебя красивые глаза, модная стрижка, но непричесанные уши!» В классе смех, но это помогает понять, что можно спокойно писать не только о красивом, и тогда идут признания: «У меня широкое лицо и нос картошкой», «Волосы каштановые, много веснушек». Несмотря на трудности эта часть работы очень нравится детям, им интересно, кто как написал про себя и совпадает ли их мнение о себе с мнением других, всем не терпится поделиться.

4.

Далее мы приступаем к более спокойной части: рисуем рамочку или квадратик, а в нем «Мое самое любимое воспоминание». Здесь трудность в том, что надо описать одно воспоминание – учимся делать выбор. Дети работают, а мне хорошо видно внутреннее состояние каждого их них. У многих солнечные, радостные воспоминания о море, поездках, бабушках, а вот Ирочка написала о смерти своей бабушки, моя задача исправить подавленное состояние девочки: мягко, потихоньку наводящими вопросами вызываю у нее более радостное воспоминание.

5.

А теперь прошу нарисовать еще один квадрат, но в нем уже «Моя самая заветная мечта» Ура! Строчат и рисуют. И по этим ответам психическое состояние ребенка, его социальная зрелость, проблемы современной жизни: мечты многих основываются на финансовом благополучии, расчете, везении.

6.

И завершающая строчка работы: «Через 15-10-5 лет я буду…» Это небольшая тренировка на умение поставить конкретную, недалекую цель, на привитие навыка планирования жизни.

- Работа завершена, кто хочет поделиться?

Лес рук, почти все хотят. Особенно не терпится мальчикам и действительно: у них, как правило, получаются самые неординарные, интересные работы, они по-новому раскрываются для класса.

Слушаем всех желающих поделиться. Кстати, я обязательно предлагаю детям сохранить свои листочки.

- А сейчас мы вместе сделаем вывод всего урока: какой он? Дети сами говорят о том, что все выступления были непохожими, что все они оказались разными. Теперь всем ясно, что можно о себе рассказать.

Мое заключение: если тебе кажется человек «никаким», то вспомни сегодняшний урок, вывод из него, что «людей неинтересных в мире нет», просто мы мало знаем друг друга!

Комментарий

Это занятие направлено на позитивное восприятие себя, поэтому не допускается высказывания о своих и чужих недостатках, ошибках.


2.3. Урок «Дорога жизни»

Продолжая тему предыдущего урока, мы с вами проделаем путешествие в прошлое. Возьмите листок бумаги, карандаш или фломастеры, положите это перед собой и сядьте удобно. Закройте глаза, представьте себе длинную дорогу. В начале этой дороги – ваше рождения, в конце – вы сегодняшний. Как вы представите себе это дорогу- дело ваше. Может быть, это будет изображение на карте, может быть, это просто календарные листки с теми датами, которые были для вас самыми важными. Какие пункты, какие главные события на дороге твоей жизни? Детский сад? Твоя любимая игрушка? Твой друг или подруга? Любимая книжка? Твои потери? Обиды? Радости? Какие подъемы на дороге твоей жизни? Что они значат для тебя? Были ли канавы на этой дороге? Были ли солнечные полянки? Откройте глаза и попробуйте нарисовать свою дорогу жизни.

Вспомните, что с вами происходило от рождения до сегодняшнего дня и начертите или нарисуйте свою дорогу жизни. Как вы ее себе представляете: как карту, календарь, кадры из фильмов? У каждого из вас свое видение, свое прелставление. Может быть, это будет какой-то график, фиксирующий взлеты и падения, или прямая дорога, простирающая слева направо, можете начать с центра и двигаться от него по кругу.

Любой способ будет правильным. Одинаковым будет только то, что в начале дороги вы поставите дату своего рождения и по всей дороге вы отметите основные события вашей жизни, указывая место и время. На своею дорогу вы поставьте все, что пожелаете: любимых друзей, книгу, куклу, увлечение, интересы – все, что в вашей жизни вам кажется важным и без чего вы не можете обойтись. Как всегда, можно не только писать, но и рисовать.

Несколько минут идут вопросы-уточнения, затем ребята сосредоточенно работают.

Я потихоньку подхожу к каждому, помогаю что-то вспомнить, вместе высчитываем даты событий. Наблюдаю за детьми:

Игорь: «А мне вспоминается только все плохое». Предлагаю ему посидеть, не спешить. Лучше ориентировать на светлые пункты, хотя если у ребенка всплывают страшные или трудные события, на это надо обратить внимание.

Тетя упала с крана. Мама развелась с папой. Это материал для беседы с учителем.

Летят вопросы: «А можно нарисовать свою «Барби», она всегда со мной!»

  • Конечно.

  • А собаку? Она член нашей семьи!

  • Можно.

  • А «Денди»?

  • Пожалуйста.

Через некоторое время подхожу к Игорю: у него на дороге только радостные и счастливые события – «Я подумал и решил, что хорошего больше». А вот другой мальчик: до развода родителей на его дороге много событий, а после – нет ничего, пустота на протяжении четырех лет и только компьютер занял место ближе к сегодняшнему дню. Наводящими вопросами помогаю заполнить этот провал. Потихоньку спрашиваю у девочки: «А где твои родители на твоей дороге?»

  • А я не хочу их сюда ставить.

  • А кто у тебя еще есть?

  • Брат, я его вот здесь нарисую.

Целая страна чувств! Просто клад! После урока приглашаю Катю на собеседование. И это не единственное мое открытие. На каждом занятии несколько детей обязательно проявятся совершенно с неожиданной стороны.

Дележка заканчивается и делаем вывод из нашей работы:

Уже прожито 9 лет, вот уже сколько всего было в моей жизни! И я, оказывается, сам могу решить, что оставить на моей дороге, а что убрать, я ее могу заполнить только хорошим или наоборот. Я сам могу решить, что в моей жизни важно, а что нет. Значит, какую захочу иметь дорогу – судьбу, такой она и будет! Я хозяин своей судьбы! В глазах восторг открытия.

  • Ребята, пройдет время, нарисуйте еще раз свою дорогу, сравните с этой, как она изменилась? Что включили в новую жизнь, дописывать, размышлять.

  • А можно забрать работу домой? Я ее доделаю, раскрашу фломастерами.

  • Это будет замечательно! А кто дома расскажет родителям о своей работе?

Много рук, но не все (в старших классах меньше половины).

  • Можно мне сдать свою работу Вам?

  • Спасибо за доверие! Всем спасибо за урок!

Комментарий.

Можно провести выставку работ в классе. Обсуждение можно проводить целым классом, а можно по группам 6-7 человек, в этом случае у всех желающих есть возможность рассказать о себе. Заставлять показывать работы без желания ребят нельзя! Ребята делятся много и радостно. Хорошо если во время работы в классе будет звучать спокойная красивая музыка.


2.4. Урок «Дом будущего»

  • Дорогие друзья! Мы с вами заглядывали в прошлое, а что ждет нас впереди? Давайте помечтаем, попробуем предугадать будущие события. Что обязательно должно войти в нашу жизнь, без чего мы не сможем? Общими силами мы формулируем пять основных ценностей: семья, профессия (учеба, работа), друзья, увлечения, материальные блага. А теперь рисуем 5-этажный дом и размещаем эти ценности по этажам. Но для начала определите свой возраст: каждый волен выбрать любой возраст после 18 лет. Запишите этот возраст в кружке на крыше дома.

На этаже вы не просто записываете, а расшифровываете:

  • СЕМЬЯ – назовите всех, кто будет в вашей семье жить, что делаете вы в семье. Принцип работы «здесь и сейчас», поэтому дом получится как бы в разрезе, как будто убрали одну стену и вы описываете, что вы делаете в этот момент (стираете, убираете, лежите на диване, играете и т.д.)

  • РАБОТА – вы учитесь, получая какую-то профессию, или уже работаете – где и кем?

  • УВЛЕЧЕНИЕ – поездки, спорт, коллекционирование, кино и театры, книги и т.д.

  • ДРУЗЬЯ – много их или мало, они новые или это друзья детства. Чем в данный момент вы занимаетесь с ними?

  • МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА – насколько вы материально обеспечены? Как вы живете, чем владеете?

И еще сделайте ранжирование: самое ценное разместите на верхнем этаже, а менее ценное спускайте вниз.

2 этап работы. Теперь пусть каждый представит. Какой у него характер, эмоциональное состояние личностные качества на каждом из этажей. Принимая во внимание все. Что уже сделано, создайте свой единый образ «Я в будущем». Ваш словесный портрет должен включать как внешние, так и внутренние качества.

Вся эта работа как увлекательна, так и трудна. Здесь проявляется то, что дети не особо задумываются о конкретном будущем, о своем месте в жизни.

Результаты работы показывают эмоциональное и психическое состояние детей, например Андрей в состав семьи не включил своих будущих детей: «Мне они не нужны». У тихой, внешне замкнутой Маши почти во всем трудности – никак не представит это загадочное будущее, мешают отсутствие фантазии и тревожное ожидание взрослой жизни, т.к. ее растит одна мама.

- Маша, возьми чистый лист и нарисуй, создай дом, но не такой, какой у тебя может получиться, а такой, какой ты хочешь.

В конце делимся наработанным.

Комментарий.

Ранжирование ценностей показывает на соответствие главных качеств личности жизненным ценностям: так, например, описывая свой образ, ученик пишет, что он заботливый, любит детей, умелый хозяин, а сам семью ставит на 1 этаж, т.е. она не является для него главной ценностью, тогда предлагаю ему подумать над тем, почему возникло расхождение и сделать выбор.

На этаже материального благополучия у многих машины, дачи, миллионы. Поэтому после этого урока в программу можно включить тренинг «Условия моего счастья», разработанный Козловым Н.И.

Из собранных работ можно устроить выставку в классе, где доверяют друг другу.


2.5. Урок «Спасибо жизни».

  • Дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с вами, как мы относимся к нашей жизни, какая она: хорошая или плохая, трудная или легкая. На прошлом уроке мы увидели, что уже немало свершилось в нашей жизни, у каждого получилось своя дорога, особенная, ни на чью не похожая, а теперь мы посмотрим, много ли в нашей жизни хорошего, можем ли мы ей сказать «Спасибо»?

Возгласы: «Да что сейчас хорошего?», «Учиться надоело!»

  • И все-таки, в каждой жизни, в любом прожитом дне есть свои плюсы и минусы. Давайте, разделим лист бумаги пополам и на одной стороне поставим плюс или «спасибо», а на ругой – минус или записать то, чем вы довольны и чем нет. Не пишите длинных фраз, например, если хочешь сказать «спасибо» за то, что ты родилась девочкой, напиши «я – девочка» в левой колонке. Будет ли там то, что ты живешь? Что у тебя есть дом? Мама? Папа?

Затем проведите черту и поставьте итоговые цифры, например, в левой колонке получилось 8 пунктов, а в правой 3 – ставите под чертой 8/3.

Прежде чем написать, вспомните про родных и друзей, про школу и путешествия, т.е. все, что вы ставили на «дорогу жизни», только уже с элементом оценки «хорошо-плохо». Не торопитесь быстрее написать, что все только хорошо или только плохо, подумайте, так ли это?

15 минут ребята работают. Предлагаю поделиться. Никто не решается. Тогда предлагаю назвать только итоговые цифры. Итог всегда почти одинаковый: у большинства детей «спасибо» больше «фи», 1-2 человека называют одинаковые цифры, иногда, наоборот, больше цифра вторая.

  • Ребята, вы сами можете сделать вывод о том, почему у большинства положительная оценка преобладает.

Коллективное обсуждение, и я подвожу итог:

  • Запомните, в жизни всегда больше хорошего, чем плохого. Когда наступит трудная минута и будет казаться, что все плохо и незачем жить, вспомните эти минуты и свои цифры. Попробуйте вновь заполнить 2 колонки, и у большинства опять будет больше хорошего. Вы увидите, что не все так плохо, что в жизни всегда найдется чем дорожить и что или кого любить. А теперь, когда мы знаем, что у многих «спасибо» больше, чем «фи», кто хочет поделиться?

Желающих много.

  • Кто хочет поделиться с родителями своей Дорогой?

  • Кто может сдать мне?

Подписывают по желанию.

Комментарий.

В самом начале занятий необходимо напомнить детям, что не следует стесняться или бояться писать откровенно, т.к. делиться со всеми будут только желающие, даже в этом случае ребенок может говорить не все, а только то, что считает нужным.

Не надо бояться подсказывать ребятам, задавать наводящие вопросы, т.к. за 15 минут бывает трудно вспомнить про свою жизнь, охватить все ее стороны. Эмоциональное состояние у всех разное, и ребенок может вспомнить только плохое, а наводящими вопросами проводится коррекция психоэмоционального состояния.


2.6. Урок «Мое хорошее и плохое».

  • Ребята! На первый взгляд, этот урок повторяет предыдущий, но разница в том, что урок «Спасибо жизни» - это индивидуальная работа о вашей жизни, а сегодняшний – коллективная и уже о вашей личности. Итак, разделим лист бумаги пополам. Поставим на одной стороне плюс, на другой – минус, и несколько минут подумаем о том, что в нас есть положительного, а что отрицательного. Сюда войдут привычки, характер, увлечения, любовь к чему-либо и т.д. Слева «Какой я хороший», справа – «Какой я плохой».

Например, хорошее: Интересный, ласковый, добрый? Плохое: ленивый, хвастливый, завистливый?

Все работают, я напоминаю, что эти записи предназначены только для себя, никто их не увидит, если человек этого сам не захочет, поэтому список надо составить честный, откровенный.

Часто протесты: «Как я могу себя хвалить?» – Надо не хвалить и не ругать, а писать про себя правду. Правду можно про себя писать? – Можно. И нужно.

Через 10-15 минут задаю вопрос: «Кто желает поделиться?» Желающих нет. Можно подтолкнуть: «Кто у нас здесь смелый – и может прочитать о себе хорошее?» (Гера зачитывает, но у него обычно немного). Обращение в класс: Кто о Гере может сказать хорошее? – Добрый. В списке есть? – Есть, Гера молодец. А хороший товарищ – в списке нет, допиши!

Тогда я спрашиваю: «А кто может зачитать свой отрицательный список?» О недостатках говорить легче, поэтому желающие находятся. Ученик называет первый пункт своего списка, второй пункт. В классе реакция: протест или одобрение, чаще протест, т.к. обычно первым вызывается говорить лидер или ребенок, чувствующий поддержку и хорошее отношение класса. Поэтому многие не соглашаются с его оценками, говорят о преувеличении или даже отсутствии той или иной отрицательной черты. Значит, надо вычеркнуть! Ребенок более уверенно продолжает и когда заканчивает, я спрашиваю, можно ли в его корзинку минусов подбросить еще какие-либо отрицательные привычки или черты, присущие ему. Иногда подбрасывают. Но атмосфера уже доброжелательная и дополнения никого не обижают. Теперь уже выступающий испытывает желание рассказать о своих плюса. Как правило, это довольно маленький список, т.к. есть ощущение нескромности, и поэтому ребята стесняются писать много. Класс принимает живое участие в дополнении положительных качеств ребенка. Вместе дорисовываем его портрет, и у ребенка возникает чувство психологического комфорта, уверенности в себе: «Оказывается, в классе обо мне знают и думают столько хорошего!»

После первого выступления лес рук. Уже многие хотят получить такой же результат. Работаем со всеми желающими.

Гадости практически не говорят. Конечно, в классе есть те, кому бы их наговорили, но сами они не вылезают, а очередь до них не доходит.

Комментарий.

Лучше, если эта работа проводится в разделенных классах (10-12 человек), тогда можно успеть выслушать каждого желающего, т.к. почти всегда высказаться хотят все.

Этот тренинг интересно проходит на родительских собраниях. Я предлагаю родителям написать список плюсов и минусов своего ребенка. Как правило, родителям легче написать об отрицательном в своем ребенке. Здесь сказывается привычка видеть в ребенке плохое, делать замечания, устанавливать постоянный контроль. Тогда я им предлагаю составить список своих положительных и отрицательных качеств. Результат известен: положительного больше. Я им рассказываю, что их дети тоже написали о себе больше позитивного и предлагаю им подумать об этом.


2.7. Урок «Моя семья»

Предварительно просим принести альбомы и фломастеры. Но, тем не менее, кто-то свою семью рисует не фломастерами, а только карандашом или ручкой. Проблемы…

  • Друзья! Сегодня уже можно сказать, что мы многое знаем о себе. Кажется, поговорили обо всем, но все же каждый из вас сделает сейчас небольшое открытие для себя. Мы поговорим о ваших близких: папе, маме, братьях и сестрах, бабушках и других родственниках. Обведите на бумаге свою левую ладонь. На каждом пальце вы напишите, кто это из вашей семьи. Кому какой палец вы отведете – это ваши соображения. Как вариант – место того или иного члена семьи соответствует названию пальцев, например, если глава семьи папа, то его помещаем на большой палец и т.д. Но могут быть у вас и совсем иные соображения. Если членов семьи больше, объедините их в каком-то пальце, если меньше, подумайте, кого бы вы взяли в свою семью из близких родственников.

После такого размещения здесь же, возле имени дайте характеристику каждого в двух-трех словах: какие они. А на ладони коротко напишите общую характеристику вашей семьи, может быть девиз семьи.

Ребята уже более доверчиво относятся к таким заданиям, их характеристики – яркое отражение той атмосферы, в которой они растут. Пишут разное «Наша семья большая и дружная», «Мы все чужие друг другу», «У нас каждый сам за себя», «Я хочу, чтоб мы всегда жили вместе».

2 этап. Теперь обрисуем правую руку. Это ваша семья в будущем, та, которую каждый из вас построит в недалеком будущем. Кто войдет в вашу семью? Где теперь будете вы? Какими будете вы и ваши близкие? Дайте характеристику вашей новой семьи.

После обдумывания ребята заполняют свои рисунки.

  • А теперь положите обе ладони рядом и сравните их. Что в них сходно, какие различия? Что уже сейчас можно сделать для того, чтобы у вас получилось семья такой, о какой вы мечтаете? Напишите краткий план построения своей семьи. Придумайте девиз, например: «В единстве сила!»

Девизы пишут разные: «Не позволяй душе лениться!», «Пусть всегда будет праздник!», «Хочется чего-нибудь такого!».

Комментарий

Работу лучше сразу выполнить на большом листе бумаги или на разных листах по ладони (а не на обороте листа), чтобы удобно было сравнивать.

Тогда она будет выглядеть так:

План построения

семьи




Семья сейчас Будущая семья












Мне кажется, это способ коррекции будущей жизни ребенка: «Сейчас у меня так, буду думать, как сделать, чтобы было лучше».

Особенно интересно, когда после делается выставка этих рисунков, приглашаются родители – и пытаются угадать-узнать рисунок своего ребенка, его рисунок их семьи.

Вариант:

Иногда я даю задание по-другому:

Нарисуйте точку и рядом с ней букву Я. Вокруг точки – рисуйте круги, столько, сколько у вас есть членов вашей семьи. Я не знаю, входят ли в члены вашей семьи бабушка или кошка, это решаете вы сами.

А теперь на этих кругах вам надо поставить значки. Столбик – это папа, кружок – это мама, треугольник – ваши братья или сестры, квадратик – бабушка, звездочка – кошка. Где и как на ваших кругах вы это нарисуете?

2.8. Тренинг «Давай похвастаем».

Участники садятся в круг, я предлагаю им похвастаться своими достижениями. В 1-ом классе это никого не смущает, дети с удовольствием рассказывают; выслушиваем всех, пропуская по кругу несколько раз. А в 4 классе – пауза, реплики: «Хвастаться некрасиво», «Это нескромно».

  • А когда у вас что-то хорошо получилось и вы радостно подбегаете к маме, другу или учителю, а в ответ слышите: «Хвастаться нехорошо!», как вы себя чувствуете? Много ли радости от сшитого самостоятельно платья, если об этом никто не знает? Учитель приходит в класс и делится с вами: «Я стала победителем в конкурсе «Учитель года», а вы ей в ответ: «Нехорошо, Лидия Александровна, хвастаться неприлично!»

В классе смех, и ребята начинают говорить. Тем, кто затрудняется, помогает круг: «Вадик сам сделал радиоприемник!», «Лариса победила на районном танцевальном конкурсе!». Круг завершен. Дележка.

  • Как себя чувствуете?

  • Хорошо!

Тут же у ребят появляется идея: «А давайте проведем выставку собственных достижений в классе – вон, сколько у нас умельцев!»

Комментарий.

На самом деле хвастовство – это нормально. Это стремление к признанию, к собственному самоутверждению: «Вот, что я могу!» И если ребенок с детства не получает признания, если он встречает только отпор, то сначала он перестает делиться своей радостью с близкими, а потом он может замкнуться в себе: «Я никому неинтересен».

Следует обращать внимание ребят на собственные достижения, поступки и не засчитывать родительские заслуги, например, покупку дорогих вещей. «Хвастаюсь тем, что я сам смог».

И еще – поле каждого хвастовства – аплодисменты!


2.9. Тренинг «Душевный разговор»

  • Мы часто слышим фразу: «Поговорим по душам», а умеем ли мы это делать? Так ли это легко, как кажется на первый взгляд? Пожалуйста, выберите себе пару, садитесь поудобнее и слушайте музыку.

На пару дается один лабиринт. Один из вас от старта найдет выход к какой-либо из стрелок. На тему, к которой вас приведет стрелка, вы должны будете поговорить с собеседником. Расскажите, что вас волнует, что это напоминает, или просто все, что вы можете сказать об этой проблеме. Слушающий вас может задавать уточняющие вопросы, если хотите – отвечайте на них. На выполнение этого задания дается 10 минут.

Мои неправильные

мысли или поступки




СТАРТ

Огорчения Радость




Друзья



Семья




Желания,

мечты




Школа

Путь к

совершенству



Подходите к ученикам, помогая «партнерам» начать игру, отвечая на вопросы.

  • А теперь поменяйтесь ролями. Свой выбор сделает ваш собеседник, выслушайте его внимательно, задайте вопросы.

Затем идет смена состава пар, игра продолжается. Основной трудностью для ребят является то, что о многих темах они никогда раньше не задумывались. Но работа идет, и в конце садимся в общий круг поделиться.

Комментарий

В ходе этого урока необходимо создать атмосферу спокойного и откровенного обсуждения. В общем кругу высказываются только желающие.

Этот тренинг можно проводить в 4 классе.


2.10. Тренинг «И жизнь хороша и жить хорошо».

Разделить класс на 6 групп. Каждая из групп должна сформулировать причину того, чтобы поверить в то, что «жизнь прекрасна» (вариант – что «мы хорошие ребята»).

Задание:

  1. Записать причину на бумаге.

  2. Найти доказательства.

  3. Выделить желающего или всей группой представить эти доказательства (можно в виде репортажа или инсценировки).

На подготовку 20 минут.

Затем команды друг за другом предлагают свои выступления.

Комментарий

Это упражнение направлено на создание положительных представлений о жизни, на укрепление привычки думать об окружающем мире позитивно.

Занятие проходит по типу «психологического КВН»: выбирается жюри, команды придумывают название, девиз.

Жюри отмечает убедительность доказательств, неординарность представлений. Урок проходит живо, творчески. Все довольны – ведь жизнь-то оказывается хороша!


2.11. Тренинг «Добрые дела»

Вам дается 10 минут на размышления о том, что вы сделали хорошего (самого лучшего) за прошедший день? неделю? месяц? год?

После работы делимся: что было самым сложным? Были ли открытия?

После этих обсуждений вам дается еще 10 минут: попробуйте спланировать добрые дела. Итак, что хорошего вы сделаете за завтрашний день? за ближайшую неделю? За следующий месяц? До конца этого года?



  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Просвещение, 1991.

  3. Волоцкова И.Н. Искусство общения. — Челябинск: ЧИПРО, 2000г.

  4. Гильяшева И.Н., Игнатова Н.Д. Межличностные отношения ребенка. — М.: Фолиум, 2004.

  5. Лысенко В.С. Гадание на педагогической «ромашке» или педагогический гамлетизм. — Журнал «Завуч» №2, 2003, стр.76.

  6. Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов. — СПб.: Специальная литература, 2003.

  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера, 1996.

  8. Пикулева Н. Слово на ладошке. — М.: Новая школа, 1997.

  9. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. — М.: Новая школа, 1995.

  10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М.: Новая школа,1993

  11. ПитяеваЕ.Ю., РязановаД.В.

Человековедение» Москва 1996г.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос