Урок "Колыбельная в детских снах"
Казаченко Татьяна Николаевна – учитель ИЗО, высшая категория
Пшеничная Жанна Михайловна – учитель музыки, высшая категория
Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе
«Колыбельная в детских снах»
Тип урока: интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)
Педагогическая цель: помочь увидеть искусство в качестве крепкой связующей нити в построении модели семейных отношений; способствовать развитию эмоционально – чувственной сферы школьника средствами музыки и изобразительного искусства; создать условия для приобщения учащихся к традициям родной культуры, как системе общечеловеческих ценностей.
Задачи деятельности учителя:
-
способствовать ознакомлению детей с видами колыбельных песен и колыбели;
-
создать образное представление об истоках колыбельной песни и колыбели;
-
способствовать воспитанию у детей нежности, доброты, любви к семье, заботы о близких;
-
создать условия для развития чувства цветовой гармонии при использовании «теплых» и «холодных» цветов, образного и пространственного воображения, творческой фантазии.
Предметные результаты: развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; понимание значения искусства в жизни человека; умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства; проявление интереса к художественным традициям своего народа; способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности
Метапредметные результаты: умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
Личностные результаты: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; развитие духовно-нравственных и этических чувств, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Оборудование:
-
для учащихся: гуашь, кисть, синий картон
-
для учителя ИЗО и музыки: мультипрезентации «Колыбель», презентация – минута красоты («Детские сны»)
Сценарий урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок искусства пройдет в не совсем обычной форме: на одном уроке мы с вами поговорим и о музыке и о декоративном искусстве, и выполним творческую работу.
- Но прежде, чем мы начнем наш урок, скажите, может ли искусство (музыка, изобразительное искусство) повлиять на характер ребенка?
- А на взаимоотношения с близкими людьми?
II. Постановка учебной задачи
На доске слова:
теплая кроватка
сладкий сон
мама
нежный, мягкий голос
Учитель ИЗО:
-Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, читая эти слова?
Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.
(звучит колыбельная песня «Спи моя радость усни»)
- Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?
Учитель Музыки:
- Правильно, вы сейчас услышали колыбельную «Спи моя радость усни». Значит, и разговор у нас сегодня пойдет о колыбельной, о детских снах. Тема урока: «Колыбельная в детских снах».
III. Открытие нового знания
Учитель ИЗО:
- Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности. Именно колыбельная песня несет ребенку здоровье и спокойствие, снимает тревожность, возбуждение, действует на него успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, служат как обереги.
- Как вы считаете, почему песню назвали колыбельной?
- Подберите синонимы к этому слову.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 «Колыбель сл 2 - 7»)
Колыбе́ль — маленькая кроватка для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка, она подвешивалась рядом с кроватью мамы недалеко от печи. В случае необходимости, маме достаточно было протянуть руку, чтобы покачать малыша, сказать ему, что он не один, что его любят и оберегают.
Колыбель (зыбка, качка, колыска, люлька, пебей).
Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: кожи, коры, веревок (люльки-гамаки), ивовых прутьев, дерева (долблёные, дощатые люльки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные. Разновидность колыбели — коляска.
В связи с тем, что колыбель сама по себе была мощным оберегом, ребёнка в первый раз в колыбель клали с особой молитвой и только после крещения.
- Что еще клали в колыбель? (клали куклы-обереги)
- А теперь, прошу вас обратить внимание на декор люльки. Чем они украшены? Какие цвета предпочитали? (Красный - символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 «Колыбель» сл 8 – 10)
- Украшали колыбельки солярными знаками (знаки-символы). Как вы думаете, почему?
- Какие знаки-символы вам знакомы? Что они означают? Какой смысл несут?
Несут младенцам Радость и Умиротворение, защищают от сглазов.
- А кто, по-вашему, мастерил колыбель и украшал, расписывал ее? (родители)
Верно, с каким чувством они мастерили?
Учитель музыки:
- Основная цель колыбельной - усыпить ребенка, поэтому мелодия используется однообразная, зачастую монотонная. При этом вовсе не обязательно обладать отменным голосом или безупречным слухом. Ребенок все равно реагирует, прежде всего, на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и по большому счету ему все равно, кто поет для него колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - чтобы от души. А для того чтобы выйти на необходимый тембр звучания, специалисты советуют представить и воспроизвести нежно-восторженный, ласкающий выдох ртом, так называемое шепотное дыхание. Для того чтобы ощутить его, попробуйте выдохнуть теплый воздух на ладонь и запомнить это ощущение.
IV. Обобщение и систематизации знаний
- Скажите ребята, а вы, знаете колыбельные песни? Вы помните, какие пели вам? А может, вы сейчас их поете своим братишкам или сестренкам? (Учащиеся поют свои колыбельные).
- Сейчас, ребята, мы послушаем 2 песни. Можем ли назвать их колыбельной? Почему? Есть ли различия в них.
(Слушание. Музыкальный пример современной и фольклорной песни).
- Сегодня мы с вами тоже выучим колыбельную песню. Послушайте и определите какая она. (фольклорная песня-слова, современная обработка –аккомпанемент)
Учитель ИЗО:
-Как вы думаете, какие сны могут присниться ребенку под эту колыбельную?
Как мы уже сказали,
-
главное назначение колыбельной - усыпить ребенка (Презентация сл. 12)
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать
- Но кроме того, колыбельная песня знакомит ребенка
-
с пространством окружающего мира, с опасностью (Презентация сл.13)
Баю, баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И потащит в лесок,
И положит под кустом
-
с образами животных (Презентация сл 14)
Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Машеньку качать.
-
и дает первые упоминания о труде. (Презентация сл 15)
Зыбаю я зыбаю
Отец ушел за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить,
Много рыбки наварить
И Ванюшку накормить.
-
знакомят ребенка со взрослой жизнью, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. (Презентация сл 16)
Бай, побаюшки,
Спи-тко теплая сугрева,
Отцу матери замена;
Вырастешь большой –
Будешь хороший и баской,
Станешь в людушки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.
Учитель музыки:
- Обратите внимание на доску. Перед вами множество слов, уберите лишние. Выберите из них только те, которые помогут малышу уснуть и увидеть цветные, добрые сны.
(Нежность, громко, ласка, радость, ненависть, любовь, грубость, тепло, уют, тишина, бодро).
-
Творческая работа.
Учитель ИЗО:
- А сейчас я вам предлагаю погрузиться в минуту ПРЕКРАСНОГО и посмотреть на сны детскими глазами!
Погружение в минуту прекрасного
(детские сны слайды+мелодия «Цветные сны» И. Дунаевского)
- Давайте пофантазируем и нарисуем детские сны.
- Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (белый). А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (черный, чуть-чуть и очень осторожно). Не бойтесь работать сочными, яркими мазками. Мир, который вы изображаете тоньше реальности, поэтому смелее смешивайте краски, достигайте многообразия оттенков. Для этого вам может понадобиться любой цвет, но помните, что темные цвета нужно брать в меру. У вас должны получиться цветные добрые сны. Можно рисовать все, что угодно: это может быть реальность или вымысел, быль или сказка! На листах не должно быть пустого места – весь лист забран цветом.
Работаем мы гуашью. А настроиться на ночную сказку нам поможет МЕСЯЦ, ЗВЕЗДЫ (на доске)!
-
Итог урока. Рефлексия
- Действительно ли, искусство имеет большое влияние на человека?
ВЫВОД: Ребенок, воспитанный на нежности, любви, ласки посредством искусства (колыбельных песен, декора) несет в себе эту любовь и добро всю свою жизнь и возвращает окружающим: родителям, родным и даже незнакомым людям.
Учитель музыки:
- Ведь недаром в старину говорили: «Этот человек злой, значит ему в детстве колыбельные не пели…»
-А финалом нашего удивительного путешествия в мир добра, нежности и семейного уюта станет еще одна песня, которая так и называется «Волшебные сны» Вихревой.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Прослеживаются творческие личности преподавателей, разработавших такой замечательный урок. Понравилось соприкосновение с миром прекрасного средствами музыки и изобразительного искусства.
Но на некоторые моменты нужно обратить внимание:
- оборудование не следует делить по назначению для учащихся и учителя, получается, что презентация нужна только учителю, но ведь она создана для школьников;
- авторство графической и звуковой информации необходимо прописывать в информационных источниках;
- методическую разработку составлять с титульным листом.