В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Интегрированный урок " Социальная структура общества в пьесе М. Горького " На дне"

Интегрированный урок " Социальная структура общества в пьесе М. Горького " На дне"

оксана ступина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 6233 комментариев: 1
Краткое описание
Интегрированный урок ( обществознание - литература) в 11 классе. Характеристика социальной структуры общества начала 20 века. Модель социальной стратификации.  Характеристика социального статуса литературного героя. Межличностные отношения. Вводный урок по литературе и обощающий урок по обществознанию.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок1.doc Скачать

Урок-исследование.

«Социальная структура общества в пьесе М. Горького « На Дне»»

(Интегрированный урок обществознание-литература в 11 классе)

Ступина О.А. Елагина О.В.

«Каждый сам себе судьба».

М.Горький.

Цели урока:

Образовательные:

-определить модель социальной стратификации в России в начале 20 века;

-дать характеристику социального статуса литературного героя;

-спроектировать возможные варианты социальной мобильности для литературного героя;

-сравнить социальную структуру современного общества и российского общества в начале 20 века;

-отработка заданий ЕГЭ по обществознанию;

-подготовка к написанию сочинения по литературе;

Развивающие:

-развивать умение проводить сравнительный анализ статистических данных;

-развивать умение обобщать информацию, полученную в результате интервьюирования;

-развивать умение проводить сравнительный анализ диаграммы;

-развитие коммуникативных умений.

Воспитательные:

-продолжать воспитывать чувство сострадания к ближнему;

-продолжать воспитывать чувство уважения к личности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, схема ночлежки, предметы.

Ход урока.

Организационный момент.

Слайд № 1.

Хроника бегущих кадров.

Голос за кадром: 1902 год. В России отменена смертная казнь. В Испании взошёл на престол 16-летний король Альфонс 13. Индийский врач Рональд Росс получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за работу по исследованию малярии. Землетрясение в Гватемале унесло жизни 12 200 человек. Завершилась англо-бурская война. В Берлине открылся первый метрополитен.

Слайд № 2.

В России Максим Горький завершил работу над пьесой « На дне», которая была поставлена на сцене Малого Художественного театра и имела ошеломляющий успех.

Слайд № 3.

Фото титульного листа пьесы.

Модель стратификации российского общества в 1902 году.









Элита- 2,9% (дворянство-1%, духовенство- 0,3%, буржуазия- 1%, богатое купечество- 0,6 %)

Средний класс- 24,7% (почетные и именитые горожане – 2 %, зажиточные казаки- 4%, кулаки- 3 %,мещанство- 10 %,духовенство- 0,7% мелкая буржуазия – 2 %,интеллигенция – 3%)

Рабочий класс- 19 %

Низшие слои населения- 53% (люмпены- 1 %, бедные крестьяне- 45 %, городская беднота- 9 %).

Учитель обществознания.

Какое отношение к пьесе Горького может иметь данный рисунок? Почему именно такая модель стратификации характерна для России в начале 20 века? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся формулируют тему и цель урока.

Что такое социальная структура общества? Какие исторические типы стратификации вы знаете? Перечислите критерии социальной стратификации. Как называется положение, занимаемое человеком в обществе? Сформулируйте 2 предложения, характеризующие социальный статус человека.

Слайд № 4.

Фотографии ночлежного дома купца Бугрова и статского советника Румянцева.

Учитель литературы.

Район Нижнего Новгорода, где стояло это здание, назывался « миллионка», а его обитатели «золотой ротой». Москвичи называли район Белого города, где располагалось подобное здание «Хитровка». В 60-е годы 19 века любой порядочный москвич старался обходить это район города стороной. Почему он пользовалось дурной славой?

Слайд № 5.

Фотография ночлежки из постановки пьесы. Звучит песня Шаляпина

« Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…»

Ученица выразительно читает описание ночлежки из пьесы М.Горького.

« Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой…., около двери в эту комнату – нары…В левом углу – большая русская печь; в левой, каменной стене – дверь в кухню…Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам – нары. На переднем плане у левой стены – обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикреплёнными к нему, и другой, пониже первого. Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное»

Учитель литературы. В таких условиях обитают герои нашей пьесы. Назовите их.

Слайд № 6. Изображения Бубнова, Квашни, Медведева, Наташи, Насти, Василисы (актеры театра в сценических костюмах без подписи имен).

Учащиеся называют героев.

Давайте познакомимся и с другими персонажами пьесы. Предлагаем вам узнать героя по предмету, который мы для него приготовили. Объясните причины своего выбора.

Костылёв - фото ночлежки, Пепел – кошелёк, Клещ- молоток, Актёр – театральная афиша, Лука – посох, Сатин – словарь, Барон – бабочка.

Учитель обществознания. На уроке обществознания каждый из вас составлял вопросы для интервью с людьми, оказавшимися на низшей ступени социальной стратификации. Перед Вами лучшие вопросы, которые отобрали ученики параллельного класса. Вы можете выбрать любой вопрос и задать его любому герою.

Учитель литературы. Ответы героев запишите в тетрадь в виде таблицы.

Костылев

Пепел

Клещ

Актёр

Лука

Сатин

Барон










Вопросы интервью:

- сколько Вам лет?

-какое образование Вы получили?

-какую религию вы исповедуете?

-Ваше семейное положение.

-Вы относите себя к маргиналам или люмпенам?

-каковы причины потери Вашего социального статуса?

-какого рода конфликты чаще всего у Вас происходят с окружающими?

-какие развлечения есть в Вашей жизни?

-часто ли люди демонстрируют Вам свою неприязнь?

-какие черты характера влияют на Вашу жизнь?

-что Вы можете посоветовать людям, оказавшимся в таком же положении, как и Вы?

На доске – план ночлежки.

Учитель обществознания. В ночлежке часто меняются обитатели: кто-то уехал на заработки, кого-то отправили в ссылку, а кто-то и не дожил до следующего утра, погибнув в пьяной драке. Мы встречаем нового обитателя ночлежки. Нам придётся потесниться.

Физкультминутка. Перемена мест. Работа в группах.

Представление групп. Заполнение карточек литературных героев: Костылёв, Пепел, Клещ, Актёр, Барон, Лука, Сатин.

Представление нового постояльца - инкогнито - Бубнов.

Характеристика литературных героев. Расположение карточки героя на схеме плана, согласно месту, занимаемому в ночлежке.

Карточка литературного героя.

  1. Возраст

  2. Род занятий

  3. Социальный статус

  4. Изменялся ли социальный статус, как

  5. Вид социальной мобильности

  6. Социальный лифт, способствовавший изменению социальной мобильности

  7. Черты характера

  8. Место, отведённое в ночлежке.

Задания группам на слушание: привести примеры форм социального взаимодействия между членами ночлежки. Отмечаются в таблице. Определение героя - инкогнито.

Учитель обществознания. Что мы можем в целом сказать о социальном статусе обитателей ночлежки? Какие причины групповой и индивидуальной социальной мобильности, характерные для начала 20 века отразились в судьбе литературных персонажей?

Учитель литературы. Почему обитатели ночлежки не покидают такое мрачное место? Откуда у обитателей ночлежки деньги на оплату? Хотят ли обитатели ночлежки изменить своё положение? О чём они мечтают?

Вопросы записаны на доске.

Индивидуальная работа. Запись 4 предложений.

Учитель обществознания. Почему пьеса Горького была злободневна в 1902 году? Какие тенденции, характерные для социального развития страны начала 20 века мы можем выделить? Каковы опасности люмпенизации населения? Актуальны ли проблемы, поднятые в пьесе в наше время?

Сравнение модели стратификации современной России и России начала 20 века.

Сформулировать 3 тенденции. Назвать 3 причины происходящих изменений.

Подведение итогов. Слайд № 7.

Домашнее задание. Эссе на тему « Каждый сам себе судьба или

каждому своя судьба?»

С8. Социальная структура современного общества.

Материалы для учителя.

Первые ночлежки появились в России в 60-е годы 19 века. Ночлежки были государственные и частные. Стоимость проживания: 3-5 копеек за ночь. Хитровка – район Москвы. Находился торговый рынок с овощными и мясными рядами. Также место проживания бездомного люда. Множество питейных заведений и воровских притонов.

Понятие Дом ночного пребывания введено в законодательство РФ в 1993 году.

Характеристика литературных героев.

Михаил Костылев. 54 года. Содержатель ночлежки. Все обитатели к нему относятся с брезгливостью. Межличностный конфликт с Пеплом из-за жены. « Человек должен на одном месте жить». « Хороший человек должен иметь паспорт».

Наташа. 20 лет. Сестра жены. Мечтает о том, что « придёт кто-нибудь особенный и случится что-нибудь небывалое».

Васька Пепел. 28 лет. Бывший любовник жены Костылёва. Его отец всю жизнь провёл по тюрьмам. Вор. Мечтает жить так, чтобы самому себя уважать. « Честь, совесть тем нужна, у кого власть да сила есть».

Клещ. Андрей Митрич. 40 лет. Слесарь. Потерял работу. Живет в ночлежке полгода, мечтает о честном труде. Считает себя выше других постояльцев ночлежки. Многие думают, что « он заездил свою жену до смерти».

Барон. 33 года. Старая фамилия, дворяне времён Екатерины II, имели дома в Москве и Петербурге, сотни крепостных. Служил в казённой палате, растратил казённые деньги. Ничего не ждёт от жизни, считает, что всё хорошее прошло. Постояльцы называют его барином и считают, что он готов « лаять собакой за полбутылки». Живёт за счёт Насти.

Актёр. 40 лет. Сценический псевдоним - Сверчков - Заволжский. Играл в театре. Мечтает вылечиться от пьянства и иметь успех на сцене. Ухаживает за больной женой Клеща. « Мой организм отравлен алкоголем». « Главное в человеке – талант, образование – ерунда».

Сатин. 40 лет. Мальчиком служил на телеграфе, читал много книг. 4 года и 7 месяцев сидел в тюрьме за убийство «подлеца», обидевшего сестру. Часто бывает бит за нечестную игру в карты. « Когда труд – удовольствие, жизнь хороша; когда – труд обязанность, жизнь – рабство». « Человек – это звучит гордо».

Бубнов. 45 лет. Картузник. Был скорняк, имел своё заведение. Хотел убить жену из-за любовника, но вовремя ушёл. Мечта - бесплатный трактир с музыкой и хором певцов. « Снаружи себя не раскрашивай, всё сотрётся». «Ленив я страшно, работать не люблю».

Лука. 60 лет. Странник. Не любит о себе говорить. Был сторожем на даче у инженера. « Есть люди, а есть человеки». « Человек всё может, лишь бы захотел».

На дне.rar Скачать
Обсуждение материала
Светлана Горинова
23.09.2012 11:29
Добрый день. Прекрасная разработка.  И как эта замечательная идея не пришла мне в голову? Спасибо. Нижний Новгород
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос