Интегрированный урок " Социальная структура общества в пьесе М. Горького " На дне"
Урок-исследование.
«Социальная структура общества в пьесе М. Горького « На Дне»»
(Интегрированный урок обществознание-литература в 11 классе)
Ступина О.А. Елагина О.В.
«Каждый сам себе судьба».
М.Горький.
Цели урока:
Образовательные:
-определить модель социальной стратификации в России в начале 20 века;
-дать характеристику социального статуса литературного героя;
-спроектировать возможные варианты социальной мобильности для литературного героя;
-сравнить социальную структуру современного общества и российского общества в начале 20 века;
-отработка заданий ЕГЭ по обществознанию;
-подготовка к написанию сочинения по литературе;
Развивающие:
-развивать умение проводить сравнительный анализ статистических данных;
-развивать умение обобщать информацию, полученную в результате интервьюирования;
-развивать умение проводить сравнительный анализ диаграммы;
-развитие коммуникативных умений.
Воспитательные:
-продолжать воспитывать чувство сострадания к ближнему;
-продолжать воспитывать чувство уважения к личности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, схема ночлежки, предметы.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд № 1.
Хроника бегущих кадров.
Голос за кадром: 1902 год. В России отменена смертная казнь. В Испании взошёл на престол 16-летний король Альфонс 13. Индийский врач Рональд Росс получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за работу по исследованию малярии. Землетрясение в Гватемале унесло жизни 12 200 человек. Завершилась англо-бурская война. В Берлине открылся первый метрополитен.
Слайд № 2.
В России Максим Горький завершил работу над пьесой « На дне», которая была поставлена на сцене Малого Художественного театра и имела ошеломляющий успех.
Слайд № 3.
Фото титульного листа пьесы.
Модель стратификации российского общества в 1902 году.
Элита- 2,9% (дворянство-1%, духовенство- 0,3%, буржуазия- 1%, богатое купечество- 0,6 %)
Средний класс- 24,7% (почетные и именитые горожане – 2 %, зажиточные казаки- 4%, кулаки- 3 %,мещанство- 10 %,духовенство- 0,7% мелкая буржуазия – 2 %,интеллигенция – 3%)
Рабочий класс- 19 %
Низшие слои населения- 53% (люмпены- 1 %, бедные крестьяне- 45 %, городская беднота- 9 %).
Учитель обществознания.
Какое отношение к пьесе Горького может иметь данный рисунок? Почему именно такая модель стратификации характерна для России в начале 20 века? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
Что такое социальная структура общества? Какие исторические типы стратификации вы знаете? Перечислите критерии социальной стратификации. Как называется положение, занимаемое человеком в обществе? Сформулируйте 2 предложения, характеризующие социальный статус человека.
Слайд № 4.
Фотографии ночлежного дома купца Бугрова и статского советника Румянцева.
Учитель литературы.
Район Нижнего Новгорода, где стояло это здание, назывался « миллионка», а его обитатели «золотой ротой». Москвичи называли район Белого города, где располагалось подобное здание «Хитровка». В 60-е годы 19 века любой порядочный москвич старался обходить это район города стороной. Почему он пользовалось дурной славой?
Слайд № 5.
Фотография ночлежки из постановки пьесы. Звучит песня Шаляпина
« Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…»
Ученица выразительно читает описание ночлежки из пьесы М.Горького.
« Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой…., около двери в эту комнату – нары…В левом углу – большая русская печь; в левой, каменной стене – дверь в кухню…Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам – нары. На переднем плане у левой стены – обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикреплёнными к нему, и другой, пониже первого. Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное»
Учитель литературы. В таких условиях обитают герои нашей пьесы. Назовите их.
Слайд № 6. Изображения Бубнова, Квашни, Медведева, Наташи, Насти, Василисы (актеры театра в сценических костюмах без подписи имен).
Учащиеся называют героев.
Давайте познакомимся и с другими персонажами пьесы. Предлагаем вам узнать героя по предмету, который мы для него приготовили. Объясните причины своего выбора.
Костылёв - фото ночлежки, Пепел – кошелёк, Клещ- молоток, Актёр – театральная афиша, Лука – посох, Сатин – словарь, Барон – бабочка.
Учитель обществознания. На уроке обществознания каждый из вас составлял вопросы для интервью с людьми, оказавшимися на низшей ступени социальной стратификации. Перед Вами лучшие вопросы, которые отобрали ученики параллельного класса. Вы можете выбрать любой вопрос и задать его любому герою.
Учитель литературы. Ответы героев запишите в тетрадь в виде таблицы.
Костылев |
Пепел |
Клещ |
Актёр |
Лука |
Сатин |
Барон |
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы интервью:
- сколько Вам лет?
-какое образование Вы получили?
-какую религию вы исповедуете?
-Ваше семейное положение.
-Вы относите себя к маргиналам или люмпенам?
-каковы причины потери Вашего социального статуса?
-какого рода конфликты чаще всего у Вас происходят с окружающими?
-какие развлечения есть в Вашей жизни?
-часто ли люди демонстрируют Вам свою неприязнь?
-какие черты характера влияют на Вашу жизнь?
-что Вы можете посоветовать людям, оказавшимся в таком же положении, как и Вы?
На доске – план ночлежки.
Учитель обществознания. В ночлежке часто меняются обитатели: кто-то уехал на заработки, кого-то отправили в ссылку, а кто-то и не дожил до следующего утра, погибнув в пьяной драке. Мы встречаем нового обитателя ночлежки. Нам придётся потесниться.
Физкультминутка. Перемена мест. Работа в группах.
Представление групп. Заполнение карточек литературных героев: Костылёв, Пепел, Клещ, Актёр, Барон, Лука, Сатин.
Представление нового постояльца - инкогнито - Бубнов.
Характеристика литературных героев. Расположение карточки героя на схеме плана, согласно месту, занимаемому в ночлежке.
Карточка литературного героя.
-
Возраст
-
Род занятий
-
Социальный статус
-
Изменялся ли социальный статус, как
-
Вид социальной мобильности
-
Социальный лифт, способствовавший изменению социальной мобильности
-
Черты характера
-
Место, отведённое в ночлежке.
Задания группам на слушание: привести примеры форм социального взаимодействия между членами ночлежки. Отмечаются в таблице. Определение героя - инкогнито.
Учитель обществознания. Что мы можем в целом сказать о социальном статусе обитателей ночлежки? Какие причины групповой и индивидуальной социальной мобильности, характерные для начала 20 века отразились в судьбе литературных персонажей?
Учитель литературы. Почему обитатели ночлежки не покидают такое мрачное место? Откуда у обитателей ночлежки деньги на оплату? Хотят ли обитатели ночлежки изменить своё положение? О чём они мечтают?
Вопросы записаны на доске.
Индивидуальная работа. Запись 4 предложений.
Учитель обществознания. Почему пьеса Горького была злободневна в 1902 году? Какие тенденции, характерные для социального развития страны начала 20 века мы можем выделить? Каковы опасности люмпенизации населения? Актуальны ли проблемы, поднятые в пьесе в наше время?
Сравнение модели стратификации современной России и России начала 20 века.
Сформулировать 3 тенденции. Назвать 3 причины происходящих изменений.
Подведение итогов. Слайд № 7.
Домашнее задание. Эссе на тему « Каждый сам себе судьба или
каждому своя судьба?»
С8. Социальная структура современного общества.
Материалы для учителя.
Первые ночлежки появились в России в 60-е годы 19 века. Ночлежки были государственные и частные. Стоимость проживания: 3-5 копеек за ночь. Хитровка – район Москвы. Находился торговый рынок с овощными и мясными рядами. Также место проживания бездомного люда. Множество питейных заведений и воровских притонов.
Понятие Дом ночного пребывания введено в законодательство РФ в 1993 году.
Характеристика литературных героев.
Михаил Костылев. 54 года. Содержатель ночлежки. Все обитатели к нему относятся с брезгливостью. Межличностный конфликт с Пеплом из-за жены. « Человек должен на одном месте жить». « Хороший человек должен иметь паспорт».
Наташа. 20 лет. Сестра жены. Мечтает о том, что « придёт кто-нибудь особенный и случится что-нибудь небывалое».
Васька Пепел. 28 лет. Бывший любовник жены Костылёва. Его отец всю жизнь провёл по тюрьмам. Вор. Мечтает жить так, чтобы самому себя уважать. « Честь, совесть тем нужна, у кого власть да сила есть».
Клещ. Андрей Митрич. 40 лет. Слесарь. Потерял работу. Живет в ночлежке полгода, мечтает о честном труде. Считает себя выше других постояльцев ночлежки. Многие думают, что « он заездил свою жену до смерти».
Барон. 33 года. Старая фамилия, дворяне времён Екатерины II, имели дома в Москве и Петербурге, сотни крепостных. Служил в казённой палате, растратил казённые деньги. Ничего не ждёт от жизни, считает, что всё хорошее прошло. Постояльцы называют его барином и считают, что он готов « лаять собакой за полбутылки». Живёт за счёт Насти.
Актёр. 40 лет. Сценический псевдоним - Сверчков - Заволжский. Играл в театре. Мечтает вылечиться от пьянства и иметь успех на сцене. Ухаживает за больной женой Клеща. « Мой организм отравлен алкоголем». « Главное в человеке – талант, образование – ерунда».
Сатин. 40 лет. Мальчиком служил на телеграфе, читал много книг. 4 года и 7 месяцев сидел в тюрьме за убийство «подлеца», обидевшего сестру. Часто бывает бит за нечестную игру в карты. « Когда труд – удовольствие, жизнь хороша; когда – труд обязанность, жизнь – рабство». « Человек – это звучит гордо».
Бубнов. 45 лет. Картузник. Был скорняк, имел своё заведение. Хотел убить жену из-за любовника, но вовремя ушёл. Мечта - бесплатный трактир с музыкой и хором певцов. « Снаружи себя не раскрашивай, всё сотрётся». «Ленив я страшно, работать не люблю».
Лука. 60 лет. Странник. Не любит о себе говорить. Был сторожем на даче у инженера. « Есть люди, а есть человеки». « Человек всё может, лишь бы захотел».
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»