Обеспечение личностно-ориентированного образования семей воспитанников на основе изучения их образовательных потребностей и предоставления спектра образовательных услуг
Автор работы: Чернышова Марина Николаевна,
старший воспитатель высшей квалификационной категории, проживающая по адресу: 659315 Алтайский край, город Бийск, ул. Красная 91, квартира 149;
учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка».
ТЕМА ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА:
Обеспечение личностно-ориентированного образования
семей воспитанников на основе изучения их
образовательных потребностей и предоставления
спектра образовательных услуг
2011г.
ИПМ 1. Наименование опыта:
Обеспечение личностно-ориентированного образования семей воспитанников на основе изучения их образовательных потребностей и предоставления спектра образовательных услуг
ИПМ 2. Сведения об авторе.
Чернышова Марина Николаевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка». Образование: высшее. Закончила Бийский педагогический институт в 1990 году по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», присвоена квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дош.воспитанию. Педагогический стаж 24года, стаж работы в данном учреждении 10 лет.
ИПМ 3. Основная характеристика опыта.
Опыт решает проблему педагогического просвещения родителей воспитанников, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и предоставления им дополнительных образовательных услуг, а именно консультативную, методическую и диагностическую помощь через организацию службы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация опыта работы позволит:
- администрации дошкольного учреждения формировать образовательную политику инновационного образовательного учреждения, определять принципиальные подходы к взаимодействию с основными заказчиками образовательных услуг - родителями;
- педагогам целенаправленно реализовать педагогические цели и функции педагогического просвещения родителей; использовать новые педагогические и информационные технологии и вариативные системы оценивания удовлетворенности родителей образовательными услугами (рейтинг, тестирование и т.п.);
- родителям определить свой уровень педагогической компетентности, получить практико-ориентированные знания в области коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи; сознательно участвовать в оценке качества предоставляемых образовательных услуг;
- образовательному учреждению позволит обеспечить качество образовательных услуг и их видовое разнообразие на основе использования ресурсного потенциала детского сада и организации службы сопровождения семьи и ребенка.
ИПМ 4. Условия формирования опыта.
Опыт формируется в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №65-Центр развития ребенка» города Бийска. Дошкольное учреждение находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, ул. Ленинградская 75/1. В ближайшем окружении находятся: МДОУ «Детский сад №22», МДОУ «Детский сад №46», МДОУ «Детский сад №39», Дворец культуры БОЗ, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5». При ежегодном обследовании дошкольников данных учреждений выявляются дети, имеющие нарушение речи 1,2, 3 уровня. Комплектование МДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка» позволяет лишь 30;% родителям получать образовательные услуги в данном учреждении. Наличие высококвалифицированных специалистов в учреждении позволяет выйти за рамки работы в детском саду и осуществлять коррекционно-развивающую и консультативную поддержку во внешнем социуме через организацию службы сопровождения семьи и ребенка.
ИПМ 5. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Современное дошкольное образовательное учреждение все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Оно отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Поэтому разработке технологий сотрудничества детского сада с семьей сейчас уделяется все больше внимания.
В «Основных положениях общей концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С.,) определено что, «... дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ...».
Таким образом, социальные требования к качеству дошкольного образования должны быть направлены на системную ориентацию на интересы потребителей образовательных услуг, в первую очередь родителей. Достижение этого предполагает осуществление научно обоснованной, творческой деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению личностно-ориентированного образования семей воспитанников учреждения и ближайшего социального окружения. Эффективность личностно-ориентированного образования зависит от уровня эффективности выбранных форм взаимодействия с семьей.
Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №65-ЦРР» накоплен положительный опыт по личностно-ориентированному образованию родителей воспитанников, посещающих детский сад в деле коррекционно-развивающей работы с детьми. Подтверждением этому являются результаты мониторинга уровня удовлетворенности образовательными услугами в учреждении. Так 95-90% родителей удовлетворены условиями содержания, образования в дошкольном учреждении.
Вместе с тем, самоанализ деятельности дошкольного учреждения по сотрудничеству с родителями в программе развития учреждения указывает на необходимость переосмысления механизмов его реализации. Таким образом, обнаруживаются противоречия:
- между разнообразием образовательных потребностей участников образовательного процесса и недостаточным набором образовательных услуг, предлагаемых образовательным учреждением семьям;
- между ростом спроса семей на дополнительные образовательные услуги и возможностью их удовлетворения.
Названные противоречия определили необходимость обеспечения личностно-ориентированного образования семей воспитанников на основе изучения их образовательных потребностей и представление спектра образовательных услуг.
Автор считает, что личностно-ориентированное образование семей воспитанников станет возможным и значимым, если:
- созданы необходимые условия для получения полноценного образования семей воспитанников за счёт разнообразия реализуемых в программе образовательных услуг;
- осуществляется обновление содержания и организации образовательной деятельности родителей с учетом их образовательных интересов;
- предоставляется реальная возможность каждому родителю в получении качественных образовательных услуг с учётом образовательных потребностей;
- расширяется система адресной поддержки семей воспитанников;
- обеспечивается развитие педагогической компетентности родителей за счет использования интерактивных форм обучения;
- разрабатываются критерии эффективности личностно-ориентированного образования семей воспитанников.
- разрабатываются методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей.
ИПМ 4. Теоретическая база опыта.
Методологической основой работы по проблеме, позволяющей достичь поставленной цели, являются:
- теоретические основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, разработанные в трудах Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерево, А.С. Симонович, Е.А. Аркина, А.В. Запорожца, В.М. Ивановой, Т.А. Марковой, Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной и др.;
- стратегический подход к оценке взаимодействия семьи и ДОУ и их эффективности и проведению мониторинга сотрудничества семьи и детского сада (Т.Н. Доронова, К.Ю. Белая);
- научно-методические условия оптимизации содержания и форм сотрудничества родителей, педагогов и администрации ДОУ, разработанные Е.П. Арнаутовой, О.Л. Зверевой, В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич, А.А. Петрикевич, О.Ф. Островской;
- принцип функционирования детского сада как открытой системы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и с социумом (Л.А. Павлова, Т.А. Данилина, Л.М. Кларина и др.).
При этом автором используются подходы сформулированные Н.В. Микляевой, позволяющие реализовать данные принципы на практике и достичь цели исследования:
- нормативно-стандартный подход, требующий оценки эффективности взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и изучение факторов, препятствующих реализации приоритетных направлений сотрудничества с семьей, намеченных в концепциях воспитания и обозначенных в современных программно-методических документах;
- личностно-ориентированный и компетентностный подходы, предполагающие анализ и обобщение, разработку научно-методических условий для изучения запросов современной семьи, формирование социального компонента родительской компетентности и активной позиции родителей в ходе налаживания сотрудничества с педагогами, повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей и сотрудников ДОУ;
- сферный подход, предполагающий изучение состояния взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и внедрение таких форм сотрудничества, которые позволяют согласовать педагогические установки на развитие, воспитание и обучение детей, изменить взгляд на свою роль в воспитательно-образовательном процессе и вовлечь родителей в сетевое партнерство с педагогами, психологами и специалистами вне ДОУ.
ИПМ 5. Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в создании Службы сопровождения семьи и ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Служба сопровождения семьи и ребенка представляет собой деятельность уже существующих структурных подразделений – Психолого-медико-педагогического консилиума и Консультационного пункта и создание новой: Лекотеки – центра игровой поддержки, позволяющих осуществлять личностно-ориентированное образование и удовлетворяющее запросы потребителей образовательных услуг – родителей как внутри учреждения, так и во внешнем социуме.
При этом выделено три наиболее значимых для реализации опыта инициативных направлений:
- работа с семьями воспитанников, посещающих МДОУ «Детский сад №65-ЦРР» через психолого-медико-педагогический консилиум;
- работа с семьями микрорайона, имеющих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детские сады через Консультационный пункт;
- работа с семьями воспитанников микрорайона, не посещающих детские сады города через Лекотеку.
ИПМ 6. Ведущая педагогическая идея опыта.
Основная идея опыта заключается в разработке научно-методических условий, способствующих переводу существующих форм взаимодействия образовательного учреждения с родителями на совершенно новый – инновационный уровень, позволяющий учитывать социальный заказ родительской и педагогической общественности как на основе мониторинга эффективности их взаимодействия, так и в процессе реализации разных форм работы структурных подразделений.
Кроме того, деятельность организационных структур учреждения по работе с семьями: Психологи-медико-педагогического консилиума, Консультационного пункта, Лекотеки - позволят наладить продуктивное сотрудничество со специалистами детского сада и создадут оптимальные условия для организации сетевого партнерства родителей и педагогов, выходящего за рамки отдельного учреждения.
ИПМ 7. Технология опыта.
Цель: Создание условий для обеспечения личностно-ориентированного образования семей воспитанников на основе изучения их образовательных потребностей и представления спектра образовательных услуг.
Задачи:
-
Обобщить и систематизировать исследования, посвященные проблеме предоставления образовательных услуг родителям воспитанников в педагогической практике образовательных учреждений.
-
Провести экспериментальное исследование образовательных потребностей внешнего социума, родителей.
-
Разработать систему поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в условиях Консультативного пункта и Лекотеки.
-
Разработать систему методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области реализации новых образовательных услуг.
-
Внедрить эффективные формы сотрудничества с родителями в практику психолого-педагогического партнерства.
-
Внедрить новые формы дополнительных образовательных услуг, направленные на разноуровневую помощь категориям родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
-
Внедрить методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
-
Разработать научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение данного направления.
-
Провести оценку эффективности деятельности по личностно-ориентированному образованию семей.
Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие (И.Ю. Левченко, В.Ткачева).
- Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
- Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.
- Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
- Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
- Принцип оказания личностно-ориентированной помощи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
- Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентаций и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.
- Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
- Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
Этапы работы:
1) Констатирующий этап – 2009 -2010г.г.
Цель: Создание организационной основы для реализации проблемы.
Содержание деятельности:
- изучение психолого-педагогической литературы и педагогической практики по проблеме;
- анализ и обобщение материалов актуального педагогического опыта по данной проблеме;
- разработка плана работы.
2) Формирующий этап - 2010-2014г.г.
Цель: Создание условий для эффективной реализации мероприятий.
Содержание деятельности:
- разработка нормативно-правовых документов инновационных организационных структур по работе с семьями;
- коррекция планов работы на основе педагогической практики.
3) Контрольный этап - 2014 год
Цель: Выявление эффективности реализации мероприятий.
Содержание деятельности
- анализ, обобщение результатов деятельности;
- обоснование эффективности деятельности, в соответствии с заявленной проблемой, на основе проведенных психолого-педагогических исследований;
- разработка методических рекомендаций, пособий по реализации проблемы.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
- достижение цели дошкольного образовательного учреждения в решении проблемы обеспечения личностно-ориентированного образования семей воспитанников на основе изучения их образовательных потребностей и представление спектра образовательных услуг.
- предоставление семьям воспитанников возможностей получения полноценного образования за счёт разнообразия реализуемых образовательных услуг;
- расширение возможностей получения адресной поддержки семьями воспитанников;
- индивидуализация обучения родителей с целью предоставления качественных образовательных услуг родителям с учётом их образовательных потребностей;
- готовность педагогических кадров к решению задач.
Таблица 1
Служба сопровождения семьи и ребенка по обеспечению личностно-ориентированного образования семей воспитанников на основе изучения их образовательных потребностей и предоставления спектра образовательных услуг
Действует на основании Положения №2 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме МДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребёнка», утвержденном на педагогическом совете протокол № 1 от 24. 08.2008 г. Введено в действие приказом по МДОУ «Детский сад №65-ЦРР» № 57/1 Утверждено от «25» 08. 2008 г |
|
Цель ПМПК |
Определение и организация в рамках МДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребёнка» адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья. |
Задачи ПМПК |
1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей; 2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка; 3. Разработка рекомендаций педагогам и родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; 4. Отслеживание динамики развития ребенка; 5. Организация взаимодействия между специалистами и педагогическим коллективом, участвующими в работе с ребенком; 6. Направление ребенка на ПМПК более высокого уровня при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПК. |
Формы взаимодействия педагогов с родителями |
1. Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствие ребенка. 2. Индивидуальное консультирование родителей в сочетании с индивидуальным занятием ребенка со специалистами. 3. Групповое консультирование семей. 4. Семинары, семинары-практикумы, конференции. 5. Посещение индивидуальных занятий. 6. День открытых дверей. |
Положение №11 «О консультационном пункте медико-психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому «Детский сад №65-ЦРР» |
|
Цель создания Консультативного пункта: |
Раннее вмешательство в развитие ребенка, оказание диагностической и психопрофилактической, логопедической помощи, осуществление коррекционно-развивающего обучения и воспитания. |
Основные задачи Консультативного пункта |
1. Способствовать раннему выявлению у детей нарушений речи и оказывать консультативную помощь семье в развитии и воспитании ребенка. 2.Осуществлять помощь в интеллектуальном и личностном, физическом развитии детей с учетом коррекции нарушений и индивидуальных особенностей, профилактику, психологическую реабилитацию. 3. Пропагандировать знания работе с детьми, имеющими нарушения речи среди населения с целью формирования правильной установки. 10.Обучать родителей эффективным способам стимуляции познавательной, коммуникативной и других сфер деятельности ребенка. 11.Разрабатывать методические пособия и рекомендации по воспитанию и обучению детей с нарушениями речи. |
Формы взаимодействия педагогов с родителями |
1.Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствие ребенка. 2. Индивидуальное консультирование родителей в сочетании с индивидуальным занятием ребенка со специалистами. 3. Диагностирование ребенка и снабжение рекомендациями. 3. Групповое консультирование семей. 4. Семинары, семинары-практикумы, конференции. 5. Снабжение информацией об организации коррекционно-развивающей работе с ребенком с нарушениями развития в условиях семьи. |
|
|
Лекотека создается в дошкольном образовательном учреждении, является его структурным подразделением и организуется для детей, которые не могут посещать дошкольное образовательное учреждение и нуждаются в психолого-педагогической помощи. |
|
Цель создания лекотеки |
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 3 до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). |
Основные задачи лекотеки |
1. Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно. 2. Обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии. 4. Проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с ребенком от 3 до 7 лет с нарушением развития средствами игры. 5. Психолого-педагогическое обследование детей от 3 до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей). 6. Помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком, индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка. 7.Поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей. |
Формы взаимодействия педагогов с родителями |
1. Индивидуальное консультирование родителей в сочетании с индивидуальным занятием ребенка со специалистами. 2. Групповое и индивидуальное консультирование родителей. 3.Тренинги, семинары для родителей. 4. Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми средствами игры с присутствием родителей (законных представителей). |
Вышеперечисленные организационные структуры взаимодействуют с семьями по схеме, предложенной А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой. Они осуществляют всю работу с родителями в течение 5 этапов:
1 этап - моделирование взаимодействия.
2 этап - установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество.
3 этап - изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с решением проблем в воспитании и развитии дошкольника в условиях семьи.
4 этап - формирование у родителей более полного образа о развитии ребенка и правильного его восприятия его проблем.
5 этап - объединение родителей в разнообразную деятельность по решению проблем.
Кроме того, автор на основе исследований Е.П.Арнаутовой выделил следующие методы активизации опыта родителей:
1) на основе вербального канала общения:
- дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему;
- решение проблемных задач;
- обращение к опыту семейного воспитания;
- обмен мнениями между родителями;
- анализ педагогических ситуаций.
2) на основе межличностного канала общения:
- целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность;
- самотестирование родителями собственного опыта;
- непосредственное практическое взаимодействие родителей с ребенком в различных детских видах деятельности (игровой, учебной, спортивной и др.) и его анализ;
- игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения и анализ;
- тренинговые занятия с элементами игровых действий, учебных по смыслу.
3) на основе невербального канала общения:
- изготовление буклетов с рекламой книг, статей из газет, журналов;
- предоставление буклетов, диагностических методик выявления уровня речевого развития;
- изготовление газет;
- выступления в средствах массовой информации;
- организация общения на форумах в локальной сети
Таблица 2
Динамика важнейших целевых индикаторов
и показателей эффективности реализации опыта
Целевой индикатор |
Единица
|
Значение
индикатора по |
|||
2010 - 2011 г. |
2011 - 2012 г. |
2012 - 2013 г. |
2013 - 2014 г. |
||
1. Количество семей с детьми с общим недоразвитием речи, посещающих дошкольное учреждение, вовлеченных в систему деятельности ПМПк. |
Кол-во |
132 |
132 |
132 |
132 |
2. Количество семей с детьми с общим недоразвитием речи, не посещающих дошкольное учреждение, вовлеченных в систему деятельности Консультационного пункта. |
Кол-во |
15 |
30 |
45 |
60 |
2. Количество семей с детьми с общим недоразвитием речи, не посещающих дошкольное учреждение, вовлеченных в систему деятельности Лекотеки. |
|
0 |
0 |
10 |
20 |
3. Удельный вес семей, охваченных семинарами с привлечением научно-педагогических кадров, специалистов других отраслей. |
% |
50% |
60% |
70% |
80% |
4. Удельный вес численности семей, охваченных циклом передач на телевидении по вопросам психолого-педагогического просвещения родителей детей с особыми образовательными потребностями. |
% |
0 |
20 |
30 |
40 |
5. Количество психолого-педагогических пособий для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Кол-во |
- |
1 |
1 |
1 |
Диагностический инструментарий изучения результатов работы:
- теоретический анализ, обобщение;
- педагогическое наблюдение, собеседование с педагогами, родителями;
- методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова);
- комплексная методика удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (методика А.А. Андреева);
- методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (методика Е.Н. Степанова).
ИПМ 8. Адресная направленность опыта.
Данный опыт может быть использован дошкольными образовательными учреждениями заинтересованными предоставлением образовательных услуг семьям воспитанников.
ИПМ 9. Трудоёмкость опыта.
Работа по этой теме требует значительных затрат времени для подбора доступного материала, литературы, разработки планомерной системы, изготовления игр, схем, пособий для разного рода мероприятий с родителями. Кроме того, существует необходимость расширения штатного расписания для работы с неорганизованными детьми и их родителями.
ИПМ 10. Результативность опыта.
Подводя итоги работы, автор отмечает, что системный подход, специальное планирование, разнообразие методов активизации родителей позволило получить хорошие результаты по деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
Использование различных методов активизации родителей повылили роль семьи в реализации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада
. Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу дошкольного учреждения показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками воспитательной деятельности, исследователями собственного родительского поведения. Они самостоятельно анализируют свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи.
Сотрудничество между сотрудниками дошкольного учреждения и семьей позволил повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.
Так по результатам исследований от 82 до 93% родителей удовлетворены коррекционно-развивающей работой в детском саду (таблица 3).
Таблица 3
Анализ изучения удовлетворенности родителей
коррекционно-развивающей работой детского сада
Параметры оценки |
4-совершенно согласны |
3-согласены |
2-трудно сказать |
1- не согласны |
0-совершенно не согласны |
1. Группу, в которой находится наш ребенок, можно назвать дружной. |
31 чел. 31,9% |
51чел. 52,5% |
10чел. 10,3% |
|
|
2. В среде сверстников наш ребенок чувствует себя комфортно. |
36чел 37% |
54чел 55,6% |
7чел 7,2% |
|
|
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. |
72чел 74,1% |
24чел 24,7% |
1чел 1,03% |
|
|
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и воспитателями. |
51чел. 52,5% |
42чел. 43,2% |
4чел. 4,1% |
|
|
5. Педагоги справедливо оценивают достижения нашего ребенка. |
52чел. 53,5% |
40чел. 41,2% |
5чел. 5,1% |
|
|
6. Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями. |
38чел. 39,1% |
54чел. 55,4% |
4чел. 4,1% |
1чел 1,03% |
|
7. Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка при проведении коррекционно-развивающей работы с ним. |
52чел 53,5% |
35чел. 36,0% |
10чел. 10,3% |
|
|
8. В ДОУ проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. |
66чел. 67,9% |
30чел 30,9% |
1чел 1,03% |
|
|
9. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания, умения и навыки. |
66чел. 67,9% |
30чел. 30,9% |
1чел 1,03% |
|
|
10. В ДОУ заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. |
64чел. 65,9% |
32чел. 32,9% |
|
|
|
11. ДОУ способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. |
48чел. 49,4% |
47чел. 48,4% |
2чел. 2,06% |
|
|
12. Администрация и педагоги ДОУ создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. |
44чел. 45,3% |
48чел. 49,4% |
5чел. 5,1% |
|
|
13. Коррекционно-развивающая работа детского сада направлена на подготовку нашего ребенка к школьной жизни. |
67чел. 69% |
30чел 30,9% |
|
|
|
14. Меня полностью удовлетворяет уровень и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в детском саду |
58чел. 59,7% |
37чел. 38,1% |
2 2,0% |
|
|
15.Имею возможность присутствовать в детском саду для знакомства с различными видами деятельности ребенка (режимные моменты, коррекционно-развивающие занятия). |
53чел. 54,5% |
31чел. 31,9% |
11чел. 11,3% |
1чел. 1,03% |
|
16.Считаю стиль общения педагогов группы с родителями и со мной, в частности, достаточно деликатным и гибким. |
67чел. 69% |
29чел. 29,8% |
1чел. 1,03% |
|
|
17.Меня особенно привлекает в педагогах группы их компетентность не только в вопросах коррекционно-развивающей деятельности с детьми, но и семейного воспитания, возможность получить конкретный совет или рекомендацию. |
49чел. 50,4% |
43чел. 44,2% |
5чел. 5,1% |
|
|
18.При необходимости и желании я получаю от педагогов группы полную информацию о результатах коррекционно-развивающей работы с моим ребенком в детском саду, его успехах и затруднениях. |
73чел. 75,1% |
23чел. 23,6% |
1чел. 1,03% |
|
|
19.Посещая собрания, консультации, я узнал(а) о разных, неизвестных мне ранее способах коррекционно-педагогического воздействия на сына(дочь), которые позволяют общаться с ребенком дома, избегая наказаний. |
47чел. 48,4% |
27чел. 27,8% |
22чел. 22,6% |
|
1чел. 1,03% |
20.Благодаря педагогическому контакту с педагогами группы, я стал(а) лучше разбираться в психологии дошкольного возраста, вопросах развития детей с нарушением речи, чаще анализировать причины своих педагогических удач и просчетов. |
41чел. 42,2% |
42чел. 43,2% |
13чел. 13,3% |
1чел. 1,03% |
|
21.Педагоги группы так строят общение с нами на встречах, что каждый раз оказываешься в роли активного участника, а не зрителя. |
40чел. 41,2% |
49чел. 50,4% |
7чел. 7,2% |
1чел. 1,03% |
|
22.Благодаря помощи педагогов группы мне удалось осознать и изменить некоторые неверные установки и стереотипы в отношениях с ребенком и в его развитии. |
33чел. 33,9% |
51чел. 52,5% |
12чел. 12,3% |
1чел. 1,03% |
|
По результатам вывода через городскую психолого-медико-педагогическую комиссию у 83,4 речь скоррегирована, 16,6 имеют легкое нарушение (таблица 4).
Таблица 4
Анализ вывода детей с нарушением речи в 2009- 2010 учебном году
Группа |
Диагноз при выводе |
Кол-во детей |
% |
|
2009 год |
|
|
8 группа 11 детей |
Речь скоррегирована. Интеллект первично сохранен. |
9 |
82 |
Общее недоразвитие речи 4 уровня при синдроме легкой формы дизартрии. Интеллект первично сохранен. Неврозоподобный синдром. |
1 |
9 |
|
Общее недоразвитие речи 4 уровня при синдроме легкой формы дизартрии. Интеллект первично сохранен. |
1 |
9 |
|
9 группа 10 детей |
Речь скоррегирована. Интеллект первично сохранен. |
7 |
70 |
Общее недоразвитие речи 4 уровня при синдроме легкой формы дизартрии. Неврозоподобный синдром. Интеллект первично сохранен. |
1 |
10 |
|
Общее недоразвитие речи 4 уровня при синдроме легкой формы дизартрии. Астенический синдром. Интеллект первично сохранен. |
1 |
10 |
|
Общее недоразвитие речи 4 уровня. Интеллект первично сохранен. |
1 |
10 |
|
4 группа 11 детей |
Речь скоррегирована. Интеллект первично сохранен. |
9 |
82 |
Дислалия. Гипердинамический синдром. |
1 |
9 |
|
Общее недоразвитие речи 4 уровня. Интеллект первично сохранен. |
1 |
9 |
|
5 группа 12 детей |
Речь скоррегирована. Интеллект первично сохранен. |
11 |
91,7 |
Общее недоразвитие речи 4 уровня. Интеллект первично сохранен. |
1 |
8,3 |
|
7 группа 12 детей |
Речь скоррегирована. Интеллект первично сохранен (миатонический синдром, неврозоподобный синдром). |
11 |
91,7 |
Общее недоразвитие речи 4 уровня при синдроме легкой формы дизартрии. |
1 |
8,3 |
|
ПО ДОУ |
Речь скоррегирована |
|
83,4 |
Легкое нарушение |
|
16,6 |
Литература:
1. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ./ Т.А. Данилина, Н.М. Стенина. — М.: Айрис-пресс, 2004.— 112с.— (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: Учеб. пособие для студ. Сред. проф.учеб.заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
3. Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада [Текст]: Семейный и Родительский клубы. Родительская академия: Сборник научных статей по материалам круглых столов, посвященных Году семьи/ Под общей ред. Л.И. Осечкиной и Н.В. Микляевой. – М.: МГПИ, 2008. – 107 с.
4. Маханева, М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка [Текст]: / М.Д. Маханева. – электронный ресурс: http://www.tc-sfera.ru.
5. Микляева, Н.В. Академия родительства как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества [Текст]: /Н.В. Микляева. - электронный ресурс: http://rod-akademiya.narod.ru/ist.htm.
6. Служба сопровождения семьи и ребенка [Текст]: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.
Приложение 1
Комплексно-целевой план деятельности по реализации концептуальных целей и задач.
Этапы и план конкретных действий.
N
|
Наименование |
Количество мероприятий по годам |
Сумма затрат |
Направления
|
Исполнитель |
Ожидаемый
|
|||||||||
2009-2010
|
2010-2011
|
2011- 2012 |
2012- 2013 г. |
2013- 2014 г. |
Всего |
||||||||||
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|||||||||||
1. Диагностико – пропедевтический этап – 2009 -2010 год Цель: Создание организационной основы для реализации программы. |
|||||||||||||||
1.1. |
Разработка концептуального обоснования и стратегических ориентиров плана. |
+ |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
-- |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Заведующая |
Обеспечение условий эффективной реализации Программы. |
1.2. |
Разработка и принятие плана. |
+ |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
-- |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Заведующая |
|
11.3 |
Утверждение плана на педсовете. |
+ |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
-- |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Заведующая |
|
1.4. |
Определение возможностей взаимодействия с МУЗ «Детская поликлиника №2», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», Бийским государственным педагогическим университетом им В.М. Шукшина, филиалом АКИПКРО города. |
+ |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
-- |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Заведующая |
|
11.5 |
Создание творческой лаборатории по оценке качества реализации плана |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-- |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет Программы |
Планы лабораторий |
2. Ресурсно-внедренческий этап 2010-2014 Цель: Создание условий для эффективной реализации мероприятий. |
|
||||||||||||||
2.1. |
Организация деятельности на основе программных мероприятий. |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет Программы |
Годовое планирование |
2.2. |
Мониторинг качества выполнения мероприятий. |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Лаборатория мониторинга |
Качество проведения |
2.3. |
Корректировка деятельности мероприятий. |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
|
|
2.4. |
Разработка планов обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, посещающих и не посещающих ДОУ. |
11 |
|
|
|
|
2000 |
|
|
|
|
2000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет Программы |
Программа обучения |
2.5. |
Проведение семинаров для родителей с привлечением научно-педагогических кадров, специалистов других отраслей. |
1 |
1 |
12 |
1 2 |
3 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
10000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет Программы |
Программа семинаров |
2.6. |
Проведение ежегодного мониторинга по изучению оказания образовательных услуг по дошкольному образованию. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
4000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет Программы |
Анкеты |
2.7. |
Открытие и работа Лекотеки. |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
400 000 |
400 000 |
400 000 |
900 000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Заведующая |
Центр игры |
2.8. |
Организация цикла передач на телевидении по вопросам психолого-педагогического просвещения родителей детей с особыми образовательными потребностями. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
20000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет Программы |
Программа передач |
2.9.. |
Проведение научно-практической конференции по рефлексии реализации направления «Итоги и перспективы». |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2000 |
2000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет программы |
План круглого стола |
2.10. |
Разработка психолого-педагогических пособий для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
12000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет Программы |
пособия |
2.11. |
Проведение мониторинга эффективности и качества взаимодействия семьи и детского сада |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
4000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет Программы |
Анкеты |
3. Результативно-прагматический этап 2014 год Цель: Выявление эффективности реализации программных мероприятий. |
|
|
|||||||||||||
3.1. |
Анализ эффективности достигнутых результатов; выявление проблем необходимой коррекции. |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
400 |
400 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет программы |
Мониторинговые исследования |
3.2. |
Закрепление результатов в локально - нормативных актах ДОУ, традициях, философии и принципах жизнедеятельности субъектов образовательного процесса. |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
400 |
400 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет программы |
Выпуск методических рекомендаций |
4. Профессионально-стратегический этап 2014 год Цель: Обеспечение стратегического планирования на основании достигнутых результатов. |
|||||||||||||||
4.1. |
Стратегическое планирование перспектив дальнейшего развития ДОУ. |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
400 |
400 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
Совет программы |
Стратегическое планирование |
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
49800 |
205400 |
511400 |
511400 |
520000 |
1798000 |
Бюджетное финансирование Внебюджетное финансирование |
|
|
Приложение 2
Диагностический комплект исследования по проблеме:
Обеспечение личностно-ориентированного образования
семей воспитанников на основе изучения их
образовательных потребностей и предоставления
спектра образовательных услуг
2.1.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ
ИЗУЧЕНИЯ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
(методика А.А. Андреева)
Часть I
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 – в полной мере;
4 – в значительной степени;
3 – на достаточном уровне;
2 – в незначительной степени;
1 – практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
5 4 3 2 1 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
5 4 3 2 1 2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
5 4 3 2 1 3. Ответственность (умение держать слово).
5 4 3 2 1 4. Воля (умение не отступать перед трудностями).
5 4 3 2 1 5. Хорошие манеры поведения.
5 4 3 2 1 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
5 4 3 2 1 7. Образованность.
5 4 3 2 1 8. Ум (способность здраво и логично мыслить).
5 4 3 2 1 9. Высокие жизненные запросы.
5 4 3 2 1 10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
5 4 3 2 1 11. Честность в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 12. Доброта в отношениях с людьми
5 4 3 2 1 13. Чуткость в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 14. Справедливость в отношениях с людьми.
5 4 3 2 1 15. Терпимость к взглядам и мнениям других.
Обработки полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1–5),
б) блок жизненной компетентности (б–10),
в) блок морально-психологических качеств личности (11–15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15-ти качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Часть II
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Ход проведения. Родители, заполняют опросный лист со следующим текстом:
Утверждения |
Совершенно неверно |
Едва ли это верно |
Скорее всего верно |
Совершенно верно |
Образовательное учреждение помогает ребенку:
|
1 1 1 1 1 |
2 2 2 2 2 |
3 3 3 3 3 |
4 4 4 4 4 |
Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).
Обработка полученных данных. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Часть III
Цель: получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов):
1. Что больше всего радует Вас в жизни?
2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?
3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?
4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?
5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?
6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?
7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?
8. Каким должно быть хорошее учебное заведение?
9.В какой степени учебное заведение, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?
10 Чем и как Вы помогаете учебному заведению в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?
Обработка полученных данных. Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.
2.2. МЕТОДИКА
ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(методика Е.Н. Степанова)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде детей группы наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В группе, где учится наш ребенок, хороший воспитатель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Педагоги учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В учреждении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В учреждении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В учреждении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учреждение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
2.3. АНКЕТА: ЗАПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Ф.И. ребёнка ______________________________________________________________________
2. Дата рождения ____________________________________________________________________
3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)
на общее развитие на подготовку к школе
по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)
на приобщение к русской национальной культуре на воспитание экологической культуры
4. Какие кружки, клубы хотел бы посещать Ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду
Рисование прикладное искусство
Бисероплетение лепка из теста
экологический кружок театральная студия
другое (перечислите конкретно):_________________________________________________
5. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году
Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в 1 класс школы
Как подготовить ребёнка к школе Как воспитать здорового ребёнка
Защита прав и достоинства маленького ребёнка Воспитываем в ребёнке самостоятельность
Как развить творческие способности у детей Как уберечь ребёнка от несчастного случая
Как правильно общаться с детьми «Шустрики» и «Мямлики»
Что должен уметь ребёнок этого возраста
Развитие речи ребёнка Вашего возраста О культуре поведения
6. Что бы Вы хотели изменить в жизни детского сада:
в образовательном процессе___________________________________________________
в воспитательном процессе________________________________________________________
в работе с родителями_________________________________________________________
7. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребёнка:
Психолога медицинского работника
Педагога другого специалиста____________________
Спасибо за сотрудничество!
2.4. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ПЕДАГОГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
(методика Е.Н. Степанова)
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.
Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
о – совершенно не согласен.
1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой, –
2. Меня устраивает составленное расписание уроков, –
3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально, –
4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней, –
5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности, –
6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать, –
7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами –
8. Мне нравится, что в техникуме идет научно-методический поиск, –
9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения, –
10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег, –
11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы, –
12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации, –
13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся, –
14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету, –
15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся, –
16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования, –
17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем, –
18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в учебном заведении, –
19. На мой взгляд, созданная в нашем учебном заведении система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства, –
20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты, –
Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности, если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
– организация труда (утверждения 1–4);
– возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5–8);
– отношения с учителями и администрацией учебного за ведения (9–12);
– отношения с учащимися и их родителями (13–16);
– обеспечение деятельности педагога (17–20).
Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
2.5. АНКЕТА: ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
КОРРЕКЦИОННО_РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТОЙ ДЕТСКОГО САДА
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы, поставив крестик в соответствующую вашему ответу колонку с цифрой:
4-совершенно согласен, 3-согласен, 2-трудно сказать, 1-не согласен,
0-совершенно не согласен
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Ф.И.О. заполнившего_________________________________________
Параметры оценки |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
1. Группу, в которой находится наш ребенок, можно назвать дружной. |
|
|
|
|
|
2. В среде сверстников наш ребенок чувствует себя комфортно. |
|
|
|
|
|
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. |
|
|
|
|
|
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и воспитателями. |
|
|
|
|
|
5. Педагоги справедливо оценивают достижения нашего ребенка. |
|
|
|
|
|
6. Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями. |
|
|
|
|
|
7. Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка при проведении коррекционно-развивающей работы с ним. |
|
|
|
|
|
8. В ДОУ проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. |
|
|
|
|
|
9. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания, умения и навыки. |
|
|
|
|
|
10. В ДОУ заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. |
|
|
|
|
|
11. ДОУ способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. |
|
|
|
|
|
12. Администрация и педагоги ДОУ создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. |
|
|
|
|
|
13. Коррекционно-развивающая работа детского сада направлена на подготовку нашего ребенка к школьной жизни. |
|
|
|
|
|
14. Меня полностью удовлетворяет уровень и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в детском саду |
|
|
|
|
|
15.Имею возможность присутствовать в детском саду для знакомства с различными видами деятельности ребенка (режимные моменты, коррекционно-развивающие занятия). |
|
|
|
|
|
16.Считаю стиль общения педагогов группы с родителями и со мной, в частности, достаточно деликатным и гибким. |
|
|
|
|
|
17.Меня особенно привлекает в педагогах группы их компетентность не только в вопросах коррекционно-развивающей деятельности с детьми, но и семейного воспитания, возможность получить конкретный совет или рекомендацию. |
|
|
|
|
|
18.При необходимости и желании я получаю от педагогов группы полную информацию о результатах коррекционно-развивающей работы с моим ребенком в детском саду, его успехах и затруднениях. |
|
|
|
|
|
19.Посещая собрания, консультации, я узнал(а) о разных, неизвестных мне ранее способах коррекционно-педагогического воздействия на сына(дочь), которые позволяют общаться с ребенком дома, избегая наказаний. |
|
|
|
|
|
20.Благодаря педагогическому контакту с педагогами группы, я стал(а) лучше разбираться в психологии дошкольного возраста, вопросах развития детей с нарушением речи, чаще анализировать причины своих педагогических удач и просчетов. |
|
|
|
|
|
21.Педагоги группы так строят общение с нами на встречах, что каждый раз оказываешься в роли активного участника, а не зрителя. |
|
|
|
|
|
22.Благодаря помощи педагогов группы мне удалось осознать и изменить некоторые неверные установки и стереотипы в отношениях с ребенком и в его развитии. |
|
|
|
|
|
Приложение 3
Планирование содержания индивидуальной программы с учетом диагноза ПМПК
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
1.Задержка психического развития органического генеза (вторично). Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы). А. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма: 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам. Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром): 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений. В. Энцефалопатические расстройства: 1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.); 2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.); 3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.); 4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.). Г. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия. |
Задачи для планирования |
развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков. |
Содержание работы |
|
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
2.Легкая форма дизартрии. Дизартрия: расстройство артикуляции, проявляющееся неясностью произношения (особенно согласных звуков), замедленностью или прерывистостью речи и т.д. |
Задачи для планирования |
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. |
Содержание работы |
Проговаривание речевого материала в заданном темпе. |
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
3. Астенический синдром АСТЕНИЯ- нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или после черепно-мозговой травмы. |
Задачи для планирования |
|
Содержание работы |
Релаксационные игры. |
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
3.Неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.). Невротические, астено-невротические реакции. Аффект - нервно-психическое возбуждение, возникающее при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями. |
Задачи для планирования |
Формирование базового компонента аффективной функции. |
Содержание работы |
Коррекция агрессивности. |
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
4.Гипердинамический синдром. |
Задачи для планирования |
|
Содержание работы |
Использовать виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание). |
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
Миотонический синдром. Обнаруживается при рождении: отмечается низкий мышечный тонус, преимущественно в ногах, характерна общая слабость. |
Задачи для планирования |
Развитие мышечного тонуса. |
7. Гиперкинетическое расстройство поведения (синдром двигательной расторможенности с расстройством поведения). Декомпенсации: агрессивность, мотивационные затруднения в деятельности. /F90/ Гиперкинетические расстройства Эта группа расстройств характеризуется: ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач; тем, что эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени. Считают, что конституциональные нарушения играют решающую роль в генезе этих расстройств, но знание специфической этиологии пока отсутствует. С точки зрения поведения, проблемы невнимания составляют главный признак гиперкинетических синдромов. Гиперкинетические синдромы всегда возникают рано в процессе развития (обычно в первые 5 лет жизни). Их главными характеристиками являются недостаточная настойчивость в деятельности, требующей когнитивных усилий и тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду с плохо организованной, слабо регулируемой и чрезмерной активностью. Гиперкинетические дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания из-за необдуманного, а не откровенно вызывающего, нарушения правил. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, с отсутствием нормальной осторожности и сдержанности; другие дети их не любят и они могут становиться изолированными. Обычными являются когнитивные нарушения и непропорционально часты специфические задержки в моторном и речевом развитии. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и заниженное чувство собственного достоинства. Диагностические указания: Кардинальными признаками, необходимыми для диагноза, являются нарушенное внимание и гиперактивность, они должны выявляться более чем в одной ситуации (например, дома, в классе, в больнице). Нарушенное внимание проявляется преждевременным прерыванием заданий, когда занятие остается неоконченным. Дети часто меняют одну деятельность на другую, по-видимому, теряя интерес к одной задаче вследствие того, что они отвлекаются на другую (хотя лабораторные данные обычно не выявляют необычную степень сенсорной или перцептивной отвлекаемости). Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия. Это может, в зависимости от ситуации, включать в себя бегание и прыгание вокруг; или вскакивание с места, когда полагается сидеть; или чрезмерную болтливость и шумливость; или ерзание и извивание. Гиперкинетическому расстройству ,когда удовлетворяются его критерии, следует отдавать диагностическое предпочтение перед расстройством поведения. Однако, более легкие степени гиперактивности и невнимательности являются общими при нарушениях поведения. Когда имеются и признаки гиперактивности, и расстройство поведения, то в случае если гиперактивность тяжелая и носит общий характер, следует диагностировать "гиперкинетическое расстройство поведения" (F90.1). |
Задачи для планирования |
|
Содержание работы |
|
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
8. Нарушение активности и внимания. F 90.0 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Данный код следует использовать тогда, когда имеются общие критерии гиперкинетического расстройства (F90.х), но нет критериевF91.х(расстройство поведения). Включаются:
Активный – от латинского -деятельный, действующий, действенный. Гипер- от греческого – над, сверху- указывает на превышение нормы. Три блока проявления гиперактивности:
В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся. |
Содержание работы |
Развитие навыков межличностного взаимодействия. |
Содержание работы |
Релаксация, аутотренинг. |
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
9. Элективный мутизм F94.0 Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Состояние, которое характеризуется выраженной, эмоционально обусловленной избирательностью в разговоре, так что ребенок обнаруживает свою речь достаточной в некоторых ситуациях, но оказывается не в состоянии говорить в других (определенных) ситуациях. Характерно сочетание с выраженными личностными особенностями, включая социальную тревожность, отгороженность, чувствительность или сопротивление. Диагностические указания:
Включаются: • селективный мутизм; • избирательный мутизм. |
Задачи для планирования |
Развитие навыков общения. |
Содержание работы |
Использование разнообразных методов похвалы, поощрения и оценки. |
Классификация состояний ребенка, выявленных при обследовании (заключение ПМПК) |
10. Тики /F95/ Синдромы, при которых преобладающим проявлением является какая-нибудь разновидность тика. Тиком является непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее в себя ограниченные мышечные группы) или голосовая продукция, которые начинаются внезапно и явно бесцельно. Обычные простые двигательные тики включают в себя мигание, дергание шеи, пожимание плечом и гримасничанье. Обычные простые и вокальные тики включают в себя откашливание, лаянье, фырканье, шмыганье и шипение. Обычные сложные моторные тики включают поколачивание себя, подпрыгивание и скакание. Обычный комплекс голосовых тиков включает повторение особых слов и иногда использование социально неприемлемых (часто непристойных) слов (копролалия), и повторение собственных звуков или слов (палилалия). Диагностические указания: Главными признаками разграничения тиков от других двигательных нарушений является внезапный, быстрый, преходящий и ограниченный характер движений наряду с отсутствием доказательств лежащего в основе патологии неврологического расстройства; повторяемость движений, (обычно) их исчезновение во время сна; и легкость, с которой они добровольно могут быть вызваны или подавлены. |
Содержание работы |
Развитие эмоциональной сферы. |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»