Урок «Откуда берутся снег и лёд?»
Касаева Л. Я.
Открытый урок по окружающему миру в 1 А классе по теме «Откуда берутся снег и лёд?»
Цели: 1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда; с их образованием.
2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение.
3. Воспитывать интерес к явлениям природы.
Оборудование:
1. Конверт с загадками (конверт украшен снежинками).
2. Снеговик — рисунок; бумажные снежинки (для каждого ученика).
3. Карточки со словами: снег, лед, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.
4. Форма для льда; блюдца со снегом, блюдца со льдом (по одному на парту), 2 стакана с тёплой водой (у учителя).
5. Листы цветной бумаги (один лист на двоих), кусочек газеты (один на двоих)
6. Молоток.
7. Презентация.
8. Кусочек стекла (у учителя)
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Какое сейчас время года?
-
Чем вы любите заниматься зимой на улице?
-
Угадайте, кто придёт к нам сегодня на урок?
-
В голове – снег,
В животе – снег,
И в ногах снег, и в руках снег.
Что за чудо человек? (Снеговик).
На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.
-
Снеговик принёс загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать тему урока, т.е. то, о чём мы будем сегодня говорить.
Он все время занят делом, Рыбам зиму жить тепло:
Он не может зря идти. Крыша — толстое стекло. (Лед)
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег.)
На доске появляются карточки:
-
Снег
Лед
— Итак, сегодня мы поговорим о том, откуда берутся снег и лед. Но прежде чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.
-
Работа над новым материалом.
-
Практическая работа (учебник, с. 48)
На каждой парте блюдца со снегом и льдом. На доске – слова-помощники:
Тают |
|
Вода |
Бесцветный |
|
Прозрачный |
Непрозрачный |
|
Рыхлый |
Белый |
Хрупкий
-
Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку. Ямку (карандашом втыкают в снег). Попробуйте воткнуть в лёд. Снег сжать в комочек. Он сжимается.
Вывод: Снег рыхлый.
Проверка льда на хрупкость. Разбить молотком (учителю).
Вывод: Лёд хрупкий.
-
Рассмотрим второе свойство.
-
Какого цвета снег? (Сравнить с листом белой бумаги).
-
А лёд? Сравнить с листами цветной бумаги.
Сравнение кусочка стекла и льда.
-
Что заметили?
Вывод: Снег белый. Лёд бесцветный.
-
А теперь положите на газету тонкий слой снега и попробуйте прочитать текст (не видно). Посмотрите на газету через кусочек льда. Текст виден.
Вывод: Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными).
-
Что скажете о снеге? (Непрозрачный).
-
Что скажете о льде? (Прозрачный).
-
Рассмотрим ещё одно свойство.
К учителю подходит один ученик. На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. Ученик на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.
-
А теперь положи снег в один стакан с водой, а лёд – в другой стакан с водой.
-
Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?
Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
-
А почему же снег и лёд зимой на улице не тает? (Холодно. Даже Муравьишке пришлось одеться тепло).
-
Делаем вывод. Распределим свойства по группам.
Снег Лёд
Белый Бесцветный
Прозрачный Непрозрачный
Рыхлый Хрупкий
Тают
-
Молодцы! Снеговик благодарит вас и дарит снежинки.
-
Закрепление (Рабочая тетрадь, с.20, №1.)
-
Прочитайте задание (один читает вслух).
-
Что записано столбиком? (Свойства снега и льда).
-
Прочитайте слова 1-го столбика. Это свойства снега или льда? (Льда).
-
Соедините стрелками.
-
Прочитайте слова 2-го столбика. Это свойства снега или льда? (Снега).
-
Соедините стрелками.
-
IV. Физкультминутка. Отдохнём чуть-чуть. Представим себе, что мы снежинки.
V. А теперь посмотрим картины зимней природы. Увидим, каким бывает снег.
Презентация слайдов 1 – 6.
6-й: - Что вы видите на картинке? (Снег, сосульки и т.д.)
- А как образуются сосульки? (Тает снег, превращаясь в воду, потом замерзает, образуется лёд)
-
Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.
-
Снег и лёд имеют различные свойства, но что у них общего? (Снег и лёд превращаются в воду под воздействием тепла).
-
А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд).
-
Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
-
А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим.
-
Презентация слайдов 7 – 11 (ледники)
Презентация слайдов 12 – 17 (айсберги)
-
Можно ли в доме увидеть лёд?
-
Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.49 учебника, внизу). Показ формы для льда.
-
Что такое лёд? (Замёрзшая вода).
-
Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.
Презентация слайдов 18 – 24.
-
В какое время года образуется снег? (Зимой).
-
А что такое снег? Из чего он состоит?(Снежинки, которые падают с неба)
Презентация слайда 25.
Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их в облаке скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. В небе они превращаются в облако, затем в тучу и накопившаяся влага выпадает в виде дождя. Снова вода испаряется, превращается в облако, ветер уносит его высоко в небо, туда, где холодно и уже вместо дождя выпадает снег.
Презентация слайдов 26 – 29 (в природе),
-
Снежинки разные по рисунку, но одинаковые по форме. Давайте сосчитаем, сколько лучей у снежинок. (6).
Презентация слайдов 30 – 34 (стилизованные)
-
Верно. Все снежинки имеют по 6 лучей.
-
Посмотрите в Рабочей тетради на с.20, №2. Наш Снеговик не успел дорисовать снежинки. Вы ему помогите, дорисуйте эти снежинки дома.
-
Работа по учебнику. С.49.
-
Прочитайте загадки. Отгадайте.
-
Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.
— Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку? (Для художника снежинка — это девушка. Она очень красивая, веселая.)
-
Нарисуйте свою девочку-снежинку дома.
- А кого еще изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)
- Когда к нам прилетают снегири? (Зимой.)
- А что еще нам показывает Мудрая Черепаха?
- Где вы видели сосульки?
- Когда они появляются?
- Что такое сосулька? (Это замерзшая вода.)
- А какое явление природы можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы сможете ответить на вопрос.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град.)
VIII. Итог урока.
-
Итак, подведём итоги. Отгадайте кроссворд
1с |
н |
е |
г |
о |
в |
и |
к |
|
|
2.м |
о |
р |
о |
з |
|
|
|
|
3.л |
ё |
д |
|
|
|
|
4з |
и |
м |
а |
|
Из снега слепили Без зубов кусает.
Холодный, большой – (Мороз)
Кто я такой? (Снеговик).
3.Прозрачен как стекло, 4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка
А не вставишь в окно. Тряхнёт перинки – над миром пушинки?
(Лёд). (Зима).
-
Какое ключевое слово получилось? (вода)
-
Почему? (Снег и лёд образуются при замерзании воды).
-
Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)
-
Назовите основные свойства снега и льда.
Презентация слайда №35.
IX. Домашнее задание. Выполнить в тетради, учебнике.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Если добавить к материалу титульный лист, информационные источники и упомянутую презентацию, то получилась бы отличная методическая разработка. Домашнее задание лучше конкретизировать.