В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Разработка урока по теме: "Золотой век русской культуры"

Разработка урока по теме: "Золотой век русской культуры"

Татьяна Калашникова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 6100
Краткое описание
Данная разработка урока создаст у учащихся представление о российской культуре первой половины ХIХ века, обратив их внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения; учащиеся изучат творчество композиторов, литераторов, и художников данного периода;
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Золотой век русской культуры.docx Скачать

МОУ «Тополинская СОШ»











Урок истории в 8 классе по теме:





«Золотой век» российской

культуры первой половины XIX века.











Учитель: Калашникова Татьяна Викторовна.


Цели урока:

создать у учащихся представление о российской культуре первой половины ХIХ века, обратив их внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество композиторов, литераторов, и художников данного периода;

развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

Новые термины и даты: романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм.

Оборудование:

1. Мультимедиа аппаратура.

2. Авторская презентация, созданная на базе Microsoft Office Power Point.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания : сообщение учащихся по вопросам:

  • Система образования в первой половине XI(X века.

  • Грамотность в России.

  • Развитие наук в России.

  1. Изучение нового материала.

Литература первой половины ХIХ в.

Чтение стихотворение В. А. Жуковского «дружба» и дать ответ на вопрос: Согласны ли вы с определением дружбы, которое дал в своем произведении поэт? Презентация Слайд 2.

Дружба

Скатившись с горной высоты, Лежал на прахе дуб,

перунами разбитый,

А с ним и гибкий плющ,

кругом его обвитый... О дружба, это ты!


Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Презентация слайд 3-4.

Что можно узнать романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина о быте людей первой половины века?

Подумайте, чем литература может помочь историку, а история — литератору?


Архитектура первой половины ХIХ в.

Какие из памятников были построены в память победы России над Наполеоном? (Александрийский столп, Храм Христа Спасителя.)

Почему ампир становится ведущим архитектурным стилем?

Какую идею ампир мог отразить наилучшим образом? (Классицизм становится ведущим архитектурным стилем после победы в Отечественной войне 1812 г. Этот стиль передает величие, силу и могущество государства и императора.) Слайд 5,6,7,8.

Живопись первой половины ХIХ в.

- Что изобразил Брюллов на картине «Последний день Помпеи»? (На картине изображено историческое событие: извержение вулкана Везувий в 79 году до н. э., в результате которого находившейся у его подножия город Помпеи был погребен под лавой.)

Как ведут себя люди перед бушующей, уничтожающей все живое стихией? (Люди, конечно же, напуганы разбушевавшейся стихией, они пытаются спастись. Но ведут себя при этом благородно. На переднем плане изображены мужчина и женщина, пытающиеся спасти от гибели немощного старика, возможно, своего отца.)

Как отразились романтические представления эпохи о человеке в героях Брюллова? Слайд 9(Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Брюллов подчёркивая трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией.)


Как А. Г. Венецианов изображал крестьян? Согласны ли вы с мнением, что художник опоэтизировал крестьян и их быт? Слайд 10. (Художник одним из первых обратился к изображению простых людей, сделав крестьянина героем своих произведений. Его изображения крестьян проникнуты нежноостью, любовью к крестьянам. Однако художник, действительно, опоэтизировал быт крестьян, которые изображены на его картинах в праздничных одеждах (‘крестьяне одевали такие одежды в исключительно в отдельных случаях,), и труд крестьянский не кажется зрителям таким тяжелым, каким он был на самом деле.)


О чем думают герои картины «Сватовство майора»? Слайд 11. (Достаточно обыкновенное событие — женитьба обнищавшего дворянина па богатой купеческой дочке изобразил Федотов. Сам художник давал следующие характеристики героям: «Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь.»»


Музыка и театр первой половины ХIХ в.

Если есть возможность прослушать произведения Глинки, то можно спросить учеников о чувствах и мыслях учеников, которые вызывает у них музыка композитора.

4.Закрепление изученного материала слайд 12.

Вставьте в текст пропущенные слова:’

Российская культура первой половины ХIХ в.

В начале века в русском зодчестве господствует стиль _________________. Для зданий, построенных в этом стиле характерны ________________, ______________, ____________. _______________ театр,_____________ __________ и ______________ собор, здание ______________ построены в стиле ампир (поздний ____________). Архитектор ____________в своем творчестве пытался возродить традиции _______________ архитектуры. Так возник русско - ________________ стиль. В этом стиле построены ____________ палата, Храм _________________

в память победы России над _______________. В _____________ крупнейшей фигурой классицизма был Брюллов.

Одна из самых известных и масштабных его работ _________________произвела подлинный триумф.

Представителями _____________в живописи стали портретисты_____________ и ________________.

Картины бытового жанра писал Венецианов. Они были посвящены повседневному _________________________. Основоположником реализма в живописи стал _______________.

В литературе основным стилем в 18ЗО—184О-е годы стал ________________. __________, __________, ___________

Писали свои произведения в этом стиле.

Композиторы в это время писали оперы на сюжеты __________ России. Выдающимся композитором первой половины ХIХ века был _____________.

Самым знаменитым его произведением стала ________ «Жизнь за царя».

В 1824 г. ____________ театр был разделен на

_____________ и балетных постановок и _____________ (драматический ).

Особенностью искусства первой половины ХIХ века была быстрая смена художественных стилей» ‘

(Ответы: ХIХ, классицизм (ампир), симметрия, подчеркивание центра, выверенность пропорций, Большой, Александровский столп, Казанский, адмиралтейства классицизм, К. А. Тон, древнерусской, -византийский, оружейная, Христа Спасителя, Наполеоном, живописи, «Последний день Помпеи», романтизма, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, бытового, труду крестьян, П. А. Федотов, реализм, А. С. Пушкин, М. Ю, Лермонтов, Н. В. Гоголь, истории, М.И. Глинка, опера, Петровский, Большой, оперных, Малый, стилей.)


Домашнее задание:

ДК—2003, §17;


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос