Разработка урока по теме: "Золотой век русской культуры"
МОУ «Тополинская СОШ»
Урок истории в 8 классе по теме:
«Золотой век» российской
культуры первой половины XIX века.
Учитель: Калашникова Татьяна Викторовна.
Цели урока:
• создать у учащихся представление о российской культуре первой половины ХIХ века, обратив их внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество композиторов, литераторов, и художников данного периода;
• развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
• пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.
Новые термины и даты: романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм.
Оборудование:
1. Мультимедиа аппаратура.
2. Авторская презентация, созданная на базе Microsoft Office Power Point.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания : сообщение учащихся по вопросам:
-
Система образования в первой половине XI(X века.
-
Грамотность в России.
-
Развитие наук в России.
-
Изучение нового материала.
Литература первой половины ХIХ в.
Чтение стихотворение В. А. Жуковского «дружба» и дать ответ на вопрос: Согласны ли вы с определением дружбы, которое дал в своем произведении поэт? Презентация Слайд 2.
Дружба
Скатившись с горной высоты, Лежал на прахе дуб,
перунами разбитый,
А с ним и гибкий плющ,
кругом его обвитый... О дружба, это ты!
Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Презентация слайд 3-4.
Что можно узнать романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина о быте людей первой половины века?
— Подумайте, чем литература может помочь историку, а история — литератору?
Архитектура первой половины ХIХ в.
—Какие из памятников были построены в память победы России над Наполеоном? (Александрийский столп, Храм Христа Спасителя.)
— Почему ампир становится ведущим архитектурным стилем?
— Какую идею ампир мог отразить наилучшим образом? (Классицизм становится ведущим архитектурным стилем после победы в Отечественной войне 1812 г. Этот стиль передает величие, силу и могущество государства и императора.) Слайд 5,6,7,8.
Живопись первой половины ХIХ в.
- Что изобразил Брюллов на картине «Последний день Помпеи»? (На картине изображено историческое событие: извержение вулкана Везувий в 79 году до н. э., в результате которого находившейся у его подножия город Помпеи был погребен под лавой.)
Как ведут себя люди перед бушующей, уничтожающей все живое стихией? (Люди, конечно же, напуганы разбушевавшейся стихией, они пытаются спастись. Но ведут себя при этом благородно. На переднем плане изображены мужчина и женщина, пытающиеся спасти от гибели немощного старика, возможно, своего отца.)
Как отразились романтические представления эпохи о человеке в героях Брюллова? Слайд 9(Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Брюллов подчёркивая трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией.)
Как А. Г. Венецианов изображал крестьян? Согласны ли вы с мнением, что художник опоэтизировал крестьян и их быт? Слайд 10. (Художник одним из первых обратился к изображению простых людей, сделав крестьянина героем своих произведений. Его изображения крестьян проникнуты нежноостью, любовью к крестьянам. Однако художник, действительно, опоэтизировал быт крестьян, которые изображены на его картинах в праздничных одеждах (‘крестьяне одевали такие одежды в исключительно в отдельных случаях,), и труд крестьянский не кажется зрителям таким тяжелым, каким он был на самом деле.)
О чем думают герои картины «Сватовство майора»? Слайд 11. (Достаточно обыкновенное событие — женитьба обнищавшего дворянина па богатой купеческой дочке изобразил Федотов. Сам художник давал следующие характеристики героям: «Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь.»»
Музыка и театр первой половины ХIХ в.
Если есть возможность прослушать произведения Глинки, то можно спросить учеников о чувствах и мыслях учеников, которые вызывает у них музыка композитора.
4.Закрепление изученного материала слайд 12.
— Вставьте в текст пропущенные слова:’
Российская культура первой половины ХIХ в.
В начале века в русском зодчестве господствует стиль _________________. Для зданий, построенных в этом стиле характерны ________________, ______________, ____________. _______________ театр,_____________ __________ и ______________ собор, здание ______________ построены в стиле ампир (поздний ____________). Архитектор ____________в своем творчестве пытался возродить традиции _______________ архитектуры. Так возник русско - ________________ стиль. В этом стиле построены ____________ палата, Храм _________________
в память победы России над _______________. В _____________ крупнейшей фигурой классицизма был Брюллов.
Одна из самых известных и масштабных его работ _________________произвела подлинный триумф.
Представителями _____________в живописи стали портретисты_____________ и ________________.
Картины бытового жанра писал Венецианов. Они были посвящены повседневному _________________________. Основоположником реализма в живописи стал _______________.
В литературе основным стилем в 18ЗО—184О-е годы стал ________________. __________, __________, ___________
Писали свои произведения в этом стиле.
Композиторы в это время писали оперы на сюжеты __________ России. Выдающимся композитором первой половины ХIХ века был _____________.
Самым знаменитым его произведением стала ________ «Жизнь за царя».
В 1824 г. ____________ театр был разделен на
_____________ и балетных постановок и _____________ (драматический ).
Особенностью искусства первой половины ХIХ века была быстрая смена художественных стилей» ‘
(Ответы: ХIХ, классицизм (ампир), симметрия, подчеркивание центра, выверенность пропорций, Большой, Александровский столп, Казанский, адмиралтейства классицизм, К. А. Тон, древнерусской, -византийский, оружейная, Христа Спасителя, Наполеоном, живописи, «Последний день Помпеи», романтизма, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, бытового, труду крестьян, П. А. Федотов, реализм, А. С. Пушкин, М. Ю, Лермонтов, Н. В. Гоголь, истории, М.И. Глинка, опера, Петровский, Большой, оперных, Малый, стилей.)
Домашнее задание:
ДК—2003, §17;
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»