"Луг — природное сообщество"
Описание
"Луг — природное сообщество"
Задачи: углубить и расширить знания детей и привести их в систему; показать связь между природой и деятельностью человека; развивать мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.
Вопросы:
1. Луга в природе.
2. Растения лугов и их особенности.
3. Животные лугов и их особенности.
4. Охрана лугов и уход за ними.
Оборудование: плакаты с изображением различных лугов, кроссворд, рисунок с фоном луга для последующего размещения на нём растений и животных, знаки- сигналы “Поведение в природе”, лепестки ромашки, с написанными на них загадками, учебник Плешакова А.А. Окружающий мир.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.
III. Работа по теме
1. Луга в природе.
— Посмотрите на доску. Вы видите плакат с изображением местности, поросшей травой. Это луг. Чем луг отличается от леса?
(Ответы детей)
Учитель. В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества- леса, поля, луга. Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.
2. Растительность лугов.
Ребята, кто из вас бывал на лугу? Расскажите о ваших впечатлениях. (Ответы детей)
Конкурс “Ромашка” (на её лепестках – загадки)
Учитель. А сейчас мы у себя в классе “вырастим” луг. На доске плакат, на который мы должны “посадить” растения, которые встречаются на лугу. А потом и животных, для которых луг является родным домом. Чтобы узнать какие растения будут красоваться на нашем лугу, мы должны отгадать загадки (как только ребёнок отгадывает загадку, учитель прикрепляет на плакат изображение цветка).
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё на звёздочку похож. (Василёк)
Эй звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)
Белая корзина золотое донце (Ромашка)
Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
( Заполняется плакат с изображением луга растениями: василек, колокольчик, одуванчик, ромашка, подорожник)
Учитель. А сейчас Алина прочитает стихотворение, которое так и называется “Что растет на лугу?” Вы постарайтесь запомнить все перечисленные растения по порядку, а затем мы заполним кроссворд “рис.1”
На лугу растет
Ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка.
Колокольчик.
Хвощ- как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки
Граммофончики – вьюнки
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок
И красивых и пушистых
Разноцветных и душистых!
(Заполняется кроссворд из названий луговых цветов.)
Учитель. Молодцы! С заданием справились хорошо.
Учитель. Какие виды растений луга встречаются у нас в Минусинске? (Ответы детей)
( На доске плакат “Луговые травы”)
Что можете сказать о травах луга? Есть ли у них общие черты?
(Ответы детей.)
Вывод. Листья у луговых трав узкие и длинные. Луговые травы растут ярусами – этажами; выше всех светолюбивые; нижние – теневыносливые.
— Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и силой разбрасываются вокруг, некоторые имеют зацепки, некоторые семена плохо намокают и легки, их далеко уносит водой (мятлик). Семенами питаются грызуны и птицы, они растаскивают их, теряя часть по дороге. Луговые травы не похожи на лесные.
— Среди богатого набора трав на лугах встречаются лекарственные. Назовите их.
Дети. Одуванчик, ромашка, лютик едкий, василек, подорожник
Учитель. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, т.к. в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.
(Показ плаката “Ромашковый луг”)
Физминутка.
3. Животные лугов.
Учитель. Наш луг оживает. А чего еще не хватает?
Дети. Животных.
Учитель. Луга – открытая местность. Может показаться, что луга безжизненны, но это обманчивое впечатление.
Каких животных вы встречаете на лугу?
(Ответы детей.)
Игра “Знаете ли вы животных луга”
Дети в костюмах животных: кузнечика, пчелы, жука, шмеля, божьей коровки, бабочки, крота, трясогузки выходят по очереди и представляются, рассказывают о себе и прикрепляют картинки с изображением животных на “Луг”. Они заранее готовили небольшие сообщения, используя материал учебника и дополнительную литературу.
Учитель. Кого еще можно заселить на наш луг? ( Рассматривается иллюстрация в учебнике на с.130-131)
Дети. Можно поселить цветочных мух, мышей, кобылок, перепёлок.
Чтение текста учебника с .129,132.
Беседа по прочитанному тексту
Учитель. Насекомых больше на лугах, чем в лесах. Кто догадался, почему ?
Дети. Много пищи, есть где укрыться.
Учитель. Чем питаются насекомые?
Дети. Соком растений, нектаром, есть хищники- (стрекоза) ест комаров и мошек, есть всеядные (муравьи).
Учитель. Кто догадался, почему на лугах много мышей и кротов?
Дети. Много пищи: для кротов- черви, для мышей – семена трав.
Учитель. Кто охотится на мелких животных?
Дети. Животные леса: лисы, совы, ласки, хорьки
Учитель. Чем питаются животные луга, мы узнаем, выполнив задания на с.39 в рабочих тетрадях.
Составьте две цепи питания, которые складываются на лугу.
4. Луга и человек
Чтение текста учебника с. 133
Учитель. Что дают луга человеку?
Дети. Продукты (ягоды, грибы, мёд), молокопродукты, мясо, шерсть, лекарства, сено для домашних животных, места для отдыха .
Учитель. Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?
Дети. Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться
Учитель. При заготовке сена на лугах?
Дети. Косить траву после того, как поспевают семена, чтобы при косьбе они упали на землю.
Учитель. Какую работу проводят работники сельского хозяйства?
Дети. Подсеивают полезные травы – клевер, донник, люцерну.
Учитель. Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?
Дети. Погибают подземные части многих растений. Эти растения исчезают с лугов. Могут погибнуть божьи коровки, гнёзда шмелей, птицы.
Учитель. Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека может нарушиться природное равновесие на лугу?
(Ответы детей)
Учитель. Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
Учитель показывает две картинки “рис.3”, “рис.4”: на первой – луг до приезда детей, на второй- луг после их отъезда.
Учитель. Чем отличаются эти две картинки? Какие правила нарушили дети?
— А вы, ребята, так не поступаете?
(Ответы детей).
Учитель. Сформулируйте правила поведения на лугу, соответствующие этим знакам.
Работа в рабочей тетради 100 и еще 14 заданий по природоведению с. 40
(На доске знаки изображены на больших листах) “рис.2”
IV. Итог урока
Учитель. Понравилось ли вам занятие? Что нового и полезного узнали?
(Ответы детей)
Учитель. Почему луг называют природным сообществом?
Дети. На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой.
Учитель. Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.
Задачи: углубить и расширить знания детей и привести их в систему; показать связь между природой и деятельностью человека; развивать мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.
Вопросы:
1. Луга в природе.
2. Растения лугов и их особенности.
3. Животные лугов и их особенности.
4. Охрана лугов и уход за ними.
Оборудование: плакаты с изображением различных лугов, кроссворд, рисунок с фоном луга для последующего размещения на нём растений и животных, знаки- сигналы “Поведение в природе”, лепестки ромашки, с написанными на них загадками, учебник Плешакова А.А. Окружающий мир.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.
III. Работа по теме
1. Луга в природе.
— Посмотрите на доску. Вы видите плакат с изображением местности, поросшей травой. Это луг. Чем луг отличается от леса?
(Ответы детей)
Учитель. В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества- леса, поля, луга. Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.
2. Растительность лугов.
Ребята, кто из вас бывал на лугу? Расскажите о ваших впечатлениях. (Ответы детей)
Конкурс “Ромашка” (на её лепестках – загадки)
Учитель. А сейчас мы у себя в классе “вырастим” луг. На доске плакат, на который мы должны “посадить” растения, которые встречаются на лугу. А потом и животных, для которых луг является родным домом. Чтобы узнать какие растения будут красоваться на нашем лугу, мы должны отгадать загадки (как только ребёнок отгадывает загадку, учитель прикрепляет на плакат изображение цветка).
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё на звёздочку похож. (Василёк)
Эй звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)
Белая корзина золотое донце (Ромашка)
Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
( Заполняется плакат с изображением луга растениями: василек, колокольчик, одуванчик, ромашка, подорожник)
Учитель. А сейчас Алина прочитает стихотворение, которое так и называется “Что растет на лугу?” Вы постарайтесь запомнить все перечисленные растения по порядку, а затем мы заполним кроссворд “рис.1”
На лугу растет
Ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка.
Колокольчик.
Хвощ- как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки
Граммофончики – вьюнки
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок
И красивых и пушистых
Разноцветных и душистых!
(Заполняется кроссворд из названий луговых цветов.)
Учитель. Молодцы! С заданием справились хорошо.
Учитель. Какие виды растений луга встречаются у нас в Минусинске? (Ответы детей)
( На доске плакат “Луговые травы”)
Что можете сказать о травах луга? Есть ли у них общие черты?
(Ответы детей.)
Вывод. Листья у луговых трав узкие и длинные. Луговые травы растут ярусами – этажами; выше всех светолюбивые; нижние – теневыносливые.
— Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и силой разбрасываются вокруг, некоторые имеют зацепки, некоторые семена плохо намокают и легки, их далеко уносит водой (мятлик). Семенами питаются грызуны и птицы, они растаскивают их, теряя часть по дороге. Луговые травы не похожи на лесные.
— Среди богатого набора трав на лугах встречаются лекарственные. Назовите их.
Дети. Одуванчик, ромашка, лютик едкий, василек, подорожник
Учитель. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, т.к. в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.
(Показ плаката “Ромашковый луг”)
Физминутка.
3. Животные лугов.
Учитель. Наш луг оживает. А чего еще не хватает?
Дети. Животных.
Учитель. Луга – открытая местность. Может показаться, что луга безжизненны, но это обманчивое впечатление.
Каких животных вы встречаете на лугу?
(Ответы детей.)
Игра “Знаете ли вы животных луга”
Дети в костюмах животных: кузнечика, пчелы, жука, шмеля, божьей коровки, бабочки, крота, трясогузки выходят по очереди и представляются, рассказывают о себе и прикрепляют картинки с изображением животных на “Луг”. Они заранее готовили небольшие сообщения, используя материал учебника и дополнительную литературу.
Учитель. Кого еще можно заселить на наш луг? ( Рассматривается иллюстрация в учебнике на с.130-131)
Дети. Можно поселить цветочных мух, мышей, кобылок, перепёлок.
Чтение текста учебника с .129,132.
Беседа по прочитанному тексту
Учитель. Насекомых больше на лугах, чем в лесах. Кто догадался, почему ?
Дети. Много пищи, есть где укрыться.
Учитель. Чем питаются насекомые?
Дети. Соком растений, нектаром, есть хищники- (стрекоза) ест комаров и мошек, есть всеядные (муравьи).
Учитель. Кто догадался, почему на лугах много мышей и кротов?
Дети. Много пищи: для кротов- черви, для мышей – семена трав.
Учитель. Кто охотится на мелких животных?
Дети. Животные леса: лисы, совы, ласки, хорьки
Учитель. Чем питаются животные луга, мы узнаем, выполнив задания на с.39 в рабочих тетрадях.
Составьте две цепи питания, которые складываются на лугу.
4. Луга и человек
Чтение текста учебника с. 133
Учитель. Что дают луга человеку?
Дети. Продукты (ягоды, грибы, мёд), молокопродукты, мясо, шерсть, лекарства, сено для домашних животных, места для отдыха .
Учитель. Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?
Дети. Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться
Учитель. При заготовке сена на лугах?
Дети. Косить траву после того, как поспевают семена, чтобы при косьбе они упали на землю.
Учитель. Какую работу проводят работники сельского хозяйства?
Дети. Подсеивают полезные травы – клевер, донник, люцерну.
Учитель. Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?
Дети. Погибают подземные части многих растений. Эти растения исчезают с лугов. Могут погибнуть божьи коровки, гнёзда шмелей, птицы.
Учитель. Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека может нарушиться природное равновесие на лугу?
(Ответы детей)
Учитель. Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
Учитель показывает две картинки “рис.3”, “рис.4”: на первой – луг до приезда детей, на второй- луг после их отъезда.
Учитель. Чем отличаются эти две картинки? Какие правила нарушили дети?
— А вы, ребята, так не поступаете?
(Ответы детей).
Учитель. Сформулируйте правила поведения на лугу, соответствующие этим знакам.
Работа в рабочей тетради 100 и еще 14 заданий по природоведению с. 40
(На доске знаки изображены на больших листах) “рис.2”
IV. Итог урока
Учитель. Понравилось ли вам занятие? Что нового и полезного узнали?
(Ответы детей)
Учитель. Почему луг называют природным сообществом?
Дети. На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой.
Учитель. Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Дидактические материалы
Окружающий мир
1 класс
21 декабря 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Представленный урок проводится в форме беседы, поэтому сложно сказать о его результативности. В конспекте упоминается о плакатах, которых нет в приложении к разработке, хорошо, что хоть какая-то наглядность имеется. Такой способ преподнесения информации не соответствует современным требованиям проведения урока. Конечно, лучше использовать мультимедиа. Допускаю, что такие уроки проводятся, но не следует выносить их на всеобщее обсуждение. Работа в рабочей тетради осталась «за кадром» для читающего материал, в конспекте не указаны информационные источники.
Считаю, что методическая разработка должна быть откорректирована, она не соответствует требованиям оформления методических работ.