В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Олеся Муковникова
Тип материала: Урок
просмотров: 11421 комментариев: 2
Описание
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе
 
Презентация
 Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
 Цели:  — изучить правила поведения в природе;
— познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;
— обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; — выработки элементарных эколого-этических норм; 
— воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.
Оборудование: презентация, смайлики «Солнышко», запись голосов птиц и шума травы, картинка Муравьишки Вопросика. 
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Долгожданный дан звонок – 
  Начинается урок.
— В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение.  (Ребята показывают смайлики с изображением солнышка)
2. Сообщение целей и темы урока.
— Ребята, вы любите прогулки? А  куда вы совершаете прогулки? А чем вы занимаетесь на прогулках?
— Сегодня мы тоже совершим прогулку. Мы с вами сегодня будем туристами.
— Как вы думаете, кто такие туристы?
(это люди, совершающие путешествия в целях отдыха и самообразования)
— Муравьишка Вопросик приглашает нас в гости к себе домой.
-А как вы думаете, куда, где его дом? 
— Он  познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми и  поможет ответить на вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; почему в лесу надо со-блюдать тишину?
 Сценка.
Слышится шум. К доске выходит лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит бабочек.
Учитель: Кажется, что-то случилось в нашем лесу. Включим наш телевизор. Послу-шаем экстренное сообщение из леса.
Диктор: Внимание! Внимание! Экстренное сообщение. В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и животных – лесогуб.
Учитель: Думаю, надо послать наших дозорных – юных друзей природы и поймать злодея.
Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются.
Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь?
Лесогуб: Я бедненький сиротка. Я в школу не ходил, правил не учил.
Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребятами и слушай.
3. Знакомство с лугом. (Слайд луг)
— Ребята, Закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых).
— Откройте глазки. Оглянитесь вокруг (показываю на слайд), как вы думаете, где мы с вами очутились?
— Совершенно верно, на лугу. А кого вы увидели в своих представлениях.
(Слайд: Заселяем луг: ромашка, колокольчик, жук, пчела, бабочка)
— Давайте оживим наш луг. Я буду загадывать загадки, кто отгадает, тот выходит  к доске и поселяет этого жителя на лугу.
Белая корзинка, 
Золотое донце. 
В ней лежит росинка 
И сверкает солнце.  (ромашка)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.   (колокольчик)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.  (жук)
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.   (пчела)
Слайд: дети на лугу учебник с.100
— Оказывается не мы одни сегодня туристы, другие ребята тоже пришли на луг.
— Расскажите, чем занимаются дети на лугу?
— Подумайте и словесно нарисуйте, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.
(Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.)
Слайд: что принесли дети с собой с луга
– Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.)
— Что будет с букетом через время?
– Что произойдет с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.)
– Правильно ли поступили дети? (Нет)
— А как нужно было поступить?
Слайд: учебник с. 100 дети фотографируют луг
— А теперь послушайте Виталика Башкирцева.
  …Давай пройдемся 
     медленно по лугу 
     И «здравствуй!» 
     скажем каждому цветку. 
     Я должен над цветами  наклониться 
     Не для того, чтоб рвать или срезать, 
     А чтоб увидеть   добрые их лица 
     И доброе лицо им показать. 
  Мне очень нравятся бабочки. Они великолепны во всем своем разнообразии. По-этому я не ловлю бабочек на лугу, а создаю их в своих работах из лепестков цветов, выращенных  в домашних условиях, так как садовые цветы можно срезать. А луговые  — нет.
— Вот такие работы выполнил Виталик.
— А почему бабочки и цветы всегда рядом? 
— Могут ли цветы и бабочки жить друг без друга? 
— Почему бабочки не могут жить без цветов?  (питаются нектаром) 
— Почему цветы не могут без бабочек? (бабочки их опыляют, чтобы у цветов были    плоды и семена)  
— Так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?  (Они не могут жить друг без друга.) 
— В природе ничто  не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе.
— Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу.
Слайд: правила поведения на лугу: не рвать цветы и не ловить бабочек.
   Физкультминутка:
Мы по лугу прогулялись 
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. 
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
     
4. Знакомство с лесом.
— А сейчас отгадайте загадку и скажите, куда теперь мы попали?
Дом со всех сторон открыт. 
Он резною крышей крыт. 
Заходи в зеленый дом — 
Чудеса увидишь в нем. 
— Правильно, это лес. 
 Слайд: лес 
— Ребята, есть такая фраза «Лес – наш друг». 
— Как вы думаете, почему мы лес называем другом?
— Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?
  Мы сегодня входим в лес,
  Полный сказок и чудес.
  Кто в глуши его таится?
  Что за зверь? Какая птица?
   Все узнаем без утайки!
   Разгадаем леса тайны!
— Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм. Лесные соседи живут дружно, потому что у каждого есть свой лесной этаж ( их 4), своя лесная квартира.
— Почему лес называют  многоэтажным домом?
— Какие этажи леса вы знаете? (Травы, грибы, кустарники, деревья)
— А сейчас мы поиграем в игру «Какой этаж?».  Мы будем животных и растения заселять в наш лес, но не просто так. Сначала я буду загадывать загадку, вы ее отгадываете, называете на каком этаже живет животное или растет растение, потом, стучите пальчиком по доске в нужном месте.
Слайд: заселяем лес: белка, мухомор, синичка, змея, орехи, земляника, сова
С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач. 
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал  (белка-1)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика   (синичка – 2)
Шелестя, шурша травой
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел   (змея – 4)
Угадайте что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это…   (сова -1)
А этот красавец
На беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки   (мухомор – 4)
Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки  (земляника – 3)
Растут на ветках группами,
Покрытые скорлупками  (орехи -2)
— Молодцы! А вы, ребята, любите ходить в лес?
— Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)
— Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)
— Что полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное растения, орехи, звери, птицы, сено и т. д).
— Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами, (дарами леса)? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы).
— Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь.
      «Дикарь в лесу»
Хозяйка белочка в лесу 
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви.
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
— Правильно ли вёл себя человек в лесу?
— Чего он не знал?
Слайд: дети в лесу учебник с 103
— Посмотрите на рисунок.
— Кто пришёл в лес? (Дети)
— Чем они заняты?
— Что стало с животными, которые жили на этой поляне?
— Почему они убегают?
— Правильно ли ведут себя дети в лесу?
— Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока? Почему? 
— Почему надо соблюдать тишину в лесу?
— Потому что это дом растений и животных, а мы в нем гости.
— Давайте послушаем Виталика Фатхуллина.
Территория нашего  края покрыта в основном лесной растительностью. Можно получить большое удовлетворение от общения с лесом, не сорвав ни единого цветка или листа, не обидеть жителей лесного дома. Наш лес называется тайгой, в нем есть болота, а в болотах тоже живут животные, например лягушки. Их тоже нужно беречь и охранять, так как они сами за себя постоять не могут. Поэтому я решил сделать свой проект в защиту этих животных.
— Ребята, мне хочется вспомнить слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички":
"Хочешь услышать – стань… (невидим)
Хочешь услышать – стань...(неслышим)
Хочешь узнать – ..." (затаись).
– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!) 
— Но в лесу кроме этого правила, нужно соблюдать еще множество других правил. Над этим работал Саша Вагнер, он сочинил сказку. Вы, ребята, послушайте и сделайте выводы, какие еще правила нужно соблюдать в лесу?
Чтение сказки.
5. Подведение итогов. 
Слайд: знаки-правила поведения в лесу.
— Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в лесу и всегда будем следовать им.
— В заключении мне хочется прочитать вам  стихотворение.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!
— Какое настроение у вас в конце урока? Почему? Ребята, подарите хорошее настроение, т.е смайлики, деткам из детского сада.
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Сергей Колодин
10.01.2012 14:45
Уважаемая Олеся Викторовна!

Не надо копировать и вставлять в описание загружаемого материала весь конспект урока. Пожалуйста, прикрепите его к описанию в том формате, в котором он у Вас сделан. Пожалуйста, обратите внимание на Требования к размещаемым в библиотеке Портала материалам.

С уважением, С.А. Колодин.
Марина Гилярова
14.01.2012 20:57
Материал полностью отображен на странице, хотя замечание по оформлению давно написано в комментариях. Видимо преподавателю абсолютно все-равно, что происходит с его работой. Информация подобрана замечательная, но неудовлетворительным представлением своего проекта вы «зачеркнули» его адекватное восприятие.  Не сомневаюсь, что урок прошел на высоком уровне, а методическая разработка составлена  несоответствующим образом. В ней говорится о презентации, но она не была представлена на странице портала.
Хочется пожелать преподавателю более ответственно относиться к выполняемой работе.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос