Что мы знаем о слове?
Уренский районный отдел образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уренская средняя общеобразовательная школа №1
Методическая разработка урока русского языка
в 4 классе УМК «Гармония»
Урок-исследование
Тема урока: «Что мы знаем о словах?»
Составила: Смирнова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ УСОШ №1
Урень
2011
Урок-исследование
Тема урока: «Что мы знаем о словах?»
Задачи урока:
-
Систематизировать все изученное о слове;
-
Развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения, развивать орфографическую зоркость, умение выполнять все освоенные виды разбора;
-
Учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно) свои действия для решения задачи, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и др., оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
-
Учить вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Разминка. Сегодня проведем урок-исследование. Слайд 2
- Дополните до правильных ответов. Обобщите их и постарайтесь определить тему исследования.
•Прилагательные, существительные, местоимения – это…
•Подлежащее, дополнение, обстоятельство – это…
•Приставка, суффикс, окончание – это…
•Антонимы – это…
•Ночь, ночной, ночник, ночлег – это…
3. Определение темы и целей.
- Кто может сформулировать тему исследования? (Что мы знаем о словах?) Слайд 3
- Определим цель исследования. (Систематизировать, что мы знаем о словах).
- Попытайтесь сформулировать вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе исследования.
- Попробуйте выдвинуть гипотезу исследования.
- Какие формы работы будем использовать? (беседа, опрос, сбор и обработка информации и литературы) Слайд 4 Продуктом исследования будет схема-кластер.
4. Работа по теме
1) - Какая из записей не слово? Почему? Слайд 5
Радуюсь с радост?ю адыр радос?ное радос?но радость (Адыр – сочетание звуко-букв лишено смысла, поэтому оно не слово)
- Запишите только слова, решите орфографические задачи. Чем они сходны и чем различаются? Слайд 6 Проверка
- Выделите ту часть, которой объясняется сходство в значении всех слов. Все ли слова являются однокоренными? Выделите те части, с которыми связано различие значений слов. Выделите ту часть, которая передает смысл слова.(основа) Какое значение слова заключено в основе.(лексическое).
- Догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов, с которыми вы работали. (рады)
- Сделайте вывод, чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от «не слов»? (значением) Заполнение кластера Слайд 7
2) - Вспомним секреты некоторых слов. (Работа в группах)
1 группа – Бить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце. Подумай над значением слов. Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов. (Однозначные, многозначные) Проверка Слайд 8
2 группа – Спиши, решая орфографические задачи, и допиши антонимы к прилагательным
Вещ? старая –
Чемодан лё?кий –
Человек старый -
Задача лё?гкая
3 группа – Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться. Прочитай слова. В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы.
4 группа – Уточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов. Слайд 9
- Только ли значением можно характеризовать слово? (Из каких частей оно состоит) Слайд 10 Проверка (по ходу проверки заполняется кластер) Слайд 11
- Как вы думаете, почему остался незаполненным овал в кластере?(Будем открывать новые тайны языка)
- Зачем необходимо знать значение слов? (Богатство языка, пользоваться словами, значение которых знаешь, чтобы не попадать в смешное положение, для правильного выбора буквы безударного в корне)
- Проверьте записанные разными учениками слова. Слайд 12 Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
- В какой части слова были все допущенные ошибки? Какой способ проверки помог их исправить? Какой вывод можно сделать? (частой причиной ошибок бывает невнимание к значению слов)
3) - О каком значении слов мы говорили? Какое еще значение имеют слова? (грамматическое). Слайд 13 В какой части слова оно заключается? (в окончании)
- Я задумала слова. Слайд 14 Что о них расскажешь по их окончанию?
…ла …ешь …ого ….о (грамматические признаки слов, как частей речи) Слайд 15
Состав слова Звуко-буквенный
Слово разбор
Значение Часть речи
многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные
однозначные ? помогают называют указывают
Член предложения
Главные Второстепенные
подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение
5. Физкультминутка
- Продолжаем исследовательскую работу о словах.
- На какие две группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно. Слайд 16 Какие части речи выделяются в каждой группе? По каким общим признакам различаются части речи? Чем отличаются имена и глаголы, имена сущ. и имена прил.? Чем от всех частей речи отличаются наречия? А чем местоимения? Какие три «работы» могут выполнять слова, являясь разными частями речи? Слайд 17
4) - Проанализируйте слова, как части речи. (Работа в группах) Слайд 18
1 группа. Радуюсь
2 группа. С радостью
3 группа. Радостное
4 группа. Радуюсь. Выполнить звуко-буквенный разбор.
Проверка. (По одному представителю - у доски)
(После проверки приходим к выводу, что слово можно характеризовать по буквам и звукам) Слайд 19
5) - Какую роль выполняет слово в предложении? Как слово сделать членом предложения? Слайд 20
Работа с учебником на с. 91 упр. 590 (выполняется задание в задачнике) (Коллективная работа) Слайд 21
(Дополнительное задание) Слайд 22
Дайте характеристику предложениям. Измени 2 предложение так, чтобы в нем появились однородные члены предложения. Найдите словосочетания, в которых слова согласуются друг с другом, одно управляет другим. Найдите еще один вид связи слов в словосочетании.
6. Домашнее задание (по выбору) Слайд 23
-
Составить вопросы по теме урока для проведения игры «Ты мне – я тебе»
-
Составить тест по теме урока
-
Выполнить задание учебника на с.91 упр.591
7. Итог урока.
Слайд 24 Завершая исследовательскую работу, продуктом которой стала схема-кластер, дайте полный ответ на поставленный вопрос «Что мы знаем о словах?» (работа с кластером)
- Чем для вас была полезна эта исследовательская работа?» (Я научился анализировать, сравнивать, делать выводы, приобрел опыт работы по исследовательской деятельности)
- Подтвердилась наша гипотеза? (Да, мы много знаем о словах)
- Как вы думаете, исследование по этой теме закончилось? (Нет, мы исследовали не все тайны русского языка)
- Продукт нашего исследования - схема-кластер поможет вам дальше исследовать тайны нашего языка. Дарю вам их на память.
8. Рефлексия. Слайд 25
- Поделитесь своими мыслями, впечатлениями, чувствами
Закончи предложение.
-
Я положительно оцениваю …
-
Мне нужно обратить внимание …
-
Я хочу поблагодарить …
-
Мне было интересно …
-
Мне показалось важным …
- Я хочу поблагодарить вас за отличную работу на уроке. Я положительно оцениваю… Слайд 26
Использованная литература:
-
Русский язык: к тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
-
Русский язык: к тайнам нашего языка: Тетрадь для 4 класса/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
Карточка 1
Подумай над значением слов:
Бить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце.
Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов.
Карточка 1
Спиши, решая орфографические задачи, допиши антонимы к прилагательным.
Вещ? старая –
Чемодан лё?кий –
Человек старый -
Задача лё?гкая
Карточка 1
Прочитай слова.
Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться.
В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы.
Карточка 1
Уточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов.
Карточка 2
Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их.
Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.
Памятка
Что мы знаем о словах
Состав слова Звуко-буквенный
Слово разбор
Значение Часть речи
многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные
однозначные ? помогают называют указывают
Член предложения
Главные Второстепенные
подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение
Памятка
Что мы знаем о словах
Состав слова Звуко-буквенный
Слово разбор
Значение Часть речи
многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные
однозначные ? помогают называют указывают
Член предложения
Главные Второстепенные
подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Рабочая папка руководителя районного методического объединения учителей начальных классов