В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Что мы знаем о слове?

Что мы знаем о слове?

Ольга Смирнова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:11просмотров: 3707
Краткое описание
Урок-исследование на тему: «Что мы знаем о словах?» решает основную учебную задачу: систематизировать все изученное о слове. На уроке развивается  умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения, развивается орфографическая зоркость, умение выполнять все освоенные в начальной школе виды разбора. На уроке учащиеся формулируют тему исследования, определяют цель исследования, выдвигают гипотезу. Продуктом исследования является схема-кластер, которую составляют и заполняют учащиеся на протяжении всего урока.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок русского языка.doc Скачать


Уренский районный отдел образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Уренская средняя общеобразовательная школа №1












Методическая разработка урока русского языка

в 4 классе УМК «Гармония»


Урок-исследование

Тема урока: «Что мы знаем о словах?»














Составила: Смирнова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ УСОШ №1





Урень

2011


Урок-исследование

Тема урока: «Что мы знаем о словах?»

Задачи урока:

  • Систематизировать все изученное о слове;

  • Развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения, развивать орфографическую зоркость, умение выполнять все освоенные виды разбора;

  • Учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно) свои действия для решения задачи, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и др., оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

  • Учить вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.


2. Разминка. Сегодня проведем урок-исследование. Слайд 2

- Дополните до правильных ответов. Обобщите их и постарайтесь определить тему исследования.

Прилагательные, существительные, местоимения – это…

Подлежащее, дополнение, обстоятельство – это…

Приставка, суффикс, окончание – это…

Антонимы – это…

Ночь, ночной, ночник, ночлег – это…


3. Определение темы и целей.

- Кто может сформулировать тему исследования? (Что мы знаем о словах?) Слайд 3

- Определим цель исследования. (Систематизировать, что мы знаем о словах).

- Попытайтесь сформулировать вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе исследования.

- Попробуйте выдвинуть гипотезу исследования.

- Какие формы работы будем использовать? (беседа, опрос, сбор и обработка информации и литературы) Слайд 4 Продуктом исследования будет схема-кластер.


4. Работа по теме

1) - Какая из записей не слово? Почему? Слайд 5

Радуюсь с радост?ю адыр радос?ное радос?но радость (Адыр – сочетание звуко-букв лишено смысла, поэтому оно не слово)

- Запишите только слова, решите орфографические задачи. Чем они сходны и чем различаются? Слайд 6 Проверка

- Выделите ту часть, которой объясняется сходство в значении всех слов. Все ли слова являются однокоренными? Выделите те части, с которыми связано различие значений слов. Выделите ту часть, которая передает смысл слова.(основа) Какое значение слова заключено в основе.(лексическое).

- Догадайся, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов, с которыми вы работали. (рады)

- Сделайте вывод, чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от «не слов»? (значением) Заполнение кластера Слайд 7

2) - Вспомним секреты некоторых слов. (Работа в группах)

1 группаБить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце. Подумай над значением слов. Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов. (Однозначные, многозначные) Проверка Слайд 8

2 группа – Спиши, решая орфографические задачи, и допиши антонимы к прилагательным

Вещ? старая –

Чемодан лё?кий –

Человек старый -

Задача лё?гкая

3 группа – Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться. Прочитай слова. В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы.

4 группаУточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов. Слайд 9

- Только ли значением можно характеризовать слово? (Из каких частей оно состоит) Слайд 10 Проверка (по ходу проверки заполняется кластер) Слайд 11

- Как вы думаете, почему остался незаполненным овал в кластере?(Будем открывать новые тайны языка)

- Зачем необходимо знать значение слов? (Богатство языка, пользоваться словами, значение которых знаешь, чтобы не попадать в смешное положение, для правильного выбора буквы безударного в корне)

- Проверьте записанные разными учениками слова. Слайд 12 Найдете ошибки, исправьте их. Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.

- В какой части слова были все допущенные ошибки? Какой способ проверки помог их исправить? Какой вывод можно сделать? (частой причиной ошибок бывает невнимание к значению слов)

3) - О каком значении слов мы говорили? Какое еще значение имеют слова? (грамматическое). Слайд 13 В какой части слова оно заключается? (в окончании)

- Я задумала слова. Слайд 14 Что о них расскажешь по их окончанию?

ла …ешь …ого ….о (грамматические признаки слов, как частей речи) Слайд 15








Состав слова Звуко-буквенный

Слово разбор



Значение Часть речи



многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные



однозначные ? помогают называют указывают



Член предложения



Главные Второстепенные


подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение



5. Физкультминутка

- Продолжаем исследовательскую работу о словах.

- На какие две группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно. Слайд 16 Какие части речи выделяются в каждой группе? По каким общим признакам различаются части речи? Чем отличаются имена и глаголы, имена сущ. и имена прил.? Чем от всех частей речи отличаются наречия? А чем местоимения? Какие три «работы» могут выполнять слова, являясь разными частями речи? Слайд 17

4) - Проанализируйте слова, как части речи. (Работа в группах) Слайд 18

1 группа. Радуюсь

2 группа. С радостью

3 группа. Радостное

4 группа. Радуюсь. Выполнить звуко-буквенный разбор.

Проверка. (По одному представителю - у доски)

(После проверки приходим к выводу, что слово можно характеризовать по буквам и звукам) Слайд 19

5) - Какую роль выполняет слово в предложении? Как слово сделать членом предложения? Слайд 20

Работа с учебником на с. 91 упр. 590 (выполняется задание в задачнике) (Коллективная работа) Слайд 21

(Дополнительное задание) Слайд 22

Дайте характеристику предложениям. Измени 2 предложение так, чтобы в нем появились однородные члены предложения. Найдите словосочетания, в которых слова согласуются друг с другом, одно управляет другим. Найдите еще один вид связи слов в словосочетании.

6. Домашнее задание (по выбору) Слайд 23

  • Составить вопросы по теме урока для проведения игры «Ты мне – я тебе»

  • Составить тест по теме урока

  • Выполнить задание учебника на с.91 упр.591

7. Итог урока.

Слайд 24 Завершая исследовательскую работу, продуктом которой стала схема-кластер, дайте полный ответ на поставленный вопрос «Что мы знаем о словах?» (работа с кластером)

- Чем для вас была полезна эта исследовательская работа?» (Я научился анализировать, сравнивать, делать выводы, приобрел опыт работы по исследовательской деятельности)

- Подтвердилась наша гипотеза? (Да, мы много знаем о словах)

- Как вы думаете, исследование по этой теме закончилось? (Нет, мы исследовали не все тайны русского языка)

- Продукт нашего исследования - схема-кластер поможет вам дальше исследовать тайны нашего языка. Дарю вам их на память.

8. Рефлексия. Слайд 25

- Поделитесь своими мыслями, впечатлениями, чувствами

Закончи предложение.

  • Я положительно оцениваю …

  • Мне нужно обратить внимание …

  • Я хочу поблагодарить …

  • Мне было интересно …

  • Мне показалось важным …

- Я хочу поблагодарить вас за отличную работу на уроке. Я положительно оцениваю… Слайд 26


Использованная литература:

  1. Русский язык: к тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

  2. Русский язык: к тайнам нашего языка: Тетрадь для 4 класса/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

























Карточка 1

Подумай над значением слов:

Бить, ельник, заяц, невежа, надуться, нести, кисть, невежда, солнце.

Распредели и запиши их в две группы. Если затрудняешься, обратись к толковому словарю. Вспомни и запиши научное название таких слов.




Карточка 1

Спиши, решая орфографические задачи, допиши антонимы к прилагательным.

Вещ? старая –

Чемодан лё?кий –

Человек старый -

Задача лё?гкая




Карточка 1

Прочитай слова.

Печально, грустно; приятель, друг; бежать, мчаться.

В тетради запиши их научное название. Придумай и запиши две пары слов из этой группы.





Карточка 1

Уточните по толковому словарю значение слов сумрачный и прохладный. Запишите эти слова в тетрадь и покажите строение этих слов.


Карточка 2


Проверьте записанные разными учениками слова. Найдете ошибки, исправьте их.

Хлопушка, шохматист, желток, бигун, плесунья, хробрец.














Памятка

Что мы знаем о словах



Состав слова Звуко-буквенный

Слово разбор



Значение Часть речи



многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные



однозначные ? помогают называют указывают



Член предложения



Главные Второстепенные


подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение




Памятка

Что мы знаем о словах





Состав слова Звуко-буквенный

Слово разбор



Значение Часть речи



многозначные антонимы синонимы служебные самостоятельные



однозначные ? помогают называют указывают



Член предложения



Главные Второстепенные


подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение



Что мы знаем о словах 4 кл.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос