Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Коровиной В. Я.
Пояснительная записка.
68 часов.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006 г. Учебная программа рассчитана на 68 часов, в т.ч.
По развитию речи –5
Контрольных-3
68 часов.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006 г. Учебная программа рассчитана на 68 часов, в т.ч.
По развитию речи –5
Контрольных-3
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения;
– составление планов и написание отзывов о произведениях;
– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Ц е л и.
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Литература.
Учебник: Литература. 5 кл. Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений./Авт.-сост. Коровина.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. Журнал «Литература в школе», газета «1 сентября», приложение «Литература»; сайт www.prosv.ru (рубрика «Литература»); интернет-школа Просвещение.ru, online курс по литературе
Л. Зельманова, Е. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература 5-7 кл. Репродукции картин: учебно-наглядное пособие для уч-ся ОУ.- М,1999г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс.-М,2006г. Л. Зельманова, Е. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература 5-7 кл.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Раздольненская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
«_____»________.
Рассмотрено на заседании МО ГЦ Согласовано «____»_____. Директор школы_______
Протокол №___ от__________ Зам. директора (Дубовая И.Н.) . по УР: ______(Рачитских С.П.)
Руководитель МО:_____(Дубина Т.М.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
Учитель – Дубина Татьяна Михайловна.
Пояснительная записка.
68 часов.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006 г. Учебная программа рассчитана на 68 часов, в т.ч.
По развитию речи –5
Контрольных-3
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения;
– составление планов и написание отзывов о произведениях;
– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Ц е л и.
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Литература.
Учебник: Литература. 5 кл. Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений./Авт.-сост. Коровина.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. Журнал «Литература в школе», газета «1 сентября», приложение «Литература»; сайт www.prosv.ru (рубрика «Литература»); интернет-школа Просвещение.ru, online курс по литературе
Л. Зельманова, Е. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература 5-7 кл. Репродукции картин: учебно-наглядное пособие для уч-ся ОУ.- М,1999г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс.-М,2006г. Л. Зельманова, Е. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература 5-7 кл.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Кол-во Ча сов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающих-ся (результат) |
Вид контроля |
Д/3 |
ДАТА проведения |
|
План |
факт |
|||||||||
1 |
Введение. |
1.Введение. Роль книги в жизни человека. |
1 |
Чтения и изучения. |
Роль книги в жизни человека. Пословицы о книге, чтении. |
Знать специфику учебного предмета и учебника, осознавать роль книги в жизни человека. |
Беседа. |
Найти и записать в тетрадь пословицы о пользе чтения, о книге. Объяснить их смысл. |
|
|
2 |
Устное народное творчество. |
2. Что такое фольклор? Фольклорные жанры. |
1 |
КУ |
Устное народное творчество. Детский фольклор: пестушки, потещки, дразнилки, заклички, загадки, скороговорки, приговорки, колыбельные песни, считалки |
Знание двух терминов УНТ и фольклор. |
Беседа. Аукцион считалок. Конкурс загадок. Конкурс скороговорщиков. |
С.8 вопросы и задания. |
|
|
3. Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. |
1 |
КУ |
Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Волшебные сказки. Социально – бытовые сказки. Сказки о животных. Народные идеалы в сюжете и образах. Композиция. Иносказание. Резкое разграничение положительного и отрицательного. |
Знать понятия: сказка, зачин, концовка, присказка, постоянный эпитет, повтор. |
Беседа. Записывание определений. |
С. 10-11 вопросы. |
|
|
||
4. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир народной сказки. |
1 |
Чтение и изучение. |
Волшебные сказки. Представления о чудесных помощниках. Столкновение и поединок добра со злом. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. |
Знать понятия: волшебная сказка. Развитие воображения, умения мотивировать ответ. |
Беседа, описание иллюстраций. |
С. 26 вопросы 1-3. |
|
|
||
|
|
5. Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка». |
1 |
Чтения и обсуждения. |
Отражение жизни в сказке. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость – главные достоинства героев. |
Знать понятия: волшебная сказка. Развитие воображения, умения мотивировать ответ. |
Беседа, пересказ эпизодов, анализ поступков героев. |
С. 26 вопр. -5-7, художественный пересказ. |
|
|
|
|
6. Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки. |
1 |
Урок – актёрского мастерства. |
Волшебная героическая сказка. Жанровые признаки волшебной сказки. |
Знать понятия: волшебная героическая сказка, уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки. |
Беседа, пересказ эпизодов, конкурс на лучшего сказителя. |
Художественный пересказ. (по группам) |
|
|
|
7. Пересказ сказки«Иван-царевич и чудо-юдо» |
1 |
Урок – актёрского мастерства. |
Пересказ сказки«Иван-царевич и чудо-юдо» |
Осмыслить содержание сказки, навык художественного пересказа. |
Пересказ. |
Сочинение о любимом сказочном герое. |
|
|
|
|
8. Сказки о животных. Бытовые сказки. |
1 |
Урок – обобщение. |
Композиция. Иносказание. Резкое разграничение положительного и отрицательного. |
Знать понятия: композиция, иносказание. Осмыслить содержание сказки, навык художественного пересказа. |
Беседа, пересказ. Литературный диктант. |
С. 40,42 вопросы. |
|
|
|
|
Древнерусская литература. |
9. Древнерусская литература. Обзор. |
1 |
Урок – знакомства. |
Общее представление о древнерусской литературе. |
Знать обстоятельства возникновения древнерусской литературы и отдельных произведений, понятия: древнерусская литература, авторский, рукописный, анонимный текст. |
Беседа. Запись в тетради понятий. |
Пересказ статьи с.45. |
|
|
|
10. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
1 |
Урок – знакомства. |
Русское летописание. «Повести временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». |
Знать понятия: летопись, устаревшие слова. |
Беседа. Запись в тетради понятий. |
С. 50 в.2 письменно |
|
|
|
|
Русская литература 18 века. |
11. М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру». |
1 |
Урок – знакомства. |
Русская литература 18 века. Личность М.В. Ломоносова. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру». |
Иметь представление о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Знать понятие – юмор. |
Беседа, выразительное чтение. |
С. 53 вопросы и задания. |
|
|
|
Русская литература 19 века. |
12,13. Крылов И.А. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом», «Волк на псарне». |
2 |
Урок чтения и изучения. Урок – актёрского мастерства. |
Роды и жанры литературы. Расцвет русской басни в начале века. Обличение невежества. Невежа и невежда Герои басен. |
Иметь представление о жизни и деятельности Крылова. |
Беседа, выразительное чтение, запись терминов. Инсценирование. |
Выучить биографию Крылова, термины, составить список героев басен, нарисовать иллюстрации, подготовить инсценировку басни. |
|
|
Наизусть басню .Индивид. –сообщения о Лафонтене, Эзопе, Сумарокове. |
|
|
||||||||
|
|
14. Вн. чтение. Жанр басни в мировой литературе. |
1 |
Урок – концерт. |
Предшественники и последователи Крылова в жанре басни. |
Знать предшественников и последователей Крылова в жанре басни. |
Беседа, выразительное чтение, чтение наизусть, выступление с сообщениями, викторина. |
Сочинить басню. Прочитать Балладу В. А. Жуковского «Кубок». |
|
|
|
|
15. В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» |
1 |
Урок – знакомства. |
В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. |
Знать понятия: жанр баллады. Иметь представление о жизни и деятельности В.А. Жуковского. |
Беседа, выразительное чтение, запись терминов, комментированное чтение. |
С. 67-68, прочитать сказку «Спящая царевна». |
|
|
|
|
16. В.А. Жуковский «Спящая царевна». |
1 |
Урок чтения и изучения. |
Эпиграф. Портрет. Фантастические образы. Сюжет и герои сказки. Сказка в стихах. Ритм и рифма в стихотворном тексте. Метафора. |
Знать понятия: Эпиграф. Портрет. Фантастические образы. Сюжет и герои сказки. Сказка в стихах. Ритм и рифма в стихотворном тексте. Метафора. |
Беседа, выразительное чтение, комментированное чтение, устное рисование, иллюстрирование. |
С. 79-80 вопросы. |
|
|
|
|
17. А.С. Пушкин Детство и начало творческого пути. «Няне», пролог к поэме «Руслан и Людмила». |
1 |
Урок – знакомства. |
Детство и юность А.С. Пушкина. Влияние фольклора на его творчество. |
Иметь представление о детстве и юности Пушкина, выразительно читать. |
Беседа, выразительное чтение. |
Наизусть пролог к поэме «Руслан и Людмила». |
|
|
|
|
18.А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. |
1 |
Урок чтения и изучения. |
Истоки рождения сюжета «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». |
Знать историю рождения сказки, содержание. |
Беседа, выразительное чтение, комментированное чтение, устное рисование, иллюстрирование. |
Составить план сказки, нарисовать иллюстрации. |
|
|
|
|
19. Основные образы сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». |
1 |
Урок чтения и обсуждения. |
Основные образы сказки. Сопоставительная характеристика. |
Уметь сопоставлять героев. |
Беседа, устное рисование, иллюстрирование. |
С.108-109 вопросы. |
|
|
|
|
20. Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне… А.С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна». |
1 |
Урок исследование. |
Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне… А.С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна». |
Уметь сопоставлять. |
Беседа, работа с текстом. |
Сочинить сказку. |
|
|
|
|
21. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. |
1 |
Урок исследование. |
Ритм, рифма (перекрёстная, парная, опоясывающая), стопа. Стихи и проза. |
Знать теоретические понятия, определять тип рифмы, различать прозаическую и стихотворную речь. |
Беседа, работа с текстом статьи с.-110-112, запись определений, практические упражнения, игра «Буриме». |
С. 110-112, вопр. –с. 112-113. |
|
|
|
|
22,23. Литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители». |
2 |
Урок чтения и изучения, обсуждения и обобщения. |
Литературная сказка. Сюжет и герои сказки. |
Знать различия между литературной и народной сказкой. Давать развёрнутые ответы на вопросы, пересказывать. |
Беседа, выразительное чтение, пересказ от лица героя произведения, комментированное чтение. |
С. 151,152 вопросы |
|
|
|
|
24. В.М. Гаршин «Attalea princes» |
1 |
Урок чтения и изучения, обсуждения и обобщения. |
Литературная сказка. Сюжет и герои сказки. |
Знать различия между литературной и народной сказкой. Давать развёрнутые ответы на вопросы., пересказывать. |
Беседа, выразительное чтение, пересказ от лица героя произведения, комментированное чтение. |
С.162-163 вопросы |
|
|
|
|
25. Пишем сказку |
1 |
РР |
Принципы построения сказки. Сказочные эпитеты. |
Самостоятельно создавать сказку. |
Сочинение. |
Оформить сказку в виде книжки-малышки. Сделать иллюстрации. |
|
|
|
|
26,27. М. Лермонтов «Бородино». |
2 |
КУ |
Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и герои произведения. Образ старого солдата. |
Композиция, особенности повествования. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, чтение наизусть. |
Наизусть отрывок. С. 170 вопросы. |
|
|
|
|
28,29. Н.В. Гоголь «Заколдованное место». |
2 |
Урок чтения и изучения. |
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Общее знакомство. Герои и сюжет повести «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни. |
Иметь представление о личности Гоголя, сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знать понятия: комическое, трагическое. |
Беседа, выразительное чтение, пересказ от лица героя произведения, комментированное чтение. |
Прочитать «Заколдованное место», вопросы с. 184. |
|
|
Придумать сюжет своего «Заколдованного места». |
|
|
||||||||
|
|
30. Н.А. Некрасов. «На Волге» |
1 |
КУ |
Жизнь и творчество Некрасова. Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о судьбе народа. |
Иметь представление о личности Некрасова, давать развёрнутые ответы на вопросы, почувствовать отношение поэта к народу. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, составление плана стихотворения. |
С.192 в. 4 письменно. |
|
|
|
|
31. Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос». |
1 |
Урок чтения и изучения. |
Поэтический образ русской женщины. |
Давать развёрнутые ответы на вопросы, почувствовать отношение поэта к народу. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, составление плана. |
Наизусть отрывок |
|
|
|
|
32. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». |
1 |
Урок чтения и обсуждения. |
Поэтический образ крестьянских детей. Раздумья поэта о судьбе народа. |
Выразительно читать наизусть, давать развёрнутые ответы на вопросы, почувствовать отношение поэта к народу. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, чтение наизусть, чтение по ролям. |
С. 205-206 вопросы |
|
|
|
|
33-37 .И.С. Тургенев «Муму» |
5 |
Уроки – чтения и обсуждения. Урок РР. |
Историко – культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение. Гипербола. Протест героя. История создания. |
Иметь представление о личности Тургенева. Знать понятия: портрет, сравнение, гипербола. Понять авторское отношение к герою. Создать сочинение-рассуждение о герое произведения. |
Беседа, выразительное чтение, устное рисование, пересказ эпизодов, анализ текста, сочинение, чтение по ролям. |
С. 242-244 вопросы |
|
|
|
|
38-40. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» |
3 |
Уроки – чтения и обсуждения. Урок РР. |
Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. |
Иметь представление о личности Л.Н. Толстого, учиться анализу эпического произведеия, отбирать материал из текста для работы над темой, овладеть навыком сопоставительной характеристики героев. Создать сочинение-рассуждение о героях произведения: Жилине и Костылине. |
Тестирование, беседа, выразительное чтение, устное рисование, выборочный и аналитический пересказ эпизодов, анализ текста, сочинение, чтение по ролям, сопоставительная характеристика героев. |
С. 277-278 вопросы. |
|
|
|
|
41. А.П. Чехов «Хирургия» |
1 |
Урок – чтения и обсуждения. |
Детство и начало литературной деятельности. Осмеяние глупоти и невежества героев рассказа «Хирургия». |
Иметь представление о личности Чехова, знать понятия: юмор, сатира |
Беседа, выразительное чтение, устное рисование, пересказ, анализ текста, чтение по ролям. |
Сообщения о поэтах (индив.), наизусть по выбору с.245-247,290-299 |
|
|
|
|
42. Русские поэты о Родине и природе. |
1 |
Урок-концерт. |
А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь, «Задрожали листы, облетая…», Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…», А.Н. Плещеев «Весна»,Н.С. Никитин «Утро», «зимняя ночь в деревне», И.З. Суриков «Зима», А.Н. Майков «Ласточки» |
Навык выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, устное рисование, чтение наизусть. |
Наизусть стихотворение по выбору. Сделать карточку со стихотворением И. А. Бунина о природе (8 х 15) и небольной иллюстрацией. |
|
|
|
|
43. Обучение анализу лирического произведения. |
1 |
РР |
План анализа лирического стихотворения. Поэзия И.А. Бунина. |
Навык выразительного чтения и связного ответа, представляющего анализ стихотворения. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, чтение наизусть. |
Прочитать «Косцы» Бунина. |
|
|
|
|
44.И.А. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. |
1 |
Урок чтения и изучения. |
Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой какими –то невидимыми и тайными силами. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования, выразительного чтения. |
Беседа, выразительное чтение, устное рисование, пересказ, анализ текста, чтение по ролям. |
С. 10 вопросы. |
|
|
|
|
45-47 В.Г. Короленко «В дурном обществе» |
3 |
Урок чтения и изучения, обсуждения и обобщения. |
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного горда. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье. |
Иметь представление о личности В.Г. Короленко., развитие аналитических навыков, словесного рисования, выразительного чтения. |
Беседа, выразительное чтение, устное рисование, пересказ, анализ текста, составление плана, чтение по ролям, сочинение. |
47-48 вопросы, сочинение. |
|
|
|
|
48. С.А. Есенин |
1 |
Урок – презентация. |
Лиричность и задушевность поэзии С. Есенина. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» |
Умение определять рифму и анализировать стихотворения. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста. |
Наизусть по выбору. |
|
|
|
|
49. П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». |
1 |
Урок чтения и изучения. |
Реальность и фантастика в сказке. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. |
Знать понятия: жанр сказа, навык аналитического чтения. |
Беседа, выразительное чтение, устное рисование, пересказ, анализ текста, составление плана, чтение по ролям. |
Прочитать. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» |
|
|
|
|
50. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» |
1 |
Урок чтения и изучения. |
Сказочный сюжет и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств. Победа добра в этом поединке. |
Знать понятия: жанр сказа, навык аналитического чтения. |
Беседа, выразительное чтение, устное рисование, пересказ, анализ текста, составление плана, чтение по ролям. |
С.84 вопросы. |
|
|
|
|
51,52.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». |
2 |
Урок – актёрского мастерства. |
Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. |
Знать понятия: пьеса-сказка навык аналитического чтения драматического произведения. |
Беседа, выразительное чтение. Инсценирование |
с.101 вопросы |
|
|
Прочитать рассказ Платонова «Никита». |
|
|
||||||||
|
|
53,54 А. Платонов «Никита». |
2 |
Урок чтения и изучения. |
Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой. Одухотворение природы в его воображении – жизнь и борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. |
Знать понятия: быль, фантастика, сказка; развитие аналитических навыков, словесного рисования, выразительного чтения. |
Беседа, выразительное чтение, пересказ, комментированное чтение. |
С.115 вопросы. |
|
|
Прочитать В.П. Астафьев «Васюткино озеро» |
|
|
||||||||
|
|
55,56.В.П. Астафьев «Васюткино озеро» |
2 |
Урок чтения и изучения. Урок – викторина. |
Бесстрашие и терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах, любовь к природе и её понимание. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования, комментированного чтения. |
Беседа, выразительное чтение, пересказ, комментированное чтение. |
С. 146-147 |
|
|
Наизусть стихотворение о войне. |
|
|
||||||||
|
|
57. Дети и война. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». А.Твардовский «Рассказ танкиста». |
1 |
Урок-концерт. |
Дети и война – тема многочисленных поэтических и прозаических произведений о войне. |
Осознание несовместимости понятий: дети и война. Чтение наизусть |
Беседа, чтение наизусть. |
Наизусть стихотворение о природе с.155-160 |
|
|
|
|
58. Русские поэты 20 века о Родине и природе. |
1 |
Урок-концерт. |
Поэтическое вос-приятие родной природы. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…, Д.Б. Кедрин «Алёнушка», А.А. Прокофьев «Алё-нушка», Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». |
Навык выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования, комплексный анализ стихотворения. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, устное рисование, чтение наизусть. |
Прочитать С. Чёрный «Кавказский пленник» |
|
|
|
|
59. С. Чёрный «Кавказский пленник» |
1 |
Урок чтения и изучения. |
Рассказы о детях. Юмористическое содержание рассказов. Деталь как средство создания художественного образа. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования, комментированного чтения. |
Беседа, выразительное чтение, пересказ, комментированное чтение. |
С.181 итоговые вопросы |
|
|
|
|
60. Итоговый урок по русской литературе. |
1 |
Тестирование |
Текстов, теоретические понятия, изученные в разделах «Русская литература 18, 19, 20 века. |
Знание текстов, теоретических понятий. |
Тестирование |
Прочитать Стивенсон «Вересковый мёд». |
|
|
|
Зарубежная литература. |
61. Стивенсон «Вересковый мёд». |
1 |
Урок – чтения и обсуждения. |
Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования, выразительного чтения. |
Беседа, выразительное чтение, комментированное чтение. |
Наизусть балладу. |
|
|
|
|
62.Д. Дефо «Робинзон Крузо» |
1 |
Урок-викторина. |
Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования, самостоятельной работы с учебником. |
Викторина, сочинение-миниатюра . |
Прочитать Андерсен «Снежная королева», нарисовать иллюстрации. |
|
|
|
|
63, 64. Х.Х. Андерсен «Снежная королева» |
1 |
Урок – чтения и обсуждения. Урок-викторина. |
Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и фантастическое в сказке. Мужественное сердце Герды. Снежная королева и Герда –противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, устное рисование, сочинение-миниатюра. |
С. 234-235 вопросы |
|
|
Прочитать. Ж.Санд «О чём говорят цветы» |
|
|
||||||||
|
|
65. Ж.Санд «О чём говорят цветы» |
1 |
Урок – чтения и обсуждения. |
«Свойства» понимать речь деревьев, цветов, камней. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, устное рисование, сочинение-миниатюра. |
Прочитать М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
|
|
|
|
66. М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
1 |
Урок – презентация. |
Том и Гек. Дружба мальчиков. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Дружба Тома и Беки. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования, сопоставительная характеристика героев. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, устное рисование, чтение по ролям. |
Прочитать Д. Лондон «Сказание о Кише». |
|
|
|
|
67. Д. Лондон «Сказание о Кише». |
1 |
Урок – презентация. |
Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Смелость, смекалка, мужество, изобретательность, чувство собственного достоинства – опора мальчика в труднейших жизненных обстоятельствах. |
Развитие аналитических навыков, словесного рисования. |
Беседа, выразительное чтение, анализ текста, устное рисование, составление плана сочинения, подбор цитат. |
Сочинение «Почему Киш стал первым человеком в своём посёлке?» |
|
|
|
|
68. Итоговый урок. |
1 |
Урок подведения итогов. |
Термины, изученные произведения. |
Подведение итогов по изученным произведениям. |
Викторина. |
Летнее задание. |
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»