Поверхность нашего края
Урок природоведения. 5 класс
Тема. Поверхность нашего края.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
-
Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
-
Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации, познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
-
Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, атласы, физическая карта России, карточки с заданиями.
Ход
урока.
1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
1)Актуализация
знаний. Настрой.
Начинается урок.
Чтоб
пошел он детям впрок,
Циркуль, карандаш
и карта –
Все должно лежать на
парте.
Плюс немножечко старанья
И
огромное вниманье.
Ребята, любой
атлет, придя на тренировку, не хватается
за штангу без разминки. Вот и мы сейчас
проведем небольшую разминку, будем
разгадывать кроссворд, а итогом разминки
станет слово, которое непосредственно
относится к теме урока. При разгадывании
кроссворда можете пользоваться атласами,
физической картой.
Готовы? Тогда
вперед!
1. Назовите государство,
расположенное в двух частях света?
(Россия)
2. Я, сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у»
смени –
Стану спутником Земли. (Лена
– Луна).
3. Великая русская река.
(Волга)
4. Наивысшая вершина
кавказского хребта. (Эльбрус)
5.
Город, который «летает». (Орел).
6.
Форма Земли. (Сфера)
Ключевое
слово РЕЛЬЕФ
2)Работа с
картой.
Ребята, а что вы понимаете
по словом РЕЛЬЕФ? (Неровности земной
поверхности)
Пользуясь физической
картой, назовите неровности земной
поверхности. (Горы, равнины, овраги,
холмы).
3) Составление кластера.
Попробуйте
сами выделить два типа крупных форм
рельефа.
Задание. Составьте в
тетради кластер, заполните пустые
ячейки. (Учащиеся самостоятельно
выполняют задания в тетради).
Учитель:
Каким цветом на карте обозначаются
горы, а каким – равнины? (Горы –коричневым,
а равнины – зеленым).
Учитель:
Каким цветов на карте атласа обозначена
территория, на которой мы живем?
(В
основном – зеленым, но есть и
коричневый).
Учитель: Так, какова
поверхность нашего края? – Это и будет
темой урока.
На доске и в тетрадях запись: «Поверхность нашего края».
Достаточно ли знаний по этому вопросу?
1. Стадия Осмысление.
Изучение нового материала.
Учитель: Итак, мы определили, что территория, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.
Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)
Учитель: Но территория закрашена не только зеленым цветом, но и оттенками коричневого. О чем это говорит? (На нашей территории есть горы и холмы»
Учитель: Ребята, давайте снова обратимся к физической карте России. Какие горы расположены на территории нашего округа? (Уральские горы, Синие горы, Меловские горы)
Используется прием "Сводная таблица". Детям предлагается изображение горы и холма на слайдах презентации.
Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради).
Холм |
Линии сравнения |
Гора |
+ |
1. Подошва |
+ |
+ |
2. Склоны |
+ |
+ |
3. Вершина |
+ |
до 200 м. |
4. Высота |
свыше 200 м. |
Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? (Сходство: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину. Отличие: холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.)
Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).
Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Надо ли охранять поверхность земли? Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности?
Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит.
Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон).
В ходе работы обучающиеся вписывают в схему:
Левые веточки:
1. Добыча полезных ископаемых
2. Строительство домов, зданий
3. Распашка равнин (склонов)
Правые веточки:
1. Карьер, террикон
2. Свалки
3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.
Учитель: Как человек использует поверхность нашего края? К каким последствиям приводит освоение месторождений нефти и газа на территории округа? (Ответы детей)
Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?
Вывод (хвост) формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.
Учитель: Получается, что поверхность надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных.
-Что значит охранять поверхность? (Ответы детей)
- Какое участие в этом можете принять вы? (Ответы детей)
Учитель: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду!
«Увидеть и познать свой край
можно либо своими глазами,
либо с помощью книги»
Учитель: Ребята, а как вы понимаете данное высказывание? Что нам пригодится для следующего этапа урока?
(Фотографии родного края и местности, книги, карта, словарь и т.д.)
Учащиеся рассматривают фотографии, на которых изображены наиболее красивые уголки родного края).
Рефлексия. Творческая
работа в группах по сочинению
синквейна
Использование приема
Синквейн.
- Давайте на память о нашем
уроке сочиним синквейн о родном крае.
1 слово: тема (им.сущ.)
2 слова: признаки темы (им.прил.) (Если не успею – на дом)
3 слова: действия темы (глаголы)
4 слова: предложение на эту тему
1 слово: синоним темы
Например: Край!
Уникальный, Саратовский
Радует, развивается, растёт.
Мы любуемся твоей красотой!
Родина!
Край
Степной,
родной
Радует, волнует, вдохновляет
Моя
малая Родина
Степь
6. Итог урока
- Понравилось вам путешествовать по родному краю и изучать его?
- Что особенно запомнилось, было интересно?
- Конечно, на уроках окружающего мира пока вы получили лишь самые основные сведения о родном крае, но в нашей области осталось ещё очень много тайн и загадок, не открытых вами. Ответы на все интересующие вопросы вы сможете найти в дополнительной краеведческой литературе.
Домашним заданием будет написание ЭССЕ на тему: «Завтра моего края».
- Закончить урок хотелось бы словами писателя Ю.К.Ефремова:
И с гордостью скажу родному краю:
«Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю»
- Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким наш Саратовский край будет в будущем.
- Урок окончен, спасибо.
http://nsportal.ru/sites/default/files/poverhnost_nashego_kraya.doc
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»