Программа психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков по профилактике правонарушений в подростковой среде.
Краткое описание
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания. Подростки, склонные к правонарушениям, как правило, имеют высокий уровень тревожности, полярную самооценку, низкий уровень коммуникативных навыков и проблемы в семье.
Именно на это и направлены тренинговые упражнения: на повышение уровня коммуникативных навыков, на снижение уровня тревожности и на снятие внутреннего напряжения.
Программа коммуникативного тренинга предназначена для проведения занятий среди подростков, склонных к правонарушениям и подростков "группы риска". Также данный тренинг можно проводить с целью профилактики.
Именно на это и направлены тренинговые упражнения: на повышение уровня коммуникативных навыков, на снижение уровня тревожности и на снятие внутреннего напряжения.
Программа коммуникативного тренинга предназначена для проведения занятий среди подростков, склонных к правонарушениям и подростков "группы риска". Также данный тренинг можно проводить с целью профилактики.
Описание
Программа психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
по профилактике правонарушений в подростковой среде.
Подростковый возраст — период отчаянных попыток "пройти через все". При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки "из любопытства" пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.
Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое "падение", подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.
Общение подростков друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры Игра — это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".
Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
Подростки, склонные к правонарушениям, как правило, имеют высокий уровень тревожности, полярную самооценку, низкий уровень коммуникативных навыков и проблемы в семье.
Именно на это и направлены тренинговые упражнения: на повышение уровня коммуникативных навыков, на снижение уровня тревожности и на снятие внутреннего напряжения.
Цель тренинга:
- развитие коммуникативных навыков;
– формирование и коррекция представлений о себе;
- выявление глубинных переживаний и причин, привлекших к проступкам.
Задачи:
— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
— отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
— выработка навыков сплоченных действий;
— активизация процесса самопознания и самоактуализации.
Количество занятий: 3.
Продолжительность: 30-35 мин.
Количество респондентов: 10-15.
Структура тренинга:
1.«Знакомство»
2.«Визитка»
3.Правила группы»
4.Разминка
5.Основная часть
6.Релаксация
7.Завершение
Содержание
Занятие 1.
«Знакомство»
Цель: Познакомиться с участниками группы.
Инструкция: Каждый участник рассказывает немного о себе, буквально в двух словах, используя эпитеты: добрый, отзывчивый и т.д..
«Визитка»
Цель: Создать атмосферу непринужденности, доверия.
Инструкция: Каждый участник получает карточку и фломастер, его задача – написать на карточке свое имя, по которому его будут называть дети в процессе всего тренинга.
«Правила группы»
Цель: Познакомить участников группы с правилами, используемыми на всех тренинговых занятиях.
Правила группы:
1.Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.
4.Хранить честь и достоинство группы за ее пределами, как и свои собственные.
5.Говорить от своего имени («я считаю…», «я думаю…»).
6.Быть открытым в общении.
7.Активно участвовать в происходящем.
8.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
9.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»…), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой поступок»).
Разминка
Упражнение «Путаница»
Цель: Разминка, выработка навыков сплоченных действий, формирование умения взаимодействия с другими людьми.
Инструкция: Участники встают в круг, вытягивают вперед правую руку, хватают кого-нибудь из участников, кроме соседа, за правую руку и не отпуская друг друга, проделывают то же самое с левой рукой. Получается клубок, который необходимо распутать с помощью вербальных способов общения, т.е. путем договоренности).
Основная часть
Упражнение «Печатная машинка»
Цель: Выработка навыков сплоченных действий.
Инструкция: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, или слова распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, слово а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Упражнение «За кругом»
Цель: Помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.
Инструкция: Необходимо нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом.
Затем участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг.
Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.
Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)
Упражнение «Отказ»
Цель: Дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Инструкция: Участникам группы раздаются карточки с указанной ситуацией, по которой необходимо каждому в течение 5 минут придумать по 2-3 варианта отказа.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него деньги.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас на какое-то таинственное важное задание.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас попробовать алкогольный напиток.
При желании можно проиграть некоторые ситуации в парах.
Один играет роль — "уговаривающего, другой — "отказывающегося".
Релаксация «Психологический настрой на уверенность в себе»
Инструкция: — Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте каждую клеточку своего тела и расслабьтесь…
Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем…
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос. Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце. Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми. Я настраиваю вас на более равнодушное на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества и оптимизма! Будьте более стойкими и решительными! Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни…
Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала умной, сильной. Прочувствуйте – вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии и уверенности в себе! У вас все будет получаться! Вы будете хорошо учиться за счет большей выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания наверстать упущенное.
Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция. Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!...
— Открывайте глаза. Что вы чувствуете в данный момент? Какие эмоции вы испытываете?..
Завершение
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: Формирование у участников позитивного настроя, завершение занятия.
Инструкция: — Сначала ведущий выбирает участника и хлопает ему, затем участник выбирает кого-нибудь из группы и уже вместе с ведущим хлопает ему, тот тоже выбирает и т.д…. Последнему участнику хлопает вся группа…
Занятие 2.
Упражнение "Снежный ком"
Инструкция: Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример:
1. Сергей строгий — 2. Сергей строгий, Петр прилежный — 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
«Визитка»
«Правила группы»
1.Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.
4.Хранить честь и достоинство группы за ее пределами, как и свои собственные.
5.Говорить от своего имени («я считаю…», «я думаю…»).
6.Быть открытым в общении.
7.Активно участвовать в происходящем.
8.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
9.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»…), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой поступок»).
Разминка
Упражнение "Путаница"
Основная часть
Упражнение "В детстве я хотел быть..."
Цель: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Инструкция: Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Упражнение "Найди пару"
Цель:
— развитие прогностических способностей и интуиции;
— формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Инструкция: Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Упражнение "Всеобщее внимание"
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Релаксация
Упражнение «Рисунок моего настроения»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: Под релаксационную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки в любое место листа и делать спонтанные мазки.
Завершение
Упражнение «Аплодисменты».
Занятие 3.
Опрос — как прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться?
«Визитка»
«Правила группы»
1.Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.
4.Хранить честь и достоинство группы за ее пределами, как и свои собственные.
5.Говорить от своего имени («я считаю…», «я думаю…»).
6.Быть открытым в общении.
7.Активно участвовать в происходящем.
8.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
9.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»…), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой поступок»).
Разминка
Упражнение «Путаница»
Основная часть
Упражнение "Ценности"
Цель: Помочь участникам группы поработать над собой и со своими жизненными ценностями.
Инструкция:
Участникам группы раздаются списки ценностей:
— интересная работа;
— хорошая обстановка в стране;
— общественное признание;
— любовь;
— материальный достаток;
— семья;
— удовольствия, развлечения;
— самосовершенствование;
— свобода;
— справедливость;
— доброта;
— честность;
— искренность;
— вера;
— целеустремленность.
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся впечатлениями.
Упражнение "За кругом"
Цель:помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.
Инструкция: Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.
Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)
Упражнение «Отказ»
Цель:Дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Инструкция: Участникам группы раздаются карточки с указанной ситуацией, по которой необходимо каждому в течение 5 минут придумать по 2-3 варианта отказа.
Примерные ситуации:
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него деньги.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас на какое-то таинственное важное задание.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас попробовать алкогольный напиток.
При желании можно проиграть некоторые ситуации в парах.
Один играет роль — "уговаривающего, другой — "отказывающегося".
Релаксация «Психологический настрой на уверенность в себе»
Инструкция: — Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте каждую клеточку своего тела и расслабьтесь…
Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем…
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос. Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце. Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми. Я настраиваю вас на более равнодушное на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества и оптимизма! Будьте более стойкими и решительными! Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни…
Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала умной, сильной. Прочувствуйте – вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии и уверенности в себе! У вас все будет получаться! Вы будете хорошо учиться за счет большей выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания наверстать упущенное.
Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция. Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!...
— Открывайте глаза. Что вы чувствуете в данный момент? Какие эмоции вы испытываете?..
Завершение
Упражнение "Аплодисменты".
Цель: Формирование у участников позитивного настроя, завершение занятия.
Инструкция: — Сначала ведущий выбирает участника и хлопает ему, затем участник выбирает кого-нибудь из группы и уже вместе с ведущим хлопает ему, тот тоже выбирает и т.д…. Последнему участнику хлопает вся группа…
Программа психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
по профилактике правонарушений в подростковой среде.
Подростковый возраст — период отчаянных попыток "пройти через все". При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки "из любопытства" пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.
Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое "падение", подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.
Общение подростков друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры Игра — это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".
Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
Подростки, склонные к правонарушениям, как правило, имеют высокий уровень тревожности, полярную самооценку, низкий уровень коммуникативных навыков и проблемы в семье.
Именно на это и направлены тренинговые упражнения: на повышение уровня коммуникативных навыков, на снижение уровня тревожности и на снятие внутреннего напряжения.
Цель тренинга:
- развитие коммуникативных навыков;
– формирование и коррекция представлений о себе;
- выявление глубинных переживаний и причин, привлекших к проступкам.
Задачи:
— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
— отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
— выработка навыков сплоченных действий;
— активизация процесса самопознания и самоактуализации.
Количество занятий: 3.
Продолжительность: 30-35 мин.
Количество респондентов: 10-15.
Структура тренинга:
1.«Знакомство»
2.«Визитка»
3.Правила группы»
4.Разминка
5.Основная часть
6.Релаксация
7.Завершение
Содержание
Занятие 1.
«Знакомство»
Цель: Познакомиться с участниками группы.
Инструкция: Каждый участник рассказывает немного о себе, буквально в двух словах, используя эпитеты: добрый, отзывчивый и т.д..
«Визитка»
Цель: Создать атмосферу непринужденности, доверия.
Инструкция: Каждый участник получает карточку и фломастер, его задача – написать на карточке свое имя, по которому его будут называть дети в процессе всего тренинга.
«Правила группы»
Цель: Познакомить участников группы с правилами, используемыми на всех тренинговых занятиях.
Правила группы:
1.Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.
4.Хранить честь и достоинство группы за ее пределами, как и свои собственные.
5.Говорить от своего имени («я считаю…», «я думаю…»).
6.Быть открытым в общении.
7.Активно участвовать в происходящем.
8.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
9.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»…), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой поступок»).
Разминка
Упражнение «Путаница»
Цель: Разминка, выработка навыков сплоченных действий, формирование умения взаимодействия с другими людьми.
Инструкция: Участники встают в круг, вытягивают вперед правую руку, хватают кого-нибудь из участников, кроме соседа, за правую руку и не отпуская друг друга, проделывают то же самое с левой рукой. Получается клубок, который необходимо распутать с помощью вербальных способов общения, т.е. путем договоренности).
Основная часть
Упражнение «Печатная машинка»
Цель: Выработка навыков сплоченных действий.
Инструкция: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, или слова распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, слово а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Упражнение «За кругом»
Цель: Помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.
Инструкция: Необходимо нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом.
Затем участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг.
Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.
Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)
Упражнение «Отказ»
Цель: Дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Инструкция: Участникам группы раздаются карточки с указанной ситуацией, по которой необходимо каждому в течение 5 минут придумать по 2-3 варианта отказа.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него деньги.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас на какое-то таинственное важное задание.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас попробовать алкогольный напиток.
При желании можно проиграть некоторые ситуации в парах.
Один играет роль — "уговаривающего, другой — "отказывающегося".
Релаксация «Психологический настрой на уверенность в себе»
Инструкция: — Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте каждую клеточку своего тела и расслабьтесь…
Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем…
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос. Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце. Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми. Я настраиваю вас на более равнодушное на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества и оптимизма! Будьте более стойкими и решительными! Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни…
Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала умной, сильной. Прочувствуйте – вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии и уверенности в себе! У вас все будет получаться! Вы будете хорошо учиться за счет большей выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания наверстать упущенное.
Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция. Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!...
— Открывайте глаза. Что вы чувствуете в данный момент? Какие эмоции вы испытываете?..
Завершение
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: Формирование у участников позитивного настроя, завершение занятия.
Инструкция: — Сначала ведущий выбирает участника и хлопает ему, затем участник выбирает кого-нибудь из группы и уже вместе с ведущим хлопает ему, тот тоже выбирает и т.д…. Последнему участнику хлопает вся группа…
Занятие 2.
Упражнение "Снежный ком"
Инструкция: Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример:
1. Сергей строгий — 2. Сергей строгий, Петр прилежный — 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
«Визитка»
«Правила группы»
1.Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.
4.Хранить честь и достоинство группы за ее пределами, как и свои собственные.
5.Говорить от своего имени («я считаю…», «я думаю…»).
6.Быть открытым в общении.
7.Активно участвовать в происходящем.
8.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
9.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»…), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой поступок»).
Разминка
Упражнение "Путаница"
Основная часть
Упражнение "В детстве я хотел быть..."
Цель: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Инструкция: Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Упражнение "Найди пару"
Цель:
— развитие прогностических способностей и интуиции;
— формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Инструкция: Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Упражнение "Всеобщее внимание"
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Релаксация
Упражнение «Рисунок моего настроения»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: Под релаксационную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки в любое место листа и делать спонтанные мазки.
Завершение
Упражнение «Аплодисменты».
Занятие 3.
Опрос — как прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться?
«Визитка»
«Правила группы»
1.Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.
4.Хранить честь и достоинство группы за ее пределами, как и свои собственные.
5.Говорить от своего имени («я считаю…», «я думаю…»).
6.Быть открытым в общении.
7.Активно участвовать в происходящем.
8.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
9.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»…), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой поступок»).
Разминка
Упражнение «Путаница»
Основная часть
Упражнение "Ценности"
Цель: Помочь участникам группы поработать над собой и со своими жизненными ценностями.
Инструкция:
Участникам группы раздаются списки ценностей:
— интересная работа;
— хорошая обстановка в стране;
— общественное признание;
— любовь;
— материальный достаток;
— семья;
— удовольствия, развлечения;
— самосовершенствование;
— свобода;
— справедливость;
— доброта;
— честность;
— искренность;
— вера;
— целеустремленность.
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся впечатлениями.
Упражнение "За кругом"
Цель:помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.
Инструкция: Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.
Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)
Упражнение «Отказ»
Цель:Дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Инструкция: Участникам группы раздаются карточки с указанной ситуацией, по которой необходимо каждому в течение 5 минут придумать по 2-3 варианта отказа.
Примерные ситуации:
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него деньги.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас на какое-то таинственное важное задание.
— Одноклассник (сосед, лидер двора) зовет вас попробовать алкогольный напиток.
При желании можно проиграть некоторые ситуации в парах.
Один играет роль — "уговаривающего, другой — "отказывающегося".
Релаксация «Психологический настрой на уверенность в себе»
Инструкция: — Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте каждую клеточку своего тела и расслабьтесь…
Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем…
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос. Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце. Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми. Я настраиваю вас на более равнодушное на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества и оптимизма! Будьте более стойкими и решительными! Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни…
Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала умной, сильной. Прочувствуйте – вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии и уверенности в себе! У вас все будет получаться! Вы будете хорошо учиться за счет большей выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания наверстать упущенное.
Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция. Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!...
— Открывайте глаза. Что вы чувствуете в данный момент? Какие эмоции вы испытываете?..
Завершение
Упражнение "Аплодисменты".
Цель: Формирование у участников позитивного настроя, завершение занятия.
Инструкция: — Сначала ведущий выбирает участника и хлопает ему, затем участник выбирает кого-нибудь из группы и уже вместе с ведущим хлопает ему, тот тоже выбирает и т.д…. Последнему участнику хлопает вся группа…
18 декабря 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
- Коррекционно-развивающая программа по развитию ассертивности, как одного из главных качеств личности «Уверенность сегодня, завтра и всегда».
- Коррекционно-развивающая программа по коррекции агрессивности подростков с психоневрологическими нарушениями.
- Психологическое сопровождение учащихся, имеющих низкий познавательный интерес к обучению.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»