Литературная гостиная "Памяти В.П.Астафьева"
«Памяти Астафьева Виктора Петровича».
Знакомство учащихся с произведениями В.П.Астафьева, развитие у детей интереса к миру, родному краю.
Вечер может быть проведен в рамках «Недели литературы, посвященной писателям Красноярского края» или как внеклассное мероприятие.
Конспект мероприятия + презентация
МКОУ Знаменская средняя общеобразовательная школа №1
Вострикова Ксения Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
Красноярский край, Минусинский район, село Знаменка
Литературная гостиная
«Памяти Астафьева Виктора Петровича»
(вечер)
Презентация Power Point (10 слайдов)
О жизни Астафьева В.П.
-2011-
Литературная гостиная
«Памяти Астафьева Виктора Петровича»
Оформление:
-
Портрет писателя
-
Фотографии
-
Выставка книг
-
Компьютер, проектор
-
Аудиозапись «Аве Мария» Ф.Шуберта, «Прощание с родиной» М.Огиньский
-
Свечи в подсвечниках для украшения сцены
-
Жетоны (форма любая)
Действующие лица:
-
Организатор (учитель русского языка и литературы и 10 класс).
-
Классы 1-11 (на вечере присутствуют только 5-11).
-
Два ведущих от 10 класса.
-
Школьный библиотекарь.
Цель мероприятия: продолжить знакомить учащихся с произведениями В.П.Астафьева, развивать у детей интерес к миру, родному краю.
Вечер может быть проведен в рамках «Недели литературы, посвященной писателям Красноярского края» или как внеклассное мероприятие.
Подготовительный этап:
Учащиеся школы заранее получают задания.
Начальная школа 1-4 – рисунки по произведениям В.П. Астафьева (на выбор)
5 классы – газета (ватман)
6 классы – игры деревенской тематики
7 классы – сценки из произведении («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»)
8 классы – презентация (биографические сведения)
9 классы – викторина (вопросы по произведениям)
11 класс – презентация (путешествие по музею)
10 класс является организатором, следят за выполнением задании.
Данная разработка хороша тем, что ребята сами проявляют себя в поисках материала.
При поиске материала учащиеся могут обращаться к организатором.
Ход мероприятия
Звучит музыка «Аве Мария» Ф.Шуберта
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые ученики и учителя. Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Сегодня мы будем говорить о замечательном человеке, прекрасном писателе, нашем земляке В.П.Астафьеве. Любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного, характерно для него и его творчества. Удивительным даром он обладает - даром “рисовать словами” так же, как художник рисует карандашом. Сегодня каждый из вас постарался и приготовился к нашей встрече.
Ведущий 1. Давайте вспомним биографию Астафьева В.П. и посмотрим презентацию, которую приготовил нам 8 класс.
(просмотр презентации)
Ученик 8 класса рассказывает о жизни и творчестве писателя.
1 мая 1924г. Виктор Петрович Астафьев родился в деревне Овсянка, Овсянского сельсовета Советского района Красноярского края. Его родители: отец – Пётр Павлович Астафьев, мать – Лидия Ильинична Астафьева (Потылицина).
1931-1934г.г. Утонула мать. Виктор жил у бабушки и дедушки (по материнской линии): Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылицыных.
1935г. Вместе с отцом и мачехой Таисьей Ивановной (Черкасовой) переезжает в Игарку. Одно время беспризорничал. В доме-интернате судьба свела с Игнатием Рождественским, уже известным сибирским поэтом. Он первым заметил у Виктора литературные способности и оказал ему немалую поддержку.
1941г. Закончил учёбу в школе-интернате (7 классов).
1942г. Окончил железнодорожную школу ФЗО №1 на станции Енисей. Недолгое время проработал составителем поездов на пригородной красноярской станции Базаиха.
1942г.(осень). Ушёл добровольцем в действующую армию.
1943-1945г.г. Фронт. 01.05.43 – 18.09.44, воевал на Брянском, Воронежском, Первом Украинском фронтах. Воинская специальность: разведчик подразделения связи артиллерийского дивизиона. 18.09.44 – 25.10.45, из-за тяжёлого ранения – в нестроевых частях. Женится на военнослужащей Корякиной Марии Семёновне.
1945г.(осень). Вместе с женой М.С.Корякиной приезжает на жительство на Урал, на родину жены – в г. Чусовой Молотовской (Пермской) области.
1947г. Рождается и умирает дочь Лидия.
1948-1951г.г. Работает дежурным по вокзалу ст.Чусовская, плотником в литейном цехе вагонного депо ст.Чусовская, кладовщиком и слесарем в артели «Металлист», разнорабочим (вахтёром) на колбасном заводе. Заканчивает среднюю школу (ж.д. школа рабочей молодёжи). 19.05.48 рождается дочь Ирина, 13.03.50 рождается сын Андрей. В феврале-марте 1951 года в семи номерах газеты «Чусовской рабочий» публикуется первый рассказ В.П.Астафьева – «Гражданский человек»(«Сибиряк»).
1951-1955г.г. Работает литературным сотрудником в газете «Чусовской рабочий». В Пермском книжном издательстве вышел первый сборник рассказов для детей «До будущей весны». Напечатаны: «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот».
1958г. Опубликован роман «Тают снега». Писателя принимают в Союз писателей РСФСР.
1959-1961г.г. Учёба в Москве на Высших литературных курсах при Литератур-ном институте им. А.М.Горького. Написаны повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад».
1962-1969г.г. Писатель с семьёй живёт в Перми и Быковке (летняя дача). Работает собкором Пермского областного радио. Здесь написаны «Кража», «Пастух и пастушка». Начаты «Последний поклон» и «Затеси».
1969-1980г.г. Писатель с семьёй живёт в Вологде и Сибле (летняя дача). В это время в Вологде была одна из самых сильных писательских организаций страны. Кроме самого Астафьева достаточно назвать В.Белова и Н.Рубцова. Здесь написана «Ода русскому огороду», начали публиковаться рассказы позднее вошедшие в «Царь-рыбу». Начата работа над «Зрячим посохом» и продолжена – над «Последним поклоном».
1980-2001г.г. Годы жизни в Красноярске и Овсянке. Здесь написаны «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», «Так хочется жить», «Обертон», «Весёлый солдат», многие рассказы. Завершена книга «Последний поклон». Создан фонд им. В.П.Астафьева. С 1996 года начали проводиться литературные встречи в русской провинции.
29.11.2001 Виктор Петрович Астафьев ушёл из жизни. Похоронен в деревне Овсянка на кладбище рядом с могилой безвременно ушедшей (1987г.) дочери Ирины.
2002г., май В г.г.Перми и Чусовом проведены первые Астафьевские чтения.
2002г., осень Распоряжением №454 от 10.09.2002 губернатора Пермской области принято решение о создании в г.Чусовом, на литературной родине писателя В.П. Астафьева, Государственного областного учреждения культуры «Литературный музей В.П.Астафьева».
Награды и премии
1943-1945г.г. Орден «Боевого Красного знамени», медали «За отвагу», «За победу над Германией».
1975г. Государственная премия РСФСР им.А.М.Горького.
1978г. Государственная премия СССР.
1991г. Государственная премия СССР.
1994г. Независимая премия «Триумф».
1995г. Государственная премия России.
1997г. Международная премия им.А.С.Пушкина германского Фонда им.Альфреда Тепфера.
1998г. Премия Международного литфонда «За честь и достоинство таланта»
1998г. Премия им.Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. В.П.Астафьеву присвоено звания Героя социалистического труда(1989г.), он награждён тремя орденами «Трудового Красного знамени» и двумя орденами «Дружбы народов».
Я думаю, что вы внимательно смотрели слайды, слушали.
Ответьте на мои вопросы. Самые внимательные получат жетоны за правильные ответы.
- где жил и воспитывался В.П.Астафьев в детстве? (детский дом)
- какие профессии освоил писатель? (шофер, связист, артразведчик)
- кому посвящена повесть «Перевал»? (матери, которая утонула в Енисее)
- какое образование получил будущий писатель? (закончил учёбу в школе-интернате (7 классов), высшие литературные курсы в 1941г, окончил железнодорожную школу ФЗО №1 на станции Енисей в 1942г.)
-какие награды и премии получил Астафьев В.П.?
Спасибо за внимание!
(самые активные получают жетоны)
Ведущий
2. Почти четверть века прожил он,
вернувшись из Вологды, на родной земле,
и все мы как-то привыкли к тому, что есть
вот такой у нас. Виктор Петрович –
мудрый, веселый, рассудительный, горячий,
есть некий эталон человеческого и
профессионального поведения, есть некий
высший авторитет (в первозданном смысле
этого слова), есть человек, на которого
можно равняться и перед которым может
быть стыдно, если сделаешь что-нибудь
не то.
Каждый из нас помнит и чтит
память Астафьева В.П.. Его произведения
изучаются уже в начальной школе, но на
этом знакомство не заканчивается, а
продолжается в среднем звене и в старшем.
Вспомните такие произведения «Царь-рыба»,
«Васюткино озеро», «Конь с розовой
гривой», «Белогрудка», «Гуси в полынье».
В.П.Астафьев писал о войне, о мире, о детстве, о природе. У него много романов, рассказов и повестей: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и Пастушка», «Последний поклон».
Более подробно о произведениях нам расскажет наш библиотекарь (имя, отчество).
Библиотекарь: «Я долго и тщательно отбирала книги. Пыталась собрать все, но это невозможно. Огромный труд лежит за плечами В.П.Астафьева. Посмотрите на эту книгу (показывает книгу «Царь – рыба. Повествование в рассказах») – настоящее событие. В повести многое вызывает восхищение: и живопись, и богатство красок, размах, буйство и удаль языка, дар реалистического описания – создают высочайшую достоверность. Талант создания характеров столь колоритных и зримых, что, кажется, стоит поехать и встретить их на берегах Енисея: Анимку, Колю, Командора, Грохотало. Внимание сосредоточено на судьбах, на людях, страстях и заботах.
Вспомним рассказ «Уха на Боганиде». Из памяти прошлого, из дальних голубых пространств возникает этот островок жизни на северной земле. Послевоенное время. Повествование согрето любовью и доверием к людям трудной судьбы. Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.
Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» — одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей. Он дал это название всему сборнику рассказов, вышедшему в 1972 году.
Рассказ «Конь с розовей гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора.
Приходите, ребята, в библиотеку. Берите книги В.П.Астафьева и продолжайте свое знакомство с творчеством писателя».
Ведущий 1. А наш 7 класс уже посетил библиотеку и сегодня им выпала честь инсценировать отрывок из произведении «Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро».
Ученики 7 класса показывают сценки.
Ведущий 2. Спасибо нашему 7 классу. А насколько хорошо мы помним эти произведения, что же происходило с героями, если рассмотреть детально тексты? Сегодня 9 класс проверит вашу память и проведет викторину. Самые знающие получат жетоны.
Викторина (проводят ученики 9 класса)
Вопросы:
«Васюткино озеро»
- Сколько лет герою? (13)
- Чем снабжал Васютка рыбаков во время рыбалки в низовьях Енисея? (орехи)
- Какую птицу не любил герой и называл ее нахальной? (кедровеа)
-Что искал Васютка на кроне деревьев, когда нужно было возвращаться домой после сбора орехов? (затеси)
- Какое животное увидел ранним утром, после первой ночевки, мальчик и заговорил с ним? (белка)
- Что удивило больше всего героя в озере, возле которого Васютка ночевал? (белая рыба)
- Какое название было у парохода, который проплыл мимо и не взял ребенка? («Серго Орджоникидзе»)
«Конь с розовой гривой»
- Что имеется ввиду под названием «конь с розовой гривой»? (пряник)
- Какую ягоду собирали дети на поляне?(землянику)
- Что положил в туесок ребенок, чтобы бабушка не заметила, что ягоды мало? (трава)
- Кто в городе хотел купить у бабушки ягоды? (культурная дама в шляпке)
Ведущий 1. Спасибо 9 классу за вопросы викторины.
Наверное, все немного устали? Давайте поиграем и окунемся в наше детство. В игры наших пап и мам, а может быть и те, в которые мы с вами любим играть тоже.
6 классы проводят игру
«Горячая картошка». Выходят желающие и кидают из рук в руки мяч, у кого падает мяч, тот выходит. Самые ловкие получают жетоны.
«Перетягивание каната», «Перепрыгивание через костер» (поставить бумажную фигуру) и др. Самые активные получают жетоны.
Ведущий 2. Мы с вами молодцы. Умеем слушать, играть, отвечать, читать. Нам знакомы и такие понятия, как совесть, честь, доброта, скромность, любовь к ближнему своему. Посмотрите по сторонам, как красиво оформлен наш зал. Посмотрите на рисунки наших учащихся начальной школы, давайте пройдемся и посмотрим поближе, что нам показывает каждый из детей, что они хотят нам передать. Учащиеся просматривают рисунки. После просмотра некоторые из учеников по желанию обсуждают понравившийся рисунок. Зал может согласиться или нет с выступающим.
Ведущий 1. Наш вечер подходит к концу. В заключение нашего вечера посмотрим презентацию, подготовленную учениками 11 класса «Путешествие по музею».
11 класс показывает презентацию.
Ведущий 2. Спасибо нашим одиннадцатиклассникам за хороший материл. Надеюсь, что наш вечер останется в вашей памяти и сердцах. Михаил Успенский писал: «От нас ушел не просто писатель Астафьев. От нас ушел последний Настоящий Русский Писатель – учитель, наставник, пророк, обличитель, борец.
Больше таких не будет. Литература стала обычной профессией вроде топ-менеджмента, книга превратилась в текст, литераторы сделались работниками сферы обслуживания, число их сократилось до востребованного книжным рынком значения.
Вместе с Астафьевым ушел и Настоящий Русский Язык. Осталась какая-то сильно американизированная феня, слабо украшенная экономическими и уголовными терминами. Некому теперь стукнуть кулаком по столу, чтобы на корню пресечь готовящуюся реформу русского языка – такую, чтобы двоечникам было удобно, а образованным людям – тошно.
Некому теперь сказать людям горькую и жестокую правду о них самих. Астафьев говорил, не боялся. Он заслужил это право судить нас по делам нашим.
Его правда была близка и понятна даже людям иных языков и наречий, поскольку все мы живем на одной планете и плывем в одной лодке.
Трудно, невозможно заполнить образовавшуюся с его уходом пустоту. Его имя объединяло и собирало множество совершенно разных людей, которые при других обстоятельствах вряд ли бы познакомились. Он хотел, чтобы люди жили в добре и мире – хотел невозможного, но настоящий писатель и должен хотеть невозможного.
И невозможно найти слова, чтобы утешить его родных и близких. Тут надо не “выражать соболезнование”, а просто плакать вместе с ними, чтобы стало немного легче».
Ведущий 1. Пришло время награждения самых активных ребят. Подсчитайте жетоны и скажите, у кого какое количество. Учащиеся подсчитывают жетоны. Те ребята, у кого оказалось их наибольшее количество, поднимаются на сцену. Мы хотим вручить вам в награду книги В.П.Астафьева, чтобы его творчество радовало вас дальше. На этом торжественном моменте, нам бы хотелось завершить наш вечер.
Всем спасибо!
Звучит музыка «Прощание с родиной» М.Огиньского.
Библиография
-
Большая энциклопедия школьника. Литература/ Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, 2006. – 640 с.: ил.
-
Литература Красноярского края, хрестоматия.http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/literature/astafev.htm
-
Материалы сайта «Литературный музей Астафьева» http://www.astafiev.permreg.ru
Предмет |
Класс |
Аннотация |
Школа |
Учитель |
Название папки |
Литература |
Общешкольное мероприятие |
Литературная гостиная «Памяти Астафьева Виктора Петровича». Знакомство учащихся с произведениями В.П.Астафьева, развитие у детей интереса к миру, родному краю. Вечер может быть проведен в рамках «Недели литературы, посвященной писателям Красноярского края» или как внеклассное мероприятие. Конспект мероприятия + презентация |
МКОУ Знаменская СОШ №1 |
Вострикова К.С. |
Литературная гостиная |
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»