Статья "Комплексный анализ текста как средство развития речи и изучения грамматики на уроках русского языка."
Из опыта работы.
Сегодня общество предъявляет школе очень высокие требования: воспитать здоровую, образованную, всесторонне развитую личность, способную к творческому труду на благо Отечества. Ясно осознавая всю сложность решения этой задачи, пытаюсь помочь ребенку на каждом уроке русского языка и литературы сделать свое маленькое открытие. И тогда ребенок начнет испытывать удовольствие от исследовательской деятельности, вернется интерес к чтению, жажда знаний, сформируются высокие ценностные ориентиры, гармонизируется личность учащегося.
Таким образом, комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка и литературы становится не только одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся, но и ступенькой к решению более важных, глобальных задач.
Задачи:
- Ликвидация разрыва между языком и речью в школьном преподавании.
- Постижение языка на основе анализа его функционирования в речи.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Комплексный лингвистический анализ текста
как средство развития речи
и изучения грамматики на уроках русского языка
Учитель русского языка
и литературы:
Сидоренко Галина
Ибрагимовна
г.Мегион,
Ханты-Мансийский
автономный округ — Югра
2011 г.
Комплексный лингвистический анализ текста
как средство развития речи
и изучения грамматики.
Введение.
Язык и речь в единстве
Сегодня общество предъявляет школе очень высокие требования: воспитать здоровую, образованную, всесторонне развитую личность, способную к творческому труду на благо Отечества. Ясно осознавая всю сложность решения этой задачи, пытаюсь помочь ребенку на каждом уроке русского языка и литературы сделать свое маленькое открытие. И тогда ребенок начнет испытывать удовольствие от исследовательской деятельности, вернется интерес к чтению, жажда знаний, сформируются высокие ценностные ориентиры, гармонизируется личность учащегося.
Таким образом, комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка и литературы становится не только одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся, но и ступенькой к решению более важных, глобальных задач.
Задачи:
-
Ликвидация разрыва между языком и речью в школьном преподавании.
-
Постижение языка на основе анализа его функционирования в речи.
К лингвистическому анализу текста большие ученые приходили разными путями. Роман Осипович Якобсон – один из влиятельных лингвистов – пришел к лингвистическому анализу, влекомый тайнами поэтической речи, Лев Владимирович Щерба – автор «Опыта лексического толкования» пушкинского «Воспоминания» - был обеспокоен состоянием филологического образования, в лингвистическом анализе текста он видел средство исправить ситуацию, и поэтому создавал свои «Опыты толкования» как жанр комплексный, научный и дидактический одновременно.
Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К.Д. Ушинским в его «Первоначальной практической грамматике». В ней он использовал универсальный способ формирования у детей языкового мышления — наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте.
Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания.
Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.
Есть два пути работы с текстом: точное следование выбранному отрывку, анализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант годен тогда, когда грамматическая система уже сложилась и отрабатывается на практике) и выбор необходимого наглядного материала, демонстрирующего те грамматические явления, с которыми педагог хочет познакомить детей (этот принцип подходит при первоначальном знакомстве с грамматикой и на этапе систематизации полученных знаний).
Подобный вид деятельности в традиционной школе сводится лишь к выполнению различных видов разбора отдельных слов и предложений. Учебное время отдано в основном тренировочной деятельности, базирующейся на плохом или бессистемном знании детьми грамматики, на неразвитом лингвистическом, языковом мышлении и опирающейся во многом на интуицию, но в основном эксплуатирующей память. Это не прибавляет детям умений и знаний, а, наоборот, разрушает имеющиеся от природы способности, логическое мышление, ослабляет память, вселяет в детей неуверенность и страх при встрече на уроке со своим родным языком.
Лишь свободное владение инструментами исследования языка, понимание его законов позволяет полноценно использовать тренировку, роль которой в формировании умений и навыков бесспорна. Только тогда она приносит добрые плоды и не вредит делу.
Уроки рассчитаны на 2 академических часа (пару). Эти уроки — этапные, то есть не следующие один за другим, а включающие серию аналогичных, закладывающих у учащихся необходимые грамматические понятия и отрабатывающих определенные умения и навыки.
Подобные виды уроков, формы, приемы работы предназначены для использования в средней и в старшей школе как средство восстановления пробелов в знаниях учащихся или как способ увязать полученные детьми знания в единую систему, а также как средство развития речи, глубокого, осмысленного понимания текста, развития аналитико-синтетических умений.
Предполагается, что содержание и художественные особенности текстов были предварительно проанализированы на уроках литературы (но не обязательно). Если для анализа используются не художественные произведения, а научно-познавательные, документально-исторические тексты, то достаточно изложить их суть, прочитав небольшие отрывки.
Классические произведения требуют точного следования тексту при отборе материала для наблюдений, возможно лишь сокращение предложений. Научно-популярные тексты допускают более вольное обращение: учитель может изменять грамматические конструкции в соответствии с задачами урока.
Задачи коммуникативной ориентации школьного преподавания, работа с текстом, совершенствование речи как конечной цели изучения языка требуют другого подхода к описанию языковой системы. В школьной практике анализ языковых единиц далеко не всегда сопровождается синтезом, столь необходимым для понимания подлинного функционирования языка. А между тем необходимость такого синтезирующего подхода продиктована самой жизнью задачи свободного владения речью, обращение к тексту требуют и более высокого уровня интеграции знаний о языке.
Таким образом, целями настоящей работы вижу:
-
Формирование коммуникативной, лингвистической компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, устной и письменной культуры речи учащихся.
-
Повышение качества знаний по русскому языку и подготовка к успешной сдаче Единого Государственного экзамена путем активизации комплексной работы с текстом.
-
Воспитание чуткого, внимательного отношения к слову, интереса к изучению языка.
Работа с текстом
Несомненно, овладение навыками комплексного анализа текста представляется сложным для обучающихся, и формирование навыков происходит постепенно. На этом пути мои ученики проходят три основных этапа.
-
5 – 7 классы. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, составление примерного плана комплексного анализа текста, овладение основными мыслительными операциями, некоторыми приемами исследовательской деятельности.
-
8 – 9 классы. Это период развития аналитических способностей, абстрактного мышления, усложнения форм и методов поисковой деятельности, выработки умения самостоятельно находить наиболее значимые аспекты исследования текста, организовывать индивидуальную поисковую деятельность.
-
10 – 11 классы. На этом этапе происходит закрепление основных знаний, умений и навыков, совершенствование технологии комплексного анализа художественного текста, воспитание читательской культуры, взыскательного литературного вкуса.
При комплексном лингвистическом анализе текста, учителя в работе с детьми руководствуются примерно следующим планом:
План комплексного анализа текста.
-
Прочитайте текст выразительно.
-
Докажите, что данный отрывок является текстом.
-
Установите тип связи предложений в тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)? Какие средства связи здесь использованы (в одном абзаце)?
-
К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?
-
Определите стиль текста, воссоздав речевую ситуацию.
-
Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
-
Озаглавьте текст. Объясните смысл заглавия: на что указывает - на тему или основную мысль?
-
Объясните, пользуясь словарём, смысл выделенных слов.
-
Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы).
-
Найдите в тексте многозначные слова. В каких значениях они употреблены?
-
Найдите в тексте слова в переносном значении и стилистически окрашенные слова (высок., книжн.,прост.,офиц.,). Какова их роль в тексте?
-
Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
-
Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу.
-
Произведите на материале текста разные виды разборов.
-
Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.
Таким образом, в комплексный анализ текста входит не только работа над содержанием, но и анализ языка:
-
лексический анализ;
-
синтаксический анализ;
-
морфологический анализ;
-
морфемный анализ;
-
фонетический анализ.
Важнейшими условиями для эффективной работы над текстом является поддержание познавательного интереса через преодоление «информационного голода». Подбирая текст для анализа, необходимо учитывать привлекательное для учеников содержание, полноценное в познавательном и художественном отношении. Одно из важных преимуществ таких текстов состоит в том, что они служат для школьника образцом при создании собственной письменной речи. В обучение включается такой эффективный фактор, как неосознанное подражание. Поэтому особую роль как учитель отвожу отбору текстов с эмоциональным звучанием, дающим возможность ощутить гармонию с окружающим миром или трагедию из-за нарушения этой гармонии. Это тексты о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, национальных традициях, проблемах экологии (публицистические и художественные).
Требования к тексту:
1. Актуальность темы
2. Эмоциональность
3. Познавательность содержания
Прежде чем начать работу над текстом на уроке, анализирую его сама и представляю ученикам как образец исследования, т.е. демонстрирую умение применять методы практического анализа. Затем уже над другим текстом работаем вместе, находим средства и способы связи, определяем коммуникативные задачи. Это тренирует навык ученика обнаруживать особенности текста самостоятельно и вместе с тем повышает авторитет учителя.
В лингвистическом анализе текста реализуется комбинация объяснительно-иллюстративного и проблемного метода. Анализ строится на активной работе мысли ученика. Учащиеся активно «добывают» ключевые слова, слова с нужной орфограммой; путем синонимической замены, подбора антонимов, конструирования из отдельных морфем слов обогащают свой словарный запас. Полученные таким образом знания сохраняются в памяти гораздо прочнее.
Работа над формированием умений проводить комплексную ( многоаспектную) работу с текстом ориентирует учащихся на успешное выполнение заданий Единого государственного экзамена по русскому языку.
Выполняя со старшеклассниками комплексный анализ текста по отрывку из публицистической статьи В.Белова, предлагаю выписать ключевые слова, противопоставляющие жизнь смерти, красоту ужасу, выписываем в 2 колонки и сравниваем их, чтобы понять замысел автора.
Сосна - великанша возвышалась над остальными, как прежде, хотя была уже почти перерублена. Лишь какая-то восьмая или десятая часть ствола соединяла ее с необъятными широко и глубоко ушедшими в землю корнями. Но она все еще не знала о своей гибели. Сосна стояла в небе, припертая с двух сторон, когда несколько последних ударов неожиданно для всего леса обронили безбрежную тишину. Казалось, ничего и нигде не случилось. Все так же ослепительно сверкали снега и горело в синеве косматое солнце. Сосна еще замерла на миг и вдруг с пронзительным скрипом начала поворачиваться вокруг своей оси. Ее повело в сторону, словно вывинчивая из родимой земли, она сначала медленно, но потом молниеносно, наращивая движение, начала падать, и вдруг тяжко и страшно обрушилась. Треск и стремительно выросший шум запоздалой волной прокатились по лесу, над поляной вздыбилось и тихо опало облако снега.
Ключевые слова
-
Сосна-великанша
Возвышалась
Необъятные корни
Соединяла
Стояла в небе
Безбрежная тишина
Ослепительно сверкали снега
Горело солнце
Почти перерублена
Не знала гибели
Припёртая с двух сторон
Несколько ударов
Замерла
С пронзительным скрипом
Повело в сторону
Вывинчивая из земли
Тяжко и страшно обрушилась
Треск и шум
Вздыбилось облако
Видно, что слов, которые говорят о гибели сосны больше, поэтому слышится трагическое звучание текста.
В среднем звене это может быть задание выписать главные слова, называющие предметы, явления или действия, о которых идет речь в тексте.
Анализируя лексический строй текста, в 5-6 классах мы даем толкование отдельных слов, ищем и подбираем синонимы и антонимы, находим слова с переносным значением ( если дети хорошо ориентируются в определении тропов, то могут их назвать). Например, безбрежное море – бескрайнее море; ставить князя ( назначать, выбирать).
В старших классах ученики говорят о том, какую роль играют эпитеты метафоры, сравнения, олицетворения:
Эпитеты, подчеркивающие красоту, живучесть сосны:
Необъятные корни, безбрежная тишина, ослепительно сверкали, родимая земля
Эпитеты, подчеркивающие неестественность происходящего:
Пронзительный скрип, косматое солнце
Метафоры (олицетворения):
Не знала о гибели, замерла (будто от испуга), начала поворачиваться
Сравнения, помогающие представить хруст корней
её повело, словно вывинчивая из земли
Как известно, глаголы передают динамику текста, наблюдая их количество и значения, старшеклассники делают вывод, что автор использует прием лексической градации: в первой части текста сосна «возвышалась, была, соединяла, стояла», а во второй - «обронили, замерла, начала поворачиваться, повело, обрушилась», показывая действиями этих глаголов, как сосна не хочет расставаться с жизнью, как тяжко ей и страшно в последние минуты. Все глаголы прошедшего времени, что говорит нам о том, что сосна обречена.
Лексический разбор на уроках русского языка – одно из упражнений, ориентированных на развитие речи учащихся. Использование этого вида разбора способствует также повторению, углублению сведений о слове как основной единице лексической системы.
При анализе текста с точки зрения синтаксиса для учащихся среднего звена предлагаю выборочно 5-7 предложений с различными типами грамматических основ. В предложениях необходимо найти главные слова - «ствол» предложения .
-
Жизнь в астраханских степях для кочевников привольная.
-
С ними ехало множество телег, нагруженных запасами.
-
Старались окружить укрепленные города и выстроить тын.
-
Хан Октай – наследник Чингисхана, основателя татарского могущества.
-
После битвы на Калке не было на Руси слуху о татарах.
-
На Волге татары встретили богатое царство волжских болгар и разорили его.
В этой работе необходимо обратить внимание, не путают ли ученики однородные члены предложения и составные глагольные сказуемые.
Далее работа строится по формированию видения смысловых связей слов в предложении, формированию видения главных и зависимых слов:
Изображая «бессловесную древовидную» схему, ученики видят, что все слова в предложении, как ветки на дереве, сочленены, связаны.
В старших классах работа по синтаксису осложняется тем, что они сами анализируют предложения по структуре, стараются объяснить, почему автор использует такие конструкции. На примере текста Василия Белова, можно заметить, что предложения преимущественно простые, что говорит с одной стороны, о динамичности и быстроте происходящего, с другой – сосна все это испытывает долго и мучительно, поэтому предложения осложнены причастными и деепричастными оборотами. Сложные предложения предпоследнее и последнее, они указывают на взаимосвязь явлений – гибель сосны и реакция на это леса – ощущение безмолвной скорби.
Когда ученики рассматривают текст с т.з. морфологии, ученикам 5-6 классов предлагаю разместить слова 3-4 предложений или небольшой абзац анализируемого текста в шкаф частей речи с ящичками (рисунок на доске):
По ходу распределения слов, учащиеся повторяют грамматические признаки разных частей речи, их роль в тексте, т.е. обращаем внимание, что личные и указательные местоимения, наречия, повторяющиеся слова, синонимы, антонимы, сочинительные союзы и частицы – основные грамматические средства связи предложений в тексте.
Уже с 5-го класса ученики могут сказать, что тип текста - повествование определяется главным образом по количеству глаголов, несущих основную смысловую нагрузку. В тексте о сосне для старшеклассников не употреблено ни одного глагола в настоящем или будущем времени, но эффект от употребленных глаголов в прошедшем времени такой, будто это происходит прямо сейчас, перед нашими глазами – этому способствует и метафоричность глаголов, и вид, и их значения движения. Находя в тексте глагольные формы – причастия, ученики обнаруживают, что они несут кроме эмоциональной еще и экспрессивную функцию: краткое причастие «перерублена» усиливает впечатление законченности уже в первом предложении, а «припёртая с двух сторон»- заставляет представить возможных людей- нелюдей, припирающих её, направляющих в нужную сторону падения; «стремительно выросший шум» оповещает лес на многие километры о случившейся беде. Почти все прилагательные в роли эпитетов: «родимая земля»- сосна словно прощается с матерью землей, «косматое солнце» вносит настороженность и тревогу.
Из уроков литературы учащиеся знакомы с понятиями «звукопись», «аллитерация», «ассонанс». Анализируем фонетический строй языка с этих позиций. Вот, например, гибель сосны у В.Белова сопровождается такими словами: «удары, обронили, безбрежную, замерла вдруг, пронзительный, скрип, поворачиваться, треск», - в них слышен звук ударов топора, который нарушает безмолвную тишину леса. Автор добивается такого эффекта путём аллитерации (повторяется согласный [p]). Если звуки в тексте не несут эмоциональной, образной нагрузки, то производим фонетический разбор наиболее трудных слов, т.е. где есть несоответствия произношения и написания, количества букв и звуков. При выполнении этой работы дети повторяют фонетику, орфографию, орфоэпию, словообразование, грамматику.
Комплексный анализ текста всегда завершаю творческой работой. Один из распространённых видов работы – изложение, изложение с элементами сочинения. В 5-6 классах предлагаю продолжить разобранный текст, написать выборочное изложение (описание внешности, интерьера, местности, действий, предмета, явления природы).
В старших классах работа осложняется тем, что ученикам необходимо в своей работе сохранить язык и стиль автора.
В целях подготовки старшеклассников к ЕГЭ использую творческие задания, направленные на трансформацию текста (развитие продуктивных умений): дописать вступление, заключение, придумать интересный заголовок. Одно из главных и эффективных упражнений – это упражнение на сжатие текста. Учителям русского языка знакомы приёмы сжатия текста: упрощение сложного предложения, опущение второстепенных деталей, объединение предложений. Чтобы применить приёмы сжатия, ученик должен осмыслить текст, видеть его структуру, видеть ключевые слова, слова, несущие стилистическую окраску или оценочный характер. Для этого учащийся опять же должен владеть комплексным анализом.
Наиболее трудная для детей работа - работа по устранению второстепенных деталей. Это выделение информационных центров предложений, чтобы понять, какую информацию можно исключить.
Рассмотрим строение данного ниже текста повествования с элементами рассуждения. Это нам потребуется для того, чтобы вычленить в нем главную и дополнительную информацию. Текст-рассуждение должен содержать тезис, доказательства-примеры, приведение которых делает тезис более весомым, очевидным для читателя.
1 тезис заключен в первом предложении 1-го абзаца.
2 тезис — первое предложение 2-го абзаца.
3 и 4 абзацы текста — пример, иллюстрирующий 2 тезис, - рассказ об улитках, появление которых в Майами нарушило природное равновесие.
Попробуем выделить информационные центры предложений, определить, какую информацию можно исключить:
Равновесие в природе
Понятие равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элементов. Окружающая природа является сложноорганизованной системой, элементами которой являются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух...
Примеров нарушения природного равновесия можно привести много. Вот как обернулось неожиданное прибытие в Америку, полутропический штат Флорида, трёх африканских улиток.
Вернувшись домой после летнего путешествия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень больших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость». Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревьев и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря). За год три улиткам дали миллиардное потомство, заставив людей ударить в набат. Улиток травят, собирают в корзины, но плодятся они проворнее, чем их пытаются уничтожить.
Эта улитки размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина — обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось.
После вычленения информационных центров ищем те предложения, которые упростить. Для примера возьмем предпоследнее сложноподчинённое предложение в тексте:
В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться.
Заменим придаточное определительное на причастный оборот:
В Африке ахатина имеет врагов, не дающих улиткам бесконтрольно плодиться.
Таким образом осуществляется творческая работа с текстом в старших классах.
Литература
1. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл/: учеб.пособие для учащихся общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. — М.: Дрофа, 2004)
2. Русский язык № 24(336): Функциональный подход к изучению грамматики в школе. Авт.: Т.В.Парменова, июнь 2002г.
3. Русский язык № 40(352): Якобсоновский этап в истории лингвистического анализа текста. Авт.: С.Гиндин, октябрь 2002г.
4. Русский язык № 2(314): наглядное изучение грамматики русского языка на уроках лингвистического анализа текста. Авт.: И.А. Горячева, январь 2002г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей