Дополнительная общеразвивающая программа «Как хорошо уметь читать»
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Форма организации занятий |
Формы аттестации, диагностики, контроля |
||||
всего |
теория |
практика |
||||||
1 |
Раздел 1 «Звуки и буквы» |
|||||||
1.1 |
Инструктаж по технике безопасности. (Приложение №1) Анкетирование воспитанников. |
1 |
1 |
|
Ознакомительная беседа. Анкетирование. |
Первичное анкетирование |
||
1.2 |
Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Буквы А, О, И, У, Э, Ы. |
1 |
1 |
|
Ознакомительное занятие |
|
||
1.3 |
Звук и буква Л. |
1 |
1 |
|
Лекция |
|
||
1.4 |
Звук и буква Р. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
1.5 |
Звук Б, П. Буква Б и П. |
1 |
1 |
|
Беседа |
|
||
1.6 |
Буквы З-С. Звуки З-З’, С-С’ |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
1.7 |
Знакомство со звуком «И» и буквой «И», «Е». |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
1.8 |
Знакомство с буквами «Ш», «Ж». |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
1.9 |
Знакомство с буквой «Я». |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
1.10 |
Буква Ю. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
1.11 |
Знакомство с буквой «Г», «К». |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
2 |
Раздел 2 «Слоги. Деление слов на слоги»» |
|||||||
2.1 |
Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
2.2 |
Деление слов на слоги |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
3 |
Раздел 3 «Предложения» |
|||||||
3.1 |
Знакомство со словом и предложением. |
1 |
1 |
|
Информационный час |
|
||
3.2 |
Что такое предложение?. |
1 |
1 |
|
Информационный час |
|
||
3.3 |
Предложение. Слово. Дифференциация понятий. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
3.4 |
Составление предложение по картинке. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
3.5 |
Слова - действия. Работа над предложением. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
4 |
Раздел 4 «Устное народное творчество» |
|||||||
4.1 |
Устное народное творчество. Русские народные сказки. |
1 |
1 |
|
Развивающее занятие |
|
||
4.2 |
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Рассказы о животных. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
4.3 |
Кроссворды. Разгадывание кроссвордов. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
4.4 |
Загадка. Составление загадок по сюжетным картинкам. Литературная загадка. К. Чуковский. |
1 |
|
1 |
Практическое занятие |
|
||
4.5 |
Литературные сказки. В. Сутеев. Сопоставление сказок. Басни и сказки. Л.Н. Толстой. |
1 |
1 |
|
Развивающее занятие |
|
||
4.6 |
Анкетирование по завершении программы. |
1 |
|
1 |
Контроль знаний |
Итоговое анкетирование |
||
|
Итого: |
24 |
8 |
16 |
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Как хорошо уметь читать»
Возраст обучающихся – 6-8 лет
Срок реализации программы – 3 месяца
Численность обучающихся в группе – 6 человек
Педагог, реализующий программу:
Дреер Ольга Павловна
Ростов-на-Дону
2017
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Как хорошо уметь читать!» предназначена для реализации в ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону».
Вид программы – авторская.
Направленность. Программа имеет социально-педагогическую и естественнонаучную направленность, создает условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет развивать те социально-психологические функции, которые необходимы для успешной адаптации в обществе.
Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.
Программа имеет социально – педагогическую направленность, при еѐ выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.
Программа «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Дополнительная образовательная программа «Как хорошо уметь читать!», направлена на формирование у воспитанников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться. Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе — развитие связанной речи.
Актуальность программы.
-
настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Главная причина актуальности этой проблемы –
возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.
Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – научить детей читать, пробудить в детях желание стать культурными, грамотными людьми.
Данная программа поможет детям выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Целью Программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
Задачи Программы.
Образовательные :
-
Совершенствовать речь, как средство общения;
-
Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
-
Дать представление о предложении;
-
Учить делить слова с открытыми слогами на части;
-
Учить составлять слова из слогов;
-
Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
-
Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
-
Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ; выделять ударный слог ;
-
Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;
-
Расширять словарный запас;
Развивающие:
-
Развивать связанную речь;
-
Развивать фонематическое восприятие звука;
-
Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
-
Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта;
-
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
-
Развивать мелкую моторику, глазомер;
-
Приобщать детей к чтению художественной литературы;
Воспитательные:
-
Воспитывать культуру речевого общения;
-
Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
-
Воспитывать внимание;
-
Воспитывать организованность и самостоятельность;
-
Воспитывать интерес к чтению;
Отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых (6-8лет), которая предусматривает аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который помогает формировать первоначальные навыки чтения. Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.
Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей, педагогов.
Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа адресована воспитанникам 6-8 лет. Условия набора воспитанников: в группу принимаются все желающие.
Срок реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 3 месяца обучения, количество часов – 24 часа.
Формы занятий
фронтальная (одновременная работа со всеми воспитанниками)
групповая (организация работы в группах);
индивидуально-фронтальная (индивидуальное выполнение заданий воспитанниками).
- рассказ;
- ознакомительная беседа;
-коллективная рефлексия;
- анкетирование;
- занятия с элементами игры;
- сказко-терапия;
Методы организации образовательного процесса:
словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);
практический (практические работы, постановка эксперимента);
исследовательский (проектно-исследовательская деятельность).
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий 35 мин.
Ожидаемыми (прогнозируемыми) результатами освоения данной программы являются:
К концу обучения учащийся должен обладать следующими знаниями:
-
будут знать буквы русского алфавита
-
будут знать слоги
-
будут знать гласные и согласные звуки
-
будут знать звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.
-
будут определять ударный и безударный слог;
-
будут знать 2-3 любимых стихотворения ,2-3 считалки ,2-3 загадки.
Способы определения результативности:
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение, отзывы педагогов;
- педагогический анализ результатов анкетирования.
Критерии освоения программы
В результате освоения данной программы воспитанники должны:
- знать/понимать:
-
будут различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
-
будут называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;
-
будут определять место звука в слове;
-
будут уметь складывать слоги;
-
будут уметь читать слова;
-
смогут проводить фонетический разбор слова;
-
будут уметь составить схему предложения;
-
смогут употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
-
смогут различать жанры литературных произведений;
-
будут называть сказки и рассказы;
-
будут называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг;
-
смогут понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию произведению;
будут выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа.
Контроль качества освоения
дополнительной общеразвивающей программы
«Как хорошо уметь читать»
С целью определения степени освоения учебного материала, предусмотренного содержанием данной программы, была разработана следующая система аттестации воспитанников:
Вид аттестации |
Цели аттестации |
Форма аттестации |
Входной контроль |
Определение первичного уровня знаний воспитанников по программе |
Входной контроль знаний: анкетирование (приложение №) |
Итоговая аттестация |
Оценка степени овладения практическими навыками, перечень которых был определен задачами программы. |
Отзывы педагогов |
Оценка степени усвоения теоретического материала, определенного содержанием данной программы. |
Итоговый контроль знаний: анкетирование (приложение №) |
Шкала оценки степени освоения учебного материала
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем анкетирования, выполнения практических работ, отзывов педагогов. Уровень первичных знаний, а так же уровень знаний, приобретенных воспитанниками по завершению программы проверяются анкетированием.
При анкетировании все верные ответы берутся за 100%, тогда оценка осуществляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания |
Степень освоения программы |
90% и более |
Учебный материал освоен в полном объеме — высокий уровень освоения программы |
75% - 89% |
Освоена большая часть содержания программы — средний уровень освоения программы |
50%- 74% |
Содержание программы усвоено частично — низкий уровень освоения программы |
49% и менее |
Программа не освоена |
Формы подведения итогов реализации:
- анкетирование
- отзывы педагогических работников.
Содержание
дополнительной общеразвивающей программы
«Как хорошо уметь читать»
Занятие № 1. Ознакомительная беседа. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование воспитанников.
Цель:
Познакомить воспитанников с инструктажа по ТБ
Задачи:
- Познакомить воспитанников с инструктажем по технике безопасности; сформировать у них понимание необходимости выполнения инструктажа по ТБ.
- Организовать знакомство воспитанников с правилами поведения на занятии,
- Формировать дисциплину у воспитанников.
- Воспитывать доброжелательную атмосферу на занятии.
- Провести анкетирование воспитанников.
Занятие № 2. Тема: « Обобщающее занятие:
«Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Буквы А, О, И, У, Э, Ы.»
Цель:
Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о гласных звуках.
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
Учить составлять предложение.
Развивающие:
Развивать речь, внимание, мышление.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Занятие № 3 .Тема: «Звук и буква Л».
Цель:
формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнить артикуляцию звука л;
научиться правильно произносить звук Л в слогах, словах;
научиться соотносить звук с буквой.
2. Коррекционно-развивающие:
сформировать умение развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
развивать фонематический слух;
формировать грамматический строй речи через словообразование.
3. Коррекционно-воспитательные:
формирование позитивного отношения к окружающему;
способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;
воспитание доброжелательности, отзывчивости.
Занятие № 4. Тема: «Знакомство с буквой и звуком Р».
Цель:
познакомить со звуком Р.
Задачи:
закреплять умения детей на слух определять место звука в словах;
расширять словарный запас детей, составление предложений;
развивать фонематический слух детей.
Занятие № 5. Тема: «Звук Б, П. Буква Б и П».
Цель.
Познакомить со звуками Б, П буквой Б, П.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Учить давать характеристику звуков Б, П по артикуляционным и акустическим признакам.
Учить определять место звука в слове.
Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
Познакомить с буквой Б и П;
Учить писать печатную букву Б и П.
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизировать речевую деятельность;
Развивать слуховое, зрительное восприятия;
Развивать фонематическое восприятие.
Пополнять активный словарь по теме «Цирк».
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества в игре.
Учить детей слушать друг друга, действовать сообща.
Занятие № 6. Тема: «Буквы З-С. Звуки З-З’, С-С’»
Цель:
закрепление умения дифференциации глухих и звонких, мягких и твердых звуков в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
развитие фонематического слуха;
развитие фонематического восприятия;
развитие звуко-буквенного анализа;
закрепление умения делить слова на слоги;
закрепление умения синтезировать слова из слогов;
закрепление умения чтения и написания слогов, слов с искомыми звуками;
развитие умения соотносить слово с его схемой;
развитие способности отгадывать загадки; развитие логического мышления, памяти.
развитие умения подбирать слова-антонимы (с искомыми звуками).
развитие умения составлять предложения с использованием заданных слов.
Занятие № 7. Тема: «Знакомство со звуком «И» и буквой «И», «Е».
Цель:
вырабатывать навык четкого произношения звука «И». «Е».
Задачи:
учить выделять звук из ряда гласных.
развивать слуховое внимание, зрительное внимание, мышление.
познакомить с буквой «И», «Е».
Занятие № 8. Тема: «Знакомство с буквами «Ш», «Ж».
Цель:
познакомить детей со звуками и буквами русского языка.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей со звуком [ш], и буквой «Ш», «Ж».
закрепить навыки различения и четкого произношения звука [ш] и «Ж» в слогах, словах и фразах.
продолжать формировать навык чтения.
познакомить детей с правилом написания звукосочетания «жи», «ши»;
обучать выкладыванию слов с изучаемой буквой.
Воспитательные:
- умение слушать друг друга, не перебивая, высказываясь по очереди;
- умение слушать и слышать взрослого;
- внимательное отношение к речи других детей;
- аккуратность и трудолюбие;
- закреплять умение слушать друг друга, не перебивая.
Занятие № 9.Тема: «Знакомство с буквой «Я».
Цель:
познакомить детей с буквой «Я»
Задачи:
Образовательные:
Дать знания детям о прочтении слогов в сочетании с буквой «Я»
Углубить знания детей мягкости и твердости звуков, предшествующих различным гласным звукам
Научить детей печатать букву «Я»
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость в ходе чтения слогов и последующего анализа
Воспитывать качества личности в процессе урока
Развивающие:
Развивать любознательность
Занятие № 10. Тема: «Буква Ю».
Цель:
познакомить с буквой «Ю».
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— дать понятие о букве Ю;
— формировать словарь;
коррекционно-развивающие:
— выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать дыхание и голос;
Занятие № 11. Тема: « Знакомство с буквой «Г», «К».
Цель.
Уточнить артикуляцию звуков [г—г']; учить детей дифференцировать звуки [г—к] в словах;
Задачи:
- познакомить с новой буквой «Г», «К»;
- закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких)
- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
- продолжать подготовку руки к письму - проведение изогнутых линий, обводка, штриховка.
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.
Занятие № 12. «Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.
Слова длинные и короткие».
Цель:
знакомство детей с понятием слова;
Задачи:
образовательная – научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.
развивающая - развивать внимание, речь.
воспитательная – воспитывать усидчивость.
Занятие № 13. «Деление слов на слоги».
Цель:
Учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие, подчёркивая слогообразующую роль гласных.
Закрепить, расширять и уточнять словарь по теме “Зоопарк”.
Воспитывать у детей желание работать в группах.
Задачи:
Формировать у детей навыки подбора слогов;
Развивать навыки деления слов на слоги
Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов, опираясь на гласные;
Развивать слуховую память, зрительное восприятие.
Закрепить, расширять и уточнять словарь по теме “Зоопарк”.
Воспитывать у детей желание работать в группах
Занятие № 14. Тема: «Знакомство со словом и предложением».
Цель:
дать понять, что предложение состоит из слова;
Задачи:
образовательные:
Познакомить с понятием «слово» (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом), «предложение»;
Формировать представление о последовательном расположении слов в предложении;
Учить составлять предложения из двух-трех слов без предлогов и союзов;
Уметь указывать последовательность слов (первое слово, второе, третье) в предложении;
Уметь найти слово, противоположное по значению;
развивающие:
Развивать фонематический слух, речь, долговременную память (приём припоминание), мелкую мускулатуру кистей рук.
воспитательные:
Прививать культуру учебного труда.
Занятие № 15. Тема: «Что такое предложение?».
Цель:
познакомить детей, что с собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «предложение», закреплять понятие «слово», учить детей дифференцировать понятия «слово – предложение».
Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Занятие № 16. Тема: «Предложение. Слово. Дифференциация понятий».
Цель:
учить детей самостоятельно составлять предложение из отдельных слов;
Задачи:
формировать знания о предложении как единице речи, вспомнить правила о предложении.
дифференцировать понятия «предложение» и «слово», научить различать набор слов и предложение, самостоятельно составлять предложение из слов.
развитие лексики по теме «Осень».
Занятие № 17. Тема: «Составление предложение по картинке».
Цель:
дать понятие о предложении; учить составлять предложения из двух слов; развивать речь учащихся.
Задачи:
- учить составлению предложений по сюжетной картинке, совершенствовать умение составлять предложения;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, умения соотносить написанное с картинкой; умение работать в парах;
- корригировать мышление на основе упражнений в отгадывании загадок и подборе обобщающих слов, при работе по карточкам;
- воспитывать положительную мотивацию, усидчивость.
Занятие № 18. Тема: "Действия предметов в предложении".
Цели: познакомить детей с действиями предмета в предложении; Задачи: Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов. Качественный и количественный рост словаря. Упражнять учащихся в морфологическом анализе и синтезе слов. Расширение словаря за счет синонимов и антонимов.
|
Занятие № 19. Тема: «Устное народное творчество. Русские народные сказки».
Цель:
формировать познавательный интерес к устному народному творчеству
Задачи:
1. Воспитательные
-
прививать воспитанникам любовь к литературе и народному фольклору;
-
воспитывать уважение к истории русского народа, к ее традициям и культуре;
-
воспитывать гордость за русский народ;
2. Обучающие
-
обобщить и закрепить знания воспитанников по теме «Устное народное творчество»;
-
учить анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение;
3. Развивающие
-
развивать память, мышление, внимание, сообразительность;
-
расширять словарный запас и кругозор;
-
развивать навыки устной
Занятие № 20. Тема: «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам».
Цель:
формирование представлений о домашних животных, обучение—повторение рассказа-описания;
Задачи:
Обучающая: связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;
Развивающая:
словарь и грамматика:
развивать умение употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов;
звуковая культура речи:
закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи; голоса.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания .
Занятие № 21. Тема: « Кроссворды. Разгадывание кроссвордов русских народных сказок».
Цель:
Закрепление
знаний о русских народных
сказках.
Задачи:
Развивать
мышление, воображение, память,
познавательные способности
обучающихся.
Воспитывать
интерес к чтению, к устному народному
творчеству.
Занятие № 22. Тема: «Литературная викторина по сказкам Чуковского
«Путешествие по сказкам».
Цель:
развитие интереса к русским народным сказкам и изобразительному искусству.
Задачи:
Показать детям удивительный мир сказок К.И. Чуковского, их мудрость и красоту;
закрепить любовь и уважение к сказкам.
Развивать выразительное чтение знакомых отрывков из сказок К.И. Чуковского, используя интонации радости, печали, вопроса, удивления. Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость. Воспитывать интерес к творчеству К.И. Чуковского.
Занятие № 23. Тема: «Знакомство с баснями И. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого».
Цель:
знакомство детей с жанром басня, знакомство с творчеством И. Крылова, С. Михалкова, Л. Толстого».
Задачи:
Обучающая - создать условия для исследования одной из особенностей басни - может быть написана и в прозе, не только И. Крыловым, но и другими авторами.
Развивающая - содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе сравнения, анализа; развивать проблемно-поисковую деятельность в процессе коллективного поиска решения проблемы; способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитывающая - через мораль басен воспитывать чувства товарищества и отзывчивости, доброе отношение друг к другу; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам; воспитывать сотрудничество, товарищеские отношения друг другу, при работе в парах.
Занятие № 24
Тема: «Итоговое занятие».
Цель: определить уровень освоения материала программы.
Задачи:
Итоговое анкетирование. Контроль знаний, полученных в результате освоения программы.
Методическое обеспечение
дополнительной общеразвивающей программы
«Как хорошо уметь читать»
1. Конспекты занятий.
2. Инструкция по технике безопасности (Приложение № 1)
3. Анкета (Приложение № 2)
4. Дидактические материалы: карточки с буквами, раздаточный материал.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы выстроено с опорой на следующие источники:
-
Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Е.В. Колесникова. – М.: Издательство ЮВЕНТА, 2010. – 64с.
-
Л.Е.Кыласова.Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
-
М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Список используемой литературы
-
Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Е.В. Колесникова. – М.:Издательство ЮВЕНТА, 2010. – 64с.
-
Л.Е.Кыласова.Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
-
М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Приложение № 1
Инструктаж по технике безопасности дополнительной общеразвивающей программы
«Как хорошо уметь читать»
К занятиям допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Требования безопасности перед началом занятия:
-
Внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности.
-
Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
-
При слабом зрении надеть очки.
-
Выполнять все действия только по указанию воспитателя.
-
Не делать резких движений во время занятий.
-
Соблюдать дисциплину во время занятия.
-
Воспитанники не должны покидать свое самостоятельно, только с разрешения воспитателя.
-
При плохом самочувствии сообщить об этом воспитателю и прекратить занятие.
-
При возникновении аварийной ситуации (пожар и т. д.) покинуть кабинет по указанию воспитателя.
-
Выходить из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Приложение № 2
Анкетирование
Ф.И.О. учащегося __________________________
Дата_______________________
В начале исследования учащимся предложено ответить на следующие вопросы:
-
Как вести себя на занятии?
а) хлопать в ладоши;
б) слушать внимательно воспитателя;
в) громко разговаривать.
2. Назовите гласные буквы?
а) в, г, д, п;
б) а, о, у, ы;
в) оба варианта.
3. Сколько букв в длинном слове?
а) одно;
б) три;
в) шесть.
4.Сколько гласных в слове молоко?
а) две;
б) три;
в) четыре.
5.Сколько слогов в слове «Буратино»?
а) два;
б) три;
в) четыре.
6.Сколько слов может быть в предложении?
а) два;
б) несколько;
в) оба варианта.
7.Что относится к устному народному творчеству?
а) рассказ;
б) сказка;
в) рисунок.
8. Какой конец бывает у сказки?
а) счастливый;
б) грустный;
в) оба варианта.
9.Кто пишет сказки?
а) дети;
б) воспитатели;
в) народ.
10.Зачем надо уметь читать?
а) быть умным;
б) быть толстым;
в) быть красивым.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»