Окончание смутного времени
Тема урока: Окончание смутного времени.
Цели урока:
-
Осветить ход борьбы с интервентами, успешные действия 2-го ополчения.
-
воспитывать патриотизм на примере исторических событий;
-
развить навыки работы с таблицей, терминами, формировать историческое мышление.
Оборудование: видеопроектор, презентация «Окончание смутного времени», учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, карточки с заданиями.
Используемые современные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Структура урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.
2.Повторение изученного материала. 10 мин.
3.Работа над новой темой урока. 20-23 мин.
-
Распад тушинского лагеря.
-
«Семибоярщина».
-
Первое ополчение.
-
Второе ополчение.
-
Освобождение Москвы.
-
Земский собор 1613 год.
4. Закрепление. 3-4мин.
5. Выставление оценок. 1 мин
6. Рефлексия. 1 мин.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока. Повторение изученного материала.
Индивидуальное задание для учащихся. Карточки 23, 24.
Карточка 18.
Задание № 1 Перед вами основные события изученного материала, вам нужно проставить даты.
Событие |
Дата |
Начало смутного времени |
|
Восстание под предводительством Хлопко |
|
Воцарение Лжедмитрия I |
|
Восстание под предводительством И.Болотникова |
|
Убийство Лжедмитрия I |
|
Когда был избран на престо Василий Шуйский |
|
Задание № 2.
Дайте определения понятиям:
Авантюрист, дети боярские.
Карточка 24.
Задание № 1. Ответьте на вопросы.
-
Можно ли считать боярство главным виновником Смуты в России ?
-
Вам предложены имена и роли той или иной личности, но они перепутаны. Приведите их в соответствие.
-
Владислав
руководитель первого ополчения
Ляпунов Прокопий
царь 1606 - 1610г.
Федор Иванович
польский царевич, претендент на московский престол
Царевич Дмитрий
король речи Посполитой.
Борис Годунов
последний царь династии Рюриковичей
Лжедмитрий I
самозванец, якобы спасшийся царевич Дмитрий, претендент на российский трон, затем царь.
Сигизмунд III
младший сын Ивана Грозного, погибший в Угличе
Василий Шуйский
царь 1598-1605.
Работа по проверке домашнего задания.
Задание № 1 Ребята, перед тем как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, что такое смута?
-
Каковы были причины появления первого самозванца?
-
Какие основные причины начала смутного времени?
Задание № 2 Работа с вопросами учебника. Страницы 20-21 (вопросы 1, 2,5)
Задание № 3. Дайте определения понятиям: интервенция, самозванство, смута.
III. Работа над новой темой урока. Знакомсто с темой и планом урока (слайды 1-2)
-
Слово учителя с использованием ИКТ (3-4й слайды.)
(Рассказ) Распад тушинского лагеря. На территорию России вторглись войска Сигизмунда III, он уже не нуждался в Лжедмитрии I и приказал полякам прибыть из Тушина под Смоленск. В тушинском лагере начался развал.
В декабре 1609г. Лжедмитрий I бежал в Калугу. Тушинцы во главе с патриархом Филаретом видели выход в приглашении на престол сына польского короля Владислава. Часть населения была готова провозгласить правителем Лжедмитрия II.
(5-й слайд). Семибоярщина. Лето 1610 г. дворцовый переворот в Москве под предводительством П.Ляпунова. Василий Шуйский свергнут с престола и насильно пострижен в монахи. Умер в польском плену в 1612 г., куда был отправлен заложником вместе с братьями.
Власть захватила группа из 7 бояр во главе с Ф.И.Мстиславским «семибоярщина».
(6-й слайд). Август 1610 г. – боясь опереться на народные массы, семибоярщина заключает договор с польскими феодалами и зовет на престол Владислава.
27 августа 1610 г. – Москва присягает Владиславу.
Трудные дни настали для русского государства. Польские отряды захватывали города и монастыри, грабили и убивали население. Боярское правительство не пользовалось уважением народа.
Лжедмитрий II не смог встать во главе народного движения против иноземцев. В 1610г. В результате разногласий в собственном стане самозванец был убит.
IV. Физминутка. (1 мин)
(7–й слайд) Первое ополчение.
В Москве между русскими и поляками были постоянные драки, перестрелки, строились баррикады. Начались пожары. Белый город и Замоскворечье сгорели дотла. Поляки бродили по этим зловещим развалинам и набирали себе добычу. Жемчугу они набрали столько, что заряжали им ружья и стреляли по москвичам. Но к стенам Москвы уже подходила помощь. Отряды вольных казаков под руководством Заруцкого и князя Трубецкого присоединились к дворянским отрядам Прокопия Ляпунова и образовали 1-е ополчение. (8–й слайд) Их поднял на поляков патриарх Гермоген. Он рассылал грамоты, призывал людей собраться и идти на Москву. Освобождал их от присяги данной Владиславу т.к. он не выполнил условия и не принял Православие. За неуступчивость поляки бросили Гермогена в темницу и уморили его голодом.(Знакомство с иллюстрацией)
(9–й слайд)
Состав ополчения: жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Костромы, казаки Заруцкого, бояре и дворяне из Тушина, остатки отрядов М.В.Скопина-Шуйского.Ополчение двинулось к Москве.
Весна 1611 г. – антиинтервентское восстание в Москве. Интервенты по совету бояр-предателей поджигают город. Борьба на подступах к Кремлю.
(10-й слайд) Руководство ополчения выступают – за возврат беглых крестьян владельцам.
Казаки же не имеют права занимать государственные должности.
П.Ляпунов пытается наладить военную организацию ополчения противники распространяют слухи о том, что он хочет истребить казаков.
Июль 1611 г. – П.Ляпунов позван в казачий «круг» и убит.
(11-й слайд). .(Знакомство и работа с картой)
(12-й слайд).
1611 г. – посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Захарович Минин-Сухорук обратился с призывом к русскому народу.С помощью населения других городов собрана материальная база для борьбы с интервентами. Возглавили ополчение КузьмаМинин и Дмитрий Михайлович Пожарский. (Знакомство с иллюстрацией)
(13-й слайд).
В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, а через несколько дней к Москве подступил польский гетман Ходкевич, шедший на помощь польскому гарнизону в Москве, но был отражен и вынужден отступить. 22-го октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город, а через несколько дней сдались, обессиленные голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и оба ополчения торжественно вступили в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа. (Знакомство с иллюстрацией)
(14-й слайд). Весна 1612 г. – ополчение двинулось к Ярославлю.
Там создано временное правительство – «Совет всея земли».
Лето 1612 г. – войска Минина и Пожарского со стороны Арбатских ворот вошли в Москву.
(15-й слайд).
22 октября 1612 г., в день обретения иконы Казанской богоматери – взят Китай-город.
26 октября 1612 г. – сдался польский гарнизон в Кремле.
Оборона Смоленска, Троице-Сергиева монастыря, борьба жителей г. Корелы со шведами
В память освобождения Москвы сооружен храм Казанской богоматери.
Подвиг Ивана Сусанина.
Несколько лет костромской край во времена Смуты являлся театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидело, конечно, иноземных захватчиков.
Простому крестьянину Ивану Сусанину, была известна судьба Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, и зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу.
И вот однажды приходят к нему ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, хотят захватить Михаила и его мать в не большом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге. (16-й слайд).
Неизвестно под каким предлогом повел Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, но сама цель этого, не вызывает у нас сомнения - видимо,
это была или попытка затянуть время, или попытаться уничтожить тех, кто искал Михаила Романова.(17-й слайд). Сусанин действительно спас Михаила Федоровича от грозящей ему опасности и, тем самым, спас от новых, неисчислимых бед и всю Россию Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года, хотя, в принципе, могли вообще не узнать. (18-й слайд).
Индивидуальное творческое задание:
Ребята ученик нашего класса получал индивидуальные задания подготовить сообщения об патриотах земли русской и сейчас я предлагаю посмотреть как они с ним справились.
-
Презентация «Минин и Пожарский» (Суворов Илья, 7 класс)
(Слайд 19) Земский собор 1613 года.
1613 г. – Земский собор в Москве по вопросу избрания нового царя.
Кандидаты:
1.Владислав, королевич польский.
2.Карл-Филлип, королевич шведский.
3.Иван «Ворёнок», сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек.
4.Представители крупнейших боярских фамилий.
(слайд
20) На
Земском соборе 1613 года правителем был
избран 16-ти летний Михаил Федорович
Романов, родственник по материнской
линии царя Федора Ивановича.
2 мая
1613 г. – Михаил прибыл в Москву.
11 июля
1613 г. – венчание Михаила на
царство.(иллюстрация)
(слайд 21) Закрепление.
1.Почему стало возможным появление самозванцев в России?
2.Назовите предпосылки, которые позволяют считать 1598 – 1613 гг. Смутным временем.
3.Как вы считаете, обоснованно ли было избрание на царство Б. Годунова, Лжедмитрия, В. Шуйского, М. Романова?
4. Каковы заслуги русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смуты?
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание параграф 8
Творческое задание (на выбор)
Параграф 3, страница 31 вопросы 1-3.
VI. Рефлексия.
Учащимся раздаются листы со следующими вопросами.
1.Какое настроение было у нас на уроке?
2.Вам было интересно на уроке?
3. Справился ли ты с предложенными заданиями?
Литература:
1.учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.
2.http://festival.1september.ru/articles/100321/
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»