Урок - конференция "Гигиена дыхания"
Тема: Органы дыхания. Гигиена дыхания.
Цели: Дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; продолжить знакомство детей со строением органов дыхания, дать первоначальное представление об их работе; подчеркнуть значение чистого воздуха для органов дыхания и организма в целом и на этой основе рассмотреть гигиенические правила дыхания.
Работать над развитием речи, учить думать, сопоставлять, сравнивать.
Оборудование: модель скелета человека, его торс (муляж) модель легких, натуральные легкие человека, стакан с водой, трубочки, секундомер, сантиметр (мягкий).
Раздаточный материал: трубочки, стакан с водой.
Ход урока:
1.Организация внимания. (Приложение. Слайд № 1)
«Посмотри в глаза мои»
Здравствуй, друг!
Здравствуй, подруга!
Мы скучаем друг без друга.
Ты в глаза мне посмотри,
Подмигни мне правым глазом,
Скажем «Здравствуйте!» мы разом.
Учитель: ЖЕЛАЮ
УСПЕХА
БОЛЬШОГО
ВО ВСЁМ
УДАЧИ ТЕБЕ НА УРОКЕ.
— Неслучайно мы каждый день слышим слова: «Здравствуйте», «Как ваше здоровье», «Доброго здоровья», «Будьте здоровы».
— И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека.
— Выберите слова (Приложение. Слайд № 2) для характеристики здорового человека.
вялый статный
сутулый стройный
сильный толстый
ловкий крепкий
бледный неуклюжий
румяный подтянутый
— Что надо делать, чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться.)
Игра «Полезно — вредно».
— Если это полезно делать — хлопок, если вредно — тишина.
Делать зарядку для глаз — полезно
Читать лежа — вредно.
Смотреть на яркий свет — вредно.
Умываться по утрам — полезно.
Смотреть близко телевизор — вредно.
Оберегать глаза от ударов — полезно.
Употреблять в пищу морковь, петрушку — полезно.
Тереть глаза грязными руками — вредно.
Играть долго в компьютер — вредно.
Читать при хорошем освещении — полезно.
2.Сообщение темы и задач урока.
— Уважаемые гости, учителя, ребята, я рада вас приветствовать на научно-практической конференции, которая посвящена теме: «Органы дыхания. Гигиена дыхания». На конференцию мы пригласили ведущих учёных, медиков, экспертов, занимающихся изучением органов дыхания.
-Сегодня мы будем говорить о дыхании, продолжим изучение органов дыхания, но самое главное, будем учиться их беречь. (Приложение. Слайд № 3)
3.Изучение нового материала.
-Попробуйте на некоторое время задержать дыхание.
-Что почувствовали? (хочется сразу глубоко вдохнуть)
-Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода
-А какое время человек может обходиться без воздуха? (несколько секунд)
Слово предоставляется доктору биологических наук
-Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине 30 метров задерживают дыхание до 4 минут. (Приложение. Слайд № 4)
-Рекорд под водой в спокойном состоянии 5 минут 24 секунды. Мировой рекорд нахождения под водой принадлежит 27-летнему немецкому ныряльщику Тому Сиетасу. в июне 2004 года он «лег на дно» на 8 минут 12 секунд. Для того чтобы улучшить свой же предыдущий рекорд всего на 6 секунд, он усиленно тренировался целых три года.
-Особенности дыхания животных таковы: бобры могут обходиться без воздуха 30 минут (Приложение. Слайд № 5), а киты до одного часа. Приложение. Слайд № 6)
4.Практические задания под руководством учителя.
-Какой состав имеет воздух? (Приложение. Слайд №7)
-Какой газ необходим человеку для дыхания? (кислород)
-Измерим гибким метром грудную клетку при вдохе и выдохе. (2 уч — ка у доски)
-Что заметили?
-Давайте проследим путь воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком.
Слово предоставляется физиологу
Приложение. Слайд № 8
— При вдохе воздух попадает в нос или рот, здесь он согревается и очищается от
пыли (в носу есть волоски и выделяется жидкость, которая захватывает пыль), да¬лее воздух попадает в трахею (прощупайте ее в передней части шеи — это жесткая и
ребристая трубка), а из трахеи воздух попа¬дает в легкие. Легкие — две вместительные
емкости — «мешки», заполненные легкой рыхлой тканью, похожей на губку, и состо¬ит она из массы пузырьков — пустот. К этим пузырькам в легких подходит боль¬шое количество трубочек, очень тонких, по ним к легким подходит кровь (показ лёгких человека).
При вдохе воздух заполняет легкие и всасывается в кровь, которая доставляет воздух во все уголки нашего тела. Отрабо¬танный воздух по другим сосудам — труб¬кам возвращается к легким и выбрасыва¬ется при выдохе. В нем много углекисло¬го газа.
Итак, легкие через вдох — выдох обеспе¬чивают приток свежего воздуха ко всем час-тям тела через кровь.
5. Практическая работа.
— Правильное дыхание так же необхо¬димо, как пища.
Слово предоставляется гигиенистам
Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.
-Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты.
-Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.
6.Комплекс дыха¬тельной гимнастики.
-Сейчас мы с вами поучимся правильно дышать, для этого разучим комплекс дыха-тельной гимнастики, а поможет нам специалист по лечебной физкультуре.
Звучит музыка, слышен шум моря. Приложение. Слайд № 9.
1. «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (3 раза).
2. «Теплый ветер». Вдох через нос, вы¬дох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (3 раза).
3. Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (3 раза).
4. «Свисток». В руках стакан и пласт¬массовая трубочка. Вдох через нос, выдох — через трубочку в стакан с водой со звуком У-У-У (3 раза).
7.Образование звука.
Слово предоставляется физиологу.
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка. Приложение. Слайд № 10.
Фонограмма слова МАМА, на которой четко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
Приложение. Слайд № 11.
8.Гигиена голосового аппарата.
Слово предоставляется гигиенисту
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Приложение. Слайд № 12
9.Физминутка. Приложение. Слайд № 13
Водопад в лесу.
Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса. Трава в лесу мягкая и зелё¬ная. Ты садишься в траву. Дотронься до неё руками и почувствуй её приятную прохладу. Рядом много прекрасных ароматных цветов. Нюхаем фиалку (три коротких вдоха, плавный выдох через нос). Нюхаем …… ландыши, одуванчик, медуницу, ромашку.
Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуй найти облако, похожее на какого-нибудь зверя. Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо.
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове… Ты чувст¬вуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течёт по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает c твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и рас¬слабленной.
A свет течёт по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются, и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течёт также по твоим рукам, по ладоням, по паль¬цам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и рас¬слабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к твои ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятеж¬но, и c каждым вдохом и выдохом ты всё глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (Пауза 30 секунд.)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Слово предоставляется учёным – экологам:
— Одной из экологических задач, которую решает чело¬вечество, является борьба за чистый воздух?
Пыль есть почти везде. Только в море, 1000-1200 км от берега, и на очень большой высоте пыли нет. Приложение. Слайд № 14
Даже на вершинах Альп в 1 мл воздуха содержится 200 пылинок. Приложение. Слайд № 15
А в таком же объёме город¬ского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. Приложение. Слайд № 16
В деревне пы¬ли меньше, но и там в 1 мл воздуха до 5 тысяч частичек пыли.
Приложение. Слайд № 17
Ве¬тер переносит пыль на очень далёкие расстояния: в Норвегии, на¬пример, обнаружена пыль пустыни Сахары, а в Европе — вулканическая пыль с островов Индонезии. В магазинах, театрах, на выставках, где бывает очень много людей, в 1 мл воздуха может быть до 12 млн бактерий и более. Бактерии не носятся в воздухе свободно. Они «пассажиры» частиц пыли и переносятся только с нею. Вот почему борьба за чистый воздух — это борьба с заразными болезнями. Чем меньше пыли, тем меньше бактерий. Приложение. Слайд № 18
— Какие меры нужно принимать нам, во время занятий в клас¬се?
Приложение. Слайд № 19 (Проветривать на каждой перемене.)
— Почему? (В комнатах пыли в 10—20 раз больше, чем на улице. Проветриваемый воздух уносит не только пыль, но и углекислый газ, и другие примеси. В классе, если не проветривается, углекислого газа к 11 часам ста¬новится почти в три раза больше, чем перед началом занятий.)
-Известно, что хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли и гари. За 24 часа убивает 80% вредных микроорганизмов. Приложение. Слайд № 20
— Ребята, чем пахнет у нас в классе? Мы каждый день ставим блюдце с пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы. Приложение. Слайд № 21
-Что может помешать хорошей работе органов дыхания? (вредные привычки, нужно заниматься дыхательной гимнастикой, проветривать помещения)
10. О вреде курения.
-А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:
«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри»
(встреча Колумба и его команды с туземцами).
-В каком веке была открыта Америка? В15 веке
-Эта эпоха называлась? Возрождения
-Что знаете об этом событии? В 1492 году на трёх небольших кораблях из Испании Колумб отправился в неизвестный Атлантический океан. Никто и не надеялся, что он вернётся назад из «Моря мрака» ( Атлантического океана).Но всё же на 33-й день пути раздался возглас «Земля».
Слово предоставляется учёному историку
Действительно, как утверждают историки, табак, как впрочем, и картофель, завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол), в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, которых завез табак в страну), в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак), в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания – от палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (По мере рассказа, называемые страны показать на карте Приложение. Слайд № 22).
Но постепенно запрет на курение отменялся в одной стране за другой. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки, даже дети. Возникла даже мода на курение.
Слово предоставляется статисту
Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Посмотрите и вы на схему (Приложение. Слайд № 23), сколько ядовитых веществ содержит сигарета. Установлено, что на первый взгляд безобидное облачко дыма содержит ядовитые вещества, которые оказывают своё воздействие не только на организм курящего, но и на здоровье окружающих, и особенно детей. Кроме никотина табачный дым содержит и другие вредные вещества, а именно: угарный газ, пиридиновые основания, синильную кислоту, сероводород, углекислоту, аммиак, азот, эфирные масла.
Хочу привести высказывания некоторых выдающихся людей. Писатель А. Дюма: «…я отложил свою сигарету и поклялся. Что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь».
Л. Толстой, бросив курить, сказал: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове…».(Приложение. Слайд № 24)
Просмотр мультфильма Приложение. Слайд № 25
10. Самостоятельная работа (в группах)..
-На какие группы делятся дорожные знаки? Как они различаются?
Приложение. Слайд № 26
1.Предупреждающие.
2.Запрещающие.
3.Предписывающие.
4.Информационно-указательные
5.Знаки сервиса.
6. Знаки приоритета.
7.Знаки дополнительной информации.
-Вы сейчас должны изготовить разрешающие и запрещающие знаки по данным подписям.
-Задание для каждой группы даются в конверте.
Проверка выполненной работы:
Перио¬дически проветривай помещение.
Делай влажную уборку.
Чаше гуляй на свежем воздухе.
Береги растения — они очищают воздух.
Не кури.
Дыши только через нос.
11.Итог урока. Рефлексия.
-Итак, мы прослушали выступления учёных и экспертов в ходе нашей научной конференции. Давайте сделаем выводы из нашей конференции.
Выберите начало фразы из рефлексивного экрана…Приложение. Слайд № 27
Рефлексивный экран
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…
-Сегодня на уроке каждый себе поставит оценку сам. Те, кто считает, что вы отлично поработали, выберите красный шарик, если достаточно хорошо – зелёный, плохо – жёлтый.
12.Д/З: Приложение. Слайд № 28
Нарисовать плакаты о том, как беречь свои дыхательные органы (можно в виде знаков).
Приложение. Слайд № 29. Спасибо за урок.
Урок - конференция
Тема: Органы дыхания. Гигиена дыхания.
Цели: Дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни; продолжить знакомство детей со строением органов дыхания, дать первоначальное представление об их работе; подчеркнуть значение чистого воздуха для органов дыхания и организма в целом и на этой основе рассмотреть гигиенические правила дыхания.
Работать над развитием речи, учить думать, сопоставлять, сравнивать.
Оборудование: модель скелета человека, его торс (муляж) модель легких, натуральные легкие человека, стакан с водой, трубочки, секундомер, сантиметр (мягкий).
Раздаточный материал: трубочки, стакан с водой.
Ход урока:
1.Организация внимания. (Приложение. Слайд № 1)
«Посмотри в глаза мои»
Здравствуй, друг!
Здравствуй, подруга!
Мы скучаем друг без друга.
Ты в глаза мне посмотри,
Подмигни мне правым глазом,
Скажем «Здравствуйте!» мы разом.
Учитель: ЖЕЛАЮ
УСПЕХА
БОЛЬШОГО
ВО ВСЁМ
УДАЧИ ТЕБЕ НА УРОКЕ.
- Неслучайно мы каждый день слышим слова: «Здравствуйте», «Как ваше здоровье», «Доброго здоровья», «Будьте здоровы».
- И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека.
— Выберите слова (Приложение. Слайд № 2) для характеристики здорового человека.
вялый
статный
сутулый
стройный
сильный толстый
ловкий крепкий
бледный неуклюжий
румяный подтянутый
— Что надо делать, чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться.)
Игра «Полезно — вредно».
— Если это полезно делать — хлопок, если вредно — тишина.
Делать зарядку для глаз — полезно
Читать лежа — вредно.
Смотреть на яркий свет — вредно.
Умываться по утрам — полезно.
Смотреть близко телевизор — вредно.
Оберегать глаза от ударов — полезно.
Употреблять в пищу морковь, петрушку — полезно.
Тереть глаза грязными руками — вредно.
Играть долго в компьютер — вредно.
Читать при хорошем освещении — полезно.
2.Сообщение темы и задач урока.
- Уважаемые гости, учителя, ребята, я рада вас приветствовать на научно-практической конференции, которая посвящена теме: «Органы дыхания. Гигиена дыхания». На конференцию мы пригласили ведущих учёных, медиков, экспертов, занимающихся изучением органов дыхания.
-Сегодня мы будем говорить о дыхании, продолжим изучение органов дыхания, но самое главное, будем учиться их беречь. (Приложение. Слайд № 3)
3.Изучение нового материала.
-Попробуйте на некоторое время задержать дыхание.
-Что почувствовали? (хочется сразу глубоко вдохнуть)
-Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода
-А какое время человек может обходиться без воздуха? (несколько секунд)
Слово предоставляется доктору биологических наук
-Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине 30 метров задерживают дыхание до 4 минут. (Приложение. Слайд № 4)
-Рекорд под водой в спокойном состоянии 5 минут 24 секунды. Мировой рекорд нахождения под водой принадлежит 27-летнему немецкому ныряльщику Тому Сиетасу. в июне 2004 года он «лег на дно» на 8 минут 12 секунд. Для того чтобы улучшить свой же предыдущий рекорд всего на 6 секунд, он усиленно тренировался целых три года.
-Особенности дыхания животных таковы: бобры могут обходиться без воздуха 30 минут (Приложение. Слайд № 5), а киты до одного часа. Приложение. Слайд № 6)
4.Практические задания под руководством учителя.
-Какой состав имеет воздух? (Приложение. Слайд №7)
-Какой газ необходим человеку для дыхания? (кислород)
-Измерим гибким метром грудную клетку при вдохе и выдохе. (2 уч - ка у доски)
-Что заметили?
-Давайте проследим путь воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком.
Слово предоставляется физиологу
Приложение. Слайд № 8
— При
вдохе воздух попадает в нос или рот,
здесь он согревается и очищается от
пыли
(в носу есть волоски и выделяется
жидкость, которая захватывает пыль),
далее
воздух попадает в трахею (прощупайте
ее
в передней части шеи — это жесткая
и
ребристая
трубка), а из трахеи воздух попадает в
легкие. Легкие — две вместительные
емкости
— «мешки», заполненные легкой рыхлой
тканью, похожей на губку, и состоит
она из массы пузырьков — пустот. К этим
пузырькам в легких подходит большое
количество трубочек, очень тонких, по
ним
к легким подходит кровь (показ
лёгких человека).
При вдохе воздух заполняет легкие и всасывается в кровь, которая доставляет воздух во все уголки нашего тела. Отработанный воздух по другим сосудам — трубкам возвращается к легким и выбрасывается при выдохе. В нем много углекислого газа.
Итак, легкие через вдох — выдох обеспечивают приток свежего воздуха ко всем частям тела через кровь.
5. Практическая работа.
— Правильное дыхание так же необходимо, как пища.
Слово предоставляется гигиенистам
Умеете ли
вы правильно дышать? Оказывается, это
очень важно, особенно зимой и в переходный
зимне-весенний период, во время эпидемии
гриппа. По утверждению специалистов,
при неправильном дыхании заметно
увеличивается вероятность попадания
в организм возбудителей респираторных
инфекций, что повышает риск заболевания
гриппом или простудой.
Многие люди
дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов
в минуту в спокойном состоянии) и
неглубоко, время от времени задерживая
вдох и выдох. Такой тип дыхания называется
поверхностным. В результате легкие не
успевают как следует проветриться –
свежий воздух поступает только в
наружные отделы, большая же часть объема
легких остается как бы невостребованной,
то есть воздух в ней не обновляется. А
вирусам и бактериям только этого и
надо.
Полное дыхание – это соединение
нижнего, среднего и верхнего дыхания.
Человек, постоянно практикующий полное
дыхание, будет иметь широкую грудь –
и любой узкогрудый человек может развить
свою грудную клетку до нормальных
размеров.
-Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты.
-Если
вы делаете менее
14 вдохов в минуту –
замечательно. Так дышат обычно хорошо
тренированные и выносливые люди. Можете
по праву гордиться собой. Вбирая воздух
полной грудью, вы даете легким
расправиться, прекрасно вентилируете
их, то есть делаете вашу дыхательную
систему почти неуязвимой для возбудителей
инфекции.
Неплохим результатом
считается от
14 до 18 вдохов в минуту.
Именно так дышит большинство практически
здоровых людей, которые могут болеть
гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту
– это уже серьезный повод для беспокойства.
При поверхностном и частом дыхании в
легкие попадает лишь половина вдыхаемого
воздуха. Для постоянного обновления
легочной атмосферы этого явно
недостаточно.
6.Комплекс дыхательной гимнастики.
-Сейчас мы с вами поучимся правильно дышать, для этого разучим комплекс дыхательной гимнастики, а поможет нам специалист по лечебной физкультуре.
Звучит музыка, слышен шум моря. Приложение. Слайд № 9.
-
«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (3 раза).
-
«Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (3 раза).
-
Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (3 раза).
-
«Свисток». В руках стакан и пластмассовая трубочка. Вдох через нос, выдох — через трубочку в стакан с водой со звуком У-У-У (3 раза).
7.Образование звука.
Слово предоставляется физиологу.
Человек
молчит – голосовая щель треугольной
формы и достаточно велика.
Звук
появляется при неполном смыкании
голосовой щели, прохождение через нее
воздуха, который колеблет голосовые
связки.
Чем короче голосовые
связки, тем выше звук. Окончательное
формирование звука происходит в полостях
глотки, носоглотки, рта и носа и зависит
от положения губ, нижней челюсти и
языка. Приложение.
Слайд № 10.
Фонограмма слова МАМА, на которой четко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
Приложение. Слайд № 11.
8.Гигиена голосового аппарата.
Слово предоставляется гигиенисту
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Приложение. Слайд № 12
9.Физминутка. Приложение. Слайд № 13
Водопад в лесу.
Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса. Трава в лесу мягкая и зелёная. Ты садишься в траву. Дотронься до неё руками и почувствуй её приятную прохладу. Рядом много прекрасных ароматных цветов. Нюхаем фиалку (три коротких вдоха, плавный выдох через нос). Нюхаем …..ландыши, одуванчик, медуницу, ромашку.
Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуй найти облако, похожее на какого-нибудь зверя. Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо.
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течёт по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает c твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
A свет течёт по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются, и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течёт также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к твои ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и c каждым вдохом и выдохом ты всё глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (Пауза 30 секунд.)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Слово предоставляется учёным – экологам:
-
Одной из экологических задач, которую решает человечество, является борьба за чистый воздух?
Пыль есть почти везде. Только в море, 1000-1200 км от берега, и на очень большой высоте пыли нет. Приложение. Слайд № 14
Даже на вершинах Альп в 1 мл воздуха содержится 200 пылинок. Приложение. Слайд № 15
А в таком же объёме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. Приложение. Слайд № 16
В деревне пыли меньше, но и там в 1 мл воздуха до 5 тысяч частичек пыли.
Приложение. Слайд № 17
Ветер переносит пыль на очень далёкие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль пустыни Сахары, а в Европе - вулканическая пыль с островов Индонезии. В магазинах, театрах, на выставках, где бывает очень много людей, в 1 мл воздуха может быть до 12 млн бактерий и более. Бактерии не носятся в воздухе свободно. Они «пассажиры» частиц пыли и переносятся только с нею. Вот почему борьба за чистый воздух - это борьба с заразными болезнями. Чем меньше пыли, тем меньше бактерий. Приложение. Слайд № 18
- Какие меры нужно принимать нам, во время занятий в классе?
Приложение. Слайд № 19 (Проветривать на каждой перемене.)
- Почему? (В комнатах пыли в 10—20 раз больше, чем на улице. Проветриваемый воздух уносит не только пыль, но и углекислый газ, и другие примеси. В классе, если не проветривается, углекислого газа к 11 часам становится почти в три раза больше, чем перед началом занятий.)
-Известно, что хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли и гари. За 24 часа убивает 80% вредных микроорганизмов. Приложение. Слайд № 20
- Ребята, чем пахнет у нас в классе? Мы каждый день ставим блюдце с пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы. Приложение. Слайд № 21
-Что может помешать хорошей работе органов дыхания? (вредные привычки, нужно заниматься дыхательной гимнастикой, проветривать помещения)
10. О вреде курения.
-А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:
«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри»
(встреча Колумба и его команды с туземцами).
-В каком веке была открыта Америка? В15 веке
-Эта эпоха называлась? Возрождения
-Что знаете об этом событии? В 1492 году на трёх небольших кораблях из Испании Колумб отправился в неизвестный Атлантический океан. Никто и не надеялся, что он вернётся назад из «Моря мрака» ( Атлантического океана).Но всё же на 33-й день пути раздался возглас «Земля».
Слово предоставляется учёному историку
Действительно, как утверждают историки, табак, как впрочем, и картофель, завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол), в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, которых завез табак в страну), в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак), в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания – от палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (По мере рассказа, называемые страны показать на карте Приложение. Слайд № 22).
Но постепенно запрет на курение отменялся в одной стране за другой. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки, даже дети. Возникла даже мода на курение.
Слово предоставляется статисту
Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Посмотрите и вы на схему (Приложение. Слайд № 23), сколько ядовитых веществ содержит сигарета. Установлено, что на первый взгляд безобидное облачко дыма содержит ядовитые вещества, которые оказывают своё воздействие не только на организм курящего, но и на здоровье окружающих, и особенно детей. Кроме никотина табачный дым содержит и другие вредные вещества, а именно: угарный газ, пиридиновые основания, синильную кислоту, сероводород, углекислоту, аммиак, азот, эфирные масла.
Хочу привести высказывания некоторых выдающихся людей. Писатель А. Дюма: «…я отложил свою сигарету и поклялся. Что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь».
Л. Толстой, бросив курить, сказал: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове…».(Приложение. Слайд № 24)
Просмотр мультфильма Приложение. Слайд № 25
10. Самостоятельная работа (в группах)..
-На какие группы делятся дорожные знаки? Как они различаются?
Приложение. Слайд № 26
1.Предупреждающие.
2.Запрещающие.
3.Предписывающие.
4.Информационно-указательные
5.Знаки сервиса.
6. Знаки приоритета.
7.Знаки дополнительной информации.
-Вы сейчас должны изготовить разрешающие
и запрещающие знаки по данным подписям.
-Задание для каждой группы даются в конверте.
Проверка выполненной работы:
Периодически проветривай помещение.
Делай влажную уборку.
Чаше гуляй на свежем воздухе.
Береги растения — они очищают воздух.
Не кури.
Дыши только через нос.
11.Итог урока. Рефлексия.
-Итак, мы прослушали выступления учёных и экспертов в ходе нашей научной конференции. Давайте сделаем выводы из нашей конференции.
Выберите начало фразы из рефлексивного экрана…Приложение. Слайд № 27
Рефлексивный экран
-
Сегодня я узнал…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я выполнял задания…
-
Я понял, что…
-
Теперь я могу…
-
Я почувствовал, что…
-
Я приобрел…
-
Я научился…
-
У меня получилось …
-
Я смог…
-
Я попробую…
-
Меня удивило…
-
Урок дал мне для жизни…
-
Мне захотелось…
-Сегодня на уроке каждый себе поставит оценку сам. Те, кто считает, что вы отлично поработали, выберите красный шарик, если достаточно хорошо – зелёный, плохо – жёлтый.
12.Д/З: Приложение. Слайд № 28
Нарисовать плакаты о том, как беречь свои дыхательные органы (можно в виде знаков).
Приложение. Слайд № 29. Спасибо за урок.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»