Интегрированный урок "Повторение изученного о деепричастии. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
МОУ СОШ №2 г. Унеча Брянской обл.
Учитель: Бауло Елена Михайловна
Интегрированный урок.
Тема: Повторение изученного о деепричастии. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».
Цели: повторить и систематизировать знания уч-ся о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при деепричастиях и д/о; развивать умение уч-ся понимать авторскую позицию в художественном произведении; развивать умение отбирать материал по теме сочинения; воспитывать чувство патриотизма на примере героического образа Тараса Бульбы.
Ход урока
I.Фронтальный опрос по теме «Деепричастие»
– Какую часть речи вы изучили?
– Что обозначает деепричастие?
– Как и от чего образуется?
– Какие морфемы могут помочь нам в определении этой части речи?
– Какие признаки глагола есть у деепричастия?
– Чем оно похоже на наречие?
– Что такое деепричастный оборот?
– Как он выделятся на письме?
II. Проверка д/з
- Записать на доске деепричастия и д/о, найденные вами в указанных эпизодах повести Гоголя «Тарас Бульба». Выделите в них суффиксы, определите время и вид.
(стр. 147, последний абзац – увидевши
стр. 150, 1й абзац –сидя, услыша
стр. 155, 1й абзац – отодравши
стр. 158, 2й абзац – вытянув свои шеи, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву)
- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (увидевши, услыша, отодравши…)
III. Работа с учебником
- Выпишите из упражнения № 169 (стр. 82) деепричастия (д/о, выделите в них суффиксы, определите время и вид.
1. потупив голову и в то же время приподняв очи (пр.в., сов.в.)
2. смотря прямо ему в очи, утупивши в землю очи (н.в., несов.в.)
3. встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой (пр.в., сов.в.)
4. ударив острыми шпорами коня, не глядя назад, не видя (пр.в., сов.в.)
- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (утупивши…)
- Как вы написали деепричастия с частицей НЕ?
IV. Тестирование
Тест №14 №Деепричастие»
I вариант II вариант
1 – в 1 - б
3 – а 3 – в, д
7 – а, в, г, д 7 – б, г, д, ж
V. Работа с текстом
(1)Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным.
(2)И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. (3) Долго сидел он там, понурив голову и всё говоря: «Остап мой, Остап мой!» (4) Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою.
Задания.
В1 - определите стиль текста и тип речи в нем (худ., повеств.)
В2 – сколько грамматических основ в 1 предложении? (2)
В3 – укажите номера предложений с дееприч. оборотами (2, 3)
В4 – выпишите из текста слово с чередованием в корне (расстилалось)
В5 – выпишите из текста любое словосочетание со связью согласование (1 вар.), управление (2 вар.) из предложения 2 (I - морской берег , II - положив ружьё, полный тоски, садился на берег)
В6 – из предложения 4 выпишите имя сущ., в котором не совпадает количество звуков и букв (тростник)
В7 – выпишите слово с двумя приставками (невыстреленным)
В8 - какое художественное средство использовано автором в предложении 4? (метафора)
- Проверьте себя и оцените свою работу.
- Подчеркните д/о как члены предложения. Определите вид и время деепричастий.
Выделите суффиксы каждого из них.
VI. Подготовка к сочинению
-
Беседа по теме урока
- Вы узнали героя текста?
- Расскажите о Тарасе Бульбе то, что кажется вам самым важным.
- Как вы относитесь к этому герою?
- Что повлияло на ваше отношение?
- Какие события привели Тараса к этой трагедии?
-
Слово учителя
То время, в которое жил Гоголь, казалось его современникам каким-то потускневшим, застывшим - ведь после войны с Наполеоном и восстания декабристов ничего значительного не происходило в русской истории 30х годов XIX века.
Гоголь мечтал о сильном героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. И это, конечно же, в первую очередь образ Тараса Бульбы. Вот что говорит сам писатель: "Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы..." Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами.
Это могучий образ, по выражению Гоголя, "необыкновенное явление русской силы".
Наша с вами задача, доказать в сочинении по повести, что автор сумел показать в образе Тараса Бульбы героический характер.
-
Работа над планом и содержанием сочинения
- Назовите основные эпизоды, в которых раскрывается героический характер Бульбы.
Все эти эпизоды можно использовать в сочинении, не забывая, что у вас должен получиться не пересказ, а рассуждение. Помогут нам в этом деепричастия и деепричастные обороты.
- Разделите страницу на два столбика – в первом записываем пункты плана, во втором – материал к сочинению.
План |
Материал к сочинению |
1.Мечта Гоголя о героическом характере.
|
Работая над повестью…, Гоголь мечтал… Таким героем стал … |
2.Как в образе Тараса автор раскрывает героический характер? |
Сражаясь в бою под Дубно, Тарас проявил себя… Тарас любил своих сыновей и гордился ими, но, узнав о предательстве Андрия, он … Желая узнать о судьбе Остапа, Тарас … Рискуя жизнью, он… Особенно ярко героическая натура Бульбы проявляется в сцене гибели:… |
3.Моё отношение к герою. |
Гоголь сумел показать в повести… Мне понравилось это произведение… Повесть «Тарас Бульба» учит нас… |
Вывод: Гоголь сумел показать, что суровые условия, в которых Бульбе приходилось жить и защищать веру и Отечество, сформировали героический характер Тараса, развили в нем чувство товарищества и патриотизма.
-
Упражнения по культуре речи
- Чтобы не допустить речевых ошибок в своём сочинении, исправьте их в данных примерах.
Подсказка. И главное, и добавочное действие должно совершать одно и то же лицо.
Сражаясь за веру, казаков убивают (… казаки погибают)
Потеряв сыновей, на Тараса обрушивается отчаяние (…Тарас погружается в отчаяние)
Работая над повестью, у Гоголя была мечта о героическом характере (…Гоголь мечтал о героическом характере)
V. Д/З Написать сочинение по теме: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы»
VI. Рефлексия.
- Чем сегодняшний урок отличался от других уроков?
- Что вам понравилось на уроке?
- С каким настроением (мыслями) вы уходите с урока?
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»