Праздник русской рубахи
КГКСКОУ
Пограничная КШИ
Приморского края
Педагог-организатор
Высшей категории
Автор: Р.Я. Алферова.
Тип материала:
мероприятие.
Тема:
«Праздник русской рубахи»
(народно-подвижные игры в оздоровительной работе с детьми)
Цель:
развивать желание играть в русские народные подвижные игры, умение доброжелательно оценивать поведение своих партнеров в игровых ситуациях, совершенствовать двигательные навыки.
Оборудование:
гимнастические скамейки, 2 корзины,2 обруча, 2 ведра, мячи малые средние по количеству участников, веревка длиной 5-7 метров, русские рубахи и пояса двух цветов по количеству мальчиков, кокошники по количеству девочек, русский народный костюм, для ведущего, подковы большие и малые вместо жетонов
Оформление:
*Плакат: «Праздник русской рубахи».
*выставка рисунков на тему «Рубахи наших прадедов»
Музыкальное оформление: русские народные песни «Коробейники», «Москва золотоглавая», «Прялица»
Предварительная работа:
*Организатор совместно с руководителем народного музея проводит занятие по теме: «История русской рубахи».
*Воспитатель совместно с учителем по изобразительной деятельности знакомит детей с элементами оформления рубахи и их значению в русской народной культуре.
Ход игры-праздника.
Звучит фонограмма РНП «Коробейники».
В кабинет ритмики входят дети-коробейники и раздают русские рубахи мальчикам, девочкам кокошники.
Ведущая (в русском народном костюме).
Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы. Добро пожаловать на праздник русской рубахи. Добры молодцы, а почему вы не подпоясаны? Раньше на Руси это считалось позором.
Игра №1.Вы видите, что пояса лежат по всему залу, вам необходимо, пока звучит музыка, взять пояс и подпоясаться. По цвету поясов встаете в две команды. Команда, которая первая выполнила задание, получает большую подкову, вторая – малую подкову.
Ведущая.
В старину наши предки приветствовали друг друга русским поклоном.
Поклоны бывают самые разнообразные: поклон до пояса, до земли, с проходкой, стоя на месте, с рукой, только поклон головы и т.д.
Звучит фонограмма песни «Москва золотоглавая»
Игра №2.Команды поворачиваются друг к другу лицом и делают каждый свой поклон.
Ведущая.
Чтобы сшить рубахи необходимо соткать т. Зимой девчата собирались в одной большой избе, пели песни и наматывали нить на веретено.
Без веретена – не пряха.
Без иглы – не портной.
У ленивой пряхи
Нет при себе рубахи.
Чтоб рубаху нас соткать,
Надо пряжу намотать.
Вокальная группа исполняет песню «Прялица»
Игра №3. «Веретено»
Ведущая держит один конец веревки, а помощник бегает вокруг нее и наматывает веревку на нее. Наматывая веревку, помощник то поднимает вверх, то опускает. Игроки в это время перепрыгивают, перешагивают через веревку, подлезают под нее. Кто ошибся, тот выбывает из игры. Затем веревка разматывается. В какой команде останется больше игроков, та побеждает.
Ведущая.
Человеку несуразно одетого, на Руси называют пугалом огородным.
Игра № 4.Сыграем в «Пугало».
По разным углам в зале встают два « пугала» из разных команд. В руках у них палки, на голове шапки. Они стоят в обручах, перед ними корзинка с «картошкой»-(средние и малые мячи). Задача «пугала» - мешать детям брать «картошку» из корзинок. Дети должны набрать «картошки» как можно больше за определенный промежуток времени или пока звучит песня.
Дети.
В поле пугало стоит.
И на нас одно глядит.
Не боимся мы его.
Дети пытаются вытаскивать из корзинок «картошку» и переносить ее в ведро. Тот, кого «пугало» коснется, выбывает из игры.
Ведущий.
На Руси люди всегда отличались аккуратностью. Вот и вы должны показать это качество – нарядить девочку в русский костюм.
Игра №5.Дети одевают девочек в рубашки, сарафаны, вешают им бусы. Затем девочки должны пройти в танце под русскую народную песню.
Ведущий.
Игра №6
У меня была рубаха, которая с годами поизносилась – остались одни рукава (рукава большие мешки, пришитые к обручам).
Ну-ка, молодцы, девицы,
Полезайте в рукава!
Участники каждой команды, поочередно пролезают в «рукава», обегают стойку, дотрагиваются до следующего игрока команды и говорят: «Беги». Команда -победитель, получает большую подкову, а проигравшая – малую.
Ведущий.
А сейчас я приглашаю всех на игры-забавы.
Пусть не будет в доме скучно.
Мы умельцы на все руки.
А ну, народ, скорей вставай
К нам на русский разгуляй.
Помощники проводят игру «Тяни холсты». Холст (длиной 10 метров), на котором середина отмечена яркой лентой, лежит в центре зала. Равное количество игроков из двух команд берутся за концы холста, но команда начинает тянуть так, чтобы середина холста оказалась на их половине. Игра сопровождается присказками и прибаутками.
Тяни холсты потягивай.
В коробочку накладывай.
Тяни холсты, тяни холсты
да поперек покладывай.
Это маме холст.
Это тяте холст.
А Вовочкин холст
С мышиный хвост!
На рубашку, на столдешницу.
Тяни, тяни потягивай.
На покроичку,
Тяни холсты на рубашечку.
Игра проводится два- три раза.
Ведущая.
Дети, как нам было весело. Вы показали, что на Руси есть крепкие телом и духом люди.
Подведем итоги.
Победитель награждается национальным русским угощением –баранками и приглашает команду побежденных на чай.
Литература:
«Книжки, нотки и игрушки», «Библиотекарь», «Клуб и художественная самодеятельность», песенник «Русские народные песни», «С игрой круглый год»
Сибирское университетское издательство Новосибириск*2004г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Хорошая интересная задумка слабо отражена в методической разработке. Прослеживается большой творческий потенциал преподавателя – организатора. Такие мероприятия необходимы детям для знакомства с историей родного края. Но текстовый документ не раскрывает красочности и увлекательности предложенных игр.
Некоторые моменты остались непонятными:
- классы, в которых учатся дети,
- как выбирается победитель при командной игре,
- принцип формирования команд,
- почему литература записана странным образом?
Хочется пожелать преподавателю познакомиться с воспитательными разработками такого же направления, научиться отражать свой уникальный интересный опыт в актуальных методических документах.