Рабочая программа по литературе для 9 класса по программе Коровиной В. Я.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006 г. Учебная программа рассчитана на 99 часов, в т. на развитие речи в 9 классе – 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).
Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
На развитие речи в 9 классе – 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений). Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения;
– составление планов и написание отзывов о произведениях;
– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Литература.
Учебник: Литература. 9 кл. Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений./Авт.-сост. Коровина.- 3-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2008. Журнал «Литература в школе», газета «1 сентября», приложение «Литература»; сайт www.prosv.ru (рубрика «Литература»); интернет-школа Просвещение.ru, online курс по литературе
: Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. Поурочные планы по литературе. 9 класс.-Волгоград,2007г. Л. Зельманова, Е. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература 8-9 кл. Репродукции картин: учебно-наглядное пособие для уч-ся ОУ.- М,1999г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Раздольненская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
«_____»________2009г.
Рассмотрено на заседании МО ГЦ Согласовано «____»_____2009г. Директор школы_______
Протокол №___ от__________2009г. Зам. директора (Дубовая И.Н.) . по УР: ______(Рачитских С.П.)
Руководитель МО:_____(Дубина Т.М.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2009 – 2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель – Дубина Татьяна Михайловна.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006 г. Учебная программа рассчитана на 99 часов, в т. на развитие речи в 9 классе – 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).
Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
На развитие речи в 9 классе – 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений). Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения;
– составление планов и написание отзывов о произведениях;
– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Литература.
Учебник: Литература. 9 кл. Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений./Авт.-сост. Коровина.- 3-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2008. Журнал «Литература в школе», газета «1 сентября», приложение «Литература»; сайт www.prosv.ru (рубрика «Литература»); интернет-школа Просвещение.ru, online курс по литературе
: Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. Поурочные планы по литературе. 9 класс.-Волгоград,2007г. Л. Зельманова, Е. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература 8-9 кл. Репродукции картин: учебно-наглядное пособие для уч-ся ОУ.- М,1999г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Кол-во Ча сов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающих-ся (результат) |
Вид контроля |
Д/3 |
ДАТА проведения |
|
План |
факт |
|||||||||
1 |
Введение. |
1.Введение. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. |
Знать специфику учебного предмета и учебника, изученные теоретико-литературные понятия, образную природу словесного искусства; |
Беседа. Конспектирование. |
Ч.2 – с.303-308, вопросы с.308 |
|
|
|
Литература эпохи античности. |
Катулл |
1 |
Усвоения новых знаний |
Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений). Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов античности. |
знать/понимать: изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять роль изобразительно-выразительных средств; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведение соблюдая нормы литературного произношения. |
Анализ стихотворения. |
Ч.2 – вопросы и задания с.325 |
|
|
|
Литература эпохи средневековья. |
Данте Алигьери «Божественная комедия». |
2 |
Чтения и изучения |
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Особенности строфической формы Данте. |
Знать содержание произведения, изученные теоретико-литературные понятия, уметь выделять и формулировать тему, изученного произведения, характеризовать особенности композиции, |
Анализ I, V Песни |
Ч. 1 – с.4-8 |
|
|
|
Древнерусская литература |
Древнерусская литература
|
1 |
Лекция |
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). |
Знать изученные теоретико-литературные понятия, различать жанры древнерусской литературы, составлять подробный план текста. |
Конспект. План учебной статьи. |
Ч.1 вопросы с.10 |
|
|
«Слово о полку Игореве» |
5 |
1.Урок- презента-ция 2.-4. Уроки чтения и изучения 5. Семинар. |
1.Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». 2.Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». 3.Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. 4.Ярославна как идеальный образ русской женщины. 5.Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения. |
Знать содержание произведения, изученные теоретико-литературные понятия, уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, выразительно читать произведение, в том числе фрагменты, выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения. |
Наизусть «Плач Ярославны», выразитель-ное чтение «Золотого слова» Святослава, Чтение «вслед за автором», устные характеристики героев, план доклада, по желанию – иллюстрирование. |
Ч.1 Наизусть «Плач Ярославны», выразительное чтение «Золотого слова» Святослава, с.33-34 вопросы и задания |
|
|
||
|
Литература эпохи Возрождения |
У. Шекспир |
2 |
1. Урок-презентация. 2. Чтения и изучения. |
У. Шекспир. Жизнь и творчество (обзор).Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов. |
знать/понимать: основные факты жизни и творческого пути У.Шекспира изученные теоретико-литературные понятия; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. |
Комментированное чтение фрагментов., работа по вопросам. |
Ч.2, с.334 вопросы Ч1 , с.40 вопросы и задания |
|
|
|
литература XVIII века (7 ч) |
литература XVIII века. Обзор |
1 |
Лекция |
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученные теоретико-литературные понятия;
|
Конспект. |
Ч.1-вопросы с.49-50,58, наизусть отрывок из оды Ломоносова со слов «Науки юношей питают…» |
|
|
|
М. В. Ломоносов Жизнь и творчество (обзор). |
1 |
Чтения и изучения |
М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание произведения; основные факты жизни и творческого пути М.В. Ломоносова, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать произведение |
План учебной статьи, чтение наизусть отрывка, анализ оды. |
Ч1- с67 вопросы и задания, наизусть Державин «Властителям и судиям» |
|
|
|
|
|
Г. Р. Державин Жизнь и творчество (обзор). |
2 |
Чтения и изучения |
Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Фелица», «Памятник». Традиция и новаторство в поэзии Г. Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. |
знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать произведения в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения |
Чтение наизусть, анализ стихотворе-ний. Устное рассуждение «Прав ли Державин, считая,, что «памятник воздвиг себе чудесный, вечный»?» |
Наизусть Державин «Памят-ник.». С.174 вопросы и задания. |
|
|
|
|
А. Н. Радищев Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). |
1 |
Урок-презента-ция |
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии…». Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. |
знать/понимать: изученные теоретико-литературные понятия; уметь: определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения. выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Инсценирован-ное чтение, анализ фрагментов «Путе-шествия…» |
Ч 2 с.335-337, сообщения или презен-тации об эпохе Просвещения. |
|
|
|
|
Европейская литература эпохи Просвещения |
1 |
Урок-презента-ция |
Европейская литература эпохи Просвещения. И.-В. Гёте как представитель эпохи. |
знать/понимать: изученные теоретико-литературные понятия |
Сообщения, презентации. |
Ч. 2 –с346 вопросы |
|
|
И.-В. Гете Фауст» |
1 |
Чтения и изучения |
Трагедия «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа. |
знать/понимать: изученные теоретико-литературные понятия; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. |
Анализ фрагментов. |
Готовиться к тесту по русской литерату-ре ХVIII века. |
|
|
||
|
|
Тест по русской литературе ХVIII века. |
1 |
КР |
Изученные произведения и теоретико-литературные понятия. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Тестирование |
Ч.140 вопросы и задания |
|
|
|
литература XIX века |
В. А. Жуковский Жизнь и творчество (обзор). |
1 |
Чтения и изучения |
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. |
знать/понимать: основные факты жизни и творческого пути В.А. Жуковского, новаторство поэта; изученные теоретико-литературные понятия; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. |
Выразитель-ное чтение баллады Жуковского. Рассуждение о новаторстве Жуковского. |
Ч 1- с.141-147, презентации о жизни и творчес-тве Грибоедова. |
|
|
|
А. С. Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». |
10 |
1 урок-презентация 2-7 Чтения и изучения 8.- семинар 9-10 – РР |
А. С. Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Мол-чалин, Репетилов и др.). «Откры-тость» финала пьесы, его нрав-ственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афорис-тичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний». |
знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сравнивать героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать сочинение |
Анализ «вслед за автором»,чтение наизусть монолога по выбору уч-ся, аудиторное сочинение |
Ч 1 – с.164-165 вопросы и задания, наиз. монолог –по выбору уч-ся. Вн. Чтение. Байрон, презента-ции(по желанию) сообще-ния о «байроническом» герое. |
|
|
|
|
|
Европейская литература эпохи романтизма Дж. Г. Байрон Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Корсар» |
1 |
Урок-презентация. |
Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие «байронического» героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона. |
знать/понимать: изученные теоретико-литературные понятия; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. |
Сообщения, презентации. |
Презента-ции(по желанию) сообще-ния о жизни и творчес-тве А.С. Пушкина. |
|
|
|
А. С. Пушкин Жизнь и творчество. |
1 |
урок-презента-ция |
А. С. Пушкин . Жизнь и творчество. Национальная самобытность. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы.
|
знать/понимать: основные факты жизни и творческого пути А.С Пушкина, национальную самобытность поэта. |
Сообщения, презентации. |
Ч.1 наизусть «К Чаадаеву», |
|
|
|
Основные мотивы поэзии Пушкина.
|
4 |
Чтения и изучения |
Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень». Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать, в том числе выученные наизусть, произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Чтение наизусть «К Чаадаеву», «Пророк», «Анчар», «Я вас любил: любовь ещё быть может…» (или «На холмах Грузии…») |
наизусть «Пророк»«Анчар», «Я вас любил: любовь ещё быть может…» (или «На холмах Грузии…»), сочинение «Мой Пушкин», Ч1 – с198-199 вопросы и задания. читать А.С. Пушкин «Цыганы» |
|
|
||
А.С.Пушкин Поэма «Цыганы»
|
1 |
Чтения и изучения |
Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. |
знать/понимать: изученные теоретико-литературные понятия; содержание произведения; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. |
Анализ «вслед за автором». |
, читать А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» |
|
|
||
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» |
2 |
1Чтения и изучения 2 РР |
«Моцарт и Сальери» «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству |
знать/понимать: изученные теоретико-литературные понятия; содержание произведения уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. |
Анализ «вслед за автором»,чтение по ролям фрагментов |
С.214 вопросы, читать А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
|
|
||
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». |
10 |
1-6 Чтения и изучения. 7. Семинар 8 КР 9-10 РР |
Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В. Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). |
знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сравнивать героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать сочинение. |
Анализ «вслед за автором»,чтение наизусть фрагментов романа, составление плана, тезисов, цитатных характерис-тик героев, конспект критической статьи В. Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»), тестирование, аудиторное сочинение. |
С.246-249 вопросы, Сочинение по роману «Евгений Онегин» Презента-ция или сообщение о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова |
|
|
||
|
|
М. Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. |
1 |
Урок-презентация |
Жизнь и творчество. |
знать/понимать: основные факты жизни и творческого пути М.Ю. Лермонтова |
Презентации, сообщения. |
С.252 вопросы |
|
|
|
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова |
4 |
Чтения и изучения |
Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути М.Ю. Лермонтова, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Чтение наизусть «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…»,«Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Сообщения. Анализ стихотворе-ний |
Наизусть «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…»,«Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». С 260, 265, 269, 271, 287-288 – вопросы и задания, Читать М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» |
|
|
|
|
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» |
12 |
1-8 Чтения и изучения 9-10 Семинар 11-12 РР |
Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. |
знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сравнивать героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать сочинение. |
Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов романа, составление плана, тезисов, цитатных характерис-тик героев, аудиторное сочинение |
С.317 -318 вопросы и задания. Презента-ции или сообщения о поэтах пушкинской поры, наиз. по выбору уч-ся |
|
|
|
Поэты пушкинской поры |
1 |
Урок-презентация |
К. Н. Батюшков Слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А. С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова. А. В. Кольцов Слово о поэте. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова. Е. А. Баратынский Слово о поэте. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» (возможен выбор других стихотворений). Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.
|
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути поэтов, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать наизусть произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Сообщения или презентации о жизни и творчествепоэтов пушкинской поры. |
Сообщения или презентации о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. |
|
|
|
|
|
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество |
1 |
Урок-презентация |
. Нравственные и философские искания Гоголя. |
знать/понимать: основные факты жизни и творческого пути Н.В. Гоголя. |
Сообщения или презентации. |
Читать Н.В. Гоголь «Мёртвые души» |
|
|
|
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» |
14 |
1-12 чтения и изучения 13-14 РР |
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. |
знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сравнивать героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать сочинение |
Комментированное, вы-разительное чтение фрагментов романа, наизусть лирическое отступление, составление плана, тезисов, цитатных характерис-тик героев, аудиторное сочинение |
С.365-366 вопросы и задания Наиз. «Как беден наш язык. Хочу и не могу…» А.А. Фет |
|
|
|
|
|
А. А. Фет Жизнь и творчество (обзор).Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» |
1 |
Комбинированный урок |
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» .Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.А. Фета, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать наизусть произведение, соблюдая нормы литературного произношения. |
Конспект лекции. Чтение наизусть, анализ стихотворе-ния. |
Наизусть Н. А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» |
|
|
Н. А. Некрасов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» |
1 |
Комбинированный урок |
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения). Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути Н.А. Некрасова, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать наизусть произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Конспект лекции, чтение наизусть, анализ стихотворе-ния. |
Прочитать Рассказы А.П. Чехова «Тоска», «Смерть чиновника». |
|
|
||
|
А. П. Чехов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». |
3 |
1-2 чтения и изучения 3 РР |
А. П. Чехов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах. |
знать/понимать: основные факты жизни и творческого пути А.П. Чехова, содержание произведений, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; выявлять авторскую позицию; давать характеристику героев. |
Анализ рассказов, сочинение. |
Готовиться к тестированию. |
|
|
|
|
Тест по русской литературе XIX века. |
1 |
КР |
Изученные произведения и теоретико-литературные понятия. Биографические факты. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Тестирование |
Вспомнить писателей и поэтов ХХ века. |
|
|
|
|
Русская литература ХХ века |
Русская литература ХХ века
|
1 |
Урок-презента-ция |
Русская литература ХХ века Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений уметь: выражать свое отношение к прочитанному. |
Конспект. Устные выступления о прочитанных произведениях. |
Наизусть А.Блок «Русь» |
|
|
А. А. Блок (1 ч) Слово о поэте. Стихотворение «Русь» |
1 |
Урок-презентация |
Слово о поэте. Стихотворение «Русь» Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А. Блока, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать наизусть произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Чтение наизусть и анализ стихотво-рения |
Наизусть «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» |
|
|
||
|
|
С. А. Есенин Слово о поэте. Поэтизация крестьянской Руси. |
1 |
Урок-презентация |
С. А. Есенин. Слово о поэте.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути С. Есенина, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать наизусть произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Чтение наизусть и анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» |
Наизусть «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» А. Ахматова, индив. -сообщения. |
|
|
|
|
А. А. Ахматова Слово о поэте. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. |
1 |
Урок-презентация |
А. А. Ахматова .Слово о поэте. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» . Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А. Ахматовой, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Чтение наизусть «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество». Анализ стихотворе-ний. |
Прочитать М.А. Шолохов «Судьба человека» |
|
|
|
|
М. А. Шолохов Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека». |
2 |
1 Урок-презентация. 2. Чтения и изучения |
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. |
знать/понимать: основные факты жизни и творческого пути М.Шолохова, содержание произведения, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств. |
Конспект. Анализ рассказа. Подбор и пересказ эпизодов, характеризующих персонажей рассказа. |
С. 193 вопросы, читать А. И. Солженицын «Матренин двор» с.280-281вопросы и задания |
|
|
|
|
А. И. Солженицын Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». |
1 |
Чтения и изучения |
А. И. Солженицын.Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе |
знать/понимать: основные факты жизни и творческого пути А.И. Солженицына, содержание рассказа. изученные теоретико-литературные понятия; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев. |
Комментированное чтение фрагментов, цитатная характеристика Матрёны. |
Наизусть Г. Тукай. стихотворение из цикла «О, эта любовь!» |
|
|
|
|
Литература народов России Г. Тукай Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» Лиризм стихотворений поэта. |
1 |
Чтения и изучения |
Литература народов России Г. Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы. |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути Г. Тукая, изученные теоретико-литературные понятия; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения. |
Чтение наизусть и анализ стихотворе-ний |
Готовиться к викторине по произведениям ХХ века. |
|
|
|
|
Викторина по произведениям ХХ века. |
1 |
Игра |
Изученные произведения и теоретико-литературные понятия. Биографические факты. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Викторина |
Готовиться к итоговому тесту по произведениям, изученным в 9 классе.. |
|
|
|
|
Итоговый тест по произведе-ниям, изучен-ным в 9 классе |
1 |
КР |
Изученные произведения и теоретико-литературные понятия. Биографические факты. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
|
|
|
|
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»