Элективный курс по истории "Россия под скипетром Романовых".
Она включает в себя материал курса истории Отечества, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по истории и призвана способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в изучении русской монархии. Этот период, начиная со Смутного времени и прихода к власти династии Романовых и до свержения самодержавия, один из самых интересных и способствует воспитанию у обучающихся чувства любви к своей Родине, уважению к ее историческому пути. Особое внимание уделено содержанию изучаемого курса, который отражает не только основные термины и понятия, но в нем указываются и персоналии. Разработано методическое обеспечение программы. Обширен и список дополнительной литературы.
Особым достоинством рецензируемому курсу является наличие мультимедийного приложения (презентации Power Point) в котором ярко, красочно и образно представлены изучаемые темы, что позволяет учащимся визуализировать восприятие учебного материала.
Программа элективного курса «Россия под скипетром Романовых может быть рекомендована к практическому применению в школе на уроках дополнительного образования
в 5-классах.
Элективный курс «Россия под скипетром Романовых», предназначен для обучающихся в 5-х классах.
Основная цель курса – расширить содержание базисного курса истории, способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в изучении русской монархии.
Основными задачами курса являются:
·<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> Воспитать у обучающихся чувства любви к своей Родине, уважение к ее историческому пути;
·<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> Развить у обучающихся историческое мышление, под которым понимается овладение конкретно — историческим подходом к событиям и явлениям прошлого;
·<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> Сформировать умения обобщать, делать выводы, аргументировать выбранные позиции;
·<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> способствовать формированию культуры работы с историческим материалом.
В процессе обучения <span style=«font-size: 14pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>сформировать следующие умения и навыки:
·<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> <span style=«font-size: 14pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;
·<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> <span style=«font-size: 14pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям;
·<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> <span style=«font-size: 14pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>умение оперировать историческими датами;
·<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее анализ и отбор необходимых текстов.
Содержание элективного курса базируется на материале курса истории Отечества, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по истории.
Этот отрезок времени в истории нашего государства насыщен яркими и драматическими событиями. Перед 1613г. русское государство было истерзано внутренней смутой, нашествием внешних врагов, в Москве владычествовали поляки, принесена была даже присяга польскому королевичу.
Но поднимается народное движение за освобождение от иноземцев. Восстанавливается государственная власть в стране и на престол становиться юный царь М.Ф.Романов (21февраля-3марта 1613г.). Россия, объединившись под державной властью царя и преемников, крепнет, шириться, совершенствуется.
Династия Романовых владела русским троном 304 года. 2 марта 1917 г. Император Николай II добровольно отрекся от престола на станции Дно. Юридически этот акт не означал конец династии, ибо Николай II передавал верховную власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу. Но великий князь Михаил, не чувствуя себя способным занять трон Российской империи в столь сложное время, отрекся от великой чести. Он не был венчан на царство, и поэтому отречение Николая II фактически означало юридический конец дома Романовых. 12 августа 1917 г. был поднят вопрос о ликвидации в России императорского правления. Республикой Россия была провозглашена 1 сентября 1917 г. В последнее время в обществе существуют противоположные точки зрения по вопросу оценки роли Романовых в истории России. Демократы усиленно насаждают идею самодержавия и раздувают культ Николая II и других Романовых. Левая оппозиция резко критикует не только Николая II, который добровольно бросил штурвал корабля — России в волнах бушующего моря 1917 г., но и саму идею самодержавной власти. Люди старшего поколения еще помнят учебники по истории СССР, где Николай II был назван “ Николаем кровавым”. Помнят слова В. И. Ленина о дикой отсталости России в начале ХХ века. За три столетия на русском престоле восседали люди, обладавшие разными, как человеческими, так и административными качествами. Но надо отметить, что в начале ХХ столетия Россия занимала четвертое место в мире по ВНП, уступая лишь США, Германии и Англии. Россия кормила Европу. Пришло время объективного изучения истории династии Романовых.
Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся деятелей отечественной истории.
Изучая курс, следует опираться на исторические источники, а также на работы ученых-историков.
Учебно-тематический план
№ | Тема спецкурса | Кол-во часов | Основные понятия, термины |
1 | Введение. Особенности работы в спецкурсе. | 1ч. | Русское государство в начале XVI в. Завершение династии Рюриковичей. |
2 | гл. 1Смутное время Начало Смутного времени в Российском государстве. | 2ч. 1ч. | Значение понятия «Смутное время». Предпосылки Смуты, династия, самозванец. |
3 | Спасение Москвы. Окончание Смутного времени. | 1ч. | Семибоярщина, польско-шведская интервенция, народное ополчение. |
4 | Гл.2 Россия в XVII веке. Восстановление государственности. Царь Михаил Федорович Романов. | 3ч. 1ч. | «пустоши», соправитель, «Азовское сидение». |
5 | Правление царя Алексея Михайловича. | 1ч. | «Тишайший», «белые слободы», Соборное уложение. |
6 | Царь Федор Алексеевич. Воцарение царей Ивана V и Петра I | 1ч. | Отмена местничества, стрелецкие бунты, регентство. Великое посольство, перепись населения. |
7 | Гл.3 Россия при Петре I. Северная война. | 2ч. 1ч. | Форт, редут, «матерь Полтавской баталии. |
8 | Реформы Петра I | 1ч. | Рекрутская повинность, Сенат, коллегии, «Указ о единонаследии», империя, «Табель о рангах», Синод |
9 | Гл.4 Наследники Петра I. «Эпоха дворцовых переворотов». Последние годы правления Петра I. Императрица Екатерина I. | 3ч. 1ч. | «Эпоха дворцовых переворотов», Верховный тайный совет, фаворитизм, « птенцы гнезда Петрова» |
10 | Смена императоров на престоле до середины XVIII века. Правление Петра III. | 1ч. | Кондиции, «бироновщина», канцлер Семилетняя война, Манифест о вольности дворянства. |
11 | Золотой век Екатерины II. Император ПавелI Петрович. | 1ч. | «Екатерининские орлы», «просвещенная монар-хия», Уложенная комиссия, Антифранцузская коалиция. |
12 | Гл.5Императоры XIX- XX вв. «Дней Александровых прекрасное начало»… Император Николай I. | 5ч. 1ч. | «Негласный комитет», Отечественная война, «великая армия» Наполеона. Священный союз, декабристы. |
13 | Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права. | 1ч. | Крепостное право,«Манифест об отмене крепостного права», реформы: Земская, судебная, военная. Реформатор. |
14 | Царь — миротворец Александр III. | 1ч. | Контрреформы, Морозовская стачка. |
15-16 | Последний царь дома Романовых | 2ч. | 304 года династии. Революция, буржуазия, пролетариат, отречение большевики. Советы. |
17 | Итоговое занятие. Интеллектуальный хоккей по теме: «Династия Романовых» | 1,5ч. | |
Содержание изучаемого курса.
Глава 1 Смутное время (2ч)Тема 1. Начало Смутного времени в Российском государстве
Завершение династии Рюриковичей. Земский собор 1598 и избрание на царство Бориса Годунова. Правление царя Бориса Годунова. Значение понятия «Смутное время». Причины Смутного времени Неурожай и голод 1601-1603годови бегство людей в южные районы России. Самозванство. ЛжедмитрийI.Правление Шуйского. ЛжедмитрийII. Тушинский вор. Польско –шведская интервенция. Приглашение польского королевича на московский трон.
Основные термины и понятия: династия, Смутное время, самозванец, Семибоярщина, интервенция.
Персоналии: Борис Годунов, ЛжедмитрийI, ЛжедмитрийII Марина Мнишек, В.И.Шуйский
Тема 2. Спасение Москвы. Окончание Смутного времени
Земское освободительное движение. Первое земское ополчение. «Совет всей земли» — высший орган власти на освобожденной территории. Распад Первого земского ополчения Нижний Новгород – центр формирования Второго земского ополчения. Земский староста Кузьма Минин, его роль в создании Второго ополчения. Князь Д.М. Пожарский. Поход на Москву Второго земского ополчения. Земский собор1613 года.Избрание царём Михаила Федоровича Романова. Окончание Смутного времени.
Основные термины и понятия: народное ополчение, общесословные всей земли» городские советы. Первое и Второе земские ополчения. « Совет всей земли».
Персоналии: П.П.Ляпунов, Д.Т.Трубецкой, И.М. Заруцкий, Кузьма Минин, Д.М.Пожарский, Михаил Федорович Романов, Иван Сусанин.
Глава 2 Россия в XVII веке. (3ч.)
Тема 3. Восстановление государственности. Царь Михаил Романов
Россия после Смутного времени: восстановление разоренной страны. Царь Михаил Романов. Значение земских соборов в развитии Российского государства после Смутного времени. Патриарх Филарет. Союз царской власти и Церкви. Укрепление власти царя Михаила Федоровича. Внешняя политика. Смоленская война. «Азовское сидение».
Основные термины и понятия: «пустоши», соправитель, Азовское сидение».
Персоналии: царь Михаил Федорович Романов, патриарх Филарет.
Тема 4. Правление царя Алексея Михайловича.
Царь Алексей Михайлович: воспитание, характер, мировоззрение. Постепенное укрепление самодержавного правления. Царская власть и Земские соборы. Советники царя, государственные деятели второй половины XVII века.
Основные термины и понятия: «Тишайший», «белые слободы», Соборное уложение.
Персоналии: Алексей Михайлович, М.И.Милославская, А.Л.Ордин-Нащокин, патриарх Никон.
Тема 5. Царь Федор Алексеевич. Воцарение царей Ивана V и Петра I
Царь Федор Алексеевич: личность и деятельность. Правление царя Федора. Отмена местничества. Стрелецкийбунт1682года. Воцарение царей ИванаV Алексеевича и ПетраI Алексеевича. Правление царевны Софьи. Царь Петр: личность, воспитание, интересы. Дружба Петра с иностранцами. Свержение царевны Софьи и начало самостоятельного правления царя Петра I Великое посольство: цели и задачи.
Основные термины и понятия: Отмена местничества, стрелецкие бунты, регентство. Великое посольство, перепись населения. <span style=«font-family: "Calibri","sans-serif"; font-weight: normal;»>
Персоналии: Царь Федор Алексеевич, Царевна Софья. Цари: Ивана V Алексеевич и Петра I Алексеевич.
Глава 3 Россия при Петре I. (2ч.)
Тема 6.Северная война.
Северная война 1700-1721годов: причины, первые неудачи русской армии. Создание балтийского флота. Основание Санкт- Петербурга Русские победы в Прибалтике. Поход Карла XII в Малороссию. Предательство гетмана И.С.Мазепы. Сражение при деревне Лесной. Разгром шведов в Полтавской битве. Значение Полтавской битвы. Окончание Северной войны. Ништадтский мир 1721года.
Основные термины и понятия: Форт, редут, «матерь Полтавской баталии, Ништадтский мир.
Персоналии: Карла XII, И.С.Мазепы. Ф.М. Апраксин.
Тема 7. Реформы Петра I
Военная реформа: создание регулярной армии. Введение рекрутской повинности. Создание новых органов государственного управления. Реформа сословных отношений. Указ о престолонаследии. Табель о рангах. Церковная реформа.Синод. превращение России в великую европейскую державу. Првозглашение России империей. Российская империя – абсолютная монархия с неограниченной властью царя.
Основные термины и понятия: Рекрутская повинность, Сенат, «Указ о единонаследии».
Персоналии: Н.Д. Демидов, царевич Алексей Петрович
Глава.4 Наследники Петра I. «Эпоха дворцовых переворотов».(3ч.)Тема 8. Последние годы правления Петра I. Императрица Екатерина I.
Отсутствие прямых наследников. Указ о престолонаследии. «Эпоха дворцовых переворотов», фаворитизм, роль гвардии в дворцовых переворотах. Правление императрицы Екатерины I.Создание Верховного тайного совета, противоречия между старыми боярскими родами и «птенцами гнезда Петрова».
Основные термины и понятия: Верховный тайный совет, фаворитизм, « птенцы гнезда ПетроваПерсоналии: императрицы ЕкатериныI, А.Меншиков.
Тема 9. Смена императоров на престоле. Правление Петра III.
Правление императора Петра II. Воцарение императрица Анны Ивановны. «Бироновщина». Засилье иностранцев при русском императорском дворе. Правление Ивана VI. Борьба придворных партий за власть. Воцарение Елизаветы Петровны. Указы Елизаветы Петровны, облегчающие положение дворянства. Ивана VI. Наследник престола Петр Федорович. Семилетняя война 1756-1763гг.
Основные термины и понятия: Кондиции, «бироновщина», канцлер Семилетняя война, Манифест о вольности дворянства.
Персоналии: Петр II, Анны Ивановны, Бирон, Ивана VI, Анна Леопольдовна, Воцарение Елизаветы Петровны. Петр Федорович.
Тема 10. Золотой век Екатерины II. Император Павел Император Николай I.
Дворцовый переворот 1762г. Императрица Екатерины II: личность, воспитание, мировоззрение. Взаимоотношения с сыном Павлом Петровичем. «Екатерининские орлы» — помощники и соратники императрицы: А.Г.Орлов, Г.А.Потемкин. Император ПавелI Петрович: личность, воспитание, характер, отношение с матерью, императрицей Екатерины II.Переворот 11марта 1801г.
Основные термины и понятия: «Екатерининские орлы», «просвещенная монар-хия», Уложенная комиссия, Антифранцузская коалиция.
Персоналии: Екатерины II, Император ПавелI Петрович, А.Г.Орлов, Г.А.Потемкин.
Глава 5. Императоры XIX- XX вв. (5ч.)
Тема 11. «Дней Александровых прекрасное начало»… Император Николай I.
Личность императора АлександраI. «Негласный комитет». Реформы. М.М. Сперанский – человек широкого кругозора и выдающихся способностей. Отечественная война 1812года, Наполеон, «великая армия». М. Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, М.И.Кутузов. Бородинская битва. Священный союз. Движение декабристов. Выступление на Сенатской площади. Николай I: личность, воспитание.
Основные термины и понятия: «Негласный комитет», Отечественная война, «великая армия» Наполеона. Священный союз, декабристы.
Персоналии: императора АлександрI, М.М.Сперанский, Наполеон, М. Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, М.И.Кутузов.
Тема12. Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права.
Личность императора Александра II.Причины отмены крепостного права. «Манифест об отмене крепостного права» — 19 февраля 1861г. Земская реформа. Судебная и военная реформы. Убийство императора Александра II. Организация «Народная воля».
Основные термины и понятия: крепостное право, «Манифест об отмене крепостного права», реформы: Земская, судебная, военная. Реформатор. Персоналии: Александр II. Н.И.Рысаков. И.И. Гриневицкий.
Тема13.Царь — миротворец Александр III.
Александр III: личность, воспитание, характер. Контрреформы. Подавление революционного движения, укрепление самодержавия, православия, народности. Рабочее движение. Морозовская стачка, руководители П.А.Моисеенко и В.С. Волков.
Основные термины и понятия: Контрреформы, Морозовская стачка. Персоналии: Александр III, Т.С.Морозов, П.А.Моисеенко, В.С. Волков.
Тема14. Последний царь дома РомановыхЦарь НиколайII: воспитание, характер, мировоззрение. Русско-японская война. Первая русская революция 1905-1907гг. Кровавое воскресенье. Рабочий класс. Буржуазия. Февральская революция. Отречение НиколайI от престола в пользу брата Михаила Романова. Большевики. В.И.Ленин. Октябрь 1917г.
Основные термины и понятия: 304 года династии. Революция, буржуазия, пролетариат, отречение большевики. Советы.
Персоналии: Николай II, Михаил Романов, В.И.Ленин.
Методическое обеспечение образовательной программы.
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1 | Введение. Особенности работы в спецкурсе. | лекция | объяснительно-иллюстративный | картины, фотографии | коллективная рефлексия |
2 | 1гл. Смутное время Начало Смутного времени в Российском государстве, | комбинир | объяснительно-иллюстратиный. репродуктивный | картины, фотографии | опрос |
3 | Спасение Москвы. Окончание Смутного времени. | комбинир | объяснительно-иллюстратиный. репродуктивный | картины, фотографии | опрос |
4 | Россия в XVII веке. Восстановление государственности. Царь Михаил Федорович Романов. | лекция | объяснительно-иллюстратиный | фотографии памятка | Коллективная рефлексия |
5 | Правление царя Алексея Михайловича. | комбинир | объяснительно-иллюстратиный репродуктивный | картины, | опрос |
6 | Царь Федор Алексеевич. Воцарение царей Ивана V и Петра I | комбинир | объяснительно-иллюстратиный репродуктивный | мультимедийные материалы | отзыв |
7 | Россия при Петре I. Северная война. | лекция | объяснительно-иллюстратиный | схемы | Коллективная рефлексия |
8 | Реформы Петра I | практикум | частично-поисковый | | Самостоятельн. работа |
9 | Наследники Петра I. «Эпоха дворцовых переворотов». Последние годы правления Петра I. Императрица Екатерина I. | Комбинир. | объяснительно-иллюстратиный репродуктивный | таблицы | опрос |
10 | Смена императоров на престоле до середины XIX века. Правление Петра III | комбинир | объяснительно-иллюстратиный репродуктивный | Таблицы фотографии | опрос |
11 | Золотой век Екатерины II. Император ПавелI Петрович. | комбинир | объяснительно-иллюстратиный репродуктивный | памятка | коллективная рефлексия |
12 | Императоры XIX- XX вв. «Дней Александровых прекрасное начало»… Император Николай I. | комбинир | объяснительно-иллюстратиный репродуктивный | мультимедийные материал | опрос |
13 | Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права. | лекция | объяснительно-иллюстратиный | | коллективная рефлексия |
14 | Царь — миротворец Александр III. | комбинир | объяснительно-иллюстратиный репродуктивный | | опрос |
15-16 | Последний царь дома Романовых | Комбинир семинар | объяснительно-иллюстратиный частично-поисковый | мультимедийные материал. | Отзыв Самост.работа |
17 | Итоговое занятие. | Интеллек. хоккей | частично-поисковый | раздаточный материал | Игра-испытание |
Список литературы
Россия под скипетром Романовых М. СП «Интербук», 1990
Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2006
Анисимов Е.В. Анна Ивановна. М., 2002
Анисимов Е.В. Елизаветта Петровна М.,1999
Балязин В. «Тайны Дома Романовых». М. Олма-Пресс, 2006 г. Валишевский К - "Первые Романовы" - Москва, 1999
Валишевский К. - "Смутное время" — Москва, 2003
Ишимова А.О. История России для детей. М.-Мн., 1992 г.
Карамзин Н.М. "История государства Российского" - Москва, 2000.
Керенский А.Ф. «Царская семья И Временное правительство». М. 1991. Л.
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 1999.
Павленко Н.И.Петр I М., 2000.
Песков А.М. Павел I М.,1999.
Пятецкий Л.М. "История России с древнейших времен до наших дней", Москва, 2000 Российская история нового времени XII- XVIII вв. М. Баласс, 2005 Черкасов П.П., Чернышевский Д. В. — "История императорской России. От Петра Великого до Николая II" — . М.: Международные отношения 2001. Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал (№4,2004г, №2,2008г.)
<span style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»> Сайт ru.wikipedia.org Сайт <span lang=«EN-US» style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»>http<span style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»>://<span lang=«EN-US» style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»>www<span style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»>.<span lang=«EN-US» style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»>moscowtnt<span style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»>.<span lang=«EN-US» style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»>ru<span lang=«EN-US» style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»> <span style=«font-size: 14pt; line-height: 115%; font-family: "Calibri","sans-serif";»> Сайт www.humanities.edu.ru/db/msg/19967Пояснительная записка.
Элективный курс «Россия под скипетром Романовых», предназначен для обучающихся в 5-х классах.
Основная цель курса – расширить содержание базисного курса истории, способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в изучении русской монархии.
Основными задачами курса являются:
-
Воспитать у обучающихся чувства любви к своей Родине, уважение к ее историческому пути;
-
Развить у обучающихся историческое мышление, под которым понимается овладение конкретно - историческим подходом к событиям и явлениям прошлого;
-
Сформировать умения обобщать, делать выводы, аргументировать выбранные позиции;
-
способствовать формированию культуры работы с историческим материалом.
В
процессе обучения сформировать
следующие умения
и навыки:
-
умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;
-
умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям;
-
умение оперировать историческими датами;
-
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее анализ и отбор необходимых текстов.
Содержание элективного курса базируется на материале курса истории Отечества, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по истории.
Этот отрезок времени в истории нашего государства насыщен яркими и драматическими событиями. Перед 1613г. русское государство было истерзано внутренней смутой, нашествием внешних врагов, в Москве владычествовали поляки, принесена была даже присяга польскому королевичу.
Но поднимается народное движение за освобождение от иноземцев. Восстанавливается государственная власть в стране и на престол становиться юный царь М.Ф.Романов (21февраля-3марта 1613г.). Россия, объединившись под державной властью царя и преемников, крепнет, шириться, совершенствуется.
Династия Романовых владела русским троном 304 года. 2 марта 1917 г. Император Николай II добровольно отрекся от престола на станции Дно. Юридически этот акт не означал конец династии, ибо Николай II передавал верховную власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу. Но великий князь Михаил, не чувствуя себя способным занять трон Российской империи в столь сложное время, отрекся от великой чести. Он не был венчан на царство, и поэтому отречение Николая II фактически означало юридический конец дома Романовых. 12 августа 1917 г. был поднят вопрос о ликвидации в России императорского правления. Республикой Россия была провозглашена 1 сентября 1917 г. В последнее время в обществе существуют противоположные точки зрения по вопросу оценки роли Романовых в истории России. Демократы усиленно насаждают идею самодержавия и раздувают культ Николая II и других Романовых. Левая оппозиция резко критикует не только Николая II, который добровольно бросил штурвал корабля - России в волнах бушующего моря 1917 г., но и саму идею самодержавной власти. Люди старшего поколения еще помнят учебники по истории СССР, где Николай II был назван “ Николаем кровавым”. Помнят слова В. И. Ленина о дикой отсталости России в начале ХХ века. За три столетия на русском престоле восседали люди, обладавшие разными, как человеческими, так и административными качествами. Но надо отметить, что в начале ХХ столетия Россия занимала четвертое место в мире по ВНП, уступая лишь США, Германии и Англии. Россия кормила Европу. Пришло время объективного изучения истории династии Романовых.
Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся деятелей отечественной истории.
Изучая курс, следует опираться на исторические источники, а также на работы ученых-историков.
Учебно-тематический план
№ |
Тема спецкурса |
Кол-во часов |
Основные понятия, термины |
1 |
Введение. Особенности работы в спецкурсе. |
1ч. |
Русское государство в начале XVI в. Завершение династии Рюриковичей. |
2 |
гл. 1Смутное время Начало Смутного времени в Российском государстве. |
2ч. 1ч. |
Значение понятия «Смутное время». Предпосылки Смуты, династия, самозванец. |
3 |
Спасение Москвы. Окончание Смутного времени. |
1ч. |
Семибоярщина, польско-шведская интервенция, народное ополчение. |
4 |
Гл.2 Россия в XVII веке. Восстановление государственности. Царь Михаил Федорович Романов. |
3ч. 1ч. |
«пустоши», соправитель, «Азовское сидение». |
5 |
Правление царя Алексея Михайловича. |
1ч. |
«Тишайший», «белые слободы», Соборное уложение. |
6 |
Царь Федор Алексеевич. Воцарение царей Ивана V и Петра I |
1ч. |
Отмена местничества, стрелецкие бунты, регентство. Великое посольство, перепись населения. |
7 |
Гл.3 Россия при Петре I. Северная война. |
2ч. 1ч. |
Форт, редут, «матерь Полтавской баталии. |
8 |
Реформы Петра I |
1ч. |
Рекрутская повинность, Сенат, коллегии, «Указ о единонаследии», империя, «Табель о рангах», Синод |
9 |
Гл.4 Наследники Петра I. «Эпоха дворцовых переворотов». Последние годы правления Петра I. Императрица Екатерина I. |
3ч. 1ч. |
«Эпоха дворцовых переворотов», Верховный тайный совет, фаворитизм, « птенцы гнезда Петрова» |
10 |
Смена императоров на престоле до середины XVIII века. Правление Петра III. |
1ч. |
Кондиции, «бироновщина»,канцлер Семилетняя война, Манифест о вольности дворянства. |
11 |
Золотой век Екатерины II. Император ПавелI Петрович. |
1ч. |
«Екатерининские орлы», «просвещенная монар-хия», Уложенная комиссия, Антифранцузская коалиция. |
12 |
Гл.5Императоры XIX- XX вв. «Дней Александровых прекрасное начало»… Император Николай I. |
5ч. 1ч. |
«Негласный комитет», Отечественная война, «великая армия» Наполеона. Священный союз, декабристы. |
13 |
Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права. |
1ч. |
Крепостное право,«Манифест об отмене крепостного права», реформы: Земская, судебная, военная. Реформатор. |
14 |
Царь - миротворец Александр III. |
1ч. |
Контрреформы, Морозовская стачка. |
15-16 |
Последний царь дома Романовых |
2ч. |
304 года династии. Революция, буржуазия, пролетариат, отречение большевики. Советы. |
17 |
Итоговое занятие. Интеллектуальный хоккей по теме: «Династия Романовых» |
1,5ч. |
|
Содержание изучаемого курса.
Глава 1 Смутное время (2ч)
Тема 1. Начало Смутного времени в Российском государстве
Завершение династии Рюриковичей. Земский собор 1598 и избрание на царство Бориса Годунова. Правление царя Бориса Годунова. Значение понятия «Смутное время». Причины Смутного времени Неурожай и голод 1601-1603годови бегство людей в южные районы России. Самозванство. ЛжедмитрийI.Правление Шуйского. ЛжедмитрийII. Тушинский вор. Польско –шведская интервенция. Приглашение польского королевича на московский трон.
Основные термины и понятия: династия, Смутное время, самозванец, Семибоярщина, интервенция.
Персоналии: Борис Годунов, ЛжедмитрийI, ЛжедмитрийII Марина Мнишек, В.И.Шуйский
Тема 2. Спасение Москвы. Окончание Смутного времени
Земское освободительное движение. Первое земское ополчение. «Совет всей земли» - высший орган власти на освобожденной территории. Распад Первого земского ополчения Нижний Новгород – центр формирования Второго земского ополчения. Земский староста Кузьма Минин, его роль в создании Второго ополчения. Князь Д.М. Пожарский. Поход на Москву Второго земского ополчения. Земский собор1613 года .Избрание царём Михаила Федоровича Романова. Окончание Смутного времени.
Основные термины и понятия: народное ополчение, общесословные всей земли» городские советы. Первое и Второе земские ополчения. « Совет всей земли».
Персоналии: П.П.Ляпунов, Д.Т.Трубецкой, И.М. Заруцкий, Кузьма Минин, Д.М.Пожарский, Михаил Федорович Романов, Иван Сусанин.
Глава 2 Россия в XVII веке. (3ч.)
Тема 3. Восстановление государственности. Царь Михаил Романов
Россия после Смутного времени: восстановление разоренной страны. Царь Михаил Романов. Значение земских соборов в развитии Российского государства после Смутного времени. Патриарх Филарет. Союз царской власти и Церкви. Укрепление власти царя Михаила Федоровича. Внешняя политика. Смоленская война. «Азовское сидение».
Основные термины и понятия: «пустоши», соправитель, Азовское сидение».
Персоналии: царь Михаил Федорович Романов, патриарх Филарет.
Тема 4. Правление царя Алексея Михайловича.
Царь Алексей Михайлович: воспитание, характер, мировоззрение. Постепенное укрепление самодержавного правления. Царская власть и Земские соборы. Советники царя, государственные деятели второй половины XVII века.
Основные термины и понятия: «Тишайший», «белые слободы», Соборное уложение.
Персоналии: Алексей Михайлович, М.И.Милославская, А.Л.Ордин-Нащокин, патриарх Никон.
Тема 5. Царь Федор Алексеевич. Воцарение царей Ивана V и Петра I
Царь Федор Алексеевич: личность и деятельность. Правление царя Федора. Отмена местничества. Стрелецкийбунт1682года. Воцарение царей ИванаV Алексеевича и ПетраI Алексеевича. Правление царевны Софьи. Царь Петр: личность, воспитание, интересы. Дружба Петра с иностранцами. Свержение царевны Софьи и начало самостоятельного правления царя Петра I Великое посольство: цели и задачи.
Основные термины и понятия: Отмена местничества, стрелецкие бунты, регентство. Великое посольство, перепись населения.
Персоналии: Царь Федор Алексеевич, Царевна Софья. Цари: Ивана V Алексеевич и Петра I Алексеевич.
Глава 3 Россия при Петре I. (2ч.)
Тема 6.Северная война.
Северная война 1700-1721годов:причины, первые неудачи русской армии. Создание балтийского флота. Основание Санкт- Петербурга Русские победы в Прибалтике. Поход Карла XII в Малороссию. Предательство гетмана И.С.Мазепы. Сражение при деревне Лесной. Разгром шведов в Полтавской битве. Значение Полтавской битвы. Окончание Северной войны. Ништадтский мир 1721года.
Основные термины и понятия: Форт, редут, «матерь Полтавской баталии, Ништадтский мир.
Персоналии: Карла XII, И.С.Мазепы. Ф.М. Апраксин.
Тема 7. Реформы Петра I
Военная реформа: создание регулярной армии. Введение рекрутской повинности. Создание новых органов государственного управления. Реформа сословных отношений. Указ о престолонаследии. Табель о рангах. Церковная реформа .Синод. превращение России в великую европейскую державу. Првозглашение России империей. Российская империя – абсолютная монархия с неограниченной властью царя.
Основные термины и понятия: Рекрутская повинность, Сенат, «Указ о единонаследии».
Персоналии: Н.Д. Демидов, царевич Алексей Петрович
Глава.4 Наследники Петра I. «Эпоха дворцовых переворотов».(3ч.)
Тема 8. Последние годы правления Петра I. Императрица Екатерина I.
Отсутствие прямых наследников. Указ о престолонаследии. «Эпоха дворцовых переворотов», фаворитизм, роль гвардии в дворцовых переворотах. Правление императрицы Екатерины I.Создание Верховного тайного совета, противоречия между старыми боярскими родами и «птенцами гнезда Петрова».
Основные термины и понятия: Верховный тайный совет, фаворитизм, « птенцы гнезда Петрова
Персоналии: императрицы ЕкатериныI, А.Меншиков.
Тема 9. Смена императоров на престоле. Правление Петра III.
Правление императора Петра II. Воцарение императрица Анны Ивановны. «Бироновщина». Засилье иностранцев при русском императорском дворе. Правление Ивана VI. Борьба придворных партий за власть. Воцарение Елизаветы Петровны. Указы Елизаветы Петровны, облегчающие положение дворянства. Ивана VI. Наследник престола Петр Федорович. Семилетняя война 1756-1763гг.
Основные термины и понятия: Кондиции, «бироновщина»,канцлер Семилетняя война, Манифест о вольности дворянства.
Персоналии: Петр II, Анны Ивановны, Бирон, Ивана VI, Анна Леопольдовна, Воцарение Елизаветы Петровны. Петр Федорович.
Тема 10. Золотой век Екатерины II. Император Павел Император Николай I.
Дворцовый переворот 1762г. Императрица Екатерины II: личность, воспитание, мировоззрение. Взаимоотношения с сыном Павлом Петровичем. «Екатерининские орлы» - помощники и соратники императрицы: А.Г.Орлов, Г.А.Потемкин. Император ПавелI Петрович: личность, воспитание, характер, отношение с матерью, императрицей Екатерины II.Переворот 11марта 1801г.
Основные термины и понятия: «Екатерининские орлы», «просвещенная монар-хия», Уложенная комиссия, Антифранцузская коалиция.
Персоналии: Екатерины II, Император ПавелI Петрович, А.Г.Орлов, Г.А.Потемкин.
Глава 5. Императоры XIX- XX вв. (5ч.)
Тема 11. «Дней Александровых прекрасное начало»… Император Николай I.
Личность императора АлександраI. «Негласный комитет». Реформы. М.М. Сперанский – человек широкого кругозора и выдающихся способностей. Отечественная война 1812года, Наполеон, «великая армия». М. Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, М.И.Кутузов. Бородинская битва. Священный союз. Движение декабристов. Выступление на Сенатской площади. Николай I: личность, воспитание.
Основные термины и понятия: «Негласный комитет»,Отечественная война, «великая армия» Наполеона. Священный союз, декабристы.
Персоналии: императора АлександрI, М.М.Сперанский, Наполеон, М. Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, М.И.Кутузов.
Тема12. Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права.
Личность императора Александра II.Причины отмены крепостного права. «Манифест об отмене крепостного права» - 19 февраля 1861г. Земская реформа. Судебная и военная реформы. Убийство императора Александра II. Организация «Народная воля».
Основные термины и понятия: крепостное право, «Манифест об отмене крепостного права», реформы: Земская, судебная, военная. Реформатор. Персоналии: Александр II. Н.И.Рысаков. И.И. Гриневицкий.
Тема13.Царь - миротворец Александр III.
Александр III: личность, воспитание, характер. Контрреформы. Подавление революционного движения, укрепление самодержавия, православия, народности. Рабочее движение. Морозовская стачка, руководители П.А.Моисеенко и В.С. Волков.
Основные термины и понятия: Контрреформы, Морозовская стачка. Персоналии: Александр III, Т.С.Морозов, П.А.Моисеенко, В.С. Волков.
Тема14. Последний царь дома Романовых
Царь НиколайII: воспитание, характер, мировоззрение. Русско-японская война. Первая русская революция 1905-1907гг. Кровавое воскресенье. Рабочий класс. Буржуазия. Февральская революция. Отречение НиколайI от престола в пользу брата Михаила Романова. Большевики. В.И.Ленин. Октябрь 1917г.
Основные термины и понятия: 304 года династии. Революция, буржуазия, пролетариат, отречение большевики. Советы.
Персоналии: Николай II, Михаил Романов, В.И.Ленин.
Методическое обеспечение образовательной программы.
№ |
Раздел или тема программы |
Формы занятий |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал |
Формы подведения итогов |
1 |
Введение. Особенности работы в спецкурсе. |
лекция |
объяснительно-иллюстративный |
картины, фотографии |
коллективная рефлексия |
2 |
1гл. Смутное время Начало Смутного времени в Российском государстве, |
комбинир |
объяснительно-иллюстратиный. репродуктивный |
картины, фотографии |
опрос |
3 |
Спасение Москвы. Окончание Смутного времени. |
комбинир |
объяснительно-иллюстратиный. репродуктивный |
картины, фотографии |
опрос |
4 |
Россия в XVII веке. Восстановление государственности. Царь Михаил Федорович Романов. |
лекция |
объяснительно-иллюстратиный |
фотографии памятка |
Коллективная рефлексия |
5 |
Правление царя Алексея Михайловича. |
комбинир |
объяснительно-иллюстратиный репродуктивный |
картины, |
опрос |
6 |
Царь Федор Алексеевич. Воцарение царей Ивана V и Петра I |
комбинир |
объяснительно-иллюстратиный репродуктивный |
мультимедийные материалы |
отзыв |
7 |
Россия при Петре I. Северная война. |
лекция |
объяснительно-иллюстратиный |
схемы |
Коллективная рефлексия |
8 |
Реформы Петра I |
практикум |
частично-поисковый |
|
Самостоятельн. работа |
9 |
Наследники Петра I. «Эпоха дворцовых переворотов». Последние годы правления Петра I. Императрица Екатерина I. |
Комбинир. |
объяснительно-иллюстратиный репродуктивный |
таблицы |
опрос |
10 |
Смена императоров на престоле до середины XIX века. Правление Петра III |
комбинир |
объяснительно-иллюстратиный репродуктивный |
Таблицы фотографии |
опрос |
11 |
Золотой век Екатерины II. Император ПавелI Петрович. |
комбинир |
объяснительно-иллюстратиный репродуктивный |
памятка |
коллективная рефлексия |
12 |
Императоры XIX- XX вв. «Дней Александровых прекрасное начало»… Император Николай I. |
комбинир |
объяснительно-иллюстратиный репродуктивный |
мультимедийные материал |
опрос |
13 |
Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права. |
лекция |
объяснительно-иллюстратиный |
|
коллективная рефлексия |
14 |
Царь - миротворец Александр III. |
комбинир |
объяснительно-иллюстратиный репродуктивный |
|
опрос |
15-16 |
Последний царь дома Романовых |
Комбинир семинар |
объяснительно-иллюстратиный частично-поисковый |
мультимедийные материал. |
Отзыв Самост.работа |
17 |
Итоговое занятие. |
Интеллек. хоккей |
частично-поисковый |
раздаточный материал |
Игра-испытание |
Список литературы
Россия под скипетром Романовых М. СП «Интербук», 1990
Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2006
Анисимов Е.В. Анна Ивановна. М., 2002
Анисимов Е.В. Елизаветта Петровна М.,1999
Балязин
В. «Тайны Дома Романовых». М.
Олма-Пресс , 2006 г.
Валишевский К - "Первые Романовы"
- Москва, 1999
Валишевский К. -
"Смутное время" - Москва, 2003
Ишимова
А.О. История России для детей.
М.-Мн., 1992 г.
Карамзин Н.М. "История государства Российского" - Москва, 2000.
Керенский А.Ф. «Царская семья И Временное правительство». М. 1991. Л.
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 1999.
Павленко Н.И. Петр I М., 2000.
Песков А.М. Павел I М.,1999.
Пятецкий Л.М. "История России с древнейших времен до наших дней", Москва, 2000 Российская история нового времени XII- XVIII вв. М. Баласс, 2005 Черкасов П.П., Чернышевский Д. В. - "История императорской России. От Петра Великого до Николая II" - . М.: Международные отношения 2001. Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал (№4,2004г, №2,2008г.)
Сайт http://ru.wikipedia.org Сайт http://www.moscowtnt.ru Сайт http://www.humanities.edu.ru/db/msg/19967
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»