Совершенствование конструкторских и творческих способностей детей с помощью использования современных технических возможностей
Данное пособие способствует развитию конструкторских и творческих способностей детей с помощью использования современных технических возможностей.
Методическое пособие
Совершенствование конструкторских и творческих способностей детей с помощью использования современных технических возможностей.
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………...2
2. План – конспект урока…………………………………………………………….6
3. Заключение……………………………………………………………………….15
4. Список литературы………………………………………………………………16
Приложение 1…………………………………………………………………..17
Приложение 3…………………………………………………………………..21
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Пояснительная записка
Преподаватель: Леманова Лариса Виталиевна, педагог дополнительного образования
Образовательное учреждение: МОУ «Центр детского творчества» Город Краснотурьинск
Предмет: Начальное техническое конструирование и моделирование
Тема: Изготовление стандартного современного самолета
Класс: 3 класс ( возраст 10 лет)
Технические объекты предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов, механических игрушек, различных видов транспорта.
В этих условиях очень рано проявляются технические наклонности детей. Ребята самостоятельно пытаются мастерить игрушки, строить модели самолетов и машин. Поэтому важно направить действия детей в нужное русло.
Цель создания методического пособия: Способствовать развитию конструкторских и творческих способностей детей с помощью использования современных технических возможностей.
Задачи:
-
Разработать учебное занятие в форме презентации;
-
Ввести разработанную систему мониторинга, которая позволяет наиболее эффективно проанализировать результаты деятельности учащихся и учителя для создания системы коррекционной работы;
Предлагаемый педагогом материал опирается на жизненный опыт ребенка. Кроме того, этот опыт расширяется за счет новых знаний и приобретаемых умений, дети обучаются новым технологическим операциям (разметка деталей, складывание бумаги в несколько слоев, склеивание многослойной детали), осуществляя на каждом этапе изготовления контроль, закрепляют навыки культуры труда, а именно: правильно организовывать рабочее место и соблюдать порядок в процессе всего урока; выполнять трудовые действия аккуратно, точно; завершать начатое дело; экономично расходовать материалы; рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы; строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями; постоянно контролировать правильность выполнения задания; находить ошибки и, по возможности, исправлять их.
Для развития потенциала занятия в работу включена технологическая карта по изготовлению стандартного самолета (Приложение 1.), что позволяет увеличить время на практическую работу, то есть - наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, а учителю – оказать помощь менее подготовленным ученикам. Кроме того, знания, полученные на этом уроке, полностью соответствуют требованиям к навыкам учащихся третьего года обучения по программе «Начальное техническое конструирование и моделирование».
Обучение планированию деятельности и контролю над выполнением операций на этом уроке очень важно. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, сравнивает полученный результат с образцом, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся выполнению действий “про себя”, что, как подчеркивают психологи, является существенным в развитии личности школьника.
Данное занятие имеет большие воспитательные возможности. Способствует выработке таких личных качеств ребенка как честность (особенно при выборе лучших работ), ответственность, аккуратность, точность, бережливость, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, осознанность, ловкость, сноровка, чувство уверенности в своих силах, способность трудиться и убежденность в необходимости трудиться.
Хочется отметить, что на данном уроке, использованы современные технические возможности. Педагогом использована презентация, которая значительно повышает эффективность урока, потому что дети с неподдельным интересом и вниманием воспринимают новый материал.
Основным затруднением, с которым могут столкнутся учащиеся, является недостаточная сформированность умений и навыков, необходимых для точного измерения и разметки деталей.
Для учителя основная трудность заключается в том, что педагогическая эффективность урока во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и не упускать из виду работу каждого ученика. Кроме того, учитель в совершенстве должен владеть конструкторскими навыками. Сюда относится не только практическая деятельность, но и свободное употребление терминов, умение видеть недостатки работы учеников для того, чтобы вовремя помочь их устранить.
Специфичность работы учителя на данном занятии в том, что он должен очень четко держать темп урока на основе хорошей подготовки к занятию, когда все действия учителя доведены до автоматизма.
Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов. Для эффективного результата педагог должен предварительно провести несколько уроков по изготовлению технических моделей из бумаги и картона.
На уроке используется презентация (Приложение 2). Заранее созданная презентация из двадцати слайдов при объяснении фиксирует внимание учащихся на основных этапах работы, достигается максимальная наглядность при демонстрации процесса изготовления модели, которую достаточно сложно провести с помощью плакатов и классной доски, кроме того, существенно экономится время, затрачиваемое на смену наглядного материала.
Формой текущего контроля над деятельностью детей на занятии является коллективный анализ изготовляемых работ.
Кроме того, можно использовать представленную систему мониторинга, которая позволяет наиболее эффективно проанализировать результаты деятельности учащихся и учителя для создания системы коррекционной работы. (Приложение 3)
В процессе проведения урока и при подведении итогов создается положительный эмоциональный настрой, что повышает эффективность работы учащихся на следующих уроках.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА УРОКА:
Изготовление стандартного современного самолета из бумаги по данной технологической карте.
ЦЕЛИ УРОКА:
Научить учащихся изготовлению стандартного самолета
ЗАДАЧИ:
1.Формировать графические навыки у учащихся
2. Развивать внимание, зрительную память, глазомер
3. Развивать точность и аккуратности при выполнении работы
4. Воспитывать умение сотрудничать, взаимодействовать.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
-
Презентация
-
Образец выполняемой работы;
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
-
простые карандаши;
-
ножницы;
-
клей
-
Ватман
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Демонстрация слайда №1. (Приложение 2)
Сегодня на уроке мы будем изготавливать модель стандартного современного самолета. Будем учиться делать разметку на листе бумаги. Будем делать это точно и аккуратно.
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1) ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ
Демонстрация слайда №2. (Приложение 2)
Немного истории: В начале авиационной эры люди перепробовали множество различных форм летательных аппаратов. Наиболее практичным оказалось такое размещение частей, которое используется в современных самолетах: крылья расположены в средней части фюзеляжа, а вертикальные и горизонтальные стабилизирующие плоскости – сзади. Кабина пилота находится в фюзеляже. Такая модель стала стандартной. Задние кромки крыльев и стабилизаторов снабжены подвижными поверхностями – элеронами, они управляют креном самолета; а руль поворота на киле меняет курс полета самолета.
2)ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРЕД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ.
Демонстрация слайда №3. (Приложение 2)
Для выполнения данной работы нам понадобятся следующие материалы:
-
Ватман или цветной картон
-
Клей ПВА
Демонстрация слайда №4. (Приложение 2)
Нам помогут в нашей работе инструменты:
1.Простой карандаш
2.Линейка
-
Ножницы
-
Ручка с пустым, непишущим стержнем
Демонстрация слайдов №5 (Приложение 2)
Прежде чем начнем практическую часть нашего занятия, повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
I. Обращайтесь с ножницами
очень осторожно.
Резать кончиками - нельзя,
серединкой – можно.
2. Если нужно инструмент передать другому.
То колечки от себя
Ты спокойно поверни,
И, за кончики держись,
Ножницы ему верни!
3. Когда выполнишь работу,
Тут же ножницы закрой,
Чтоб до острых краешков,
Не коснулся кто другой!
3) АНАЛИЗ ОБРАЗЦА
-Какие части самолета вы сможете назвать?
- Для чего служит стабилизатор? Киль?
- Где у данного самолета находится кабина пилота?
Демонстрация слайда №6. (Приложение 2)
Приступим к изготовлению модели стандартного современного самолета.
Надо помнить, что бумажный самолет выполненный аккуратно, летает превосходно
4) РАБОТА ПО ЭТАПАМ (ПО ПЛАНУ)
Демонстрация слайда №7. (Приложение 2)
Этап 1.
Возьмите лист ватмана - отмерьте на нем и вырежьте детали указанных размеров
Перед вами лежат технологические карты по изготовлению стандартного самолета, они помогут вам точно выполнять работу на каждом этапе Демонстрация двух слайдов №8 (Приложение 2)
На этапе 2 выполняем следующие действия:
1. Разместите деталь А вертикально.
2. Согните лист вертикально пополам.
-
Разверните.
-
Согните лист горизонтально пополам.
-
Разверните.
-
Согните верхнюю половину так, чтобы верхний край листа совпал с горизонтальной линией сгиба
Демонстрация слайда №9. (Приложение 2)
На этапе 3.
1. Согните верхнюю часть пополам, чтобы верхний край совпал с горизонтальной линией сгиба.
2.Снова согните лист по первоначальной горизонтальной линии сгиба
Демонстрация слайда №10. (Приложение 2)
На этапе 4.
Согните лист по краям так, чтобы внешние края сошлись в середине
Демонстрация слайда №11. (Приложение 2)
На этапе 5:
1.Согните каждую половину вертикальной «горкой», чтобы внешние края сошлись сзади в середине.
2.Отрегулируйте сгибы так, чтобы у вас получилась форма вытянутой в стороны буквы «М».
Демонстрация слайда №12. (Приложение 2)
На этапе 6.
1.Полностью разверните фюзеляж (деталь А)
2.Снова начинайте складывать его, склеивая контактирующие поверхности.
5) ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Дети встают рядом с партами и выполняют комплекс физических упражнений, повторяя их за учителем. Гимнастика сопровождается стихотворным текстом.
"Самолёт"
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите,(Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки .)
И на место все садись! (Сели на места.)
Демонстрация слайда №13. (Приложение 2)
На этапе 7.
1.Для изготовления крыльев разместите деталь Б горизонтально
2.Согните лист вертикально пополам
3.Разверните
4.Согните его горизонтально пополам
5.Разверните
6.Согните верхнюю половину так, чтобы верхний край листа совпал с горизонтальной линией сгиба
7. То же самое проделайте еще раз
8.Согните по первоначальной горизонтальной линии сгиба, предварительно намазав клеем контактирующие поверхности.
Сложенная часть станет передним краем нашего самолета
Демонстрация слайда №14. (Приложение 2)
На этапе 8.
На задних краях крыльев прорежьте элероны
Элероны - Подвижные поверхности крыла самолета, предназначенные для управления машиной при горизонтальном полете и поворотах в воздухе.
Демонстрация слайда №15. (Приложение 2)
НА этапе 9. Из детали В сделаем горизонтальный стабилизатор
1.Согните ее пополам вертикально
2.Разверните
3.С каждой стороны отметьте указанные расстояния от центральной линии сгиба и согните по пунктирным линиям
4.На задних краях стабилизатора сделайте рули высоты
Демонстрация слайда №16. (Приложение 2)
На этапе 10.
-
Из детали Г сделайте киль
-
На заднем крае прорежьте руль поворота
Демонстрация слайда №17. (Приложение 2)
На этапе 11.
Намажьте клеем внутренние части горизонтального стабилизатора и вставьте киль, выравнивая по заднему краю
Демонстрация слайда №18. (Приложение 2)
На этапе 12.
Отметьте и обозначьте на фюзеляже точки размещения хвоста и крыльев
Демонстрация слайда №19. (Приложение 2)
На этапе 13.
Вклейте хвост и крылья в складку фюзеляжа.
Стандартный современный самолет готов!
6) ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ;
И последнее, что нам нужно сделать – это оформить работу. У каждого из вас есть возможность оформить свою работу так, чтобы она была в единственном варианте. Можно придумать свой флаг, эмблему.
7. ИТОГ УРОКА.
Итак, ребята, что мы изготавливали на уроке? Что нового вы сегодня узнали? ( Новые слова, термины,).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ЗАНЯТИЯ:
-
Самолеты из бумаги / Н. Шмидт// Пер. с англ. П.А. Самсонов.- Мн.: ООО «Попурри», 2004.
-
Николаенко Н. Н., Николаенко Н.Н. , Худоярова С. Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола,2005
Заключение
Методическое пособие создано в помощь педагогам дополнительного образования и учителей начальных классов.
Данное пособие способствует развитию конструкторских и творческих способностей детей с помощью использования современных технических возможностей.
Знания и умения, полученные учениками на этом занятии, соответствуют требованиям к навыкам учащихся третьего года обучения по программе «Начальное техническое конструирование и моделирование».Учащиеся выполняют чертеж стандартного самолета по заданным размерам и техническим условиям., планируют свой трудовой процесс, осуществляют технологические операции, самоконтроль.
Список литературы
-
Воронина Л. А. Программа «Умелые руки», Екатеринбург, 1999
-
Николаенко Н. Н., Николаенко Н.Н. , Худоярова С. Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола,2005
-
Самолеты из бумаги / Н. Шмидт// Пер. с англ. П.А. Самсонов.- Мн.: ООО «Попурри», 2004.
-
Цуканова В. С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
Приложение 1.
Технологическая карта
по изготовлению стандартного современного самолета
Материалы:
-
Ватман или цветной картон
-
Клей ПВА
Инструменты:
1.Простой карандаш
2. Линейка
3.Ножницы
4.Ручка с пустым, непишущим стержнем
Графическое изображение |
Последовательность изготовления |
|
Этап 1. Отмерьте и вырежьте детали указанных размеров
|
|
Этап 2. 1.Разместите деталь А вертикально. 2. Согните лист вертикально пополам.
|
|
Этап 3. 1. Согните верхнюю часть пополам, чтобы верхний край совпал с горизонтальной линией сгиба. 2.Снова согните лист по первоначальной горизонтальной линии сгиба
|
|
Этап 4. Согните лист по краям так, чтобы внешние края сошлись в середине
|
|
Этап 5. 1.Согните каждую половину вертикальной «горкой», чтобы внешние края сошлись сзади в середине. 2.Отрегулируйте сгибы так, чтобы у вас получилась форма вытянутой в стороны буквы «М».
|
|
Этап 6. 1.Полностью разверните фюзеляж (деталь А) 2.Снова начинайте складывать его, склеивая контактирующие поверхности.
|
|
Этап 7. 1.Для изготовления крыльев разместите деталь Б горизонтально 2.Согните лист вертикально пополам 3.Разверните 4.Согните его горизонтально пополам 5.Разверните 6.Согните верхнюю половину так, чтобы верхний край листа совпал с горизонтальной линией сгиба 7. То же самое проделайте еще раз 8.Согните по первоначальной горизонтальной линии сгиба, предварительно намазав клеем контактирующие поверхности. Сложенная часть станет передним краем нашего самолета
|
|
Этап 8. На задних краях крыльев прорежьте элероны
|
|
Этап 9. Из детали В сделаем горизонтальный стабилизатор. 1.Согните ее пополам вертикально 2.Разверните 3.С каждой стороны отметьте указанные расстояния от центральной линии сгиба и согните по пунктирным линиям 4.На задних краях стабилизатора сделайте рули высоты
|
|
Этап 10.
|
|
Этап 11. Намажьте клеем внутренние части горизонтального стабилизатора и вставьте киль, выравнивая по заднему краю
|
|
Этап 12. Отметьте и обозначьте на фюзеляже точки размещения хвоста и крыльев
|
|
Этап 13. Вклейте хвост и крылья в складку фюзеляжа.
|
Приложение 3.
Предметная деятельность |
Творчес- оформле- ние работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Сгибание, сборка изделия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Работа с клеем, аккурат- ность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Чтение чертежа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Точность разметки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Выреза- ние деталей по контуру |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Умение пользова- ться инстру- ментами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ф. И. ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки
Высокий уровень - справился с заданием полностью
Средний уровень – справился с заданием, но с помощью педагога
Низкий уровень – не справился с заданием
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»