Методические рекомендации преподавания обучения грамоте детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Краткое описание
Учителя - логопеды детского сада комбинированного вида разработали и систематизировали материал по обучению грамоте детей - логопатов. Представлены методические находки и отобран демонстрационный материал для формирования представлений о звуке, букве, звукбуквенном анализе и синтезе.
Описание
Методические рекомендации преподавания обучения грамоте детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Учителя – логопеды МДОУ д.с. №13 «Светлячок» Шачкова О.С., Селезнева Т.А.
Работая в детском саду с детьми логопедических групп, в течение нескольких лет, использовали различные методики по обучению грамоте. Обобщив опыт, мы провели для воспитателей района консультацию по этой теме, с использованием презентации. Получив положительный отклик, мы решили, что этот материал будет полезен для других педагогов.
Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
Важно, чтобы ребёнок:
По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие «звук».
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание…
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы «Овощи» мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец…
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
Ι этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что
воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
«Немые звуки»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
«Фотография звука»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
«Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением – окна, но не окно, ослик, но не осёл)…
«Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине – на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище – на середину, а хвост – на конец слова.
<Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый – конец, желтый – середина.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: «Что случилось с девочкой?», « Что она кричит?». Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
ΙΙ этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по – настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком – если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет – глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех – твердый, облачко – мягкий, колокольчик – звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с – сыр, т – труба, я – яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок, Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по — разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
— назвать количество звуков в слове;
— назвать звуки по – порядку;
— сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по – порядку;
— сколько согласных;
— назвать первый звук, последний, третий…
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук
соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради,
выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить
предложение, словосочетания.
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие – то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Учителя – логопеды МДОУ д.с. №13 «Светлячок» Шачкова О.С., Селезнева Т.А.
Работая в детском саду с детьми логопедических групп, в течение нескольких лет, использовали различные методики по обучению грамоте. Обобщив опыт, мы провели для воспитателей района консультацию по этой теме, с использованием презентации. Получив положительный отклик, мы решили, что этот материал будет полезен для других педагогов.
Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Важно, чтобы ребёнок:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове… Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие «звук».
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек…)
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание…
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы «Овощи» мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец…
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
- домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
Ι этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что
воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
«Немые звуки»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
«Фотография звука»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
«Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением – окна, но не окно, ослик, но не осёл)…
«Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине – на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
- Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
- Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
- Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
- Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- Во – первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
- Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
- В середине слова.
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище – на середину, а хвост – на конец слова.
<Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый – конец, желтый – середина.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: «Что случилось с девочкой?», « Что она кричит?». Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
ΙΙ этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:
- Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
- Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по – настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком – если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет – глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех – твердый, облачко – мягкий, колокольчик – звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с – сыр, т – труба, я – яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок, Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по — разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги образ буквы;
- Получить в подарок букву;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:
- с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан…);
- прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но…);
- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот…);
- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи…);
- односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
- двусложные со стечением (скала…);
- трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина…).
— назвать количество звуков в слове;
— назвать звуки по – порядку;
— сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по – порядку;
— сколько согласных;
— назвать первый звук, последний, третий…
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук
соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради,
выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить
предложение, словосочетания.
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие – то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Администрация
Технологии, методики, формы работы
06 декабря 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»