Урок "Однозначные и многозначные слова, слова-синонимы, слова-антонимы"
Фантастическое экспресс-исследование "Создание планеты Солнечной системы"
Вид деятельности: творческая, познавательная, информационная, коммуникативная; проблемно-ценностное общение.
Направление внеурочной деятельности: исследовательское, проектное.
Вид проекта: информационно-творческий.
Уровень результатов: приобретение знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности.
Форма достижения воспитательных результатов: игра с ролевым и деловым акцентом, детский исследовательский проект (сотрудничество с родителями).
Формируемые ключевые компетенции: общекультурная, учебно-познавательная, информационные, коммуникативные, личностное самосовершенствование.
Учебная цель: создание условий для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле; реализации себя в интересующих областях практической, исследовательской, познавательной деятельности; реализации творческих способностей; развитие интереса к изучаемому материалу.
Воспитательная цель: развитие творческой активности учащихся, умения работать в группе.
Педагогические задачи: способствовать углублению знаний и расширению информации о планетах, космических кораблях, развитию интереса к изучаемому материалу; создать условия для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле, реализации себя в интересующих областях: практической, исследовательской, познавательной деятельности; содействовать реализации творческих способностей.
Фантастическое экспресс-исcледование
(проект)
«Создание планеты Солнечной системы»
Вид деятельности: творческая, познавательная, информационная, коммуникативная; проблемно-ценностное общение.
Направление внеурочной деятельности: исследовательское, проектное.
Вид проекта: информационно-творческий.
Уровень результатов: приобретение знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности.
Форма достижения воспитательных результатов: игра с ролевым и деловым акцентом, детский исследовательский проект (сотрудничество с родителями).
Формируемые ключевые компетенции: общекультурная, учебно-познавательная, информационные, коммуникативные, личностное самосовершенствование.
Учебная цель: создание условий для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле; реализации себя в интересующих областях практической, исследовательской, познавательной деятельности; реализации творческих способностей; развитие интереса к изучаемому материалу.
Воспитательная цель: развитие творческой активности учащихся, умения работать в группе.
Педагогические задачи: способствовать углублению знаний и расширению информации о планетах, космических кораблях, развитию интереса к изучаемому материалу; создать условия для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле, реализации себя в интересующих областях: практической, исследовательской, познавательной деятельности; содействовать реализации творческих способностей.
I. Подготовительный этап.
-
Учащиеся ставят проблему (выбор темы исследования).
-
Предлагают возможные варианты решения.
-
Собирают материал (изучают фотографии, слайды, находят необходимые сведения в различных источниках информации).
-
Делают сообщения.
-
Готовят проект (макеты, рисунки).
-
Защищают проект.
II Основной этап.
Деление учащихся на группы. (Руководителями групп являются родители.). Осуществляется сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет; используются собственные знания и опыт; проходит обмен информацией; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
I группа «СОЗДАТЕЛИ»
-
Создание планеты Солнечной системы (отбор информации о планетах, сбор фотографий, рисунков)
-
Разработка проекта и построение макета фантастической планеты Солнечной системы «ЛИНГВИЯ»
Интервью с детьми (звуковая запись)
- Какой вы представляете фантастическую планету Солнечной системы?
II группа «ЭКСПЕРТЫ»
-
Создание космического корабля будущего (отбор информации о космических кораблях, сбор фотографий, рисунков)
-
Разработка проекта и построение макета космического корабля (из бумаги, картона, упаковок из-под различных продуктов)
-
Подготовка чертежей, схем, рисунков.
Интервью с детьми (звуковая запись)
- Каким представляете космический корабль, на котором отправимся в путешествие на созданную планету?
III группа «ХУДОЖНИКИ»
-
Изготовление из различных материалов и рисование жителей планеты Солнечной системы.
Интервью с детьми (звуковая запись)
- Расскажите о жителях вашей планеты.
IV группа «МЫСЛИТЕЛИ»
-
Создание книжки-самоделки о планете Солнечной системы «ЛИНГВИИ»
V группа «ПИСАТЕЛИ»
-
Составление рассказа о фантастической планете Солнечной системы (можно в стихотворной форме)
-
Написание текста о планете «ЛИНГВИЯ»
Интервью с детьми (звуковая запись)
- Рассказы детей о фантастической планете «ЛИНГВИЯ»
III Заключительный этап.
Урок-путешествие
на фантастическую планету Солнечной системы «ЛИНГВИЮ»
(презентация)
Тема: Однозначные и многозначные слова, слова-синонимы, слова-антонимы.
Педагогическая цель: способствовать формированию умения определять лексическое значение многозначных и однозначных слов; создать условия для закрепления умения образовывать антонимические пары на материале противопоставленных синонимических рядов, прослеживания взаимосвязи групп слов, развития конструктивности мышления; содействовать развитию речи учащихся, формированию умения разграничивать прямое и переносное значение.
Планируемые результаты (предметные): овладевают начальными представлениями о нормах русского литературного языка (лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умением находить, характеризовать языковые единицы; контролируют свои действия, проверяют сказанное и написанное.
Личностные результаты: осознают язык как основное средство человеческого общения; понимают, что правила устной и письменной речи есть показатели индивидуальной культуры человека; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные: общеучебные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной речи; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; логические - проводят анализ, сравнение, классификацию, обобщение; делают выводы; постановка и решение проблем – самостоятельно создают способы решения проблем.
Коммуникативные: выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты); стремятся к более точному выражению и отстаиванию собственного мнения и позиции; умеют работать в группе.
Основное содержание темы, понятия и термины: лингвистика, слово, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, пословица
Оборудование: на столах таблички с названиями экспедиционных групп путешественников «СОЗДАТЕЛИ», «ЭКСПЕРТЫ», «ХУДОЖНИКИ», «МЫСЛИТЕЛИ», «ПИСАТЕЛИ»; маршрутный лист путешествия; карточки для групповой работы.
I Мотивирование к учебной деятельности.
Организационный момент.
- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
II Подготовка к основному этапу занятия.
1слайд.
Мы отправимся в путешествие на фантастическую планету Солнечной системы «ЛИНГВИЮ».
Жители «ЛИНГВИИ»- слова и предложения - помогут понять, что заниматься русским языком вовсе не скучное дело. Напротив, очень интересное и увлекательное.
2слайд. Девиз: «Друг за дружку держаться — ничего не бояться»
3слайд.
Экспедиционные группы путешественников.
1 группа «СОЗДАТЕЛИ» (создатели планеты Солнечной системы «ЛИНГВИИ»,
фото детей)
4 слайд. Интервью с детьми (звуковая запись)
-
Какой вы представляете фантастическую планету?
5-7 слайд. Показ планет, которые создали дети.
8 слайд. 2 группа «ЭКСПЕРТЫ» (создатели космического корабля, на котором отправимся в путешествие, фото детей)
9 слайд. Интервью с детьми (звуковая запись)
-
Каким представляете космический корабль, на котором отправимся в путешествие на созданную планету?
10 — 11 слайд. Показ космических кораблей.
12 слайд. 3 группа «ХУДОЖНИКИ» (изображали жителей планеты, фото детей)
Интервью с детьми (звуковая запись)
-
Расскажите о жителях вашей планеты»
13 слайд. Рисунки жителей планеты.
14 слайд. 4 группа «МЫСЛИТЕЛИ» (создатели книжки-самоделки о планете, фото детей)
15 слайд. Работа семейных мастерских.
16 слайд. 5 группа «ПИСАТЕЛИ» (сочиняли текст о фантастической планете, фото детей)
17 слайд. Видеозапись: Рассказы детей.
18 слайд. Видеозапись: Рассказы детей.
III. Постановка учебной задачи.
19 слайд. Маршрутный лист путешествия.
СЛОВО
/
Многозначные и однозначные слова
/
Прямое и переносное значение слов
/
Синонимы
/
Антонимы
20 слайд. Отправляемся в путешествие (музыка, взлет корабля.)
21 слайд. Космический корабль прилетает на планету «ЛИНГВИЮ» (вращающаяся планета)
IV Актуализация знаний и выявление затруднений.
22 слайд. 1 станция «СЛОВО»
- Что такое слово? (Это лексическая единица. Оно имеет свое содержание, может называть предмет, обозначать действие предмета и признак предмета.)
- Прочитайте слова: космос — образуйте слово, которое называет признак предмет. (космический)
- лететь — образуйте слово - предмет (полет)
- красивый — образуйте слово - предмет (красота)
- Что вы заметили? (слова называют предмет, обозначают действие, признак предмета)
Запись с комментированием.
- Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
23 слайд. 2 станция «Многозначные и однозначные слова»
- Как делятся слова по значению? (бывают однозначные и многозначные)
- Найти однозначные слова:
ключ, тарелка, пальто, кисть, свежий, хвост, плитка, облака.
- Найти многозначные слова:
шуба, ключ, дерево, погода, тетрадь, ручка, миска, душ.
24 слайд. 3 станция «Прямое и переносное значение слов»
(Задание в группах) Подчеркнуть и записать в тетрадь.
25 слайд. 4 станция «Синонимы»
-Что это за слова синонимы? (разные по звучанию, но близкие по значению, отвечают на один вопрос, слова одной и той же части речи)
-Как можно назвать эти слова: исключить лишнее слово?
Огонь, дым, пламя
Бросать, кидать, ловить
26 слайд. (Каждой группе дается конверт с пословицами)
- Допишите предложения. Объясните смысл пословиц.
Надо людям делать не зло, а___________.
Мы уважаем в людях__________ и презираем трусость.
27 слайд. Физкультминутка для глаз. (планета-шар вращается)
28 слайд. К подчеркнутым словам подберите синонимы из предложенных в скобках вариантов.
Запись в тетрадь. Проверка.
29 слайд. 5 станция «Антонимы»
Спорим летом и зимой
Спорим днем и ночью,
Ты — со мной, а я — с тобой:
Разные мы очень!
- Кто догадался, о каких словах идет речь? (антонимы)
- Проведем игру: я называю слово, а вы его антоним.
Зима, плакать, учиться, холод, быстро, влево, интересный.
V. Закрепление знаний и способов действий.
30 слайд. Задание по группам:
-
Соедини стрелками антонимы.
Проверка (показ лазерным лучом)
-
Впиши антонимы. (Работа в группе)
VI Итог урока. Рефлексия (самооценка)
- Над какой темой работали?
-Что нам помогло?
- Оцени себя.
- МОЛОДЦЫ!
- Какие твои качества помогли в выполнении заданий?
- Какие твои качества мешали в выполнении заданий?
- Что в работе вашей группы вызывает у тебя гордость?
Составление диаграммы.
-
Лень, трудолюбие, неряшливость.
-
Старание, аккуратность, невнимательность, рассеянность.
-
Взаимопомощь, отзывчивость, дружба.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО