Показательные уравнения
Зубова Н.С. Урок по алгебре и началам анализа (УМК А.Г. Мордкович).
Показательные уравнения.
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе
(УМК А.Г. Мордкович)
Автор: учитель математики МОУ «СОШ №10»
г. Зимы, Иркутской области
Зубова Наталья Сергеевна
Тема урока: Показательные уравнения
Цели урока:
-
Образовательная: актуализация опорных знаний при решении показательных уравнений; обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; поверка усвоения темы на обязательном уровне.
-
Развивающая: развитие умения применять знания в конкретной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.
-
Воспитательная: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование: урок с использованием интерактивной доски составлен в программе Notebook 10 (14 слайдов, выступают в качестве наглядного пособия при проверке усвоения, для закрепления материала, для оценивания своих знаний), проектор, компьютер.
Ход урока:
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 2 минуты 2. Этап актуализации полученных ранее знаний (цель повторить и закрепить полученные ранее знания и умения) 10 минут. Фронтальный опрос 3. Закрепления знаний. 25 минут а) выполнение теста 5 минут б) решение уравнений с последующей проверкой 5 минут в) работа с перфокартой 15 минут 4. Информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению. 1 минута 5. Подведения итогов урока 2 минуты. |
[слайд №1] Приветствие учащихся. Запись темы урока Постановка цели: повторить методы решения показательных уравнений и отработать их при решении показательных уравнений. Учитель предлагает ответить учащихся на вопросы:
Предлагает выполнить работу по слайдам. [слайд №2] Учащиеся должны выбрать и перенести те функции, которые являются показательными. Выбор должен быть аргументирован. [слайд №3] Учащиеся должны распределить все функции путем перемещения в два столбика возрастающие и убывающие. Выбор должен быть аргументирован. [слайд №4] Ответить на вопрос слайда. [слайд №5, 6] Решив показательные уравнения, расшифровать слова, которые скрыты за серыми квадратиками. Учитель открывает ответ [слайд №7] Устно решить уравнения, затем учитель опускает шторку, показывая еще уравнения. [слайд №8] Учитель предлагает учащимся выполнить тест, представленный на слайде. Учитель заранее раздает листочки, куда учащиеся заносят свои ответы. Приложение 1. После выполнения теста учитель просит оценить работы, поменявшись листочками с соседом по парте. Учитель открывает на слайде шторку, где записаны ответы и критерии оценки. [слайд №9] Учитель предлагает учащимся решить уравнения, представленные на слайде. Затем учитель открывает шторки, показывает правильные решения, учащиеся проверяют со своим решением. [слайд №10] Учитель предлагает решить уравнениями, которые лежат на партах у учащихся самостоятельно в тетрадях, а ответы, используя слайд внести в перфокарты. Решив уравнения, учитель собирает и, используя заготовку ответов, быстро проверяет ответы учащихся с помощью иголки. [слайд №11] Используя критерии оценки по этому заданию, учитель оценивает работу учащихся. Приложение 2. [слайд №12] Учитель предлагает карточки с набором заданий из материалов, используемых при подготовке к ЕГЭ. Приложение 3. [слайд №13] В конце урока учитель просит оценить свою работу на уроке, проводит рефлексию по слайду. Выставляет оценки за урок. Спасибо за работу на уроке!!! |
Приветствие учителя. Запись темы урока Отвечают на вопрос. Выбирают и переносят функции, обосновывают свою точку зрения. Распределяют на два столбика, обосновывают свою точку зрения Выбирают правильный ответ Учащиеся по очереди решают уравнения Учащиеся устно решают уравнения Учащиеся выполняют тест на листочках Проверка и выставление оценки соседу по парте
Учащиеся решают уравнения, затем проверяют по готовому решению. Учащиеся решают уравнения, заносят ответы в заготовленные перфокарты. Записывают домашнее задание в дневники. |
Учебник: Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович, — М.: Мнемозина, 2009.
1 вариант 1.Какая из функций является показательной: а) у = х2 б) у= (-3)х в) у = х г) у = 3-х 2.При каком значении а график функции у = ах проходит через точку М(2;9) а) 3 б) 4,5 в) 7 г) 1 3. Какая из перечисленных функций является возрастающей: а) у = 0,5х б) у= (2/3)х в) у = πх г) у = 9-х 4. Найти множество значений функции у=2х +5 а) (5;+∞) б) (0; +∞) в) (-∞; +∞) г)(7; +∞) 5. Решением уравнения 0,25 = 0,5х является: а) 3 б) -3 в) -2 г) 2 6. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения 2х = 0,5. а) (-2;-1) б) (-1;0) в) (0;1) г) [-1;2]. |
2 вариант 1.Какая из функций является показательной: а) у = х3 б) у = 2х в) у= 3х г) у = (-1/3)-х 2.При каком значении а график функции у = ах проходит через точку М(2;16) а) 3 б) 4 в) 8 г) 1 3. Какая из перечисленных функций является убывающей: а) у = 5х б) у= (3/2)х в) у = πх г) у = 9-х 4. Найти множество значений функции у=2х - 5 а) (5;+∞) б) (0; +∞) в) (-∞; +∞) г)(-5; +∞) 5. Решением уравнения 0,36 = 0,6х является: а) 3 б) -3 в) 2 г) -2 6. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения 3х+5 = 1/9. а)(0;8) б)(-8;0) в)(-15;-8) г) (8;10) |
Критерии оценки:
6 заданий верно - "5"
4,5 заданий верно -"4"
3 задания верно - "3"
0-2 заданий верно -"2"
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
2 слайд – полупустой, появляется вопрос о его необходимости.
3 слайд и 4 слайд – разный шрифт у записанных примеров, лишняя цифра 3.
5 слайд – график функции плохого качества, стрелки не видны, нет дополнительных точек для определения функции.
6 слайд – ошибка под цифрой 4.
7 слайд – не понятна мотивация учителя, поместившего слово «термометр», как зашифрованное.
8 слайд – появилась другая гарнитура шрифта (ни к чему), отсутствует знак умножения в центральном примере.
9 слайд – мелкий текст, не видны показатели степени, нет заголовка на слайде.
10 слайд – плохо видна цифра 2 справа.
11 слайд, 14 слайд – нет заголовка на слайде.
12 слайд, 13 слайд – не хватает оформления страниц.
Примеры и задания преподаватель подобрал методически грамотно, но недочеты в программе для интерактивной доски портят общее впечатление об уроке.
Урок с помощью такой программы можно проводить, но желательно исправить замечания.
Большое спасибо за интересную разработку урока.
Особенно выражаю благодарность за интерактивное сопровождение.