Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр.
Краткое описание
Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Описание
Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Между тем научно – педагогические исследования, многолетний опыт педагогов — практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что- то новое. Важно научить с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами. Поэтому основными задачами сенсорного развития дошкольников является:
1.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> формирование ориентировки в микро- и макропространстве, повышение уровня познавательной деятельности;
2.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> увеличение объема внимания и памяти;
3.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и аналогия);
4.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
5.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями знаний:
— математикой;
-ознакомление с окружающим;
— рисованием;
— лепкой;
— аппликацией;
— трудом;
— конструированием;
— а так же на прогулках, экскурсиях,;
— в игровой деятельности, при помощи дидактических игр и упражнений.
Каждый воспитатель знает, что развитая сенсорная база дошкольников – главный помощник ребенка в овладении школьной программой.
Именно поэтому я решила, уделить внимание сенсорному воспитанию детей.
Работу необходимо строить в три этапа.
На первом этапе была проведена диагностика детей по сенсорному развитию. На втором этапе – составление перспективного плана. Применение теоретических знаний и внедрение в общеобразовательный процесс подобранных дидактических игр по сенсорному воспитанию (игры, направленные на развитие знаний детей о форме, величине, цвете, расположении в пространстве, структуре материала, развитие тактильной чувствительности и анализаторных систем)
Третий этап - повторная диагностика, в которой отражён положительный эффект применения дидактических игр по сенсорному воспитанию.
Так как сенсорное воспитание во многом опирается на чувственное познание (слух, зрение, обоняние, осязание, тактильность), то новые знания мы детям не даем в готовом виде, а они постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, посредством дидактических игр и управлений.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия.
Дидактические игры, упражнения, материалы для занятий и досуга были приобретены с помощью родителей. Так благодаря им наши дети играют в следующие дидактические игры: «узнай по силуэту», «времена года», лото «дикие животные», «фрукты», «овощи», «где чей дом?», «волшебная веревочка», мозаика – конструктор «LEGO», «мой дом», «мой день», «кто что ест».
Мною были сделаны пособия для дидактических упражнений по математике (плоскостные картинки овощей, фруктов, растений, насекомых, животных, раздаточный материал, кубики Никитина «сложи узор»). По познавательному развитию («четвертый лишний», «составь рассказ по картинке», «разложи по ходу действия», «собери квадрат», «домашние животные и их детеныши»), труду (наблюдение и уход за растениями и рыбками в уголке природы, на игровой площадке), по рисованию (смешивание красок), по лепке (отображение окружающих предметов в пластилине – форма, величина, цвет).
В работе с детьми использовала инновационные методы
«Сказкотерапия»
Были прочтены сказки и проанализированы вместе с детьми:
— «Желтая сказка»;
— «Разноцветное царство»;
— «Сказка о красной краске»;
— «Сказки про краски теплые и холодные».
«Библиотерапия»
Подбор произведений, в которых ярко описываются признаки предметов окружающей действительности. Прочтение и заучивание стихотворений наизусть о цвете и форме предметов:
Красной да сочной
Выросла рябина.
Маша свою дочку
В праздник нарядила:
Красная косынка,
Красные сапожки,
Стала на рябинку
Девочка похожа.
Четыре палочки сложи,
И вот квадратик получи.
У кубика много
Равных сторон
Можно построить
Из кубиков дом.
Были подобраны подвижные игры:
— «Найди свой цвет»,
- «Найди свою пару»,
- «Трамвай»,
- «Найди свой дом»,
- «Цветные автомобили» и т.д.
Организован досуг для детей «Веселый круг», оформили вместе с детьми альбом «Как вокруг всё интересно», «Моё село Московское», провела консультации с родителями по темам:
— «Формирование представления о цвете у дошкольников».
— «Развиваем сенсомоторику».
— «Оформление детского уголка дома».
В папке — передвижке поместила для родителей информацию, где отразила возрастную норму сенсорного развития у детей и методы повышения их уровня.
Положительный эффект в сенсорном воспитании играют экскурсии (поход на школьный стадион, поход к памятнику погибших воинов, в Дом культуры, в школу), это повышает детский интерес, любознательность, расширяет кругозор, углубляет знания о сенсорных эталонах, о явлениях в природе и взаимодействии предметов окружающей среды.
Так же я практикую пятиминутное чтение о природе, явлениях природы в начале тихого часа. Дети успокаиваются, настраиваются на здоровый сон, так как информация не несет в себе эмоциональной и интеллектуальной насыщенности. Проговариваю их или пропеваю в виде колыбельной:
Спите, деточки, усните
Сладкий сон к себе маните,
В няньки вам ведь я взяла,
Солнце, ветер и орла,
Улетел орел домой,
Солнце скрылось за горой,
Ветер после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать,
Где изволил пропадать? –
Али звезды воевал?
Али волны все гонял?
— Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых,
Я детей оберегал,
Им кроватки я качал!
Хочется отметить, что сенсорное воспитание, — это основная база, на которой строится всестороннее развитие личности.
Поэтому я в своей работе отразила актуальность этой проблемы, и предлагаю коллегам использовать мой опыт в своих работах.
Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Между тем научно – педагогические исследования, многолетний опыт педагогов — практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что- то новое. Важно научить с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами. Поэтому основными задачами сенсорного развития дошкольников является:
1.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> формирование ориентировки в микро- и макропространстве, повышение уровня познавательной деятельности;
2.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> увеличение объема внимания и памяти;
3.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и аналогия);
4.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
5.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями знаний:
— математикой;
-ознакомление с окружающим;
— рисованием;
— лепкой;
— аппликацией;
— трудом;
— конструированием;
— а так же на прогулках, экскурсиях,;
— в игровой деятельности, при помощи дидактических игр и упражнений.
Каждый воспитатель знает, что развитая сенсорная база дошкольников – главный помощник ребенка в овладении школьной программой.
Именно поэтому я решила, уделить внимание сенсорному воспитанию детей.
Работу необходимо строить в три этапа.
На первом этапе была проведена диагностика детей по сенсорному развитию. На втором этапе – составление перспективного плана. Применение теоретических знаний и внедрение в общеобразовательный процесс подобранных дидактических игр по сенсорному воспитанию (игры, направленные на развитие знаний детей о форме, величине, цвете, расположении в пространстве, структуре материала, развитие тактильной чувствительности и анализаторных систем)
Третий этап - повторная диагностика, в которой отражён положительный эффект применения дидактических игр по сенсорному воспитанию.
Так как сенсорное воспитание во многом опирается на чувственное познание (слух, зрение, обоняние, осязание, тактильность), то новые знания мы детям не даем в готовом виде, а они постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, посредством дидактических игр и управлений.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия.
Дидактические игры, упражнения, материалы для занятий и досуга были приобретены с помощью родителей. Так благодаря им наши дети играют в следующие дидактические игры: «узнай по силуэту», «времена года», лото «дикие животные», «фрукты», «овощи», «где чей дом?», «волшебная веревочка», мозаика – конструктор «LEGO», «мой дом», «мой день», «кто что ест».
Мною были сделаны пособия для дидактических упражнений по математике (плоскостные картинки овощей, фруктов, растений, насекомых, животных, раздаточный материал, кубики Никитина «сложи узор»). По познавательному развитию («четвертый лишний», «составь рассказ по картинке», «разложи по ходу действия», «собери квадрат», «домашние животные и их детеныши»), труду (наблюдение и уход за растениями и рыбками в уголке природы, на игровой площадке), по рисованию (смешивание красок), по лепке (отображение окружающих предметов в пластилине – форма, величина, цвет).
В работе с детьми использовала инновационные методы
«Сказкотерапия»
Были прочтены сказки и проанализированы вместе с детьми:
— «Желтая сказка»;
— «Разноцветное царство»;
— «Сказка о красной краске»;
— «Сказки про краски теплые и холодные».
«Библиотерапия»
Подбор произведений, в которых ярко описываются признаки предметов окружающей действительности. Прочтение и заучивание стихотворений наизусть о цвете и форме предметов:
Красной да сочной
Выросла рябина.
Маша свою дочку
В праздник нарядила:
Красная косынка,
Красные сапожки,
Стала на рябинку
Девочка похожа.
Четыре палочки сложи,
И вот квадратик получи.
У кубика много
Равных сторон
Можно построить
Из кубиков дом.
Были подобраны подвижные игры:
— «Найди свой цвет»,
- «Найди свою пару»,
- «Трамвай»,
- «Найди свой дом»,
- «Цветные автомобили» и т.д.
Организован досуг для детей «Веселый круг», оформили вместе с детьми альбом «Как вокруг всё интересно», «Моё село Московское», провела консультации с родителями по темам:
— «Формирование представления о цвете у дошкольников».
— «Развиваем сенсомоторику».
— «Оформление детского уголка дома».
В папке — передвижке поместила для родителей информацию, где отразила возрастную норму сенсорного развития у детей и методы повышения их уровня.
Положительный эффект в сенсорном воспитании играют экскурсии (поход на школьный стадион, поход к памятнику погибших воинов, в Дом культуры, в школу), это повышает детский интерес, любознательность, расширяет кругозор, углубляет знания о сенсорных эталонах, о явлениях в природе и взаимодействии предметов окружающей среды.
Так же я практикую пятиминутное чтение о природе, явлениях природы в начале тихого часа. Дети успокаиваются, настраиваются на здоровый сон, так как информация не несет в себе эмоциональной и интеллектуальной насыщенности. Проговариваю их или пропеваю в виде колыбельной:
Спите, деточки, усните
Сладкий сон к себе маните,
В няньки вам ведь я взяла,
Солнце, ветер и орла,
Улетел орел домой,
Солнце скрылось за горой,
Ветер после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать,
Где изволил пропадать? –
Али звезды воевал?
Али волны все гонял?
— Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых,
Я детей оберегал,
Им кроватки я качал!
Хочется отметить, что сенсорное воспитание, — это основная база, на которой строится всестороннее развитие личности.
Поэтому я в своей работе отразила актуальность этой проблемы, и предлагаю коллегам использовать мой опыт в своих работах.
Размещено в
разделах:
- Дошкольное образование Методист Информационно-справочные материалы Первая младшая группа
- Дошкольное образование Методист Информационно-справочные материалы Вторая младшая группа
- Дошкольное образование Методист Информационно-справочные материалы Средняя группа
- Дошкольное образование Методист Информационно-справочные материалы Старшая группа
- Дошкольное образование Методист Информационно-справочные материалы Подготовительная группа
Теги: доу, методист, информационно-справочные материалы, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа, первая младшая группа, вторая младшая группа
03 декабря 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО