Приемы обращения с лабораторным оборудованием
Конспект урока.
Тема: Приемы обращения с лабораторным оборудованием
Цель:
Обучающая: формирование умений обращения с лабораторным оборудованием и формирование знаний о правилах поведения при работе в химической лаборатории.
Развивающая: развитие умений работать в паре, использовать знания в повседневной жизни.
Воспитывающая: воспитание аккуратного обращения с лабораторным оборудованием, реактивами, соблюдение чистоты, внимательного обращения к окружающим.
Оборудование: 1. Лабораторное оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, штатив для пробирок.
2.Пробирки.
3. Колбы: коническая, круглодонная, плоскодонная.
4. Тигель, чашка, пестик и ступка.
5.Кристаллизатор.
6. Химический стакан.
7. Воронка.
8. Держатель для пробирок.
Наглядность:
Плакаты по технике безопасности в химической лаборатории.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Предлагаю вам на минутку перенестись в далекие времена, когда еще существовали алхимики – первые ученые химики, которые изобрели «философский камень». По их мнению, он должен был превращать все вещества в золото. Для этого они смешивали и сливали вещества, а для того чтобы их смешать, им нужна была посуда, но не простая, а химическая. А еще им приходилось использовать различное лабораторное оборудование. В результате смешивания и сливания алхимики открывали новые вещества, доказывали их свойства и на основе этого исследовали как те или иные вещества могут пригодиться человеку. На протяжении многих лет они открывали для себя определенные правила использования тех или иных веществ, и эти правила в наше время называются правилами техники безопасности в химической лаборатории.
2. Сообщение темы и цели урока:
Вы, наверное, уже догадались, что на сегодняшнем уроке у нас с вами пойдет речь о правилах по технике безопасности в химической лаборатории и правилах обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, а также мы с вами познакомимся с химической посудой.
Тема нашего урока сегодня называется: «Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием».
Давайте запишем тему урока в тетрадях.
3. Мотивация знаний.
Знания и умения, приобретенные сегодня на уроке, вы сможете применить в различных ситуациях, так как множество веществ , используемых нами в быту, в химической лаборатории мы называем химическими реактивами.
Бывает так, что, говоря об одном и том же веществе, мы даем ему разные названия - одно бытовое или тривиальное (название вещества, которое ему дали еще в древности) и химическое название (название вещества, которое ему дали ученые химики).
4. Сообщение новых знаний:
Прежде чем начинают работу в химической лаборатории обязательно изучают правила техники безопасности при работе. Это необходимо, чтобы избежать несчастных случаев. Этих правил 12, но к каждому из них вы должны относиться с особым вниманием.
У каждого из вас есть эти правила, давайте посмотрим и прочитаем их, а также выясним, для чего требуется исполнение всех этих правил.
Правила по технике безопасности:
1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в методике или учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.
Вопрос: Почему нужно брать лишь те вещества, которые указаны учителем? (Мнения детей)
Вывод: Может пойти реакция слишком бурно, а если вы слили или смешали не те вещества, которые указал учитель, может пойти реакция, которая приведет к несчастному случаю.
2.Строго выполняйте указанные меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.
3.Не пробуйте вещества на вкус.
Вопрос: Почему нельзя пробовать вещества на вкус?
Вывод: Так как, не зная свойств веществ можно отравиться, потому что в химической лаборатории 2/3 всех веществ это яды.
4.Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Предварительно проверьте, не разбито ли дно пробирки и не треснуло ли оно (Плакат №1). Это нужно для того чтобы вещества не попали вам на руки.
5.При выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, потому что вдыхание паров и газов может привести к раздражению дыхательных путей. Необходимо движением руки от отверстия сосуда к носу осторожно вдохнуть и почувствовать запах.
6.Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Работу производят только над столом.
7.В случае ожога, пореза или попадания едкой или горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обратитесь к учителю.
8.Не приступайте к выполнению опыта, если вы не знаете что и как делать (так как вы обязательно сделаете что-нибудь не так и это может привести к несчастному случаю).
9.Работайте спокойно, без спешки, не мешая соседу по парте (можно нечаянно задеть соседа локтем и он прольет на себя реактивы).
10.Производить опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты.
11.Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями (чтобы ничего не разбить и не порезаться).
12.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Эти правила вы должны знать и их соблюдать.
5. Формирование новых умений:
Мы с вами узнали, какими же правилами пользуются при работе в лаборатории, а теперь давайте познакомимся с посудой, которую используют, проводя опыты. Я вам буду показывать, а вы должны ее называть и подписывать.
-
Колбы (различных размеров).
-
Пробирка.
-
Чашка, ступка и пестик.
-
Воронка.
-
Стакан.
-
Спиртовка.
-
Плитка.
-
Штатив.
Кроме этой химической посуды существует и другая – именная, посуда, названная в честь ученого ее придумавшего, например, колба Вюрца.
Большинство опытов проводят в стеклянной посуде, во время опыта в ней приходиться перемешивать содержимое. В пробирках, как правило, перемешивают малые количества веществ, высота столбика не должна быть выше 2 см. Запрещается встряхивать, закрывая отверстие пальцем. Перемешивание производят постукиванием пальца (плакат №2).
В колбе перемешивают круговыми движениями (у вас имеются пробирки, и колбы с водой попробуйте перемешать).
Вопрос: Для чего нужны воронки?
Воронки применяют для переливания жидкостей из сосуда с широким горлом в сосуд с узким горлом. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают фильтр. Его вкладывают в воронку и смачивают водой, чтобы фильтр прилегал к стенкам воронки. Давайте попробуем сделать фильтр.
Штатив используют для выполнения лабораторных работ. Давайте посмотрим, как он устроен. Штатив состоит из: подставки, стержня, муфты и лапки.
6. Обобщение полученных знаний:
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с правилами по технике безопасности при работе в кабинете химии, которыми пользуются все химики мира. Познакомились с химической посудой, этими знаниями и умениями мы будем пользоваться при выполнении практических работ.
А сейчас давайте проверим, как вы запомнили химическую посуду. Напишем химический диктант:
-
Колба плоскодонная – колба плоскодонная
-
Колба круглодонная – пробирка
-
Стакан – стакан
-
Пробирка – стакан
-
Колба коническая – колба коническая
-
Воронка – пробирка
-
Пробирка – пробирка
-
Воронка – воронка.
7. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания:
Подготовиться к практической работе №2 С.47.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»