В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Мария Терешкова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:2просмотров: 6188 комментариев: 2

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.doc Скачать

Конспект урока.


Тема: Приемы обращения с лабораторным оборудованием


Цель:

Обучающая: формирование умений обращения с лабораторным оборудованием и формирование знаний о правилах поведения при работе в химической лаборатории.

Развивающая: развитие умений работать в паре, использовать знания в повседневной жизни.

Воспитывающая: воспитание аккуратного обращения с лабораторным оборудованием, реактивами, соблюдение чистоты, внимательного обращения к окружающим.

Оборудование: 1. Лабораторное оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, штатив для пробирок.

2.Пробирки.

3. Колбы: коническая, круглодонная, плоскодонная.

4. Тигель, чашка, пестик и ступка.

5.Кристаллизатор.

6. Химический стакан.

7. Воронка.

8. Держатель для пробирок.

Наглядность:

Плакаты по технике безопасности в химической лаборатории.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Предлагаю вам на минутку перенестись в далекие времена, когда еще существовали алхимики – первые ученые химики, которые изобрели «философский камень». По их мнению, он должен был превращать все вещества в золото. Для этого они смешивали и сливали вещества, а для того чтобы их смешать, им нужна была посуда, но не простая, а химическая. А еще им приходилось использовать различное лабораторное оборудование. В результате смешивания и сливания алхимики открывали новые вещества, доказывали их свойства и на основе этого исследовали как те или иные вещества могут пригодиться человеку. На протяжении многих лет они открывали для себя определенные правила использования тех или иных веществ, и эти правила в наше время называются правилами техники безопасности в химической лаборатории.

2. Сообщение темы и цели урока:

Вы, наверное, уже догадались, что на сегодняшнем уроке у нас с вами пойдет речь о правилах по технике безопасности в химической лаборатории и правилах обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, а также мы с вами познакомимся с химической посудой.

Тема нашего урока сегодня называется: «Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Давайте запишем тему урока в тетрадях.

3. Мотивация знаний.

Знания и умения, приобретенные сегодня на уроке, вы сможете применить в различных ситуациях, так как множество веществ , используемых нами в быту, в химической лаборатории мы называем химическими реактивами.

Бывает так, что, говоря об одном и том же веществе, мы даем ему разные названия - одно бытовое или тривиальное (название вещества, которое ему дали еще в древности) и химическое название (название вещества, которое ему дали ученые химики).

4. Сообщение новых знаний:

Прежде чем начинают работу в химической лаборатории обязательно изучают правила техники безопасности при работе. Это необходимо, чтобы избежать несчастных случаев. Этих правил 12, но к каждому из них вы должны относиться с особым вниманием.

У каждого из вас есть эти правила, давайте посмотрим и прочитаем их, а также выясним, для чего требуется исполнение всех этих правил.

Правила по технике безопасности:

1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в методике или учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Вопрос: Почему нужно брать лишь те вещества, которые указаны учителем? (Мнения детей)

Вывод: Может пойти реакция слишком бурно, а если вы слили или смешали не те вещества, которые указал учитель, может пойти реакция, которая приведет к несчастному случаю.

2.Строго выполняйте указанные меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3.Не пробуйте вещества на вкус.

Вопрос: Почему нельзя пробовать вещества на вкус?

Вывод: Так как, не зная свойств веществ можно отравиться, потому что в химической лаборатории 2/3 всех веществ это яды.

4.Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Предварительно проверьте, не разбито ли дно пробирки и не треснуло ли оно (Плакат №1). Это нужно для того чтобы вещества не попали вам на руки.

5.При выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, потому что вдыхание паров и газов может привести к раздражению дыхательных путей. Необходимо движением руки от отверстия сосуда к носу осторожно вдохнуть и почувствовать запах.

6.Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Работу производят только над столом.

7.В случае ожога, пореза или попадания едкой или горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обратитесь к учителю.

8.Не приступайте к выполнению опыта, если вы не знаете что и как делать (так как вы обязательно сделаете что-нибудь не так и это может привести к несчастному случаю).

9.Работайте спокойно, без спешки, не мешая соседу по парте (можно нечаянно задеть соседа локтем и он прольет на себя реактивы).

10.Производить опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты.

11.Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями (чтобы ничего не разбить и не порезаться).

12.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Эти правила вы должны знать и их соблюдать.

5. Формирование новых умений:

Мы с вами узнали, какими же правилами пользуются при работе в лаборатории, а теперь давайте познакомимся с посудой, которую используют, проводя опыты. Я вам буду показывать, а вы должны ее называть и подписывать.

  1. Колбы (различных размеров).

  2. Пробирка.

  3. Чашка, ступка и пестик.

  4. Воронка.

  5. Стакан.

  6. Спиртовка.

  7. Плитка.

  8. Штатив.

Кроме этой химической посуды существует и другая – именная, посуда, названная в честь ученого ее придумавшего, например, колба Вюрца.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде, во время опыта в ней приходиться перемешивать содержимое. В пробирках, как правило, перемешивают малые количества веществ, высота столбика не должна быть выше 2 см. Запрещается встряхивать, закрывая отверстие пальцем. Перемешивание производят постукиванием пальца (плакат №2).

В колбе перемешивают круговыми движениями (у вас имеются пробирки, и колбы с водой попробуйте перемешать).

Вопрос: Для чего нужны воронки?

Воронки применяют для переливания жидкостей из сосуда с широким горлом в сосуд с узким горлом. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают фильтр. Его вкладывают в воронку и смачивают водой, чтобы фильтр прилегал к стенкам воронки. Давайте попробуем сделать фильтр.

Штатив используют для выполнения лабораторных работ. Давайте посмотрим, как он устроен. Штатив состоит из: подставки, стержня, муфты и лапки.

6. Обобщение полученных знаний:

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с правилами по технике безопасности при работе в кабинете химии, которыми пользуются все химики мира. Познакомились с химической посудой, этими знаниями и умениями мы будем пользоваться при выполнении практических работ.

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили химическую посуду. Напишем химический диктант:

  1. Колба плоскодонная – колба плоскодонная

  2. Колба круглодонная – пробирка

  3. Стакан – стакан

  4. Пробирка – стакан

  5. Колба коническая – колба коническая

  6. Воронка – пробирка

  7. Пробирка – пробирка

  8. Воронка – воронка.

7. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания:

Подготовиться к практической работе №2 С.47.






Обсуждение материала
Наталья Ширшина
6.02.2012 11:11
Разработка пригодится начинающему учителю.
Мария Терешкова
7.11.2012 19:14
Уважаемые коллеги! Прошу оставить свой отзыв о работе.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос