рабочая программа
РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ «ПЛАНЕТА ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ И СЛОВ»
рабочая программа
развивающего курса по русскому языку для детей с билингвизмом «Планета волшебных звуков и слов»
Составитель программы Курзаева Татьяна Анатольевна
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по развивающему курсу русского языка для детей с билингвизмом «Планета волшебных звуков и слов» для 2 класса разработана на основе модифицированной программы по русскому языку для детей с билингвизмом (1 ступень обучения) «Планета волшебных звуков и слов», составленной Хашагульговой Т. А. в 2007 году.
Рабочая программа рассчитана на 64 часа в год. Количество часов в неделю – 2.
Период учения делится на три этапа:
-
вводный курс общения, который может продолжаться от 3-х недель до 1,5 месяца в зависимости от готовности детей к обучению;
-
основной этап обучения – это период знакомства со звуками и буквами русского языка. В этот период внимание учащихся привлекается не только к смысловой стороне слова, но и к его звучанию. Проводится многогранная работа со словом. Осмыслению элементарных семантических связей слов способствуют упражнения на сопоставление слов в тематических группах, где выявляются различные типы отношений слова: часть –целое; вид – род и т.д., составление антонимических пар слов и простейших синонимических рядов. Проводятся игры на переосмысление значений слова, где дети наблюдают за образованием переносного значения.
Обучение непосредственному общению осуществляется: а) на каждом уроке посредством диалога, где учащиеся принимают на себя роль собеседника, партнёра по общению; б) через специально организованные упражнения или приёмы, позволяющие детям осмыслить тему и цель общения, соотнести с ними содержание и форму своего высказывания, понаблюдать, как меняется содержание речи в различных ситуациях.
Усвоить необходимые формулы речевого этикета помогает «Школа вежливости», иллюстрации, речевые ситуации и игровые сюжеты которой дают возможность воссоздать разнообразные ситуации общения, озвучить диалог героев художественных произведений, использовать на уроках элементы драматизации.
-
Обобщающий этап обучения отводится систематизации сведений о языке, осмысленному его использованию в устной и письменной речи, грамотному оформлению своих высказываний, составлению своих собственных текстов.
На заключительный этап обучения отводится от 1,5 до 2,5 месяцев в зависимости от обученности детей.
Программа. 2 класс
Вводный курс. (14 занятий).
1. Устная форма речевого общения: развитие умения слушать и говорить. Культура речевого общения.
-
Практическое представление о формах речевого общения на основе образно-символических моделей.
Основной этап обучения. (45 занятий).
-
Совершенствование звуковой стороны речи.
Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, упражнений со скороговорками и чистоговорками.
Формирование умения осознавать недостатки собственной речи, звукопроизношения, воспитывать желание, потребности их исправить, преодолеть.
-
Формирование словаря (развитие речи на лексическом уровне).
Воспитание внимательного отношения к смысловым оттенкам слова в речи: а) целенаправленная работа по использованию в речи синонимов, антонимов, фразеологических оборотов; б) развитие умения различать простейшие случаи многозначности слова; умения понимать значение эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности речи.
-
Совершенствование грамматического уровня речи.
Умение чётко формулировать вопросы и ответы; находить точные слова и выражения, наиболее полно отражающие мысли говорящего, обозначать соответствующей интонацией различные типы предложений.
-
Развитие диалогической формы речи в учебной и коллективно распределённой деятельности.
Умение общаться в процессе работы в паре (при совместном выполнении заданий).
Умение вести диалог на заданную тему, выразить свою точку зрения, доказать её.
-
Речевой этикет. Стили общения и речи.
Использование формул речевого этикета в процессе ведения диалога.
Усвоение формул речевого этикета на основе целенаправленных упражнений и игр, в процессе отработки правил речевого поведения в школе, дома, в общественных местах
Осмысление художественного стиля речи. Обучение развёрнутому объяснению загадок (загадка как художественное описание предмета). Составление своих загадок, сочинений, потешек, считалок (под руководством учителя).
-
Развитие монологической речи.
Обучение умению рассказывать на основе наблюдений.
Составление фантастических (приключенческих) историй о самых обычных предметах, окружающих человека.
Свободное (творческое) рассказывание на тему, по впечатлениям, о забавных случаях и т. д.
Развитие монологической речи на основе воспроизведения отрывков из художественных и деловых текстов.
-
Формирование умения выразительно читать.
Умение читать один и тот же текст с различным подтекстом, связанным с намерением чтеца, который может передавать различные смысловые оттенки и значения.
Упражнения в решении речевых задач (например, надо выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.
-
Формирование умений работать с текстом.
Умение делить текст на части и устанавливать между ними смысловые связи; выделять основную мысль прочитанного; составлять простой план, озаглавливать текст.
Обобщающий этап обучения. (9 занятий).
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Учащиеся должны знать основные правила речевого этикета и пользоваться ими в соответствующих ситуациях общения;
владеть элементарными средствами выразительности речи и уметь использовать их в зависимости от темы и цели общения;
уметь вести диалог с собеседником, осмысливать ролевые отношения, мотивы общения, содержание, форму высказывания;
использовать в устной речи приёмы художественного описания;
выделить в тексте основную мысль и заглавие;
разделить небольшой текст на структурные элементы: начало, середина, концовка.
Учащиеся должны уметь пользоваться в общении простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушать собеседника, проявить к нему внимание и уважение.
Различать все звуки речи и уметь правильно их произносить, правильно строить и употреблять в речи простые распространённые предложения. Различать и пользоваться предложениями, различными по цели высказывания.
Самостоятельно описывать предмет.
Знать наизусть до 10 небольших стихотворений.
Для реализации программного содержания используются:
Учебно-методическая литература для учителя:
-
Ломбина Т.Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. Феникс, 2006.
-
Мали Л.Д. Уроки развития речи в 1 классе. Астрель, 2005.
-
Коноваленко В.В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет. 2005.
-
Журналы «Начальная школа» № 7-98г, № 9-90г, № 12-90г, № 4-00г.
-
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1984.
Учебная литература для учащихся:
-
Баранников И.В., Варновицкая Л.А. Русская речь в картинках. М. Просвещение, 1989.
-
Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. М. Дрофа, 1995.
-
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Яр., Академия развития, 1997.
Календарно-тематическое планирование по билингвизму во 2 классах.
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
Вводный курс |
Устная форма речевого общения. |
14 |
|
1 |
Язык как средство общения (общее понятие) |
1 |
|
|
2 |
Речь устная и письменная. |
1 |
|
|
3-5 |
Слово. Слова как названия предметов, признаков, действий. |
3 |
|
|
6-9 |
Предложение-единица речи. Наблюдение над интонационной окраской предложения. Связь слов в предложении. |
4 |
|
|
10-12 |
Текст. Сопоставление текста и набора отдельных предложений. Опорные слова в тесте. Части текста. |
3 |
|
|
13-14 |
Практическое представление о формах речевого общения на основе образно-символических моделей. |
2 |
|
|
|
Основной этап обучения. |
Совершенствование звуковой стороны речи. |
8 |
|
15-16 |
Гласные звуки и буквы. Артикуляция,произношение. Наблюдение за йотированными гласными в начале слова и после гласных. |
2 |
|
|
17-19 |
Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Артикуляция. |
3 |
|
|
20-22 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных в слове. Звуковая модель слова. |
3 |
|
|
|
|
Формирование словаря (развитие речи на лексическом уровне) |
8 |
|
23-25 |
Слова-синонимы. Ряды синонимов. |
2 |
|
|
26-27 |
Слова антонимы. Ряды антонимов. |
2 |
|
|
28-29 |
Фразеологические обороты, использование их в речи. |
2 |
|
|
30-31 |
Многозначность слова. |
2 |
|
|
|
Совершенствование грамматического уровня речи. |
5 |
|
|
32-33 |
Предложение-законченная мысль. Постановка вопроса, формулировка полного ответа. |
2 |
|
|
34-36 |
Типы предложений по цели высказывания. |
3 |
|
|
|
Развитие диалогической формы речи в учебной и коллективно-распределённой деятельности. |
4 |
|
37-38 |
Работа в парах и группах по сериям сюжетных картинок. |
2 |
|
|
39-40 |
Составление сочинений – миниатюр на заданную тему. |
2 |
|
|
|
|
Речевой этикет. Стили общения и речи. |
5 |
|
41 |
Умеем ли мы правильно говорить, внимательно слушать и понимать собеседника? Тембр голоса и темп речи. |
1 |
|
|
42-43 |
Слово веселит, огорчает, утешает. |
2 |
|
|
44-45 |
Развёрнутое объяснение пословиц, поговорок. |
2 |
|
|
|
|
Развитие монологической речи. |
8 |
|
46-47 |
Составление историй на основе наблюдений. |
2 |
|
|
48-49 |
Фантастические, приключенческие истории о самых обычных предметах, окружающих человека. |
2 |
|
|
50 |
Забавные случаи, курьёзы. |
1 |
|
|
51-53 |
Пересказы художественных и деловых текстов. Пересказ подробный и краткий. |
3 |
|
|
|
|
Формирование умения выразительно читать. |
4 |
|
54 |
Зависимость смысла высказывания от интонационной окраски. |
1 |
|
|
55 |
Чтение одного и того же текста с различным интонационным оттенком. |
1 |
|
|
56-57 |
Речевые задачи: выразить удивление, восхищение, сомнение при чтении одного и того же текста. |
2 |
|
|
|
|
Формирование умений работать с текстом. |
6 |
|
58-59 |
Тема и основная мысль текста. |
2 |
|
|
60-61 |
Деление текста на части. План. |
2 |
|
|
61-62 |
Заголовок и ключевые слова текста. |
2 |
|
|
|
Обобщающий этап обучения. |
Ты и твой собеседник. Волшебные слова. |
7 |
|
63 |
1 |
|
||
64 |
Основной тон высказывания. Умение общаться. |
1 |
|
|
65 |
Устные пожелания и поздравления. |
1 |
|
|
66 |
|
Смеёмся, грустим, задумываемся. |
1 |
|
67 |
Кому и как следует подражать в речи и общении. |
1 |
|
|
68-69 |
Рифмовки, стихи, скороговорки, чистоговорки, пословицы, загадки. Чтение, составление. |
2 |
|
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО