Урок литературного чтения "Скрытый смысл в баснях И. А. Крылова
МОУ гимназия №1
Комсомольск - на – Амуре
Хабаровский край
Урок литературного чтения по теме:
«Скрытый смысл в баснях И.А.Крылова»
УМК «Школа 2100»
Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение 1 часть, В океане света.
Раздел 3: 19 век. Путешествие продолжается.
4класс 1 четверть
Разработчики урока:
Николаенко Жанна Владимировна,
Смородинова Елена Эдуардовна
2011г.
Тема: Скрытый смысл в баснях И.А.Крылова
Цели урока:
Обучающая: учить полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, понимать и
оценивать прочитанное.
Развивающая: развития внимания, памяти, воли, эмоций, интересов, способностей каждой
личности.
Воспитывающая: учить видеть в баснях добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные качества, на примерах героев басен.
Цели и задачи:
-
сформировать представление о личности писателя через знакомство с текстом;
-
расширить знания о басне как малой эпической форме на примере басни «Квартет»;
-
формировать надпредметные умения и навыки (умение анализировать, сравнивать, подбирать ассоциации, умение рассуждать на заданную тему, создавать описание по рисунку, умение работать со словарями);
-
развивать у учащихся творческое восприятие литературного произведения через иллюстрирование и чтение по ролям;
-
предоставить учащимся возможность оценить работу на уроке с помощью консультантов;
-
сравнить прогнозируемый результат работы учащихся с полученным в конце урока, проверить результативность предложенных учащимся форм работы.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Психологический настрой на уроке.
Улыбнитесь друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке. Глубоко вздохнули. Сели девочки. Сели мальчики.
Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения? (хорошо читать, пересказывать, рассуждать, пригодиться в будущем, понимать причины поступков главных героев).
-
Речевая разминка.
Начнём мы наш урок с речевой разминки:
аоуэиы
-
поём звуки,
-
увеличиваем скорость,
-
выталкиваем,
-
проговариваем, широко открыв рот.
У каждой группы лежат листочки с частями скороговорки. Давайте соберём знакомую скороговорку. Подчеркните маркером (или размер) слово, которое нужно выделить голосом.
Работаем в группах. Помните правила работы в группах (учитель показывает на правила рукой, но не называет их).
Работаем со скороговоркой: «От топота копыт пыль по полю летит».
-
быстро и чётко произнести,
-
произнесем шёпотом,
-
произнесите скороговорку с разным логическим ударением.
2. Объявление темы, цели и проблемного вопроса
Мы продолжаем знакомство с новым для нас жанром. С каким жанром мы работали на прошлом уроке? – басней.
Что мы знаем о басне?
Чтобы мы хотели узнать?
Давайте подведём итог: так, какие отличительные особенности басни как жанра Вы можете назвать?
Ответ: Басня - короткий нравоучительный рассказ (краткая форма), действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает, есть иносказательный смысл, главные герои басен у Крылова – животные, растения, вещи; авторская позиция скрыта между строк; в басне мало описаний, но много диалогов.
Вопрос: Но чтобы поучать других, надо, наверное, самому знать очень много. В истории литературы не так уж много имен баснописцев. Поработайте в группах, выберите фамилии тех, кто действительно писал басни. Поставьте около баснописца знак «+», возле неверного ответа знак «-»
Л. Толстой, Ф. Тютчев, Эзоп, И.Крылов, Н. Гоголь.
Давайте проверим, что у вас получилось. Если Вы считаете, что ответ верный, то показываем «+», если ответ неверный «-»
О каком баснописце пойдёт речь на уроке?
Определите тему нашего урока. (о Иване Крылове)
Вопрос О загадочности этого писателя говорили еще его современники. Эпиграф нашего урока – это слова поэта Батюшкова: ( прочитайте глазками, вслух)
«Этот человек - загадка, и великая»
Попробуйте определить цель урока.
Ответ: Разгадать загадку Крылова.
Вопрос: Верно, но на этот раз загадка не из простых, ведь это загадка личности человека, его характера. И в конце урока мы должны ответить на вопрос:
Каким человеком предстает перед нами Крылов?
2. Работа с портретом И. Крылова
Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Всмотритесь в портрет Крылова внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера?
Ответ: добрый, ленивый, мудрый, серьезный
Напишите на листах имена прилагательные для описания портрета. По одному друг за другом. По рядам листок.
Вопрос: А теперь обратимся к высказываниям великих людей – современников Крылова. Какое высказывание вам больше по душе? Какие еще особенности личности можно добавить к характеристике писателя?
Прочитайте и подчеркните в каждом высказывании.
Работа с раздаточным материалом (цитаты великих людей о Крылове)
Раздаточный материал
Крылов глазами великих людей.Этот человек – загадка, и великая. К. Батюшков Образец русского себе на уме. В. Г. Белинский Не кажется ли удивительным тот факт, что Крылов…питал искреннее отвращение к самой природе басни. Л. С. Выгодский Крылов начинал свой жизненный путь как отчаянный авантюрист и непоседа.
В. Архипов |
Проверяем. Что выбрали.
Ответ: себе на уме, «лукавый дедушка», знаток музыки и музыкант, авантюрист и непоседа, очень разный, многосторонний, знающий (ключевые слова подчеркнуть)
Вывод: Итак, мы видим, что Крылов был человеком в высшей степени необычным, разносторонним, мог раскрыть перед человеком только одну сторону своего характера и держать втайне другие.
Вопрос: но Крылов не простой человек, он писатель, поэт, баснописец. Поэтому, чтобы еще лучше узнать его характер, давайте вспомним знакомые басни:
Из какой басни эти строки. Встаньте, кто читал эту басню
Смена динамических поз:
- Чем кумушек
считать, трудится…
- Когда в товарищах
согласья нет…
- Ты все пела …
- Сыр
выпал…
Знакомство с новым материалом и постановка проблемного вопроса:
Мы вспомнили несколько басен. Что высмеивает в баснях Иван Крылов?
В конце урока вам надо будет ответить на вопрос:
Почему в баснях высмеиваются отрицательные качества людей?
Сейчас мы познакомимся с вами с новой басней Крылова, но чтобы узнать её название для этого вам надо разгадать какое здесь спряталось слово:
ООКЮЮВЬЬАББРДДТХХЕЩЩТЗЗ
Словарная работа:
- Какое это слово? (квартет) Слово появляется на доске.
- Как вы догадались?
- Что такое квартет?
Где мы можем узнать значение этого слова?
Обратимся к словарю иностранных слов (читает по словарю ученик).
Квартет – (латинское слово, guartus обозначает четвёртый)
1. произведение для четырёх голосов или инструментов;
2. ансамбль для четырёх исполнителей.
Занесём его в наш словарь терминов.
- Почему так называется произведение? Ваши предположения? О чём может пойти речь в басне?
Давайте проверим. Послушаем эту басню? Актёры разбирают маски и инструменты.
Вспомните, как ведут себя благодарные зрители.
Инсценировка басни «Квартет»
Поделитесь своими мыслями, впечатлениями об услышанном? Оправдались ваши предположения, почему так названа басня?
На какие вопросы вы можете ответить, просмотрев басню:
1. Кто главные герои?
2. Почему басня названа «Квартет»?
3. Почему музыка «на лад нейдёт»?
4. Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает именно соловья?
Пока мы не на все вопросы можем ответить. Для этого нам надо ещё раз прочитать басню. Но перед прочтением я предлагаю, расслабится, закрыть глаза и послушать, как играет настоящий профессиональный квартет.
Физминутка. (расслабление под музыку)
Работа с учебником:
Откройте учебники стр.91
Вам надо будет прочитать это произведение жужжащим чтением.
При чтении вам встретятся незнакомые слова. Я предлагаю, поработать в группах. Соедините слова с их определением.
Словарная работа: - на слайде найти определение
Прима – первая скрипка в оркестре, а здесь в квартете, она ведущая, главная.
Втора – вторая скрипка в оркестре.
Бас, альт – музыкальные струнные инструменты.
Читаем. Жужжащее чтение.
Анализ произведения:
- Какие признаки басни вы видите в этом тексте и докажите?
1. Басня написана в стихотворной форме.
2. Главные герои басни животные. Назовите кто? (мартышка, осёл, козёл, медведь, соловей).
Составьте синквейны.
Каждая группа будет составлять синквейн своего животного.
Вытяните загадки о животном, составьте синквейн.
В работе вам поможет памятка.
Памятка
-
Кто? Что? Осёл
-
Какой? Упрямый, самонадеянный.
-
Что делает? Умничает, гримасничает.
-
Хвастунишка.
Выступление групп.
Давайте подведём итог.
-
“Кто же играет в квартете?”
-
Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
-
Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”), упрямый, туповатый Осел и косолапый Мишка, неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
Рассмотрите иллюстрацию. Она помогает лучше представить горе - музыкантов.
— Они не только играть, они и держать-то инструменты не умеют. Козел своим копытом уже порвал струну, Осёл сунул скрипку под горло, а снизу поддерживает инструмент копытом, Мартышка перевернула скрипку, гриф положила на плечо, размахивает смычком, как дирижерской палочкой, а Медведь навалился всей тушей на альт и дерет, как будто бревно перепилить хочет.
— Да, не музыкальные звери собрались играть Квартет.
В басне есть нравоучение. Какое? (чтобы что делать, надо этому научиться)
Вывод в этой басне сформулирован в виде морали. Подтвердите словами из текста.
(«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней».
- Как это понять? (надо уметь играть на музыкальных инструментах и иметь музыкальный слух)
- Над кем смеётся автор? (автор смеётся над людьми, которые берутся, за дело не знают и не желают знать, как правильно делается это дело; над человеческой глупостью)
5. Авторская позиция скрыта между строк.
- Зачитайте, где особенно ярко видна авторская позиция?
(«А вы, друзья, как не садитесь, Всё в музыканты не годитесь»)
- Как вы её понимаете?
- Какие качества людей высмеиваются в баснях? (отрицательные)
- А в этой басне? (глупость, не желание учиться, браться за работу без знания её)
Мы с вами ответили не на все вопросы. Теперь мы сможем дать ответ на данные вопросы.
3. Почему музыка «на лад нейдёт»?
4. Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает именно соловья?
Сейчас нам предстоит прочитать басню по ролям. Для этого давайте определим, какую роль, с какой интонацией нужно читать.
а) Чтение по ролям.
С какой интонацией надо читать?
I ряд – мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
II ряд – осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
III ряд – соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
Мы не ответили ещё на один вопрос. Когда будем читать басню, попробуйте на него ответить. Вопрос перед чтением:
- Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)
VIII. Чтение басни по ролям.
Кто из детей передал более точно характер героя.
- В чем мораль басни? (В этой басне И.А.Крылов осуждает невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.)
- Скажите, где в басне звучит мораль в начале произведения или в конце. - Давайте прочитаем. мораль басни, т.к. это звучит у Крылова.
Смена динамических поз:
Посмотрите вокруг себя. Найдите и прикрепите на доску, какие человеческие качества высмеивает Крылов в своих баснях? (отрицательные и положительные качества людей висят по стенам класса, дети встают и находят нужные, и вещают на доску)
лицемерия
глупость
жадность
зависть
лень
высокомерие
доброта
отзывчивость
верность
смелость
- Вы согласны?
- Какие это качества человека? (отрицательные)
- Почему автор высмеивает отрицательные качества людей, а не положительные?
(Ответ на проблемный вопрос:
- Кто сделает вывод? (учитель показывает на вопрос, но его не читает)
Почему в баснях высмеиваются отрицательные качества людей?)
Каким человеком предстает перед нами Крылов, закончите один из вариантов предложения, написанных на доске.
Как вы думаете, всё ли мы узнали о Крылове или остались ещё вопросы?
Домашнее задание:
- выучить басню наизусть по ролям, разбившись на группы.
- прочитать басни И. Крылова, которые мы читали.
- найти новые сведения об Иване Крылове, как о человеке, баснописце и написать небольшое сообщение.
Рефлексия:
Урок подошёл к концу.
Каким было общение сегодня на уроке. Выберете нужный цвет и приклейте на вашем музыкальном инструменте.
Давайте посмотрим.
Общение было…
Поучительным
Полезным
Добрым
Нравоучительным
Ненужным
Деловым
Весёлым
Деятельным
- Итоговый тест по темам 2 класса (система РО Л.В.Занкова)
- Рабочая программа по русскому языку для учащихся 2 класса (Система Л.В.Занкова), обеспечена УМК Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 2 класс: в 2 ч.
- Планирование деятельности классного руководителя в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Прежде, чем загружать материал в библиотеку Портала, пожалуйста, ознакомьтесь в
Данная разработка нуждается в переработке. Нарушены следующие критерии:
1. на титульном листе разработки отсутствует указание на:
- продолжительность урока;
- использование информационных технологий;
- логотип Портала.
2. В конспекте урока неточно озвучена фамилия советского психолога Л.С. Выготского.
3. Отсутствует список использованной литературы и ресурсов сети Интернет.
4. В презентации имеются ошибки форматирования текста и пунктуационные ошибки.
5. Отсутствует файл звукового сопровождения презентации.
6. Отсутствует файл методических рекомендаций по использованию презентации.
7. Пожалуйста, удалите разработку из секции учителей иностранного языка.
Обилие всех этих недостатков снижает качество великолепной, глубоко продуманной разработки.
Надеюсь на понимание.
С уважением, С.А. Колодин.