Былина "Илья Муромец и Соловей - Разбойник"
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Тема: «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 3) воспитание патриотических чувств.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Ход урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>1. Орг.момент, сообщение целей урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>2. Введение в тему.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- А что такое былина?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: это русские народные песни-сказания сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина — Россия — называлась Русью.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Показывает карточку с изображением печи и колодца).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Итак, проверим.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: на дубе.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чем был страшен Соловей-разбойник? (Свистом)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Игра "Армреслинг".
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>4. Работа с темой урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: — 6-й слайд
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Молодец |
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дородный |
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Святорусский
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Казак
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Старый
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Конь
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Богатырский
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Посвист
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Соловий
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Покрик
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Звериный
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Как нужно читать былины? (Напевно, не торопясь)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>В старину былины сопровождались гуслями. (Сообщение ученика).-
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>7-й -9 слайды.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Речевая разминка:
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>АОУЫИЕЁЮЯИЫУ
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Какие буквы пропели? (гласные)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Какие из них обозначают 2 звука?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Работа с отрывком былины. (стр.52)
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение учителем.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Работа с новыми совами:
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение 2-3 учениками.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Опрос:
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> — С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Прочитайте наказы отца своему сыну.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Объясните слова «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение по ролям.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды — выберите нужную и назовите её.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>5. Физкультминутка.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>6. Продолжение темы урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, веками воспитывали в юношах любовь к родной земле.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Родина – мать, умей за неё постоять.
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Объясните смысл данных пословиц.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Сообщение ученика).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами — Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец — самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>7. Обобщение, оценки.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>
Урок чтения и развития речи в 6 классе.
Тема: «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";
2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;
3) воспитание патриотических чувств.
Ход урока.
1. Орг.момент, сообщение целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.
2. Введение в тему.
- А что такое былина?
Дети: это русские народные песни-сказания сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью.
- Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.
А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.
(Показывает карточку с изображением печи и колодца).
- Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.
Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.
- Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.
Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?
Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.
- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?
Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.
- Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.
3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» . Итак, проверим.
- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?
Дети: на дубе.
- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).
-
Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)
-
Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.
-
Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.
-
Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)
-
С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)
-
Чем был страшен Соловей-разбойник? (Свистом)
-
Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.
-
Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)
-
При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).
- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Игра "Армреслинг".
4. Работа с темой урока.
- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: - 6-й слайд
(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).
Молодец |
Дородный |
Богатырь |
Святорусский |
Казак |
Старый |
Конь |
Богатырский |
Посвист |
Соловий |
Покрик |
Звериный |
- Как нужно читать былины? (Напевно, не торопясь)
В старину былины сопровождались гуслями. (Сообщение ученика).-
7-й -9 слайды.
В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.
Речевая разминка:
АОУЫИЕЁЮЯИЫУ
- Какие буквы пропели? (гласные)
- Какие из них обозначают 2 звука?
Работа с отрывком былины. (стр.52)
-
Чтение учителем.
Работа с новыми совами:
БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;
РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;
РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.
-
Чтение 2-3 учениками.
Опрос:
- С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).
- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.
- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)
Прочитайте наказы отца своему сыну.
- Объясните слова «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»
- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?
- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?
- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.
-
Чтение по ролям.
- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?
- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).
Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд.
Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды - выберите нужную и назовите её.
Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами
(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).
5. Физкультминутка.
6. Продолжение темы урока.
- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, веками воспитывали в юношах любовь к родной земле.
Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.
-
Родина – мать, умей за неё постоять.
-
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Объясните смысл данных пословиц.
- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.
(Сообщение ученика).
На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.
7. Обобщение, оценки.
8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….
Изложи в правильном порядке ход событий в былине:
Событие 1 |
Он стал-то эту силушку великую, Стал конём топтать да стал копьём колоть. |
Событие 2 |
Из того ли из города Мурома, Из того ли села Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. |
Событие 3 |
Его добрый конь да богатырский С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холмы стал перемахивать. |
Событие 4 |
Он тетивочку шёлковеньку натягивал, А он стрелочку калёную накладывал, То он стрелял в того Соловья-разбойника… |
Событие 5 |
Маковки на теремах покривились, А околенки во теремах рассыпались… |
Событие 6 |
Он приехал-то во славный стольный Киев –град А ко славному ко князю на широкий двор. |
Событие 7 |
Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле. И он срубил ему да буйну голову. |
МОЛОДЕЦ ЗВЕРИНЫЙ
БОГАТЫРЬ СТАРЫЙ
КАЗАК СВЯТОРУССКИЙ
КОНЬ СОЛОВИЙ
ПОСВИСТ ДОРОДНЫЙ
ПОКРИК БОГАТЫРСКИЙ
-
Из какой семьи Илья Муромец?
-
Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?
-
Кто и с помощью чего вылечил Илью?
-
Кто такие калики перехожие?
-
С кем собирался сразиться Илья Муромец?
-
Чем был страшен Соловей-разбойник?
-
Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника?
-
Куда ранил Илья Соловья?
-
При каком князе жил Илья Муромец?
-
В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.
На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.
Урок чтения и развития речи в 6 классе.
Тема: «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";
2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;
3) воспитание патриотических чувств.
Ход урока.
1. Орг.момент, сообщение целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.
2. Введение в тему.
- А что такое былина?
Дети: это русские народные песни-сказания сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью.
- Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.
А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.
(Показывает карточку с изображением печи и колодца).
- Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.
Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.
- Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.
Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?
Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.
- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?
Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.
- Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.
3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» . Итак, проверим.
- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?
Дети: на дубе.
- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).
-
Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)
-
Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.
-
Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.
-
Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)
-
С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)
-
Чем был страшен Соловей-разбойник? (Свистом)
-
Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.
-
Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)
-
При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).
- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Игра "Армреслинг".
4. Работа с темой урока.
- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: - 6-й слайд
(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).
Молодец |
Дородный |
Богатырь |
Святорусский |
Казак |
Старый |
Конь |
Богатырский |
Посвист |
Соловий |
Покрик |
Звериный |
- Как нужно читать былины? (Напевно, не торопясь)
В старину былины сопровождались гуслями. (Сообщение ученика).-
7-й -9 слайды.
В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.
Речевая разминка:
АОУЫИЕЁЮЯИЫУ
- Какие буквы пропели? (гласные)
- Какие из них обозначают 2 звука?
Работа с отрывком былины. (стр.52)
-
Чтение учителем.
Работа с новыми совами:
БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;
РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;
РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.
-
Чтение 2-3 учениками.
Опрос:
- С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).
- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.
- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)
Прочитайте наказы отца своему сыну.
- Объясните слова «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»
- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?
- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?
- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.
-
Чтение по ролям.
- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?
- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).
Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд.
Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды - выберите нужную и назовите её.
Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами
(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).
5. Физкультминутка.
6. Продолжение темы урока.
- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, веками воспитывали в юношах любовь к родной земле.
Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.
-
Родина – мать, умей за неё постоять.
-
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Объясните смысл данных пословиц.
- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.
(Сообщение ученика).
На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.
7. Обобщение, оценки.
8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….
Изложи в правильном порядке ход событий в былине:
Событие 1 |
Он стал-то эту силушку великую, Стал конём топтать да стал копьём колоть. |
Событие 2 |
Из того ли из города Мурома, Из того ли села Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. |
Событие 3 |
Его добрый конь да богатырский С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холмы стал перемахивать. |
Событие 4 |
Он тетивочку шёлковеньку натягивал, А он стрелочку калёную накладывал, То он стрелял в того Соловья-разбойника… |
Событие 5 |
Маковки на теремах покривились, А околенки во теремах рассыпались… |
Событие 6 |
Он приехал-то во славный стольный Киев –град А ко славному ко князю на широкий двор. |
Событие 7 |
Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле. И он срубил ему да буйну голову. |
МОЛОДЕЦ ЗВЕРИНЫЙ
БОГАТЫРЬ СТАРЫЙ
КАЗАК СВЯТОРУССКИЙ
КОНЬ СОЛОВИЙ
ПОСВИСТ ДОРОДНЫЙ
ПОКРИК БОГАТЫРСКИЙ
-
Из какой семьи Илья Муромец?
-
Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?
-
Кто и с помощью чего вылечил Илью?
-
Кто такие калики перехожие?
-
С кем собирался сразиться Илья Муромец?
-
Чем был страшен Соловей-разбойник?
-
Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника?
-
Куда ранил Илья Соловья?
-
При каком князе жил Илья Муромец?
-
В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.
На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»