Рабочая программа по алгебре 8 класс
Алгебра 8 класса 2011-2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета алгебра для 8 класса МОУ СОШ № 2 г. Миллерово составлена на основе Примерной программы основного общего образования.
Естественно-математическое образование в системе общего среднего образования, занимает одно из ведущих мест. Математика, являясь обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Включение ее в качестве основного учебного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения.
Назначение математического образования можно охарактеризовать с двух сторон: практической, связанной с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности и духовной, связанной с мышлением человека, с овладения определенным методом познания и преобразованием мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. С другой стороны математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии. Таким образом, без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
Роль математики в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека определяет цели и задачи обучения математике в общеобразовательной школе:
-
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в конкретной практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, доля продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
-
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общечеловеческого прогресса.
Цели изучения курса алгебры 8 класса.
Развитие вычислительных и формально – оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
Основой для рабочей программы по алгебре на 2011-2012 учебный год в 8 классе является авторская программа Алимова для общеобразовательных учреждений.(Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г. М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк. -4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004. Стр 129.)
Основным учебным пособием для обучающихся является учебник:
-
Алгебра, 8: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. -10-е изд. – М: Просвещение, 2004.
Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия Ш.А. Алимова, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения. Учебным планом школы на 2011-2012 учебный год выделено 102 часа (3 часа в неделю). Данное количество часов полностью соответствует авторской программе.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике. Основные разделы: курса «Алгебра. 8 класс» - «Неравенства», «Приближенные вычисления», «Квадратные корни», «Квадратные уравнения.», «Квадратичная функция».
Решение задач». При изучении учебного курса 8 класса уделяется внимание задачам направленным на развитие естественно - научного мировоззрения, комбинаторики. Планирование рассчитано на 3 часа в неделю, всего 102 часа (календарно тематическое планирование предполагает проведение согласно календарного графика 101 час). Изучение учебного курса в 8 классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 8 контрольных работ.
Содержание обучения
1. Повторение курса алгебры 7 класса
2. Неравенства
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства, их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.
Основная цель — сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы.
Изучение темы начинается с повторения свойств чисел, что дослужит, в частности, опорой при формировании умения решать неравенства первой степени с одним неизвестным.
Свойства числовых неравенств составляют основу решения неравенств первой степени с одним неизвестным. При доказательстве свойств неравенств используется прием, состоящий в сравнении с нулем разности левой и правой частей неравенств. Доказываются теоремы о почленном сложении и умножении неравенств. Этих примеров достаточно для того, чтобы учащиеся имели представление о том, как доказываются неравенства. Выработка у учащихся умения доказывать неравенства не предусматривается. При решении неравенств и их систем используется графическая иллюстрация. Здесь же вводится понятие числовых промежутков.
Умение решать неравенства и их системы является основой для решения квадратных, показательных, логарифмических неравенств.
При изучении этой темы учащиеся знакомятся с понятиями уравнений и неравенств, содержащих неизвестное под знаком модуля, получают представления о геометрической иллюстрации уравнения | х | = а и неравенств | х | > а, \ х \ < а. Формирование умений решать такие уравнения и неравенства не предусматривается.
3. Приближенные вычисления
Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Стандартный вид числа. Вычисления на калькуляторе степени числа и числа, обратного данному. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек памяти.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием погрешности приближения как показателем точности и качества приближения, выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора.
Учащиеся знакомятся с понятиями приближенных значений величин и погрешностью приближения, учатся оценивать погрешность приближения, повторяют правила округления, получают представления об истории развития вычислительной техники, о задачах, решаемых с помощью ПК.
4. Квадратные корни
Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных числах; ввести понятия иррационального и действительного чисел; научить выполнять простейшие преобразования Сражений, содержащих квадратные корни.
Понятие иррационального числа вводится после введения понятия арифметического квадратного корня и повторения сведений о рациональных числах в связи с извлечением квадратного корня из числа. Показывается нахождение приближенных значений квадратных корней с помощью калькулятора. Дается геометрическая интерпретация действительного числа. Таким образом, учащиеся получают начальные представления о действительных числах.
Приводятся доказательства теорем о квадратном корне из степени, произведения, дроби. Учащиеся учатся выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни. При выполнении преобразований внимание в основном должно уделяться внесению числового множителя под знак корня и вынесению его из-под знака корня. При внесении буквенного множителя под знак корня достаточно ограничиться случаем, когда буквенный множитель положителен. Специальное место должно занять освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Умения выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, необходимы как для продолжения изучения курса алгебры, так и в смежных дисциплинах.
5. Квадратные уравнения
Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.
Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их к решению задач.
Изучение темы начинается с решения уравнения вида х2 = а, где а > 0, и доказательства теоремы о его корнях. Затем на конкретных примерах рассматривается решение неполных квадратных уравнений.
Метод выделения полного квадрата специально не изучается. Учащиеся на одном или двух примерах знакомятся с этим методом, чтобы осознанно воспринять вывод формулы корней квадратного уравнения. Эта формула является основной. Знание же остальных формул, которые приводятся в учебнике, не является обязательным.
Знакомство с теоремой Виета будет полезно при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на множители. Упражнения на применение теоремы Виета учащимся можно не выполнять, так как этот материал носит вспомогательный характер.
Ведется работа по формированию умения в решении уравнений, сводящихся к квадратным. Здесь основное внимание уделяется уравнениям с неизвестным в знаменателе дроби, задачам, сводящимся к решению уравнений такого вида.
Продолжается изучение систем уравнений. Учащиеся овладевают методами решения систем уравнений второй степени причем основное внимание уделяется решению систем, в которых одно из уравнений второй степени, а другое первой, способом подстановки. Решение систем уравнений, где оба уравнения второй степени, имеет при данном изложении материала второстепенное значение.
В конце изучения темы рассматриваются координаты середины отрезка, формула расстояния между двумя точками плоскости, уравнение окружности. Для этого используется материал из курса геометрии.
В данной теме в связи с изучением квадратных уравнений дается понятие о комплексных числах. Знакомство с комплексными числами в алгебраической форме создает основу для расширения сформированных у учащихся представлений о числах. Этот материал не является обязательным для изучения, но может быть рассмотрен в ознакомительном плане при заключительном обобщении данной темы.
6. Квадратичная функция
Определение квадратичной функции. Функции у = х2, у = ах2, у = ах2 + bх + с. Построение графика квадратичной функции.
Основная цель — научить строить график квадратичной функции.
Изучение темы начинается с повторения знаний о линейной функции и примеров реальных процессов, протекающих по закону квадратичной зависимости. При этом повторяется разложение квадратного трехчлена на множители. Вводится понятие нулей функции.
Далее учащиеся последовательно знакомятся с графиками и свойствами функций у = х2, у = ах2, у = х2 + рх + д, у = ах2 + bх + с.
Построение графиков этих функций на конкретных примерах осуществляется по точкам. Основное внимание уделяется построению графика с использованием координат вершины параболы, нулей функции (если они имеются) и нескольких дополнительных точек. Преобразования же графиков являются вспомогательным материалом.
При изучении темы формируются умения определять по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, нули функции. (Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции и решение задач с их применением не входит в число обязательных умений.)
Здесь учащимся предоставляется возможность еще раз повторить решение систем двух уравнений, одно из которых первой, а Другое второй степени.
7. Квадратные неравенства
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Основная цель — выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Первым при изучении темы приводится аналитический способ решения квадратных неравенств, который требует повторения решения систем неравенств первой степени с одним неизвестным. Однако этот способ не является основным.
После повторения свойств квадратичной функции (нахождение координат вершины и определения направления ветвей параболы) учащиеся овладевают методом решения квадратичных неравенств с помощью графика нахождения квадратичной функции.
При наличии времени можно познакомить учащихся с методом интервалов.
8. Повторение. Решение задач.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел программы |
Общее кол-во часов |
Примерные календарные сроки |
Кол-во контрольных работ |
1. |
Повторение |
2 |
01.09-02.09 |
- |
2. |
Неравенство |
21 |
07.09-21.10 |
2 |
3. |
Приближенные вычисления |
9 |
26.10-18.11 |
1 |
4. |
Квадратные корни |
15 |
23.11-22.12 |
1 |
5. |
Квадратные уравнения |
20 |
23.12-22.02 |
2 |
6. |
Квадратичная функция |
12 |
24.02-11.04 |
1 |
7. |
Квадратные неравенства |
9 |
12.04-02.05 |
1 |
8. |
Итоговое повторение |
13 |
03.05-30.05 |
1 |
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Дата проведения |
Контроль |
ТСО и ИКТ |
|
||
Повторение. (2) |
||||||||
1-2 |
Вводное повторение. |
2 |
01.09 02.09 |
С.р. |
Презентация |
|
||
I. Неравенство (21 час) |
||||||||
3-4 |
Положительные и отрицательные числа. |
2 |
07.09 08.09 |
|
Презентация |
|
||
5 |
Числовые неравенства |
1 |
09.09 |
|
|
|
||
6-7 |
Основные свойства числовых неравенств. |
2 |
14.09 15.09 |
С.р. |
Презентация |
|
||
8 |
Сложение и умножение неравенств. |
1 |
16.09 |
|
|
|
||
9 |
Строгие и нестрогие неравенства. |
1 |
21.09 |
|
|
|
||
10 |
Контрольная работа №1 по теме «Неравенства» |
1 |
22.09 |
К.р. |
|
|
||
11 |
Работа над ошибками. |
1 |
23.09 |
|
|
|
||
12 |
Неравенства с одним неизвестным |
1 |
28.09 |
|
Презентация |
|
||
13-15 |
Решение неравенств. |
3 |
29.09 30.09 05.10 |
С.р. |
Презентация |
|
||
16-17 |
Система неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. |
2 |
06.10 07.10 |
С.р. |
Презентация |
|
||
18-19 |
Решение систем неравенств. |
2 |
12.10 13.10 |
|
|
|
||
20-21 |
Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. |
2 |
14.10 19.10 |
С.р. |
Презентация |
|
||
22 |
Контрольная работа № 2 по теме «Неравенства». |
1 |
20.10 |
К.р. |
|
|
||
23 |
Работа над ошибками. |
1 |
21.10 |
|
|
|
||
II. Приближенные вычисления (9 часов). |
||||||||
24 |
Приближенные значения величин. Погрешность вычисления. |
1 |
26.10 |
|
Диск К и М |
|
||
25 |
Оценка погрешности. |
1 |
27.10 |
|
Диск К и М |
|
||
26 |
Округление чисел. |
1 |
28.10 |
С.р. |
Диск К и М |
|
||
27-28 |
Относительная погрешность. |
2 |
02.11 10.11 |
|
Диск К и М |
|
||
29-30 |
Стандартный вид числа. |
2 |
11.11 16.11 |
С.р. |
|
|
||
31 |
Контрольная работа № 3 по теме «Приближенные вычисления». |
1 |
17.11 |
К.р. |
|
|
||
32 |
Работа над ошибками. |
1 |
18.11 |
|
|
|
||
III. Квадратные корни (15 часов). |
||||||||
33 |
Арифметический квадратный корень |
1 |
23.11 |
|
Презентация |
|
||
34 |
Действительные числа. |
1 |
24.11 |
|
|
|
||
35-37 |
Квадратный корень из степени. |
3 |
25.11 30.11 01.12 |
С.р. |
Презентация |
|
||
38-41 |
Квадратный корень из произведения. |
4 |
02.12 07.12 08.12 09.12 |
С.р. |
Презентация |
|
||
42-44 |
Квадратный корень из дроби. |
3 |
14.12 15.12 16.12 |
С.р. |
Презентация |
|
||
45 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Арифметический квадратный корень». |
1 |
21.12 |
К.р. |
|
|||
46 |
Работа над ошибками. |
1 |
22.12 |
|
|
|||
Глава IV. Квадратные уравнения (20) |
||||||||
47-48 |
Квадратные уравнения и его корни |
2 |
23.12 28.12 |
С.р. |
Презентация |
|||
49-50 |
Неполные квадратные уравнения |
2 |
11.01 12.01 |
С.р. |
|
|||
51-52 |
Метод выделения полного квадрата |
2 |
13.01 18.01 |
|
Презентация |
|||
53-54 |
Решение квадратных уравнений |
2 |
19.01 20.01 |
С.р. |
Презентация |
|||
55-56 |
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. |
2 |
25.01 26.01 |
С.р. |
Презентация |
|||
57-58 |
Уравнения, сводящиеся к квадратным |
2 |
27.01 01.02 |
|
|
|||
59 |
Контрольная работа №5 |
1 |
02.02 |
|
|
|||
60-63 |
Решение задач с помощью квадратных уравнений |
4 |
03.02 08.02 09.02 10.02 |
С.р. С.р. |
Презентация |
|||
64-66 |
Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени |
3 |
15.02 16.02 17.02 |
С.р. |
Презентация |
|||
67 |
Контрольная работа №6 |
1 |
22.02 |
|
|
|||
Глава V. Квадратичная функция (12) |
||||||||
68-69 |
Определение квадратичной функции |
2 |
24.02 29.02 |
|
Презентация |
|||
70-71 |
Функция у=х2 |
2 |
07.03 09.03 |
С.р. |
Презентация |
|||
72-73 |
Функция у=ах2 |
2 |
14.03 15.03 |
С.р. |
|
|||
74-76 |
Функция у=ах2+bx+c |
3 |
16.03 21.03 04.04 |
С.р. |
Презентация |
|||
77-78 |
Построение графика квадратичной функции |
2 |
05.04 06.04 |
С.р. |
|
|||
79 |
Контрольная работа №7 |
1 |
11.04 |
|
|
|||
Глава VI. Квадратные неравенства (9) |
||||||||
80-81 |
Квадратное неравенство и его решения |
2 |
12.04 13.04 |
С.р. |
Презентация |
|||
82-84 |
Решение квадратного неравенства с помощью квадратичной функции |
3 |
18.04 19.04 20.04 |
С.р. |
Презентация |
|||
85-86 |
Метод интервалов |
2 |
25.04 26.04 |
С.р. |
|
|||
87 |
Исследование квадратного трехчлена |
1 |
27.04 |
|
|
|||
88 |
Контрольная работа №8 |
1 |
02.05 |
|
|
|||
Итоговое повторение (13) |
||||||||
89 |
Повторение. Неравенства |
1 |
03.05 |
|
|
|||
90 |
Повторение. Приближенные вычисления |
1 |
04.05 |
С.р. |
|
|||
91-92 |
Повторение. Квадратные корни. |
2 |
10.05 11.05 |
С.р. |
Презентация |
|||
93-94 |
Повторение. Квадратные уравнения |
2 |
16.05 17.05 |
С.р. |
|
|||
95 |
Повторение. квадратичная функция. |
1 |
18.05 |
|
Презентация |
|||
96 |
Повторение. Квадратные неравенства |
1 |
23.05 |
|
|
|||
97 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
24.05 |
|
|
|||
98- 101 |
Урок систематизации и знаний учащихся |
4 |
25.05 30.05 |
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
Печально, что уникальность вашего текста низкая.
В программе не отражена внеаудиторная самостоятельная работа, просто удивляюсь, как можно обучать математике без домашнего задания. Даты, обозначенные в программе никому не интересны, их не нужно публиковать, вместо этого желательно поместить ссылку на конкретный параграф учебника с выполняемыми заданиями для каждого урока.
В тексте программы встречаются опечатки и неточности (точки в заголовках не ставятся), чего не должно быть.
Хорошая рабочая программа обязательно содержит авторский дидактический материал: самостоятельные работы, тестовые задания и т.д.
Желательно программу доработать.