Урок - игра "Законы Ньютона"
научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Урок – игра « Законы Ньютона»
Цель: в игровой форме обобщить, закрепить знания по теме «Законы Ньютона»;
научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Эпиграфы к уроку:
Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643 – 1727гг.)
Оформление: портрет Ньютона, эпиграфы на доске.
Оборудование: Стакан пустой, открытка, прищепка; кольцо из бумаги, монета и бутылка; лист бумаги и стакан с водой; скатерть две большие монеты, одна маленькая монета и стакан.
Ход урока
-
Орг. момент
Вступительное слово учителя:
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
-
Конкурсы и игра.
-
Блиц – турнир.
-
Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
-
Тело движется прямолинейно т и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?
-
Как читается первый закон Ньютона?
-
Инерциальная ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой-либо инерциальной системы?
-
Что является причиной ускоренного движения тел?
-
Как читается второй закон Ньютона?
-
Как читается третий закон Ньютона?
-
Какая сила называется силой реакции опоры?
-
Что такое вес тела?
-
10.Что такое сила?
11. Какая сила называется результирующей?
-
Конкурс «Доверяй, но проверяй»
Учащиеся должны представить опыт и объяснить, какое явление они наблюдают.
Опыт 1: положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкните по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите это несколько раз. Иногда прищепка падает в стакан в своем прежнем положении, а иногда падая, переворачивается. Почему?
( щелкая пальцем по открытке, вы прилагаете к ней силу. Открытка сдвигается с места так быстро, что не успевает увлечь прищепку та собой. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает ее. Если вы толкнете открытку с недостаточной силой, она потащит прищепку за собой, а сила тяготения потянет верхушку прищепки вниз, в результате чего она перевернется)
Опыт 2: Расположите кольцо на горлышке пустой бутылки. На кольцо положите монету, а внутрь введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Как объяснить наблюдаемое явление?
Опыт 3: Положите лист бумаги на край стола. На листок поставьте брусок или стакан с водой. Свешивающийся конец листа возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему. При этом листок выдергивается, а стакан остается. Почему?
( при резком выбивании картонного кольца из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая по величине сила трения, действующая на монету, не может сообщить последней скорость в горизонтальном направлении. Практически монета сохраняет состояние покоя по инерции, но при удалении опоры падает в бутылку)
Опыт 4: На ровную поверхность стола положите скатерть, а на скатерть две монеты. На них поставьте стакан. Третью монету, меньшую по толщине, положите под стакан посередине. Попробуйте достать ее, не пользуясь никакими предметам и не касаясь руками ни монет, ни стакана.
( ногтем пальца вызывают движение скатерти рывками в направлении на себя. Скатерть движется вместе с монетой, затем срывается с ногтя и рывком перемещается обратно, а монета вследствие инерции остается. Этот процесс периодически повторяются до тех пор, пока монета не выйдет из-под стакана.)
-
Конкурс «Колесо истории»
-
Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642г. по старому стилю, 4 января 1643г. по новому стилю).
-
В каком университете учился Ньютон с 1661г.? ( Кембриджский университет, колледж святой Троицы)
-
Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет)
-
В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (оптика)
-
От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. К какому? (закон всемирного тяготения)
-
Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни? (Да, в 1705г. королева Анна возвела его в рыцарское достоинство.))
-
Где похоронен Ньютон? ( Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727г.. Его похоронили в Вестминстерском аббатстве.)
-
Конкурс « Кто быстрее решит задачу»
-
При повороте трамвая пассажира, сидящего лицом по ходу движения, «прижало» правым плечом к стенке вагона. В какую сторону повернул трамвай?
-
К потолку каюты корабля, идущего равномерно и прямолинейно, подвешен груз. Как будет двигаться груз относительно каюты, если корабль будет: увеличивать свою скорость? Замедляет ее? Повернет влево?
-
На тело массой 5 кг вдоль одной прямой действуют две силы:12Н и 8Н. Определите ускорение этого тела в случаях: А0 угол между ними составляет 0°; б) угол между ними -180°.(4м/с2 , 0,8м/с2)
-
Система отсчета жестко связана с лифтом. В каких из приведенных ниже случаях систему отсчета можно считать инерциальной? Лифт: 1) свободно падает; 2) движется равномерно вверх; 3) движется ускоренно вниз; 4) движется замедленно вверх; 5) движется равномерно вниз.
-
Сила 60Н сообщает телу ускорение 0,8м/с2 . Какая сила сообщит этому телу ускорение 2м/с2 ?
-
На тело массой 500г действуют две силы, направленные в противоположные стороны: 109Н и 8Н. Определите модуль и направление ускорения.
-
Подведение итогов. Награждение победителей.
-
Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Ньютон открыл законы, которые играют большую роль в механики. Открытию закона всемирного тяготения Ньютон должен быть благодарен падению яблока на голову. В результате которого он произнес слово - «Эврика».
Сегодня, я, вам вручая яблоко, которое является символом открытий. Желаю вам в своей жизни, что – то новое открыть.
-
Домашнее задание.
П. §10-12
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»