Урок по теме "Механические колебания"
• сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;
• формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
• вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;
• умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
• прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.
Урок по теме «Механические колебания.
Величины, характеризующие колебательное движение»
(9класс)
Цель урока:
-
сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;
-
формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
-
вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;
-
умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
-
прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.
Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: ИКТ-технология.
Оборудование: демонстрационное: шарик на нити, груз на пружине, сосуд с вязкой жидкостью (растительное масло), компьютер с проектором.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Изучение нового материала и закрепление.
-
Закрепление изученного материала.
-
Итог урока
-
Домашнее задание.
Ход урока
-
Организационный момент. Презентация
Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.
Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся
И с силой наполняется,
Дарующей успех.
Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.
Вопросы к кроссворду:
-
Физическая величина, характеризующая быстроту движения.
-
Назовите единицы измерения скорости.
-
С помощью какого прибора измеряют скорость?
-
-
Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?
-
В каких единицах измеряется ускорение?
-
Какой буквой обозначается ускорение?
-
-
Характеристика взаимодействия тел.
-
Назовите виды сил?
-
С помощью какого прибора можно измерять силу?
-
-
Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.
-
Что называется перемещением?
-
Какие единицы перемещения вы знаете?
-
-
Как называется падение тел под действием силы тяжести?
-
Чему равно ускорение свободного падения?
-
-
В каких единицах измеряют углы?
-
Какие единицы измерения углов вы знаете?
-
Каким приборам мы измеряем углы?
-
-
Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…
-
Назовите виды движения.
-
Что называется равномерным и неравномерными движением?
-
-
Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.
-
Назовите виды трения?
-
Назовите способы уменьшения и увеличения трения?
-
-
Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.
-
Назовите единицу измерения времени в системе СИ.
-
С помощью каких приборов измеряют время?
-
Назовите мне ключевое слово - КОЛЕБАНИЯ.
Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий,
На ветке паук.
Колеблется воздух
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
(формулируется цель урока)
3.Изложение нового материала.
Урок начинается с демонстрации: 1)колебание шарика на нити. 2)колебание маятников часов и т.д.
Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.
Учащиеся: повторение.
Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?
Учащиеся: колебания.
Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. Приведите свои примеры колебательного движения.
Учащиеся приводят примеры колеблющихся тел из демонстраций, которые они наблюдали и из окружающей жизни.
Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.
Учащиеся дают ответы.
Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.
Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.
Учащимся предлагается привести в колебание математической и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?
Учащиеся: подействовали силой.
Учитель: Для того, чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.
Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?
Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.
Учитель: Как вы думаете, как будет ввести себя маятник, если его поместить в масло или глицерин?
Учащиеся: Колебания сразу прекратятся, т.к. возникает большое сопротивление движению.
Учитель: Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали механические колебания:
-
колебательная система должна быть выведена из положения равновесия;
-
силы трения в системе должны быть малы.
Учитель: В зависимости, какие силы действую на тело различают свободные и вынужденные колебания.
СВОБОДНЫЕ - это колебания, происходящие под действием внутренних сил.
ВЫНУЖДЕННЫЕ - это колебания, происходящие под действием внешних сил.
Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.
Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.
« Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет»
Фирдоуси (персидский поэт)
6. Домашнее задание.
§24-6, упр.23
Литература
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.9кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009.
-
А.В.Перышкин. сборник задач по физике: 7-9кл. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
-
С.А. Тихомирова. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»