В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок по теме "Механические колебания"

Урок по теме "Механические колебания"

Алла Тютюнникова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 5912
Краткое описание
Цель урока:
•    сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;
•    формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
•    вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;
•     умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
•    прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок по теме Механические колебания (9класс).doc Скачать

Урок по теме «Механические колебания.

Величины, характеризующие колебательное движение»

(9класс)

Цель урока:

  • сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;

  • формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;

  • вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;

  • умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;

  • прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.

Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: ИКТ-технология.

Оборудование: демонстрационное: шарик на нити, груз на пружине, сосуд с вязкой жидкостью (растительное масло), компьютер с проектором.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала и закрепление.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Итог урока

  6. Домашнее задание.


Ход урока

  1. Организационный момент. Презентация

Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

Когда мы улыбаемся,

Мы самоисцеляемся

И с силой наполняется,

Дарующей успех.

Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.

2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.

Вопросы к кроссворду:

  1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения.

    • Назовите единицы измерения скорости.

    • С помощью какого прибора измеряют скорость?

  2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?

    • В каких единицах измеряется ускорение?

    • Какой буквой обозначается ускорение?

  3. Характеристика взаимодействия тел.

    • Назовите виды сил?

    • С помощью какого прибора можно измерять силу?

  4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.

    • Что называется перемещением?

    • Какие единицы перемещения вы знаете?

  5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?

    • Чему равно ускорение свободного падения?

  6. В каких единицах измеряют углы?

    • Какие единицы измерения углов вы знаете?

    • Каким приборам мы измеряем углы?

  7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…

    • Назовите виды движения.

    • Что называется равномерным и неравномерными движением?

  8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.

    • Назовите виды трения?

    • Назовите способы уменьшения и увеличения трения?

  9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.

    • Назовите единицу измерения времени в системе СИ.

    • С помощью каких приборов измеряют время?

Назовите мне ключевое слово - КОЛЕБАНИЯ.

Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий,

На ветке паук.

Колеблется воздух

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

(формулируется цель урока)

3.Изложение нового материала.

Урок начинается с демонстрации: 1)колебание шарика на нити. 2)колебание маятников часов и т.д.

Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.

Учащиеся: повторение.

Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?

Учащиеся: колебания.

Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. Приведите свои примеры колебательного движения.

Учащиеся приводят примеры колеблющихся тел из демонстраций, которые они наблюдали и из окружающей жизни.

Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.

Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.

Учащимся предлагается привести в колебание математической и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?

Учащиеся: подействовали силой.

Учитель: Для того, чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.

Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?

Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.


Учитель: Как вы думаете, как будет ввести себя маятник, если его поместить в масло или глицерин?

Учащиеся: Колебания сразу прекратятся, т.к. возникает большое сопротивление движению.


Учитель: Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали механические колебания:

  • колебательная система должна быть выведена из положения равновесия;

  • силы трения в системе должны быть малы.

Учитель: В зависимости, какие силы действую на тело различают свободные и вынужденные колебания.

СВОБОДНЫЕ - это колебания, происходящие под действием внутренних сил.

ВЫНУЖДЕННЫЕ - это колебания, происходящие под действием внешних сил.

Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.

Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.

4. Закрепление нового материала.


5. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.

« Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой тянись

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет»

Фирдоуси (персидский поэт)

6. Домашнее задание.

§24-6, упр.23



Литература

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.9кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009.

  2. А.В.Перышкин. сборник задач по физике: 7-9кл. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  3. С.А. Тихомирова. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная Пресса, 2002.

Урок по теме Механические колебания (9класс).zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров