В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок «Заглавная буква».

Урок «Заглавная буква».

Елена Галкина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:22просмотров: 21094 комментариев: 6
Краткое описание
Урок русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква". Объяснение нового материала построено в занимательной игровой форме.
Описание
Фамилия, имя, отчество автора: Галкина Елена Владимировна.
Квалификационная категория: высшая.
Место проживания: г. Санкт-Петербург.
Название учебного заведения: ГБОУ средняя школа №314 г. Санкт-Петербурга.
Дисциплина: русский язык.
Учебник, по которому ведется обучение:  Т. Г. Рамзаева Русский язык: учебник для 2 класса нач. шк. В 2 ч.
Тема: Урок «Заглавная буква».
Класс: 2 класс. 
Продолжительность урока: 45 минут.
 
 

 
 

 Урок «Заглавная буква».
 Цель: формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы.
 Задачи: 1.Образовательные:
                — учить распознавать среди других слов имена собственные;
                — отрабатывать навыки грамотного письма;
                — отрабатывать навыки правильного произношения;
                — работать над развитием речи.
               2. Воспитательные:
                — воспитывать трудолюбие;
                — воспитывать положительную мотивацию к обучению;
                — учить аккуратности при оформлении записей;
                — закреплять умения слушать товарищей.
              3. Развивающие:
                — развивать орфографическую зоркость;
                — развивать зрительное и слуховое восприятие;
                — развивать воображение, смекалку, речь.
 Оборудование: модель воздушного шара, дневники наблюдений (рабочие листы), раздаточный материал, игрушки, учебник, музыкальное сопровождение.
 Форма урока: урок-путешествие. 
 Ход урока:
 1. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку.)
— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь. Но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта? (Самолет, вертолет, планер, воздушный шар, дирижабль.) 
— Верно. А вот на каком из видов воздушного транспорта мы будем  путешествовать сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадку:
  Мой любимый теплый воздух,
  Со мной творишь ты чудеса!
  И, как в прекрасной, дивной сказке,
  Я поднимаюсь в небеса.
  Моя чудесная корзина
  Весьма уютна и светла,
  И путешественникам юным
  В ней хватит места, как всегда.
  В дороге нам поможет дружба,
  И смелость тоже нам нужна…
  Вы догадались, кто я? (Воздушный шар.)
— Верно. Это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия. Теплый воздух заставляет шар подниматься вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. 
 Учитель демонстрирует модель воздушного шара.)
— Цель путешествия —  научное путешествие в волшебную страну (грамотное письмо). 
— Отправляясь в путешествие, путешественники берут с собой запас провизии и спасательные средства. Что мы возьмем с собой из провизии? Надо помнить, что у нас научное путешествие. (Наша провизия – это наши знания, умения, навыки.)
— Что будет являться нашими спасательными средствами? (Нашими спасательными средствами будут — грамотное письмо и красивый почерк.)
— Ребята, каждый путешественник  ведет дневник наблюдений, куда записывает  все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.
 (Учитель демонстрирует дневник наблюдений. Приложение 1.)
— Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений  и запишите сегодняшнее число. 
 (Дети записывают число)
— Скорее в путь, мои друзья.
 2. Релаксация. (Звучит музыка)
— Мы на борту замечательного воздушного корабля. Закройте глаза и прислушайтесь к небесным звукам. 
 (Под музыкальное сопровождение учитель читает текст, дети релаксируют.)
-1,2,3! Вот мы и в воздухе. Как спокойно и тихо. Посмотрите, как красиво вокруг!  Мы слышим легкий шепот ветра. Ощущаем легкость белых облаков, проплывающих в вышине. Мы прикасаемся к ним рукой. Какие они все разные. Белоснежные, воздушные, ажурные, невесомые, молчаливые облака. Дышится свободно и непринужденно. Ощущаем кристально чистый исцеляющий воздух. Наш шар медленно опускается. Мы приземляемся в страну Заглавных букв. 1,2,3!  
 3. Сообщение темы урока.
 - Мы в стране «Заглавных букв». Здесь все подчинено законам русского языка.
  Буква обычная выросла вдруг
  Выросла выше букв-подруг.   
  Смотрят с почтеньем на букву подруги.
  Но почему? За какие заслуги?
  Буква расти не сама захотела,
  Букве поручено важное дело.
  Ставится в слово не зря и не просто
  Буква такого высокого роста.
  Ставится буква у строчки в начале,
  Чтобы начало все замечали.
  Имя, фамилия, пишутся с нею,
  Чтобы заметней ей быть и виднее. 
  Чтобы звучали громко и гордо
  Имя твое, имя улицы, города.
  Буква большая – совсем не пустяк.
  В букве большой – уважения знак!
— Сегодня на уроке мы поговорим о значении и случаях употребления заглавной буквы в именах собственных.
 4. Чистописание.
— А теперь пойдемте, погуляем по волшебной стране. Посмотрите, какое необычное дерево здесь растет. 
 (Рисунок волшебного дерева.)
— На дереве вырос волшебный урожай. Смотрите, какие необычные «плоды». Что это? (Это буквы.)
— Назовите их. (Буквы- А, Б, В, Г.)
— Какая буква лишняя и почему? (Буква А. Она обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки.)
— Что общего у этих букв? (Они все заглавные.)
— На сказочной поляне даже звуки волшебные.
— Закройте глаза и послушайте. Я буду хлопать в ладоши, а вы – считать хлопки. Сколько раз услышите хлопок, столько раз запишите в  свой дневник наблюдения букву, которую я покажу. 
 (Дети работают в дневниках наблюдения.)
 5.  Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
— Ребята, вы слышите? Нас кто-то зовет. 
 (Учитель знакомит детей со сказочным героем.)
— Посмотрите, кто это. Давай знакомиться. Как твое имя? Что? Ребята он говорит, что у него нет имени, и он не знает, что это такое. Надо срочно помочь нашему герою.
— В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Если это было русское слово, то значит это имя. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая. А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из других языков: греческого, латинского, древнееврейского. В этих языках у имен тоже есть значения.
<span style=«font-size:14.0pt;font-family:"Times New Roman","serif"»>- А вот, что значат наши имена, мы узнаем, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.
 (Дети работают с карточкой. Приложение 2.)
— Читай значение своего имени.
— Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы.
  Таня, Ваня, Петя, Галя,
  Лена, Нина, Мила, Валя,
  Коля, Ира, Алексей
  И Сережа и Андрей!
  Никогда не забывайте –
  Имя буквой выделяйте!
 (На доске открывается Табличка1.)
— Ребята, наш герой теперь знает как его зовут. 
 (Сказочный герой показывает табличку со своим именем.)
— Запишите в свой дневник наблюдений свое имя и имя нашего сказочного героя. Подчеркните заглавную букву в  именах.
 (Дети пишут.)
— Ребята, но у каждого из нас есть фамилия. Фамилия – это то, что человеку передается по наследству, обычно от отца. А знаете ли вы, что еще лет 150-200 назад  у большинства людей фамилий не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра. У людей не было фамилий. А называли людей по-разному, например, так: Князь Данило княж юрьев сын кузнеца.
— Давайте придумаем фамилию от имени Федя. (Федин, Федоров, Федухин…)
— Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если  у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев.
— Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
  Кем был твой прадед на Руси,
  Свою фамилию спроси.
  Есть в каждом классе Кузнецов.
  Кто прадед Кузнецова?
  Он был из рода кузнецов –
  Отец отца отцова.
  С пилою Пильщиков дружил.
  Мял Кожемякин кожи.
  В атаки Воинов ходил,
  Стрельцов сражался тоже.
  Звучат как музыка, как стих
  Фамилии простые. 
  Вглядись – и ты увидишь в них
  Историю России.
 (На доске открывается Табличка 2.)
— Ребята, наш герой теперь знает как его фамилия. 
 (Сказочный герой показывает табличку со своей фамилией.)
— Запишите в свой дневник наблюдений свою фамилию и фамилию нашего сказочного героя. Подчеркните заглавную букву в  фамилиях.
 (Дети пишут.)
— А теперь представьте такую ситуацию: у нас в школе два учителя с одинаковым именем и с одинаковой фамилией.  Например, Мария Петрова. Вас попросили позвать к телефону учителя Марию Петрову. Как же узнать, кого именно пригласить к телефону. Это можно сделать по отчеству. 
— Слово отчество означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени. 
— Отчества людей пишутся с заглавной буквы.
 (На доске открывается Табличка 3.)
— Ребята, сказочный герой предлагает вам поиграть в игру «Найди пару».
 (На доске и у детей на парте приготовлены карточки. Приложение 3.)
— Что одинакового в этих словах? (Звучат одинаково.)
— Что разного? (Записаны по-разному.)
— Почему они написаны по-разному? (Имеют разное значение.)
-Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы? (Это имена людей.)
— Сказочный герой очень доволен. Мы прощаемся с ним и отправляемся дальше.
— Имена, фамилии, отчества людей пишутся с заглавной  буквы.
 (Учитель обращает внимание детей на Табличку, и дети хором произносят правило.)
 6.  Заглавная буква в кличках животных.
— Посмотрите впереди волшебный зоопарк. Поспешим туда.
 (Картинка зоопарка и звукозапись с голосами животных.)
— Как здесь интересно. Ой, котенок. 
— Какой он хорошенький. Спрятался. Давайте позовем его.
 (Дети зовут: «Кис-кис-кис!».  Появляется сразу несколько котят.)
— Ой, а какой из них наш? Смотрите записка. «Моя кличка Барсик». Позовем его по имени. (Дети зовут котенка: «Барсик!»)
 (Учитель показывает котенка Барсика.)
— У животных тоже есть свои имена – клички. Клички животных пишутся с большой буквы.
 (На доске открывается Табличка 4.)
  Кошка Маришка,
  Котенок Тишка,
  Щенок Дружок, 
  Цыпленок Пушок,
  Корова Буренка,
  Коза Найденка,
  Поросенок Хрюша
  И бычок Гаврюша.
  Всех их клички до одной 
  Пишут с буквы прописной.
— Жители волшебного зоопарка приготовили нам задание. Внимание. Сейчас вы будете работать по группам. Каждая группа получит по 2 предложения, которые вы составите, вписывая пропущенное слово, а затем, расскажите как вы это сделали и почему так. 
 (Дети работают в группах с карточками. Приложение 4)
— Что получилось? Расскажите.
 (Дети рассказывают, учитель дублирует задание на доске.)
-Запишите задание соперников в дневник наблюдений.
 (Дети работают письменно.)
— Жители зоопарка прощаются с нами.
— Имена, фамилии, отчества людей и клички животных пишутся с заглавной  буквы.
 (Учитель обращает внимание детей на Табличку, и дети хором произносят правило.)
 7. Физкультминутка.
— Ребята, посмотрите, к нам летит воздушный шарик. Давайте мы тоже надуем себе воздушные шары. 
 (Учитель проводит упражнение для активизации мыслительной деятельности и снятия напряжения.  Все пальчики обеих рук в «щепотке», соприкасаются кончиками. Дуем на них. Пальчики принимают форму шара. И в обратном направлении.)
  " Шарик "  
  Надуваем быстро  шарик .
  Он становится большой.
  Вдруг шар лопнул,
  Воздух вышел –
  Стал он тонкий и худой.
— Наши шарики, к сожалению, сдулись. Но к нам прилетел  настоящий воздушный шарик. Он   нам поможет определиться куда же нам идти дальше.   Проследим глазками за его полетом. Сели ровно. Следим только глазками.
 (Учитель проводит гимнастику для глаз используя воздушный шарик.)
— Молодцы, ребята! Пока вы следили за полетом шарика, он шепнул мне, что обязательно вернется к нам со своими друзьями.
 8. Заглавная буква в названиях городов, деревень, улиц, рек.
- Ребята, шарик улетел в том направлении, значит, нам надо идти туда. Интересно, что нас ждет впереди. Я вижу учебник русского языка и на нем послание. Прочитаем – «Откройте учебник на странице 13, и вы попадете в Цветочный город. Следуйте инструкции учебника».
— Интересно как это в учебнике может оказаться целый город. Проверим.
 (Дети открывают учебник.)
— Найдите схему города. Рассмотрите ее. В какой сказке есть такой город? («Приключения Незнайки и его друзей».)
— Кто придумал этот город? (Николай Николаевич Носов)
— Почему город называется Цветочным? («В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов».)
— Прочитайте названия улиц. (Улица Одуванчиков, улица Маргариток, улица Колокольчиков, улица Васильков, аллея Ромашек.)
— Почему они так названы?
— Прочитайте название реки. 
— Почему у реки такое название?
— Какой можно сделать вывод о правописании заглавной буквы?
— Название городов, улиц, рек пишутся с заглавной буквы.
 (На доске открывается Табличка 5.)
— Спишите через запятую в дневник наблюдений название города, реки, аллеи и улиц. Подчеркните заглавную букву в  словах.
— Кто из героев  Цветочного города нарисован на картинке? Назови их. (Незнайка, Пулька, Знайка.)
— Почему у них такие имена?
— Напиши имена героев сказки в дневник наблюдения.
 (Дети пишут.)
— Расскажи, какие слова пишутся с заглавной буквы.
— Прочитайте правило на станице 13. Какие слова пишутся с заглавной буквы? 
— Прочитайте еще раз правило. Закройте учебник. Расскажите правило соседу. 
 (Дети работают в парах)
 9. Итог урока.
— Чему мы научился на уроке?
— Какие существительные пишутся с большой буквы?
— Заглавная буква – это знак уважения к человеку и грамотное отношение к русской речи.
 - Наше путешествие подходит к завершению и нам пора возвращаться домой. Все на воздушный шар.
 (Дети подходят к учителю, звучит музыка.)
— 1,2,3. Взлетаем!
 (Учитель раздает воздушные шары из шара, дети возвращаются на свои места с шариками.)
— И вот мы снова в классе. Шарик, который указывал нам дорогу, выполнил свое обещание. Он вернулся вместе со своими друзьями! Но посмотрите, у них на лицах нет ротиков. Нам предстоит исправить эту нелепую ошибку.
— Подумайте, какое настроение у вас было на уроке. Вспомните наше путешествие и отразите свои впечатления на шарике при помощи улыбки.
 (Дети приклеивают улыбку на шарик.)
— Покажите нам свои шарики.
 (Дети выходят к доске.)
— Вам понравился урок?
 - Наш урок закончен, спасибо за работу.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Таблички.docx Скачать

1.gif


Табличка 1.

имена


Страна «Заглавные буквы»


Табличка 2.

имена


фамилии




Страна «Заглавные буквы»






Табличка 3.

имена


фамилии




Страна «Заглавные буквы»


отчества



Табличка 4.

имена


фамилии




Страна «Заглавные буквы»


отчества




клички животных



Табличка 5.

города


деревни


имена






улицы


Страна «Заглавные буквы»


отчества






реки


клички животных


фамилии




конспект урока.docx Скачать

1.gif


Фамилия, имя, отчество автора: Галкина Елена Владимировна.

Квалификационная категория: высшая.

Место проживания: г. Санкт-Петербург.

Название учебного заведения: ГБОУ средняя школа №314 г. Санкт-Петербурга.

Дисциплина: русский язык.

Учебник, по которому ведется обучение: Т. Г. Рамзаева Русский язык: учебник для 2 класса нач. шк. В 2 ч.

Тема: Урок «Заглавная буква».

Класс: 2 класс.

Продолжительность урока: 45 минут.



































Урок «Заглавная буква».

Цель: формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы.

Задачи: 1.Образовательные:

- учить распознавать среди других слов имена собственные;

- отрабатывать навыки грамотного письма;

- отрабатывать навыки правильного произношения;

- работать над развитием речи.

2. Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие;

- воспитывать положительную мотивацию к обучению;

- учить аккуратности при оформлении записей;

- закреплять умения слушать товарищей.

3. Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать воображение, смекалку, речь.

Оборудование: модель воздушного шара, дневники наблюдений (рабочие листы), раздаточный материал, игрушки, учебник, музыкальное сопровождение.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку.)

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь. Но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта? (Самолет, вертолет, планер, воздушный шар, дирижабль.)

- Верно. А вот на каком из видов воздушного транспорта мы будем путешествовать сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мой любимый теплый воздух,

Со мной творишь ты чудеса!

И, как в прекрасной, дивной сказке,

Я поднимаюсь в небеса.

Моя чудесная корзина

Весьма уютна и светла,

И путешественникам юным

В ней хватит места, как всегда.

В дороге нам поможет дружба,

И смелость тоже нам нужна…

Вы догадались, кто я? (Воздушный шар.)

- Верно. Это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия. Теплый воздух заставляет шар подниматься вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного.

(Учитель демонстрирует модель воздушного шара.)

- Цель путешествия - научное путешествие в волшебную страну (грамотное письмо).

- Отправляясь в путешествие, путешественники берут с собой запас провизии и спасательные средства. Что мы возьмем с собой из провизии? Надо помнить, что у нас научное путешествие. (Наша провизия – это наши знания, умения, навыки.)

- Что будет являться нашими спасательными средствами? (Нашими спасательными средствами будут - грамотное письмо и красивый почерк.)

- Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.

(Учитель демонстрирует дневник наблюдений. Приложение 1.)

- Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число.

(Дети записывают число)

- Скорее в путь, мои друзья.

  1. Релаксация. (Звучит музыка)

- Мы на борту замечательного воздушного корабля. Закройте глаза и прислушайтесь к небесным звукам.

(Под музыкальное сопровождение учитель читает текст, дети релаксируют.)

-1,2,3! Вот мы и в воздухе. Как спокойно и тихо. Посмотрите, как красиво вокруг! Мы слышим легкий шепот ветра. Ощущаем легкость белых облаков, проплывающих в вышине. Мы прикасаемся к ним рукой. Какие они все разные. Белоснежные, воздушные, ажурные, невесомые, молчаливые облака. Дышится свободно и непринужденно. Ощущаем кристально чистый исцеляющий воздух. Наш шар медленно опускается. Мы приземляемся в страну Заглавных букв. 1,2,3!

3. Сообщение темы урока.

- Мы в стране «Заглавных букв». Здесь все подчинено законам русского языка.

Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею,

Чтобы заметней ей быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой – уважения знак!

- Сегодня на уроке мы поговорим о значении и случаях употребления заглавной буквы в именах собственных.

4. Чистописание.

- А теперь пойдемте, погуляем по волшебной стране. Посмотрите, какое необычное дерево здесь растет.

(Рисунок волшебного дерева.)

- На дереве вырос волшебный урожай. Смотрите, какие необычные «плоды». Что это? (Это буквы.)

- Назовите их. (Буквы- А, Б, В, Г.)

- Какая буква лишняя и почему? (Буква А. Она обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки.)

- Что общего у этих букв? (Они все заглавные.)

- На сказочной поляне даже звуки волшебные.

- Закройте глаза и послушайте. Я буду хлопать в ладоши, а вы – считать хлопки. Сколько раз услышите хлопок, столько раз запишите в свой дневник наблюдения букву, которую я покажу.

(Дети работают в дневниках наблюдения.)

5. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

- Ребята, вы слышите? Нас кто-то зовет.

(Учитель знакомит детей со сказочным героем.)

- Посмотрите, кто это. Давай знакомиться. Как твое имя? Что? Ребята он говорит, что у него нет имени, и он не знает, что это такое. Надо срочно помочь нашему герою.

- В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Если это было русское слово, то значит это имя. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая. А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из других языков: греческого, латинского, древнееврейского. В этих языках у имен тоже есть значения.

- А вот, что значат наши имена, мы узнаем, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.

(Дети работают с карточкой. Приложение 2.)

- Читай значение своего имени.

- Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы.

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей

И Сережа и Андрей!

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте!

(На доске открывается Табличка 1.)

имена


Страна «Заглавные буквы»

- Ребята, наш герой теперь знает как его зовут.

(Сказочный герой показывает табличку со своим именем.)

- Запишите в свой дневник наблюдений свое имя и имя нашего сказочного героя. Подчеркните заглавную букву в именах.

(Дети пишут.)

- Ребята, но у каждого из нас есть фамилия. Фамилия – это то, что человеку передается по наследству, обычно от отца. А знаете ли вы, что еще лет 150-200 назад у большинства людей фамилий не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра. У людей не было фамилий. А называли людей по-разному, например, так: Князь Данило княж юрьев сын кузнеца.

- Давайте придумаем фамилию от имени Федя. (Федин, Федоров, Федухин…)

- Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев.

- Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов –

Отец отца отцова.

С пилою Пильщиков дружил.

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

(На доске открывается Табличка 2.)

имена


фамилии




Страна «Заглавные буквы»



- Ребята, наш герой теперь знает как его фамилия.

(Сказочный герой показывает табличку со своей фамилией.)

- Запишите в свой дневник наблюдений свою фамилию и фамилию нашего сказочного героя. Подчеркните заглавную букву в фамилиях.

(Дети пишут.)

- А теперь представьте такую ситуацию: у нас в школе два учителя с одинаковым именем и с одинаковой фамилией. Например, Мария Петрова. Вас попросили позвать к телефону учителя Марию Петрову. Как же узнать, кого именно пригласить к телефону. Это можно сделать по отчеству.

Слово отчество означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени.

- Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

(На доске открывается Табличка 3.)

имена


фамилии




Страна «Заглавные буквы»


отчества

- Ребята, сказочный герой предлагает вам поиграть в игру «Найди пару».

(На доске и у детей на парте приготовлены карточки. Приложение 3.)

- Что одинакового в этих словах? (Звучат одинаково.)

- Что разного? (Записаны по-разному.)

- Почему они написаны по-разному? (Имеют разное значение.)

-Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы? (Это имена людей.)

- Сказочный герой очень доволен. Мы прощаемся с ним и отправляемся дальше.

- Имена, фамилии, отчества людей пишутся с заглавной буквы.

(Учитель обращает внимание детей на Табличку, и дети хором произносят правило.)

6. Заглавная буква в кличках животных.

- Посмотрите впереди волшебный зоопарк. Поспешим туда.

(Картинка зоопарка и звукозапись с голосами животных.)

- Как здесь интересно. Ой, котенок.

- Какой он хорошенький. Спрятался. Давайте позовем его.

(Дети зовут: «Кис-кис-кис!». Появляется сразу несколько котят.)

- Ой, а какой из них наш? Смотрите записка. «Моя кличка Барсик». Позовем его по имени. (Дети зовут котенка: «Барсик!»)

(Учитель показывает котенка Барсика.)

- У животных тоже есть свои имена – клички. Клички животных пишутся с большой буквы.

(На доске открывается Табличка 4.)

имена


фамилии




Страна «Заглавные буквы»


отчества




клички животных



Кошка Маришка,

Котенок Тишка,

Щенок Дружок,

Цыпленок Пушок,

Корова Буренка,

Коза Найденка,

Поросенок Хрюша

И бычок Гаврюша.

Всех их клички до одной

Пишут с буквы прописной.

- Жители волшебного зоопарка приготовили нам задание. Внимание. Сейчас вы будете работать по группам. Каждая группа получит по 2 предложения, которые вы составите, вписывая пропущенное слово, а затем, расскажите как вы это сделали и почему так.

(Дети работают в группах с карточками. Приложение 4.)

1группа … очень любит молоко.

живет у бабушки в деревне.

2 группа По двору важно ходит … .

Во дворе громко лает … .

- Что получилось? Расскажите.

(Дети рассказывают, учитель дублирует задание на доске.)

-Запишите задание соперников в дневник наблюдений.

(Дети работают письменно.)

- Жители зоопарка прощаются с нами.

- Имена, фамилии, отчества людей и клички животных пишутся с заглавной буквы.

(Учитель обращает внимание детей на Табличку, и дети хором произносят правило.)

7. Физкультминутка.

- Ребята, посмотрите, к нам летит воздушный шарик. Давайте мы тоже надуем себе воздушные шары.

(Учитель проводит упражнение для активизации мыслительной деятельности и снятия напряжения. Все пальчики обеих рук в «щепотке», соприкасаются кончиками. Дуем на них. Пальчики принимают форму шара. И в обратном направлении.)

« Шарик »

Надуваем быстро шарик .

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

- Наши шарики, к сожалению, сдулись. Но к нам прилетел настоящий воздушный шарик. Он нам поможет определиться куда же нам идти дальше. Проследим глазками за его полетом. Сели ровно. Следим только глазками.

(Учитель проводит гимнастику для глаз используя воздушный шарик.)

- Молодцы, ребята! Пока вы следили за полетом шарика, он шепнул мне, что обязательно вернется к нам со своими друзьями.

8. Заглавная буква в названиях городов, деревень, улиц, рек.

- Ребята, шарик улетел в том направлении, значит, нам надо идти туда. Интересно, что нас ждет впереди. Я вижу учебник русского языка и на нем послание. Прочитаем – «Откройте учебник на странице 13, и вы попадете в Цветочный город. Следуйте инструкции учебника».

- Интересно как это в учебнике может оказаться целый город. Проверим.

(Дети открывают учебник.)

- Найдите схему города. Рассмотрите ее. В какой сказке есть такой город? («Приключения Незнайки и его друзей».)

- Кто придумал этот город? (Николай Николаевич Носов)

- Почему город называется Цветочным? («В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов».)

- Прочитайте названия улиц. (Улица Одуванчиков, улица Маргариток, улица Колокольчиков, улица Васильков, аллея Ромашек.)

- Почему они так названы?

- Прочитайте название реки.

- Почему у реки такое название?

- Какой можно сделать вывод о правописании заглавной буквы?

- Название городов, улиц, рек пишутся с заглавной буквы.

(На доске открывается Табличка 5.)

города


деревни


имена






улицы


Страна «Заглавные буквы»


отчества






реки


клички животных


фамилии


- Спишите через запятую в дневник наблюдений название города, реки, аллеи и улиц. Подчеркните заглавную букву в словах.

- Кто из героев Цветочного города нарисован на картинке? Назови их. (Незнайка, Пулька, Знайка.)

- Почему у них такие имена?

- Напиши имена героев сказки в дневник наблюдения.

(Дети пишут.)

- Расскажи, какие слова пишутся с заглавной буквы.

- Прочитайте правило на станице 13. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Прочитайте еще раз правило. Закройте учебник. Расскажите правило соседу.

(Дети работают в парах)

9. Итог урока.

- Чему мы научился на уроке?

- Какие существительные пишутся с большой буквы?

- Заглавная буква – это знак уважения к человеку и грамотное отношение к русской речи.

- Наше путешествие подходит к завершению и нам пора возвращаться домой. Все на воздушный шар.

(Дети подходят к учителю, звучит музыка.)

- 1,2,3. Взлетаем!

(Учитель раздает воздушные шары из шара, дети возвращаются на свои места с шариками.)

- И вот мы снова в классе. Шарик, который указывал нам дорогу, выполнил свое обещание. Он вернулся вместе со своими друзьями! Но посмотрите, у них на лицах нет ротиков. Нам предстоит исправить эту нелепую ошибку.

- Подумайте, какое настроение у вас было на уроке. Вспомните наше путешествие и отразите свои впечатления на шарике при помощи улыбки.

(Дети приклеивают улыбку на шарик.)

- Покажите нам свои шарики.

(Дети выходят к доске.)

- Вам понравился урок?

- Наш урок закончен, спасибо за работу.






















приложение.docx Скачать

1.gif


Приложение 1.


C:\Users\Владимир\Desktop\Безымянный.png





Приложение 2.

Наталья (латинское) – родная.

Александр (греческое) – защитник.

Артем (греческое) – невредимый, здоровый.

Олег (русское) – священный.

Максим (латинское) - превеликий.

Кирилл (греческое) - господин.

Катерина (греческое) — чистый.

Виктория (латинское) — победа.

Никита (греческое) — победитель.

Иван (Иоанн) (др.-евр.) — дар Бога.

Михаил (др. - евр.) — равный Богу.

Игорь (русское) — охраняющий имя Бога.

Владимир (русское) — владеть миром.

Елена (греческое) — солнечная.































Приложение 3.






















Приложение 4






__________ очень любит молоко.


По двору важно ходит _________________________.


____________ живёт у бабушки в деревне.



Во дворе громко лает ______________________ .





GalkinaEV_Russkiy_yazyk.rar Скачать
Обсуждение материала
Naile
16.12.2012 17:59
 
RIO
17.12.2012 00:28
 
NYUTON_A
17.12.2012 20:37
 
Djamila
18.12.2012 03:02
 
NILENS
28.01.2013 13:03
 
NATHASA
11.05.2013 16:57
 
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос