урокфизики по теме "Плавление и кристаллизация", 8 класс
Методическими рекомендациями по использованию презентации
количество слайдов-32
среда- Microsoft Office PowerPoint 2003
цель – развитие познавательной активности при изучении физики.
Задачи:
Навигация при выполнении теста осуществляется с помощью управляющих кнопок. ( слайды с ответами скрыты)
Слайды:
1,2- Информация об авторе
3-мотивационный этап
4-плавление формулирование темы урока
5кристаллизация
6-тема урока
7-определение процесса плавления
8- определение процесса кристаллизации
9-условия процесса плавления
10-переход к повторению строения вещества:
11-твердое тело
12-жидкость
13-крафик процессов
14,15,16-температура плавления
17-20-удельная теплота плавления
21,22- формулы для расчета количества теплоты
23-условие задачи
24-решение задачи
25-30- интерактивный тест
31,32- ответы теста
ТЕМА: Плавление и кристаллизация.
Урок №2. по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Цель урока:
Общеобразовательная- сформировать представление о плавления
кристаллизации как тепловых процессах.
Развивающая: -развивать умение наблюдать, анализировать и
делать выводы.
- развивать умение определять по графику основные
характеристики теплового процесса.
Воспитательная - воспитание личности через бережное отношение к природе. расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных способностей.
ХОД УРОКА:
1.Организационный этап:
Каждый урок – это возможность получить новые знания, возможность понять многие природные явления и научиться использовать эти знания на практике.
Я искренне верю, что вы позовете себе на помощь слуг, о которых писал Р.Киплинг.
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
2.Мотивационный этап:
Ребята, давайте вместе определимся с темой нашего урока!
В природе много мы встречаем
Явлений разных, но всегда
Чуть-чуть подумав, замечаем
Все время происходит измененье вещества.
А что же это за явленья,
Которые сегодня предстоит нам изучать.
Вы сами сможете назвать без промедленья,
Я вам хочу подсказку дать.
Я в
школу принесла кусочки льда,
Для
изученья свойства вещества.
Пока готовила урок, друзья,
То вместо льда, в стакане
Появилась вдруг вода!
Поправить дело мне бы удалось,
Будь чуточку не улице бы посильней мороз,
Процессы эти будем мы сегодня изучать,
И вас прошу я их назвать.
Как назовем подобное явление?
-Плавление
А если
льдом становится вода?
Всем ясно- это…
ТЕМА: Плавление и кристаллизация ( запись темы и числа в тетрадь)
Цели нашего урока таковы:
1.Рассмотреть изменение строения вещества при переходе из твердого состояния в жидкое.
2.Определить условия процессов.
3.Научиться работать с графиком плавления и кристаллизации, определять основные характеристики.
Давайте дадим определение процессу плавления.
Определение в тетради заменим схемой в опорном конспекте.
3.Изучение нового материала.
Повторение строения вещества в твердом и жидком состоянии.
Плавление вещества - процесс, требующий времени для наблюдения. Плавление вещества происходит не сразу, и требует определенных условий.
Демонстрация плавления парафина
При каком условии протекает процесс?
Ответ: при сообщении веществу количества теплоты.
Передавая телу энергию, можно перевести его из твердого состояния в жидкое (например, расплавить лед)
Плавление
и отвердевание кристаллических тел
можно объяснить на основании
атомно-молекулярной теории строения
вещества.
Мы знаем, что в
кристаллах молекулы (или атомы) расположены
в строгом порядке. Этим объясняется,
что все кристаллы одного и того же
вещества имеют определенную форму.
Однако и в кристаллах молекулы или атомы
находятся в движении. Но в отличие,
например, от газов, где частицы движутся
независимо друг от друга, в твердом теле
каждая из частиц влияет на движение
других.
От скорости движения
молекул, как мы знаем, зависит температура
тела. При нагревании тела средняя
скорость движения молекул возрастает,
- следовательно, возрастает и их средняя
кинетическая энергия. Вследствие этого
размах колебаний молекул (или атомов)
увеличивается, при этом силы, связывающие
их, уменьшаются. Когда тело нагреется
до температуры плавления, размах
колебаний настолько увеличится, что
нарушится порядок в расположении частиц
в кристаллах. Кристаллы теряют свою
форму: вещество плавится, переходя из
твердого состояния в жидкое.
Физминутка.
Вы немножечко устали,
Надо силы нам вернуть,
Проведем мы физминутку,
Дадим мышцам отдохнуть.
Ручки плавно опустите,
Ноги вытянем вперед,
И представим на минутку,
Как мы плавиться начнем.
Все мы дружно отдохнули,
Силы мы себе вернули.
При отвердевании вещества все происходит в обратном порядке
Процесс перехода вещества можно представить на графике.
Работа с графиком (фронтальная беседа по вопросам)
1.Сколько участков вы можете выделить на графике?
2.Дайте название каждому участку.
3.Почему для превращения твердого тела в жидкость необходимо сначала его нагреть?
4 Почему участок, соответствующей плавлению изображен горизонтальной линией, если тело нагревают. Телу передают количество теплоты, на что оно расходуется?
5.При каком условии возможен процесс плавления?
6.Что происходит с внутренней энергией тела?
7. Как можно назвать температуру, при которой вещество начинает плавиться?
А как можно назвать температуру, при которой вещество кристаллизуется?
Что вы можете сказать о значении этих температур?
Каждое вещество имеет свою температуру плавления, это определяется свойствами кристаллической решетки.
Таблица температур плавления. (беседа по вопросам)
1.Какое вещество можно назвать тугоплавким? Легкоплавким?
2.Может ли вещество плавиться при отрицательной температуре?
3.Какие вещества можно расплавить при комнатной температуре?
4.Если бы у нас была возможность пронаблюдать процесс плавления на уроке, какие вы взяли вещества?
Основная характеристика вещества- удельная теплота плавления.
Удельная теплота плавления показывает какое количество теплоты необходимо для превращения 1кг твердого тела в жидкость.
λ – удельная теплота плавления
[λ]- Дж/кг ( таблица)
Количество теплоты, необходимое для плавления
Q=λ · m
Количество теплоты, выделяемое при кристаллизации
Q=-λ · m
4.Закрепление материала.
Решение задачи.
Какое количество теплоты потребуется для плавления 2кг меди?
5.Проверка качества усвоения изученного. ( самопроверка)
Тест (презентация)
Вы отлично потрудились,
Процесс плавления изучили,
Работать с графиком вы научились,
И отличные отметки получили.
Домашнее задание.
Заполнение опорного конспекта.
Приложение:
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
ПЛАВЛЕНИЕ И КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ
___________________ _______________________
Q__0 Q__0
U __ U___
Q=________ Q=________
график
tºС tºС
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»