В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Тематическое планирование по физике 7 класс, А.В.Пёрышкин

Тематическое планирование по физике 7 класс, А.В.Пёрышкин

Марина Эленбергер
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 9863 комментариев: 2
Краткое описание
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Описание
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>Цели изучения физики:
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>На основании требований Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Календарно-тематическое 7.doc Скачать

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образова­ния: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Фи­зика» 7-9 классы, 2009.

  • Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236); (7-9 класс)


Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2009.

  2. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.

Методические пособия

  1. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)

  2. Дидактические материалы «Физика 7 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Дидактические материалы «Физика 9 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.



Дополнительная литература

Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы: в 7 классе - 4; в 8 классе - 4; в 9 классе - 4.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: в 7 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю); в 9 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю).










КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элемен­ты дополни-

тельного содержа-


ия

Домашнее задание

Дата

Примечание















ния



РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 часа)

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физи­ки. Что изучает физи­ка. Физика - наука о природе. Понятие фи­зического тела, веще­ства, материи, явле­ния, закона

2

Комби­ниро­ванный урок

Физика - наука о природе. Наблюде­ние и описание фи­зических явлений. Физические прибо­ры. Физические ве­личины и их изме­рение. Междуна­родная система единиц. Физический эксперимент и фи­зическая теория. Физика и техника

Знать: смысл поня­тия «вещество». Уметь: использо­вать физические приборы и измери­тельные инструмен­ты для измерения физических вели­чин.

Выражать результа­ты в СИ


Погреш­ности измере­ний

§1,2,3. Л. №5,12



2

Физические величины. Измерение физиче­ских величин. Система единиц

3

Комби­ниро­ванный урок





Тест (дать оп­ределение вещества)



§4,5,

подготовка к лабора­торной ра­боте, Л. №25



3

Лабораторная работа №1

«Определение цены деления шкалы изме­рительного прибора»

3

Урок-практи­кум





Лабораторная работа, выво­ды, оформле­ние



§ 6 «Физика.

Техника.

Природа».

Составить

кроссворд



РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов)

4

Строение вещества. Молекулы

1

Комби­ниро­ванный урок

Строение вещества

Знать смысл поня­тий: вещество, взаи­модействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физиче­ское явление: диф­фузия

Фронтальный

опрос,

тест


§7,8. Л. №53,54. Подготовка к лабора­торной ра­боте




5

Лабораторная работа

2

«Измерение размеров

малых тел»

2

Урок-практи­кум



Проверка

лабораторной

работы


Л. № 23, 24



6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость дви­жения молекул и тем­пература тела

3

Комби­ниро­ванный урок

Диффузия. Тепло­вое движение ато­мов и молекул. Бро­уновское движение



Опорный конспект



§ 9, зада­ние 2(1). Л. № 66



7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

4

Комби­ниро­ванный урок

Взаимодействие частиц вещества



Фронтальный опрос



§10, упр. 2(1). Л. № 74, 80



8

Три состояния вещества

5

Комби­ниро­ванный урок

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел



Физический диктант. Опорный конспект



§11



9

Различие в молеку­лярном строении твердых тел, жидко­стей и газов

6

Комби­ниро­ванный урок (КВН)

Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объ­яснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей



Составление классифика­ционной таб­лицы «Строе­ние вещества»



§12.

Л. № 65,

67, 77-79



РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час)

10

Механическое движе­ние. Понятие матери­альной точки. Чем от­личается путь от пе­ремещения

1

Урок изучения новых знаний

Механическое дви­жение. Траектория. Путь. Прямолиней­ное равномерное движение

Знать:

- явление инерции,
физический закон,
взаимодействие;

- смысл понятий:
путь, скорость, мас­са, плотность.
Уметь:

- описывать и объ­яснять равномерное
прямолинейное дви-
жение;

- использовать фи­зические приборы
для измерения пути,

Опорный кон­спект

Относи­тель­ность движе­ния.

Система отсчета

§ 13, зада­ние № 4. Л. № 99, 101, 103



11

Скорость тела. Рав­номерное и неравно­мерное движение

2

Комби­ниро­ванный урок

Скорость прямоли­нейного равномер­ного движения



Опрос, тест


§ 14, 15. Упр. 4(1,4)



12

Расчет скорости, пути и времени движения

4

Урок за­крепле­ния зна­ний

Методы измерения расстояния, време­ни, скорости



Опрос, тест


§16.

Упр. 5 (2, 4)



13-14

Расчет скорости, пути и времени движения

5

Урок за­крепле­ния зна­ний

Методы измерения расстояния, време­ни, скорости

времени, массы, силы;

- выявлять зависи­мость: пути от рас­
стояния, скорости от
времени, силы от скорости;

- выражать величи­ны в СИ

Физический диктант. Ре­шение задач


§16



15

Инерция

6

Комби­ниро­ванный урок

Неравномерное движение



Опорный кон­спект


§17



16

Взаимодействие тел

7

Комби­ниро­ванный урок

Взаимодействие тел

Знать, что мерой любого взаимодей­ствия тел является сила.

Уметь приводить примеры

Тест


§18.

Л. 207, 209



17

Масса тела. Единицы массы

8

Комби­ниро­ванный урок

Масса тела. Плот­ность вещества

Знать:

-определение массы;

-единицы масс.
Уметь воспроизвести или написать
формулу

Опорный кон­спект. Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка к лабораторной работе


§1.

подготовка к лабора­торной ра­боте № 3



18

Лабораторная работа №3

«Измерение массы вещества на рычаж­ных весах»

9

Урок-практи­кум

Методы измерения массы и плотности

Умение работать с приборами при на­хождении массы тела

Написать вы­вод и пра­вильно офор­мить работу


Повторить §19,20. Упр. 6(1,3)



19

Плотность вещества

10

Комби­ниро­ванный урок



Знать определение плотности вещест­ва, формулу. Уметь работать с физическими вели­чинами, входящими в данную формулу

Тест

Вес тела

§21.

Л. № 265. Подготовка к лабора­торным работам № 4,5



20

Лабораторная работа № 4 «Измерение объ­ема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

11

Урок-практи­кум



Умение работать с приборами (мензур­ка, весы)

Написать вы­вод и пра­вильно офор­мить работу


Повторить §21. Упр. 7(1,2)




21

Расчет массы и объе­ма вещества по его плотности

12

Комби­ниро­ванный урок

Методы измерения массы и плотности

Уметь работать с физическими вели­чинами, входящими в формулу нахож­дения массы веще­ства

Решение задач


§22



22

Расчет массы и объе­ма по его плотности

13

Комби­ниро­ванный урок

Методы измерения массы и плотности

Уметь:

-работать с физи­ческими величина­
ми, входящими в формулу нахождения массы вещест­ва;

- работать с приборами

Решение за­дач, подготов­ка к контроль­ной работе


Упр. 8 (3, 4), повто­рить фор­мулы, под­готовиться к контроль­ной работе



23

Контрольная работа №1

14

Урок контроля

Методы измерения массы и плотности

Уметь воспроизво­дить и находить физические величи­ны: масса, плот­ность, объем веще­ства

Контрольная работа





24

Сила. Сила - причина изменения скорости

15

Комби­ниро­ванный урок

Сила

Знать определение силы, единицы ее измерения и обо­значения

Опорный конспект


§23



25

Явление тяготения. Сила тяжести

16

Комби­ниро­ванный урок

Сила тяжести

Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект, Тест. Б. 2-13



§24



26

Сила упругости

17

Комби­ниро­ванный урок

Сила упругости

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект



§ 25, 26. Л. № 328, 333, 334



27

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

18

Комби­ниро­ванный урок

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела

Опрос, выпол­нение упр. 19



§27,

упр. 9(1,3) подготовка к лабора­торной ра­боте



28

Лабораторная работа №6

«Динамометр. Гра­дуирование пружины и измерение сил дина­мометром»

19

Урок-практи­кум

Метод измерения силы

Уметь работать с физическими при­борами. Градуиро­вание шкалы при­бора

Упр. 17. Про­верка лабора­торной рабо­ты. Вывод


§28,

упр. 10(1,3)



29

Графическое изобра­жение силы. Сложе­ние сил

20

Комби­ниро­ванный урок

Правило сложения сил

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело

Умение рабо­тать с чертеж­ными инстру­ментами (ли­нейка, тре­угольник)



§29,

упр. 11(2,3)



30

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

21

Урок изучения новых знаний

Сила трения

Знать определение силы трения. Уметь привести примеры

Тест,

опорный

конспект



§ 30-32, написать эссе о роли трения в быту и при­роде



РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час)

31

Давление. Способы уменьшения и увели­чения давления

1

Урок изучения новых знаний

Давление

Знать определение физических вели­чин: давление, плотность вещест­ва, объем, масса

Тест, опорный конспект


§ 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание № 6



32

Давление газа. По­вторение понятий «плотность», «давле­ние»

2

Комби­ниро­ванный урок

Давление



Проверка опорного конспекта


§35.

Л. № 464,

470



33

Давление газа. Повто­рение понятий «плот­ность», «давление»

3

Урок за­крепле­ния зна­ний

Давление, плотность газа



Решение задач


§35. Л. № 473



34

Кратковременная кон­трольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля

4

Урок контроля

Давление. Закон Паскаля

Знать смысл физи­ческих законов: за­кон Паскаля. Уметь:

- объяснять переда­чу давления в жид­костях и газах;

Уметь воспро­изводить и находить фи­зические ве­личины: дав­ление, плот­ность

Гидрав­лические машины

§36.

Упр.14 (4), задание 7



35

Давление в жидкости и газе. Расчёт давле­ния жидкости на дно и стенки сосуда

5

Комби­ниро­ванный урок


- использовать фи­зические приборы
для измерения дав­ления;

-выражать величи­ны в СИ






Решение задач


§ 37, 38. Л. 474, 476. Упр. 15(1)



36

Давление.

6

Урок за-

Давление.

Решение


Повторить




Закон Паскаля


крепле­ния зна­ний

Закон Паскаля

задач. Упр. 23


§ 37, 38. Л. 504-507



37

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, во-

домерного стекла

7

Комби-

Сообщающиеся со-

Озвучивание



§ 39, зада-





ниро-

суды. Применение.

фрагмента


ние 9(3)





ванный

Устройство шлюзов,

документаль-







урок

водомерного стекла

ного учебного фильма о давлении. Ри­сунки, схема





38

Вес воздуха. Атмо-

8

Комби-

Атмосферное

Фронтальный


§40,41.




сферное давление.


ниро-

давление

опрос


Упр.17, 18,




Причина появления


ванный




задание 10




атмосферного давле­ния


урок







39

Измерение атмосфер-

9

Комби-

Методы измерения

Работа с при-



§42,




ного давления


ниро­ванный урок

атмосферного дав­ления

борами, зна­ние их устрой­ства


дополни­тельно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11



40

Барометр-анероид.

10

Комби-

Методы измерения

Уметь:

Тест,

опорный конспект


§ 43, 44,




Атмосферное давле-


ниро-

атмосферного дав-

- объяснять переда-


упр. 20,




ние на различных вы-


ванный

ления

чу давления в жид-


упр. 21 (1,




сотах


урок


костях и газах; -использовать фи­зические приборы


2)



41

Манометры

11

Комби-





Проверка



§ 45, до-






ниро-


для измерения дав-

опорного


полнитель-






ванный


ления

конспекта


но § 46, 47






урок





Л.



42

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

12

Комби­ниро­ванный урок

Закон Архимеда

Знать смысл физи­ческих законов: за­кон Архимеда. Уметь:

Рисунки

Условия плава­ния тел

§48, упр.19(2)



43

Архимедова сила

13

Комби­ниро­ванный урок


- объяснять переда­
чу давления в жид­костях и газах;

- использовать фи­зические приборы
для измерения дав­ления;

- выражать величи­ны в СИ;

- решать задачи на
закон Архимеда

Проверка опорного кон­спекта, тест


§49,

подготовка к лабора­торной ра­боте № 7



44

Лабораторная работа №7

«Определение вытал­кивающей силы, дей­ствующей на погру­женное в жидкость тело»

14

Урок-практи­кум

Закон Архимеда



Уметь рабо­тать с физи­ческими при­борами


Повторить

§49,

упр. 24(2,4)



45

Плавание тел

15

Комби­ниро­ванный урок





Составление

опорного

конспекта



§50,

упр. 25(3-5)



46

Плавание тел

16

Урок за­крепле­ния зна­ний

Закон Архимеда



Отработка формул, ре­шение задач


Л. № 605, 611,612



47

Плавание судов

17

Комби­ниро­ванный урок





Проверка опорного кон­спекта, тест



§51



48

Воздухоплавание

18

Урок изучения новых знаний

Закон Архимеда



Составление

опорного

конспекта


§52. Упр. 26



49

Воздухоплавание

19

Урок за­крепле­ния зна­ний





Решение задач



Упр. 27(2)



50

Повторение вопросов: архимедова сила, пла­вание тел, воздухо­плавание

20

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Давление. Закон Паскаля. Атмо­сферное давление. Методы измерения атмосферного дав­ления. Закон Архи­меда

Уметь воспроизво­дить и находить физические величи­ны по формуле за­кона Архимеда

Составление обобщающей таблицы, ре­шение задач


Задание 16,

подготовка к контроль­ной работе



51

Контрольная работа № 3 «Давление твер-

21

Урок контроля





Решение задач







дых тел, жидкостей и











газов»










РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (14 часов)

52

Работа

1

Урок изучения новых знаний

Работа

Знать определение работы, обозначе­ние физической ве­личины и единицы измерения

Составление опорного кон­спекта. Тест


§53.

Упр. 28(3,4)



53

Мощность

2

Комби-

Мощность

Знать определение

мощности, обозна-

чение физической

величины и едини­цы измерения

Составление



§54.






ниро-


опорного кон-


Упр. 29






ванный


спекта. Тест


(3-6)






урок







54

Мощность и работа

3

Урок

Мощность и работа

Знать определение

физических вели-

чин:работа,мощность.

Уметь воспроизво­дить формулы, на­ходить физические величины: работа, мощность

Проверка









проверки


опорного кон-








знаний и


спекта, реше-








умений


ние задач





55

Рычаги

4

Урок


Знать устройство рычага

Тест.



§ 55, 56.






изучения


Знакомство с


Л. № 736.






новых


простыми ме-


Задание 18






знании


ханизмами





56

Момент силы

5

Комби-


Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы

Решение за-



§ 57, под-






ниро-


дач


готовка к






ванный




лабора-






урок




торной ра­боте, Упр. 30(2)



57

Лабораторная работа

6

Урок-


Уметь:

- проводить эксперимент и измерятьдлину плеч рычага и массу грузов; - работать с физи­ческими приборами

Вывод и



§58,




8


практи-


оформление


упр. 38,




«Выяснение условий


кум


работы


упр. 30(1,




равновесия рычага»






3,4)



58

Блоки. Золотое пра­вило механики

7

Комби­ниро­ванный урок


Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на при­мерах

Физический диктант


§ 59, 60. Упр. 31(5)



59

Золотое правило

8

Урок по-


Знать определения

Решение за-



Повторить




механики


вторения и обоб­щения


физических вели­чин: работа, мощ­ность, КПД, энергия

дач. Упр. 39


§59, 60. Подгото­виться к лабора­торной ра­боте. Л. 766



60

Лабораторная работа

9

Урок-

Методы измерения

Знать определения

физических величин: КПД механизмов.

Уметь определять

силу, высоту, работу (полезную и затра­ченную)

Вывод и



§61




9


практи-

работы, мощности,

оформление






«Определение КПД


кум

КПД механизмов

работы






при подъеме тележки










по наклонной плоско-










сти»









61

Энергия. Потенциаль-

10

Комби-

Кинетическая энер-

Знать:

- определения фи-

зических величин:

энергия;

-единицы измерения энергии;

- закон сохранения
энергии

Составление



§ 62, 63.




ная и кинетическая


ниро-

гия. Потенциальная

энергия. Закон со-

хранения механиче­ской энергии. Про­стые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии




опорного кон-


Упр. 32(1,4)




энергия. Закон сохра-


ванный

спекта






нения энергии


урок






62

Превращение одного

11

Комби-

Знать смысл закона

Проверка



§64.




вида механической


ниро-

сохранения энергии,

опорного кон-


Л. 797




энергии в другой


ванный урок

приводить примеры механической энер­гии и ее превраще­ния

спекта. Реше­ние задач





63

Превращение одного

12

Урок по-

Знать определение,

Тест



Подготовка




вида механической


вторения

обозначение, фор-


-

к контроль-




энергии в другой


и обоб­щения

мулы работы, энер­гии, мощности. Уметь решать задачи



ной работе



64

Контрольная работа

4

«Работа и мощность.

Энергия»

13

Урок контроля


Знать формулы на­хождения физиче­ских величин: рабо­та, мощность, КПД, энергия

Контрольная работа





65

Строение веществ, их свойства

14

Урок обобще­ния и система­тизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахо­ждение изученных величин

Тест


Анализ контроль­ной рабо­ты, работа над ошиб­ками, по­вторение § 1-12



ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

66

Взаимодействие тел

1

Урок обобще­ния и система­тизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахо­ждение изученных величин

Тест


Повторе­ние 13-64



67

Итоговая контрольная работа № 5

2

Урок контроля


Знают базовые по­нятия (Стандарт)

Итоговый контроль, проверка тетрадей





68

Повторительно-обобщающий урок

3










пояснительная7.doc Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236); (7-9 класс)

  • Приложение к Письму Департамента общего среднего образования МО РФ от 11 июня 1999 г. № 978/11-12.

  • Перышкин А.В. и Гутник Е.М. Программа по физике 7-9 классы/ Сборник программ. – М.: Дрофа, 2005.

  • Перышкин А.В. Физика. 7 кл., М.: «Дрофа», 2006г.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели изучения физики:

освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

 Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т.д.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Формы контроля:

Лабораторные работы – 9, контрольные работы – 5, тесты – 16.


Используемые педтехнологии:

Компьютерная технология, интерактивная технология.


Требования к уровню подготовки учащихся.

         

Требование 1.1 – собирать установку для эксперимента

Требование 1.2 – измерять физические величины

Требование 1.3 – представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и описывать полученные зависимости.

Требование 1.4 – объяснять результаты наблюдений.

Требование 2.1 – формулировать физические законы и определять физические величины.

Требование 2.2а – описывать физические явления и процессы

Требование 2.2б – описывать механическое движение

Требование 2.2в – описывать изменение и преобразование энергии при анализе явлений и устройств.

Требование 2.2г – описывать модели строения атома и атомного ядра.

Требование 2.3 – вычислять значение физических величин.

Требование 3.2 – приводить примеры.

Требование 3.3а – определять значение физической величины по графику.


Учебно-тематический план

7 класс

п/п


Раздел



Кол –во

ча­сов



В том числе на:

Лабораторно-практические работы

Тесты

Контрольные работы

1

Физика и физические методы изучения природы

5

1

1

--

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

--

3

Взаимодействие тел

21

4

6

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

1

4

2

5

Мощность и работа. Энергия

14

2

4

1

6

Повторение

3

--

--

1


Итого:

70

9

16

5



Содержание программы.

7 класс

(70часов, 2 часа в неделю)

1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблю­дения, опыты, измерения. Физика и техника.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его моле­кул. Притяжение и отталкивание молекул. Различ­ные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного при­бора.

2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измере­ние массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возни­кающая при деформации. Вес. Связь между силой тя­жести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сло­жение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, каче­ния, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема тела.

  3. Измерение плотности твердого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил дина­мометром.


4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на осно­ве молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосу­ды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Баро­метр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (14ч)

Работа силы, действующей по направлению движе­ния тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме тела по наклон­
ной плоскости.

6. Повторение (3 ч)

Основные знания и умения учащихся

Учащимся необходимо знать:

Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).

Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.

Формулы силы тяжести и массы тела. Давление жидкости под действием силы тяжести.

Закон Паскаля.

Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.

Учащимся необходимо уметь:

Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давление газа, закон Паскаля.

Определять цену деления измерительного прибора; правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин.

Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.

Решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применением следующих формул:

=m/V; F=gm; R=F1+F2; p=F/S; Fa=жgh;

A=FS; N=A/t; F1l1=F2l2 (для простых механизмов).

Изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.

5



новая программа по физике 7 класс Пёрышкин.rar Скачать
Обсуждение материала
Марина Бурилина
28.12.2011 19:22
Спасибо за полезную работу! Марина, обязательно поделюсь с коллегами в школе!
Марина Эленбергер
28.12.2011 19:36
Спасибо!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос