Тематическое планирование по физике 7 класс, А.В.Пёрышкин
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>Цели изучения физики:
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
<span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman","serif";»>На основании требований Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
-
Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2009.
-
Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236); (7-9 класс)
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
-
Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2009.
-
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
Методические пособия
-
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
-
Дидактические материалы «Физика 7 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.
-
Дидактические материалы «Физика 9 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы: в 7 классе - 4; в 8 классе - 4; в 9 классе - 4.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: в 7 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю); в 9 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ |
Тема урока |
№ |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля, измерители |
Элементы дополни- тельного содержа-
ия |
Домашнее задание |
Дата |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
ния |
|
||
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 часа) |
||||||||||
1 |
Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона |
2 |
Комбинированный урок |
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника |
Знать: смысл понятия «вещество». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ |
|
Погрешности измерений |
§1,2,3. Л. №5,12 |
|
|
2 |
Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц |
3 |
Комбинированный урок |
|
|
Тест (дать определение вещества) |
|
§4,5, подготовка к лабораторной работе, Л. №25 |
|
|
3 |
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» |
3 |
Урок-практикум |
|
|
Лабораторная работа, выводы, оформление |
|
§ 6 «Физика. Техника. Природа». Составить кроссворд |
|
|
РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов) |
||||||||||
4 |
Строение вещества. Молекулы |
1 |
Комбинированный урок |
Строение вещества |
Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия |
Фронтальный опрос, тест |
|
§7,8. Л. №53,54. Подготовка к лабораторной работе |
|
|
5 |
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» |
2 |
Урок-практикум |
|
|
Проверка лабораторной работы |
|
Л. № 23, 24 |
|
|
6 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела |
3 |
Комбинированный урок |
Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение |
|
Опорный конспект |
|
§ 9, задание 2(1). Л. № 66 |
|
|
7 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул |
4 |
Комбинированный урок |
Взаимодействие частиц вещества |
|
Фронтальный опрос |
|
§10, упр. 2(1). Л. № 74, 80 |
|
|
8 |
Три состояния вещества |
5 |
Комбинированный урок |
Модели строения газов, жидкостей и твердых тел |
|
Физический диктант. Опорный конспект |
|
§11 |
|
|
9 |
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов |
6 |
Комбинированный урок (КВН) |
Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей |
|
Составление классификационной таблицы «Строение вещества» |
|
§12. Л. № 65, 67, 77-79 |
|
|
РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час) |
||||||||||
10 |
Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение |
Знать:
- явление
инерции,
- смысл
понятий:
- описывать и
объяснять равномерное - использовать
физические приборы |
Опорный конспект |
Относительность движения. Система отсчета |
§ 13, задание № 4. Л. № 99, 101, 103 |
|
|
11 |
Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение |
2 |
Комбинированный урок |
Скорость прямолинейного равномерного движения |
|
Опрос, тест |
|
§ 14, 15. Упр. 4(1,4) |
|
|
12 |
Расчет скорости, пути и времени движения |
4 |
Урок закрепления знаний |
Методы измерения расстояния, времени, скорости |
|
Опрос, тест |
|
§16. Упр. 5 (2, 4) |
|
|
13-14 |
Расчет скорости, пути и времени движения |
5 |
Урок закрепления знаний |
Методы измерения расстояния, времени, скорости |
времени, массы, силы;
- выявлять
зависимость: пути от рас - выражать величины в СИ |
Физический диктант. Решение задач |
|
§16 |
|
|
15 |
Инерция |
6 |
Комбинированный урок |
Неравномерное движение |
|
Опорный конспект |
|
§17 |
|
|
16 |
Взаимодействие тел |
7 |
Комбинированный урок |
Взаимодействие тел |
Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры |
Тест |
|
§18. Л. 207, 209 |
|
|
17 |
Масса тела. Единицы массы |
8 |
Комбинированный урок |
Масса тела. Плотность вещества |
Знать: -определение массы;
-единицы масс. |
Опорный конспект. Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка к лабораторной работе |
|
§1. подготовка к лабораторной работе № 3 |
|
|
18 |
Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах» |
9 |
Урок-практикум |
Методы измерения массы и плотности |
Умение работать с приборами при нахождении массы тела |
Написать вывод и правильно оформить работу |
|
Повторить §19,20. Упр. 6(1,3) |
|
|
19 |
Плотность вещества |
10 |
Комбинированный урок |
|
Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу |
Тест |
Вес тела |
§21. Л. № 265. Подготовка к лабораторным работам № 4,5 |
|
|
20 |
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» |
11 |
Урок-практикум |
|
Умение работать с приборами (мензурка, весы) |
Написать вывод и правильно оформить работу |
|
Повторить §21. Упр. 7(1,2) |
|
|
21 |
Расчет массы и объема вещества по его плотности |
12 |
Комбинированный урок |
Методы измерения массы и плотности |
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества |
Решение задач |
|
§22 |
|
|
22 |
Расчет массы и объема по его плотности |
13 |
Комбинированный урок |
Методы измерения массы и плотности |
Уметь:
-работать с
физическими величина - работать с приборами |
Решение задач, подготовка к контрольной работе |
|
Упр. 8 (3, 4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе |
|
|
23 |
Контрольная работа №1 |
14 |
Урок контроля |
Методы измерения массы и плотности |
Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества |
Контрольная работа |
|
|
|
|
24 |
Сила. Сила - причина изменения скорости |
15 |
Комбинированный урок |
Сила |
Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения |
Опорный конспект |
|
§23 |
|
|
25 |
Явление тяготения. Сила тяжести |
16 |
Комбинированный урок |
Сила тяжести |
Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу |
Опорный конспект, Тест. Б. 2-13 |
|
§24 |
|
|
26 |
Сила упругости |
17 |
Комбинированный урок |
Сила упругости |
Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу |
Опорный конспект |
|
§ 25, 26. Л. № 328, 333, 334 |
|
|
27 |
Единицы силы. Связь между силой и массой тела |
18 |
Комбинированный урок |
Единицы силы. Связь между силой и массой тела |
Отработка формулы зависимости между силой и массой тела |
Опрос, выполнение упр. 19 |
|
§27, упр. 9(1,3) подготовка к лабораторной работе |
|
|
28 |
Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
19 |
Урок-практикум |
Метод измерения силы |
Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора |
Упр. 17. Проверка лабораторной работы. Вывод |
|
§28, упр. 10(1,3) |
|
|
29 |
Графическое изображение силы. Сложение сил |
20 |
Комбинированный урок |
Правило сложения сил |
Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело |
Умение работать с чертежными инструментами (линейка, треугольник) |
|
§29, упр. 11(2,3) |
|
|
30 |
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике |
21 |
Урок изучения новых знаний |
Сила трения |
Знать определение силы трения. Уметь привести примеры |
Тест, опорный конспект |
|
§ 30-32, написать эссе о роли трения в быту и природе |
|
|
РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час) |
||||||||||
31 |
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Давление |
Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса |
Тест, опорный конспект |
|
§ 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание № 6 |
|
|
32 |
Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» |
2 |
Комбинированный урок |
Давление |
|
Проверка опорного конспекта |
|
§35. Л. № 464, 470 |
|
|
33 |
Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» |
3 |
Урок закрепления знаний |
Давление, плотность газа |
|
Решение задач |
|
§35. Л. № 473 |
|
|
34 |
Кратковременная контрольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля |
4 |
Урок контроля |
Давление. Закон Паскаля |
Знать смысл физических законов: закон Паскаля. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; |
Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность |
Гидравлические машины |
§36. Упр.14 (4), задание 7 |
|
|
35 |
Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда |
5 |
Комбинированный урок |
|
- использовать
физические приборы -выражать величины в СИ
|
Решение задач |
|
§ 37, 38. Л. 474, 476. Упр. 15(1) |
|
|
36 |
Давление. |
6 |
Урок за- |
Давление. |
Решение |
|
Повторить |
|
|
|
|
Закон Паскаля |
|
крепления знаний |
Закон Паскаля |
задач. Упр. 23 |
|
§ 37, 38. Л. 504-507 |
|
|
|
37 |
Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, во- домерного стекла |
7 |
Комби- |
Сообщающиеся со- |
Озвучивание |
|
§ 39, зада- |
|
|
|
|
|
ниро- |
суды. Применение. |
фрагмента |
|
ние 9(3) |
|
|
||
|
|
ванный |
Устройство шлюзов, |
документаль- |
|
|
|
|
||
|
|
урок |
водомерного стекла |
ного учебного фильма о давлении. Рисунки, схема |
|
|
|
|
||
38 |
Вес воздуха. Атмо- |
8 |
Комби- |
Атмосферное |
Фронтальный |
|
§40,41. |
|
|
|
|
сферное давление. |
|
ниро- |
давление |
опрос |
|
Упр.17, 18, |
|
|
|
|
Причина появления |
|
ванный |
|
|
|
задание 10 |
|
|
|
|
атмосферного давления |
|
урок |
|
|
|
|
|
|
|
39 |
Измерение атмосфер- |
9 |
Комби- |
Методы измерения |
Работа с при- |
|
§42, |
|
|
|
|
ного давления |
|
нированный урок |
атмосферного давления |
борами, знание их устройства |
|
дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11 |
|
|
|
40 |
Барометр-анероид. |
10 |
Комби- |
Методы измерения |
Уметь: |
Тест, опорный конспект |
|
§ 43, 44, |
|
|
|
Атмосферное давле- |
|
ниро- |
атмосферного дав- |
- объяснять переда- |
|
упр. 20, |
|
|
|
|
ние на различных вы- |
|
ванный |
ления |
чу давления в жид- |
|
упр. 21 (1, |
|
|
|
|
сотах |
|
урок |
|
костях и газах; -использовать физические приборы |
|
2) |
|
|
|
41 |
Манометры |
11 |
Комби- |
|
|
Проверка |
|
§ 45, до- |
|
|
|
|
|
ниро- |
|
для измерения дав- |
опорного |
|
полнитель- |
|
|
|
|
|
ванный |
|
ления |
конспекта |
|
но § 46, 47 |
|
|
|
|
|
урок |
|
|
|
|
Л. |
|
|
42 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело |
12 |
Комбинированный урок |
Закон Архимеда |
Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь: |
Рисунки |
Условия плавания тел |
§48, упр.19(2) |
|
|
43 |
Архимедова сила |
13 |
Комбинированный урок |
|
- объяснять
переда
- использовать
физические приборы - выражать величины в СИ;
- решать задачи
на |
Проверка опорного конспекта, тест |
|
§49, подготовка к лабораторной работе № 7 |
|
|
44 |
Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
14 |
Урок-практикум |
Закон Архимеда |
|
Уметь работать с физическими приборами |
|
Повторить §49, упр. 24(2,4) |
|
|
45 |
Плавание тел |
15 |
Комбинированный урок |
|
|
Составление опорного конспекта |
|
§50, упр. 25(3-5) |
|
|
46 |
Плавание тел |
16 |
Урок закрепления знаний |
Закон Архимеда |
|
Отработка формул, решение задач |
|
Л. № 605, 611,612 |
|
|
47 |
Плавание судов |
17 |
Комбинированный урок |
|
|
Проверка опорного конспекта, тест |
|
§51 |
|
|
48 |
Воздухоплавание |
18 |
Урок изучения новых знаний |
Закон Архимеда |
|
Составление опорного конспекта |
|
§52. Упр. 26 |
|
|
49 |
Воздухоплавание |
19 |
Урок закрепления знаний |
|
|
Решение задач |
|
Упр. 27(2) |
|
|
50 |
Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание |
20 |
Повто- ритель- но- обоб- щающий урок |
Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда |
Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда |
Составление обобщающей таблицы, решение задач |
|
Задание 16, подготовка к контрольной работе |
|
|
51 |
Контрольная работа № 3 «Давление твер- |
21 |
Урок контроля |
|
|
Решение задач |
|
|
|
|
|
дых тел, жидкостей и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
газов» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (14 часов) |
||||||||||
52 |
Работа |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Работа |
Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения |
Составление опорного конспекта. Тест |
|
§53. Упр. 28(3,4) |
|
|
53 |
Мощность |
2 |
Комби- |
Мощность |
Знать определение мощности, обозна- чение физической величины и единицы измерения |
Составление |
|
§54. |
|
|
|
|
|
ниро- |
|
опорного кон- |
|
Упр. 29 |
|
|
|
|
|
|
ванный |
|
спекта. Тест |
|
(3-6) |
|
|
|
|
|
|
урок |
|
|
|
|
|
|
|
54 |
Мощность и работа |
3 |
Урок |
Мощность и работа |
Знать определение физических вели- чин:работа,мощность. Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность |
Проверка |
|
|
|
|
|
|
|
проверки |
|
опорного кон- |
|
|
|
|
|
|
|
|
знаний и |
|
спекта, реше- |
|
|
|
|
|
|
|
|
умений |
|
ние задач |
|
|
|
|
|
55 |
Рычаги |
4 |
Урок |
|
Знать устройство рычага |
Тест. |
|
§ 55, 56. |
|
|
|
|
|
изучения |
|
Знакомство с |
|
Л. № 736. |
|
|
|
|
|
|
новых |
|
простыми ме- |
|
Задание 18 |
|
|
|
|
|
|
знании |
|
ханизмами |
|
|
|
|
|
56 |
Момент силы |
5 |
Комби- |
|
Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы |
Решение за- |
|
§ 57, под- |
|
|
|
|
|
ниро- |
|
дач |
|
готовка к |
|
|
|
|
|
|
ванный |
|
|
|
лабора- |
|
|
|
|
|
|
урок |
|
|
|
торной работе, Упр. 30(2) |
|
|
|
57 |
Лабораторная работа |
6 |
Урок- |
|
Уметь: - проводить эксперимент и измерятьдлину плеч рычага и массу грузов; - работать с физическими приборами |
Вывод и |
|
§58, |
|
|
|
№8 |
|
практи- |
|
оформление |
|
упр. 38, |
|
|
|
|
«Выяснение условий |
|
кум |
|
работы |
|
упр. 30(1, |
|
|
|
|
равновесия рычага» |
|
|
|
|
|
3,4) |
|
|
58 |
Блоки. Золотое правило механики |
7 |
Комбинированный урок |
|
Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах |
Физический диктант |
|
§ 59, 60. Упр. 31(5) |
|
|
59 |
Золотое правило |
8 |
Урок по- |
|
Знать определения |
Решение за- |
|
Повторить |
|
|
|
механики |
|
вторения и обобщения |
|
физических величин: работа, мощность, КПД, энергия |
дач. Упр. 39 |
|
§59, 60. Подготовиться к лабораторной работе. Л. 766 |
|
|
60 |
Лабораторная работа |
9 |
Урок- |
Методы измерения |
Знать определения физических величин: КПД механизмов. Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную) |
Вывод и |
|
§61 |
|
|
|
№9 |
|
практи- |
работы, мощности, |
оформление |
|
|
|
|
|
|
«Определение КПД |
|
кум |
КПД механизмов |
работы |
|
|
|
|
|
|
при подъеме тележки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по наклонной плоско- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сти» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
Энергия. Потенциаль- |
10 |
Комби- |
Кинетическая энер- |
Знать: - определения фи- зических величин: энергия; -единицы измерения энергии; - закон
сохранения |
Составление |
|
§ 62, 63. |
|
|
|
ная и кинетическая |
|
ниро- |
гия. Потенциальная энергия. Закон со- хранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии
|
опорного кон- |
|
Упр. 32(1,4) |
|
|
|
|
энергия. Закон сохра- |
|
ванный |
спекта |
|
|
|
|
||
|
нения энергии |
|
урок |
|
|
|
|
|
||
62 |
Превращение одного |
11 |
Комби- |
Знать смысл закона |
Проверка |
|
§64. |
|
|
|
|
вида механической |
|
ниро- |
сохранения энергии, |
опорного кон- |
|
Л. 797 |
|
|
|
|
энергии в другой |
|
ванный урок |
приводить примеры механической энергии и ее превращения |
спекта. Решение задач |
|
|
|
|
|
63 |
Превращение одного |
12 |
Урок по- |
Знать определение, |
Тест |
|
Подготовка |
|
|
|
|
вида механической |
|
вторения |
обозначение, фор- |
|
- |
к контроль- |
|
|
|
|
энергии в другой |
|
и обобщения |
мулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи |
|
|
ной работе |
|
|
64 |
Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» |
13 |
Урок контроля |
|
Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия |
Контрольная работа |
|
|
|
|
65 |
Строение веществ, их свойства |
14 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Базовые понятия (Стандарт) |
Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин |
Тест |
|
Анализ контрольной работы, работа над ошибками, повторение § 1-12 |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ (3 часа) |
||||||||||
66 |
Взаимодействие тел |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Базовые понятия (Стандарт) |
Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин |
Тест |
|
Повторение 13-64 |
|
|
67 |
Итоговая контрольная работа № 5 |
2 |
Урок контроля |
|
Знают базовые понятия (Стандарт) |
Итоговый контроль, проверка тетрадей |
|
|
|
|
68 |
Повторительно-обобщающий урок |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236); (7-9 класс)
-
Приложение к Письму Департамента общего среднего образования МО РФ от 11 июня 1999 г. № 978/11-12.
-
Перышкин А.В. и Гутник Е.М. Программа по физике 7-9 классы/ Сборник программ. – М.: Дрофа, 2005.
-
Перышкин А.В. Физика. 7 кл., М.: «Дрофа», 2006г.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики:
• освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
• воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т.д.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Формы контроля:
Лабораторные работы – 9, контрольные работы – 5, тесты – 16.
Используемые педтехнологии:
Компьютерная технология, интерактивная технология.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требование 1.1 – собирать установку для эксперимента
Требование 1.2 – измерять физические величины
Требование 1.3 – представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и описывать полученные зависимости.
Требование 1.4 – объяснять результаты наблюдений.
Требование 2.1 – формулировать физические законы и определять физические величины.
Требование 2.2а – описывать физические явления и процессы
Требование 2.2б – описывать механическое движение
Требование 2.2в – описывать изменение и преобразование энергии при анализе явлений и устройств.
Требование 2.2г – описывать модели строения атома и атомного ядра.
Требование 2.3 – вычислять значение физических величин.
Требование 3.2 – приводить примеры.
Требование 3.3а – определять значение физической величины по графику.
Учебно-тематический план
7 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол –во часов |
В том числе на: |
||
Лабораторно-практические работы |
Тесты |
Контрольные работы |
|||
1 |
Физика и физические методы изучения природы |
5 |
1 |
1 |
-- |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
1 |
1 |
-- |
3 |
Взаимодействие тел |
21 |
4 |
6 |
1 |
4 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
21 |
1 |
4 |
2 |
5 |
Мощность и работа. Энергия |
14 |
2 |
4 |
1 |
6 |
Повторение |
3 |
-- |
-- |
1 |
|
Итого: |
70 |
9 |
16 |
5 |
Содержание программы.
7 класс
(70часов, 2 часа в неделю)
1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
-
Измерение массы тела на рычажных весах.
-
Измерение объема тела.
-
Измерение плотности твердого тела.
-
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
-
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность. Энергия (14ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Измерение
КПД при подъеме тела по наклон
ной
плоскости.
6. Повторение (3 ч)
Основные знания и умения учащихся
Учащимся необходимо знать:
Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).
Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.
Формулы силы тяжести и массы тела. Давление жидкости под действием силы тяжести.
Закон Паскаля.
Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Учащимся необходимо уметь:
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давление газа, закон Паскаля.
Определять цену деления измерительного прибора; правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин.
Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.
Решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применением следующих формул:
=m/V; F=gm; R=F1+F2; p=F/S; Fa=жgh;
A=FS; N=A/t; F1l1=F2l2 (для простых механизмов).
Изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»