Образовательная деятельность в режимных моментах Развивающая образовательная ситуация Тема «Волшебное искусство гончара»
Развивающая образовательная ситуация
Тема «Волшебное искусство гончара»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26
Образовательная деятельность в режимных моментах
Развивающая образовательная ситуация
Тема «Волшебное искусство гончара»
Подготовили и провели:
Учитель –логопед Урюпина Е.А.
Воспитатель: Груздева К.А.
Муз.руководитель: Панова И.А.
Вологда
2011
Задачи:
1.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Обобщать, систематизировать и пополнять знания детей по лексической теме «Посуда».
2.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Развивать лексико-грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; согласование числительных с существительными).
3.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным ответом.
4.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
5.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
6.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Развивать оптико-пространственные отношения.
7.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Воспитывать познавательный интерес, доброе и заботливое отношение к труду человека.
8.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Дети с родителями входят в зал под «Кадриль», обходят змейкой зал, останавливаются по кругу, взявшись за руки.
Ведущая:
<span style=«font-size:14.0pt;font-family:"Times New Roman","serif";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA»>
<span style=«font-size:14.0pt;font-family:"Times New Roman","serif";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA»>
Диво-дивное посуда –
Миски, вазы и горшки.
Кто такое сделал чудо?
Ты пойди-ка поищи.
Далеко ходить не будем,
Знаем точно мы о том,
Что такое делать чудо
Могут в городе одном.
Не сидит гончар без дела –
Лепит он посуду смело.
А на ней такой узор –
Оторвать не в силах взор.
Мы любуемся посудой,
Всем посуда нравится.
Вот такими мастерами
Город Сокол славится!
(Т. Трусова)
<span style=«font-size:14.0pt;font-family:"Times New Roman","serif";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA»>
<span style=«font-size:14.0pt;font-family:"Times New Roman","serif";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA»>
Вед.: Туда мы и отправимся на предприятие по производству глиняной посуды. В Сокол мы поедем на автобусе .
Муз. рук. - Еду-еду, тороплюсь,
На автобусе качусь.
И поэтому сегодня
Пассажиром я зовусь.
Выполняют движения под песню «Автобус» муз. Железновых .
Дети садятся на стулья.
Вед.: Посмотрите на карту. Город Сокол находится в Вологодской области, недалеко от г. Вологды.
Гончар (логопед) выходит в центр зала.
Гончар: Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются.
Гончар: Я- гончар Федот. Слово Гончар происходит от слова «горнец», т.е. горшок.Гончар-это мастер, который делает горшки из глины.
Я рад видеть вас в своей волшебной мастерской. Вы спросите, почему она волшебная? Да потому что в ней происходят настоящие чудеса!
Посмотрите на слайд, и вы увидите, как из куска глины рождается глиняный горшок (глиняная посуда).
Глина – мягкий, податливый, пластичный материал, поэтому из нее легко лепить. Для изготовления посуды гончар использует красную глину.
Быстро крутится гончарный круг, а ловкие руки гончара лепят различные изделия. Несколько минут – и изящная мисочка или красивая ваза готовы.
Затем все изделия оставляют на просушивание. После просушивания глина становится твердой.
Даже хорошо просушенные изделия из глины пропускают воду, глина размокает от воды. Такую посуду невозможно использовать. Чтобы изделия стали еще прочней, и не пропускали воду, их обжигают в специальных печах при очень высокой температуре. Обожженные изделия меняют цвет, становятся прочней и не пропускают воду.
Чтобы глиняные изделия стали красивыми художники расписывают их узорами.
Расписанные художниками изделия тоже ждут обжига.
Для придания изделиям блеска и еще большей прочности и водонепроницаемости их покрывают специальной глазурью. Так выглядят обожженные и покрытые глазурью готовые изделия сокольских мастеров.
Гончар: Изделия из глины называют керамика.
Если мы возьмём красную глину, то из неё получится вот такая керамическая посуда. Она тяжёлая, у неё толстые стенки. (Дать в руки керамическую чашку. Передают друг другу). Если взять белую глину, то из неё получится фарфор. Он лёгкий, тонкий, изящный, хрупкий. (Дать фарфоровую чашку, передают друг другу бережно).
Гончар: Руки у гончаров умелые и ловкие.
Приготовили пальчики.
Пальчиковая гимнастика (стоя)
Рано встал Федот-гончар, руки вверх и в стороны
К вечеру готов товар: руки перед собой ладонями вверх
Вот горшок для Марьюшки, пальчики «здороваются»
Вот кувшин для Дарьюшки,
Ваза для Маринки,
Кринка для Иринки.
Очень тонкая работа. руки в кулачок, большой палец вверх
Все благодарят Федота. руки в замок.
Д/ игра « О чём так говорят?»
На слайде глиняная посуда: горшок, кувшин, крынка, ваза, тарелка, чайник.
Гончар: Посмотрите, какую посуду я сделал для ребят. (Называю посуду).
О чём можно сказать глиняный? (Глиняный кувшин, глиняный горшок, глиняный чайник).
О чём можно сказать глиняная? (Глиняная чашка, тарелка, ваза).
Д/и «Есть-нет» (раздать детям карточки с заданием)
Гончар: Много посуды в моей мастерской. А какая у вас есть посуда. Расскажите об этом с помощью игры «Есть-нет»
Дети: У меня есть две глиняные чашки. У меня нет двух глиняных чашек, а есть три глиняные тарелки.
Гончар: Помогите мне, пожалуйста, расставить посуду.
Д/и «расставь посуду» (на мольберте).
Гончар: Лена, поставь глиняный горшок в верхний правый угол.
Андрей, куда Лена поставила горшок? (Лена поставила горшок в верхний правый угол). И т.д.
Муз.рук.: В земле родился,
В огне закалился.
Дети: Горшок.
Муз.рук.: В горшке, да в русской печке можно сварить очень вкусную кашу.
Игра со словом «Варим кашу»
Дети — «продукты», родители встают в круг, взявшись за руки – это «горшок».
Муз. рук. - Раз, два, три, кашу нам, горшок, вари!
Мы внимательными будем, — взрослые идут по кругу
Ничего не позабудем. — поднимают сцепленные рука вверх
Наливаем молоко, — в круг вбегает ребенок-«молоко»,
Сыплем сахар, соль, — затем «сахар», «соль»,
Насыпаем крупу, — в круг забегают остальные дети
Добавляем масла.
А теперь мы друг за другом — дети поют 1 куплет песни «Наша каша
Помешаем кашу кругом. хороша» двигаясь по кругу противоходом
в двух кругах
Каша вариться, пыхтит, — выполняют «пружинку»,
Вкусным запахом дразнит. — произнося «пых-пых», затем встают в
общий круг
Муз.рук.: Понюхаем кашу.
Ах!
Ах! Какая каша!
Ах! Какая вкусная каша!
Ах! Какая вкусная, ароматная каша!
Ах! Какая вкусная, ароматная, манная каша!
Вместе кашу поедим, — останавливаются в кругу
Всех мы кашей угостим,
Ведь варилась- то – «пых-пых»
Для друзей и для родных! — все дружно проговаривают слова.
(Идут по кругу и поют 2 куплет песни «Наша каша хороша» муз. Еремеевой)
Муз.рук… Глиняная посуда
Просто маленькое чудо!
Ваша пища будет в ней
И полезней, и вкусней!
Садятся на места.
Гончар: Ребята, вот беда!
Мыши пробрались сюда!
И разбили всю посуду!
Что теперь я делать буду?
Вед.: Не переживай, гончар!
Ребята склеят твою посуду.
Игра в парах « Собери горшок, кувшин, кринку» (на мольбертах).
Дети выходят по двое к мольбертам и под музыку собирают разрезную картинку глиняной посуды.
Гончар: Ах, какие молодцы!
Спасибо вам, ребята!
Родитель: С керамической посудой стоит обращаться очень бережно- ведь она весьма хрупкая. В старину горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал».
Вед.: Наши дети знают пословицы о глиняной посуде.
Дорога ложка к обеду.
Кашу маслом не испортишь.
Сам кашу заварил, сам и не расхлёбывай.
Щи да каша –пища наша.
Что есть в печи, всё на стол неси.
Муз.рук.: Целый год трудится гончар, потом везёт свой товар на ярмарку.
Вставайте парами по кругу.
Русская народная игра «Горшки»
(«Музыкальный руководитель» № 6, 2008)
Все встают парами по кругу (мама с ребенком). Ребенок – «горшок» сидит на полу, за ним стоит взрослый –« хозяин». В центре круга ходит купец, выбирает товар.
Купец - Хозяин, твой горшок?
Хозяин - Мой.
Купец - Почем продаешь?
Хозяин - По 5 рублей.
Купец - Ой, дорого. Пойду к другому.
Хозяин начинает расхваливать свой товар.
Хозяин -Не уходи, постой, возьми мой. Смотри, какой красивый,
прочный. Пригодится для каши, молока, меда.
Купец - Ладно, беру.
Взявшись правыми руками, покачивают ими. В это врем все поют:
Чичары, чичары, собирайтесь, гончары.
По мосту, по насту, по лебедю горазду.
Раз, два, три – беги!
Хозяин и купец разбегаются в разные стороны, оббегают круг и возвращаются к горшку. Кто добежит первым – становится купцом, кто проиграл – горшком, а горшок – становится хозяином.
Муз.рук. На Вологодской земле любят погулять на весёлой ярмарке, любят
плясать и петь частушки
Перепляс под частушки.
Гончар: Хорошо погуляли на весёлой ярмарке. И горшки я все свои продал. Для вас, гости дорогие, мы с ребятами сделали желанчик.
Желанчики — это маленькие сосуды для загадывания желаний. Мечтайте, и мечты обязательно исполнятся!
Дети дарят желанчики гостям.
Гончар: До свидания, ребята! Вам пора возвращаться в детский сад.
Дети прощаются и под музыку выходят из зала.
<span style=«font-size:16.0pt;font-family:"Arial","sans-serif"»>Список использованной литературы
<span style=«font-size:16.0pt;line-height:150%;font-family:"Arial","sans-serif";mso-bidi-font-weight:bold;mso-bidi-font-style:italic»>1.<span style=«font-size:16.0pt;line-height:150%;font-family:"Arial","sans-serif"»> Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико—грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. — СПб.: ДЕТСТВО—ПРЕСС, 2003.
<span style=«font-size:16.0pt;line-height:150%;font-family:"Arial","sans-serif";mso-bidi-font-weight:bold;mso-bidi-font-style:italic»>2.
<span style=«font-size:16.0pt;line-height:150%;font-family:"Arial","sans-serif"»>Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет:<span style=«font-size:16.0pt;line-height:150%;font-family:"Arial","sans-serif";color:#00A0B6»> <span style=«font-size:16.0pt;line-height:150%;font-family:"Arial","sans-serif"»>конспекты фронтальных занятий <span lang=«EN-US» style=«font-size:16.0pt;line-height:150%;font-family:"Arial","sans-serif";mso-ansi-language:EN-US»>II<span style=«font-size:16.0pt;line-height:150%;font-family:"Arial","sans-serif"»> периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. <span style=«font-size:16.0pt;line-height:115%;font-family:"Arial","sans-serif"»>Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26
Образовательная деятельность в режимных моментах
Развивающая образовательная ситуация
Тема «Волшебное искусство гончара»
Подготовили и провели:
Учитель –логопед Урюпина Е.А.
Воспитатель: Груздева К.А.
Муз.руководитель: Панова И.А.
22 ноября 2011
Задачи:
-
Обобщать, систематизировать и пополнять знания детей по лексической теме «Посуда».
-
Развивать лексико-грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; согласование числительных с существительными).
-
Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным ответом.
-
Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
-
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
-
Развивать оптико-пространственные отношения.
-
Воспитывать познавательный интерес, доброе и заботливое отношение к труду человека.
Дети с родителями входят в зал под «Кадриль», обходят змейкой зал, останавливаются по кругу, взявшись за руки.
Ведущая:
Диво-дивное посуда –
Миски, вазы и горшки.
Кто такое сделал чудо?
Ты пойди-ка поищи.
Далеко ходить не будем,
Знаем точно мы о том,
Что такое делать чудо
Могут в городе одном.
Не сидит гончар без дела –
Лепит он посуду смело.
А на ней такой узор –
Оторвать не в силах взор.
Мы любуемся посудой,
Всем посуда нравится.
Вот такими мастерами
Город Сокол славится!
(Т. Трусова)
Вед.:Туда мы и отправимся на предприятие по производству глиняной посуды . В Сокол мы поедем на автобусе .
Муз. рук. - Еду-еду, тороплюсь,
На автобусе качусь.
И поэтому сегодня
Пассажиром я зовусь.
Выполняют движения под песню «Автобус» муз. Железновых .
Дети садятся на стулья.
Вед.: Посмотрите на карту. Город Сокол находится в Вологодской области, недалеко от г. Вологды.
Гончар (логопед) выходит в центр зала.
Гончар:Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются.
Гончар: Я- гончар Федот. Слово Гончар происходит от слова «горнец», т.е. горшок.Гончар-это мастер, который делает горшки из глины.
Я рад видеть вас в своей волшебной мастерской. Вы спросите, почему она волшебная? Да потому что в ней происходят настоящие чудеса!
Посмотрите на слайд, и вы увидите, как из куска глины рождается глиняный горшок (глиняная посуда).
СЛАЙД 3
Глина – мягкий, податливый, пластичный материал, поэтому из нее легко лепить. Для изготовления посуды гончар использует красную глину.
СЛАЙД 4
Быстро крутится гончарный круг, а ловкие руки гончара лепят различные изделия. Несколько минут – и изящная мисочка или красивая ваза готовы.
СЛАЙД 5
Затем все изделия оставляют на просушивание. После просушивания глина становится твердой.
СЛАЙД 6
Даже хорошо просушенные изделия из глины пропускают воду, глина размокает от воды. Такую посуду невозможно использовать. Чтобы изделия стали еще прочней, и не пропускали воду, их обжигают в специальных печах при очень высокой температуре. Обожженные изделия меняют цвет, становятся прочней и не пропускают воду.
СЛАЙД 7
Чтобы глиняные изделия стали красивыми художники расписывают их узорами.
СЛАЙД 8
Расписанные художниками изделия тоже ждут обжига.
СЛАЙД 9
Для придания изделиям блеска и еще большей прочности и водонепроницаемости их покрывают специальной глазурью. Так выглядят обожженные и покрытые глазурью готовые изделия сокольских мастеров.
Гончар: Изделия из глины называют керамика.
Если мы возьмём красную глину, то из неё получится вот такая керамическая посуда. Она тяжёлая, у неё толстые стенки. (Дать в руки керамическую чашку. Передают друг другу). Если взять белую глину, то из неё получится фарфор. Он лёгкий, тонкий, изящный, хрупкий. (Дать фарфоровую чашку, передают друг другу бережно).
Гончар: Руки у гончаров умелые и ловкие.
Приготовили пальчики.
Пальчиковая гимнастика (стоя)
Рано встал Федот-гончар, руки вверх и в стороны
К вечеру готов товар: руки перед собой ладонями вверх
Вот горшок для Марьюшки, пальчики «здороваются»
Вот кувшин для Дарьюшки,
Ваза для Маринки,
Кринка для Иринки.
Очень тонкая работа. руки в кулачок, большой палец вверх
Все благодарят Федота. руки в замок.
СЛАЙД
Д/ игра « О чём так говорят?»
На слайде глиняная посуда: горшок, кувшин, крынка, ваза, тарелка, чайник.
Гончар: Посмотрите, какую посуду я сделал для ребят. (Называю посуду).
О чём можно сказать глиняный? (Глиняный кувшин, глиняный горшок, глиняный чайник).
О чём можно сказать глиняная? (Глиняная чашка, тарелка, ваза).
Д/и «Есть-нет» (раздать детям карточки с заданием)
Гончар: Много посуды в моей мастерской. А какая у вас есть посуда. Расскажите об этом с помощью игры «Есть-нет»
Дети: У меня есть две глиняные чашки. У меня нет двух глиняных чашек, а есть три глиняные тарелки.
Гончар: Помогите мне пожалуйста расставить посуду.
Д/и «расставь посуду» (на мольберте).
Гончар: Лена, поставь глиняный горшок в верхний правый угол.
Андрей, куда Лена поставила горшок? (Лена поставила горшок в верхний правый угол). И т.д.
Муз.рук.: В земле родился,
В огне закалился.
Дети: Горшок.
СЛАЙД 11
Муз.рук.: В горшке, да в русской печке можно сварить очень вкусную кашу.
Игра со словом «Варим кашу»
Дети - «продукты», родители встают в круг, взявшись за руки – это «горшок».
Муз. рук. - Раз, два, три, кашу нам, горшок, вари!
Мы внимательными будем, - взрослые идут по кругу
Ничего не позабудем. - поднимают сцепленные рука вверх
Наливаем молоко, - в круг вбегает ребенок-«молоко»,
Сыплем сахар, соль, - затем «сахар», «соль»,
Насыпаем крупу, - в круг забегают остальные дети
Добавляем масла.
А теперь мы друг за другом - дети поют 1 куплет песни «Наша каша
Помешаем кашу кругом. хороша» двигаясь по кругу противоходом
в двух кругах
Каша вариться, пыхтит, - выполняют «пружинку»,
Вкусным запахом дразнит. - произнося «пых-пых», затем встают в
общий круг
Муз.рук.: Понюхаем кашу.
Ах!
Ах! Какая каша!
Ах! Какая вкусная каша!
Ах! Какая вкусная, ароматная каша!
Ах! Какая вкусная, ароматная, манная каша!
Вместе кашу поедим, - останавливаются в кругу
Всех мы кашей угостим,
Ведь варилась- то – «пых-пых»
Для друзей и для родных! - все дружно проговаривают слова.
(Идут по кругу и поют 2 куплет песни «Наша каша хороша» муз. Еремеевой)
Муз.рук.. Глиняная посуда
Просто маленькое чудо!
Ваша пища будет в ней
И полезней, и вкусней!
Садятся на места.
Гончар: Ребята, вот беда!
Мыши пробрались сюда!
И разбили всю посуду!
Что теперь я делать буду?
Вед.: Не переживай, гончар!
Ребята склеят твою посуду.
Игра в парах « Собери горшок, кувшин, кринку» (на мольбертах).
Дети выходят по двое к мольбертам и под музыку собирают разрезную картинку глиняной посуды.
Гончар: Ах, какие молодцы!
Спасибо вам, ребята!
Родитель: С керамической посудой стоит обращаться очень бережно- ведь она весьма хрупкая. В старину горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал».
Вед.: Наши дети знают пословицы о глиняной посуде.
Дорога ложка к обеду.
Кашу маслом не испортишь.
Сам кашу заварил, сам и не расхлёбывай.
Щи да каша –пища наша.
Что есть в печи, всё на стол неси.
Муз.рук.: Целый год трудится гончар, потом везёт свой товар на ярмарку.
Вставайте парами по кругу.
Русская народная игра «Горшки»
(«Музыкальный руководитель» № 6, 2008)
Все встают парами по кругу (мама с ребенком). Ребенок – «горшок» сидит на полу, за ним стоит взрослый –« хозяин». В центре круга ходит купец, выбирает товар.
Купец - Хозяин, твой горшок?
Хозяин - Мой.
Купец - Почем продаешь?
Хозяин - По 5 рублей.
Купец - Ой, дорого. Пойду к другому.
Хозяин начинает расхваливать свой товар.
Хозяин - Не уходи, постой, возьми мой. Смотри, какой красивый,
прочный. Пригодится для каши, молока, меда.
Купец - Ладно, беру.
Взявшись правыми руками, покачивают ими. В это врем все поют:
Чичары, чичары, собирайтесь, гончары.
По мосту, по насту, по лебедю горазду.
Раз, два, три – беги!
Хозяин и купец разбегаются в разные стороны, оббегают круг и возвращаются к горшку. Кто добежит первым – становится купцом, кто проиграл – горшком, а горшок – становится хозяином.
Муз.рук. На Вологодской земле любят погулять на весёлой ярмарке, любят
плясать и петь частушки
Перепляс под частушки.
Гончар: Хорошо погуляли на весёлой ярмарке. И горшки я все свои продал. Для вас, гости дорогие, мы с ребятами сделали желанчик.
Желанчики - это маленькие сосуды для загадывания желаний. Мечтайте, и мечты обязательно исполнятся!
Дети дарят желанчики гостям.
Гончар: До свидания, ребята! Вам пора возвращаться в детский сад.
Дети прощаются и «на автобусе выезжают» из зала.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»