Лес - природное сообщество
Конспект урока сопровождается презентацией.
Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Каждая тема интересна по- своему. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможно используем небольшую театральную постановку. В классе есть несколько кукол для работы кукольного театра. Эти куклы часто бывают нашими гостями, а порой они учат ребят. Всё это происходит в непринуждённой форме, обыгрывается детьми с удовольствием.
На урок возможно приглашение учителя из старших классов или библиотекаря школы. Пусть его выступление займёт немного времени, но это будет уже не диалог своего привычного учителя с учениками. Для ребёнка то, что к ним пришёл преподаватель из старших классов, многое значит. По- иному воспринимается материал. Так при работе над темой «Почва» к нам в гости приходила учитель химии. Она показала ребятам опыты с почвой. Конечно, всё это могла сделать и я сама, но… Как загорелись глаза ребят, когда они услышали, что опыты им будет показывать настоящий учитель химии!
Я считаю, что совместная работа у учителя начальных классов должна быть не только с воспитателями детского сада и теми предметниками, которые ведут уроки у детей в начальной школе. Должны быть привлечены , по- возможности, и учителя – предметники старших классов.
На этот урок мы приглашали школьного библиотекаря. Она - наш частый гость. Ребята с удовольствием с ней работают. В библиотеке немало детских журналов. Все они доступны детям в читальном зале. Дети приходят сюда, чтобы подготовить сообщение. В 3-4 классах на уроках литературного чтения и окружающего мира часто даю задания по работе с дополнительной литературой.
Тема: Лес – природное сообщество
Цели: Познакомить детей с понятием «природное сообщество». Закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире.
Показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: ярусами, микроорганизмами, грибами, цепью питания; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса; воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, магнитофон, компьютер, проектор, коллекция плодов деревьев, кустарников, листьев, гербариев, словарь Ожегова, компьютерная программа с презентацией, карта природных зон, иллюстрации животных, птиц, растений, лекарственных трав, грибов
Выставка журналов (имеющихся в школьной библиотеке , с пояснением к ним)
Ход и содержание.
-
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать
И получать оценку «пять»!
Сообщение детей о погоде на сегодняшний день (под музыку, по карте Татарстана)
-
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о почве. Что же такое почва?
-Мы говорили о том, что в природе происходит круговорот веществ. Сейчас вы должны будете ответить на вопросы теста (Тест в приложении)
- Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли и т.д. Происходит круговорот веществ в природе.
Почва - основное наше богатство. Она даёт нам все продукты питания, одежду, лекарство, стройматериалы. Без почвы погибнет жизнь.
Мы с вами проводили опыты, которые помогли нам узнать состав почвы. Давайте же вспомним: из чего состоит почва?
Обобщение ответов учащихся :
« Почва – это верхний рыхлый слой земли тёмного цвета. Почва состоит из остатков растений и животных, содержит воду, воздух, глину, песок и минеральные соли. Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка. Но это не самое главное свойство почвы. Главное её свойство – плодородие.»
-
Объяснение нового материала.
-
(Звуки леса)
Дом со всех сторон открыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? ( о лесе)
-Да, сегодня мы будем говорить о лесе. А что такое лес?
(ответы детей:
Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника. И т.д. )
- Лес- сообщество древесных и травяных растений, различных животных, грибов.
-Какие непонятные слова встретились вам в этом определении?
- Слово «сообщество»
- В словаре Ожегова это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе.
Значит, ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ СООБЩА, СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ.
- Давайте вспомним обитателей леса.
А) Какие растения вы видите?
Б) Каких животных вы знаете?
В) Кто ещё обитает в лесу?
-О чудесах и загадках леса, о его жизни мы и будем говорить сегодня на уроке.
11. Показ учащимся на карте лесной зоны.
Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры. Одно из замечательных богатств нашей страны – лес.
- Каким цветом окрашена на карте лесная полоса?
- Узнайте по условному знаку, какой это лес?
- Как расположены растения в лесу?
Если приглядеться внимательно к растениям в лесу, то мы увидим, что растут они ярусами- этажами.
(Сообщение ученика)
Лес состоит из трех ярусов. Верхний ярус образуется кронами деревьев. Листья высоких деревьев потребляют много солнечной энергии.
Более низкие деревья получают меньше солнечных лучей. Эти деревья и кустарники составляют средний ярус леса. Они растут в тех местах, где высокие деревья не закрывают их от солнца.
Травянистые растения, цветковые растения, мхи и папоротники составляют нижний ярус леса. В этой части леса растениям надо приспосабливаться, чтобы получить достаточное количество солнечной энергии для своего развития.
Самостоятельное задание с последующей проверкой «Распредели по этажам растения»
Сосна, орешник, малина, шиповник, медуница, калина, осина, рябина, дуб, мать-и-мачеха, клён, земляника, костяника, берёза
деревья , кустарники, травы
-А сейчас послушайте отрывок из рассказа Ю. Дмитриева «Один художник решил нарисовать лес»
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
-Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- Как вы думаете, ребята, почему засох лес? Кого еще должен был нарисовать художник?
-Животных. С животными лес наполняется жизнью.
Физминутка. (под музыку «Голоса птиц)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки - плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
- Оказывается, без животных лес жить не сможет. А каких животных леса вы знаете? Назовите известных вам животных, живущих в лесу – от больших и до самых маленьких.
(Дети называют животных)
-Все эти животные очень разные. А теперь попробуйте распределить этих животных на группы. (медведь, жук, волк, паук, белка, олень, лиса, синица, ворона, воробей, коршун, лось, заяц, барсук, дятел, муха, комар, муравей, божья коровка)
- Как называется каждая из этих групп? (Звери, насекомые, птицы)
- Если присмотреться к пище этих животных, их также можно поделить на группы. А какие это группы нам поможет вспомнить сценка
Сценка «Заяц, Лиса и Мышь» ( выступление детей. Кукольный театр)
Заяц: Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денёк. Что за странный запах? Это вовсе не запах травы.
Мышь: Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста не ешь меня! Я вовсе не отела забираться в твои владения. Я тебя больше не побеспокою, если ты только не съешь меня прямо сейчас.
Заяц: Так-так. Это значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.
Мышь: О, да. Да и на вкус мышки тоже совсем другие. Они совсем не вкусные, как травка.
Заяц: Ну об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да и не смог бы съесть мышку, даже если бы захотел.
Мышь: Не смог бы? Почему?
Заяц: Ты когда-нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.
Мышь: Тогда для чего они приспособлены?
Заяц: Они приспособлены для того, чтобы есть траву, листья, кору деревьев, т.е. растения.
Мышь: Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг побегать.
Заяц: Пожалуйста, сколько хочешь. Пока! (Мышь убегает). Может быть, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что эта Лиса не прочь слопать меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той маленькой мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.
Лиса: Ничего себе! Что ты здесь прогуливаешься? Знаешь ли ты, что я могу тебя водин миг съесть?
Мышь: Ты не можешь меня съесть, даже если захочешь. Заяц сказал, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не мышек.
Лиса: Его зубы предназначены для пережевывания растений. А мои – для того, чтобы есть животных, таких как зайцы, мыши.
Мышь: Ты п-п-полагаешь, что с-с-сможешь с-с-съесть м-м-меня? Ай-ай-ай!
Лиса: Ха-ха-ха! Этой маленькой мышке повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных.
Заяц: О, как я рад, что нашел тебя.
Мышь: Да-да. Я должна спросить тебя кое о чем. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов Лисы?
Заяц: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы – плотоядные животные, а зайцы – травоядные. Плотоядные такие, как лисы, едят других животных. Зубы у них острые, развитые клыки. А у травоядных зубы широкие, плоские приспособлены для пережевывания травы, листьев, коры. Кто что любит.
Мышь: Теперь я все поняла! Прежде всего, надо взглянуть на зубы животного и тогда я пойму сможет оно меня съесть или нет.
Заяц: Для тебя будет лучше, если ты спросишь меня. Я великолепно знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы.
Мышь: Вот и замечательно. Я обязательно буду спрашивать тебя.
Заяц: Бежим, а то Лиса вернется.
- Ребята, на какие группы можно разделить животных первого столбика? Как они зависят друг от друга? ( В каждой группе есть хищники и поедаемые ими животные).
- А теперь давайте составим цепь питания, которая складывается в лесу. (учебник стр. 124)
Найдите ошибку в цепи питания.
Мышь ----- дуб ----- лиса
Осина ----- лиса ----- заяц
- Сейчас я проверю, внимательны ли вы.
Загадки-обманки.
-
Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу
Знаем, нас не проведешь –
Этот зверь, конечно, .. (медведь)
-
Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много
Этот маленький зверек
Называется …(ёж)
-
У бедняжки нет берлоги,
От врагов спасают ноги
Он привык к зиме белеть
Догадались? Он … (зайка)
-
Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко
Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»,
Этот зверь, конечно, …(лиса)
-
Над цветами я летаю,
Мёд янтарный собираю
Всем обидчикам – гроза,
Кто я, дети?.... (пчела)
-
Я зимой в пушистой шубе
Ем грибы на старом дубе,
Мне на месте не сидится,
Потому что я … (белка)
- А сейчас послушайте еще одну загадку.
Шапка набекрень,
Спряталась за пень
Кто проходит близко,
Кланяется низко (Гриб)
-А что такое грибы?
(Сообщение заранее подготовленного ученика о грибах)
Работа с учебником с. 123
(работа с текстом)
-Давайте, ребята, дослушаем рассказ о художнике.
-А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
-Нужны птицы, а ещё – кусты, ягоды и грибы, - не унимался лесовичок.
Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.
-Нарисуй жабу и ящерицу!
-Нет, - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё – то фырканье.
-Вот это лес! – сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.
- Что же такое лес?
Вывод с. 127
111. Подведение итогов урока.
-Что вы узнали сегодня на уроке?
Много лет люди нещадно эксплуатировали леса. Большая часть лесов на Земле уже уничтожена. У нас в России лесов ещё много, но они быстро уничтожаются.
Заповедники лечат, охраняют и берегут лесничие. Они следят за правильностью вырубки, за соблюдением сроков и правил охоты, ведут заготовку кормов для диких животных на трудное время года для подкормки.
В заповедниках – лесах такую работу ведут егеря.
В природе всё взаимосвязано и если исчезнет одно из звеньев – это приводит к гибели других.
Выступление школьного библиотекаря (2-3 минуты рассказ о журналах)
(На доске - выставка журналов о природе рядом – небольшая аннотация)
- Посмотрите журналы во время перемены. Эти журналы есть в нашей библиотеке, можно взять, почитать.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же , люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
lV.Домашнее задание
С. 126 (вопросы)
Задание по выбору:
1) изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (о лекарственных растениях)
2) найти пословицы, поговорки, загадки о птицах, животных. Оформите их в альбом.
3) нарисовать плакаты в защиту леса и лесного сообщества.
4) подготовить сообщение о любом насекомом, животном или птице лесного сообщества
Использованная литература:
-
Журнал «Начальная школа»
-
Серия “Я познаю мир” - Растения.
-
Серия “Я иду на урок” - Природоведение
-
“Дифференцированный подход в обучении природоведению”. О. М. Смирнова.
-
Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»
-
Г. Т. Дьячкова «Окружающий мир. Олимпиадные задания» 2-4 классы
Приложение.
Тест по природоведению:
-
Почва является домом для некоторых животных:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Подумай и напиши, какая катастрофа случилась бы в природе, если бы:
-
Исчез углекислый газ в воздухе – не смогли бы расти___________________
-
Исчезли растения – не смогли бы жить________________________________
-
Исчезли микробы – никто не разрушал бы____________________________
-
Что придаёт почве плодородие и тёмный цвет?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аннотации к журналам
«Детская энциклопедия»
Журнал «Детская энциклопедия» расширяет кругозор и рассказывает о том, что должен знать каждый образованный современный человек и делает это интересно и занимательно.
Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают нас?
В этой книжке вы найдёте ответы на многие свои вопросы.
«Свирель»
Детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе. Ежемесячный журнал, издаётся с 1994 года. В этом журнале вы найдёте много интересных рассказов о животных Земли, стихи потов о родной природе Журнал оформлен красочными иллюстрациями и фотографиями.
«Юный натуралист»
Научно-популярный иллюстрированный детский и юношеский журнал. Основан в 1928 году. Имеет много разнообразных рубрик: «Поляна игр», «Клуб почемучек», «Записки натуралиста» и т.д. Журнал публикует рассказы, стихи и известных писателей и начинающих. Журнал интересен своими необычными конкурсами.
«Муравейник»
Детский экологический журнал для семейного чтения. Издается с 1994 года. Это журнал о природе. У него уже появились свои традиции, интересные разделы. «Зелёный шум», «Кругосвет», «Муравейка», «Корни и крона», «Бурелом» - вот некоторые из разделов журнала.
В нашей библиотеке множество журналов для детей. И каждый из них интересен по-своему.
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО