Разработка заседания «Клуба будущего избирателя».
Задачи. Овладение знаниями и практическими навыками, необходимыми для полноценного участия в политической жизни страны, в избирательном процессе; формирование интереса к дальнейшему изучению избирательного права; развитие активности, творческих способностей детей.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Новый» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Разработка заседания «Клуба будущего избирателя».
Посвящается выборам депутатов в Государственную Думу РФ и Дню Конституции Российской Федерации.
Автор: Мавзютова Разидя Гайсовна
классный руководитель 10 класса.
2011 год.
4 декабря – выборы депутатов в Государственную Думу РФ.
12 декабря - День Конституции Российской Федерации.
Права и обязанности учащихся.
В настоящее время всё актуальнее становится правовая сторона жизни каждого человека. Чтобы быть защищённым в современной жизни, надо знать законы своей страны. К сожалению, тенденция к снижению уровня образования населения, росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодёжи, темпы роста которой за последние годы увеличились в 15 раз по сравнению с темпами роста преступности среди взрослых .Более одной трети преступлений среди молодёжи совершается детьми в возрасте от 13 до 15 лет.
Сегодня ужасающими стали масштабы детской беспризорности. Различные ведомства - Минтруда, Генпрокуратура, МВД, Совет Федерации, независимые эксперты - называют разные цифры в пределах 1-4 млн. малолетних бродяг, что сопоставимо с количеством беспризорников после Гражданской войны и гораздо больше, чем их было больше после Великой Отечественной войны.
Язвы общественной жизни не могут миновать школ .Для редкой российской школы сегодня неактуальны проклятые вопросы детской наркомании, пьянства, детской преступности ,броские образчики не сходят со страниц газет .Известно , что внимание прессы только подхлёстывает «трудных подростков» на «подвиг».Малолетние хулиганы в залах суда им кажутся героями, а наказание не представляет страшным и неотвратимым.
«Блатные» нравы увы, сквозят и в массовом искусстве, которое подростки с удовольствием потребляют каждый день .А как поступить дальше классным руководителям?
Этот тревожный фактор ставит проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики.
В системе правового урегулирования ныне утверждается представление о доминировании возможности субъекта свободно выбирать модель своего поведения. Вот почему важно, что в школе были сформированы устойчивые потребности правомерного поведения. Индивид должен научиться самостоятельно определять цели и способы деятельности .Использование в процессе обучения проблемных вопросов, постановка учащихся в ситуацию выбора, самостоятельный поиск в сочетании с усвоением готовых выводов науки позволяют мне создавать условия для детской инициативы, развития рационального, критического мышления , познавательной активности. Формирование умений и навыков грамотного и инициативного ориентирования в правовом пространстве осуществляется посредством способов, отработанных в процессе право воспитательной деятельности Уроки-практикумы , на которых я, классный руководитель 10 класса, разбираю реальные либо смоделированные правовые задачи, работаю с текстами источников права. Это позволяет детям осознавать практическую значимость того материала, которое они изучают на уроке .Это требует серьёзной и систематической работы по правовому образованию и воспитанию школьников .Это и встречи с помощником прокурора Тукаевского муниципального района, с бывшим выпускником школы Яхиным Р.Х. и заседания клуба будущего избирателя. 4 декабря –выборы депутатов Государственной Думы РФ .Насколько информированы мои учащиеся об этих выборах?
Заседание « Клуба будущего избирателя».
Целями этого мероприятия в рамках «Подросток и закон» в 10 классе является закрепление в неформальной , игровой обстановке правовых знаний, формированием правовой культуры; воспитание активной жизненной позиции, гражданских качеств; развитие правосознания, самостоятельности, критического мышления детей.
Задачи. Овладение знаниями и практическими навыками, необходимыми для полноценного участия в политической жизни страны, в избирательном процессе; формирование интереса к дальнейшему изучению избирательного права; развитие активности, творческих способностей детей.
Оборудование. Конституции РФ и РТ, флажки РФ и РТ ,плакаты с символикой ведущих партий РФ, плакаты альтернативных организаций, подготовленные творческими группами, лозунги.
-
Президент клуба (классный руководитель). Сегодня мы рассматриваем одну из наиболее значимых тем нашего элективного курса «Политические права и свободы. Основы избирательного права». Эта тема важна тем, что каждый из вас в скором будущем обязательно с ней столкнётся: в качестве избирателя, митингующего, члена партии, депутата, министра, а может быть, даже президента. Мы обсудим сегодня те вопросы, ответы на которые должен знать каждый уважающий себя гражданин. От знания своих политических прав будет во многом зависеть ваша жизненная позиция, активность, политическая свобода.
Где вы подробно можете познакомиться со своими правами, в том числе политическими?
Ответ. Конституция РФ, глава 2.
Вопрос. Какие права относятся политическим? По какому признаку они относятся к данной группе?
Ответ. Имеют отношение к власти, управлению.
Президент клуба. Прочтите статьи 29, 30, 31, 32, 33 Конституции РФ и приготовьтесь к обсуждению.
Вопросы для обсуждения проектируются на экране.
Что такое право голоса?
Кто обладает правом голоса?
Какие знания необходимы избирателям для сознательного участия в выборах? В митингах? В демонстрациях?
Какой вариант проведения публичных мероприятий существует в России - уведомительный или разрешительный? Почему вы так считаете?
Что даёт участие в выборах?
Почему важно, голосуют граждане или нет?
Какая страна была родиной демократии? Когда это было? Ответ. Древняя Греция, Афинский полис. Там демократия возникла ещё до н.э. Само слово «демократия» тоже древнегреческого происхождения и дословно переводится как «власть народа».
Какой город Древней Руси стал символом самоуправления и вольности?
Ответ. Великий Новгород.
Какие сословно-представительные органы существовали в Московском государстве?
Ответ. Земский Собор, позднее - Земства, Государственная Дума.
Что означает принцип разделения властей? На какие три ветви делится государственная власть?
Ответ. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Для уравновешивания, сдерживания друг друга.
Президент клуба. А теперь , я попрошу вас, навести порядок в бланках, некоторые графы оказались незаполненными (детям раздаются листы со схемами ветвей власти. Задача ребят – вставить пропущенные названия органов власти, палат парламента, виды судов.
Президент клуба. Избиратель должен быть очень внимательным человеком, научиться слушать и слышать то, что обещают кандидаты во время предвыборной кампании. Сейчас мы потренируемся в умении улавливать неточности на слух. Ваша задача их найти, подсчитать количество ошибочных суждений, исправить меня при повторном чтении текста.
Текст с ошибками.
1.Россия – унитарное государство. 2)Законодательную власть в стране осуществляет Правительство РФ.3)Российский парламент называется Государственная Дума.4)Федеральные законы подписывает и обнародует Совет Федерации.5)Президент РФ является одновременно и главой Правительства РФ.6)В состав Правительства входят: Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры, члены Совета Федерации Федерального Собрания. 7)Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, осуществляет управление федеральной собственностью, утверждает изменение границ, объявляет амнистию. 8)Оно не имеет права подать в отставку. 9)Вопрос об отставке правительства РФ решается Федеральным Собранием.
Ответ. 1)федерация; 2)исполнительную; 3)Федеральное Собрание РФ; 4)Президент РФ; 5)не является;6)члены Совета Федерации не входит в Правительство РФ; 7) не утверждает изменение границ, не объявляет амнистию; 8)имеет; 9)Президентом РФ.
Тесты.
С какого возраста можно стать:
1) кандидатом на пост Президента РФ;
2) кандидатом в депутаты Государственной Думы;
3) судьёй;
4) избирателем;
А)18 лет; Б)21 год; В)25 лет; Г)30 лет; Д)35 лет;
Ответ: 1-д; 2-Б; 3-В; 4-А;
Какие избирательные комиссии участвуют в организации выборов в РФ?
а) окружные;
б) избирательные комиссии субъектов РФ;
в) Центральная избирательная комиссия;
г) партийно-государственные комиссии;
д) контрольные комиссии;
е) участковые комиссии.
Ответ: а, б , в, е.
Президент клуба. Проанализируйте с позиций закона следующие ситуации:
-
избиратель заполняет избирательный бюллетень карандашом;
-
избиратель голосует за себя и за знакомого;
-
избирательный бюллетень выдан без предъявления паспорта;
-
наблюдатель опрашивает избирателей, за кого они собираются проголосовать.
Один из молодых людей, беседуя с журналистом о роли изучения политологических знаний, откровенно ответил на ряд его вопросов.
Высказывания молодого человека приводятся ниже:
-
«Я не интересуюсь политикой, запутался в сложных понятиях….»;
-
«Роль избирателя такая скучная! Обычно я не хожу голосовать…»;
-
«Демократия, с моей точки зрения- безграничная свобода, от которой нет никакого толку…».
Является ли политическая культура молодого человека демократической? Аргументируйте свой ответ.
Домашнее задание. Чтобы вы ответили журналисту о роли изучения политологических знаний?
Использованная литература .
1.Конституция Российской Федерации.
2.Конституция Республики Татарстан.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации. Москва; Проспект;2011.
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»