Атмосферные осадки
Разработка урока по географии 6 класс
«Технология критического мышления»
Учителя географии высшей категории
МОБУ «СОШ № 71» г. Оренбурга
Беляковой Светланы Ивановны
Место урока: (6 в разделе Атмосфера Земли)
Тема: Атмосферные осадки.
технология критического мышления
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование понятия «Атмосферные осадки», раскрытие причин их образования;
- понимание их значения.
Развивающие:
- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии;
- стимулировать любознательность,
Воспитательные:
- формирование умения вести дискуссию, слушать других.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник географии для VI класса Т.П. Герасимовой и других. Н.Н. Петровой (М.: Дрофа; ДиК, 1997), Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. 2007 год.
Стадия вызова: покопаемся в памяти.
Стадия осмысления: дискуссия.
Стадия рефлексии: синквейн, эссе.
Ход урока и его особенности:
1. В начале урока учитель предлагает учащимся отгадать загадки:
А. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Б. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)
В. Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
Г. Зимой греет, Весной тлеет. Летом умирает, Осенью оживает. (Снег)
Д. Летит – молчит, Лежит – молчит. Когда умрет, тогда заревет. (Снег)
Е. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, и никто его не подберет. (Град)
Эти загадки помогают определить тему урока.
Далее учитель просит высказать мнение учащихся, что они знают по теме, что хотят узнать, почему им это нужно знать?
Под руководством учителя в ходе беседы школьники удваивают характерные признаки понятия «атмосферные осадки».
Стадия осмысления: Для рассмотрения вопроса о значении атмосферных осадков. Учитель организует дискуссию. Вопрос для обсуждения: «Давайте подумаем, атмосферные осадки – это благо или беда?»
Аргументы благо |
Атмосферные осадки это благо или беда? |
Аргументы беда |
|
|
|
|
|
|
Учитель знакомит учащихся с памяткой: « Как вести дискуссию»:
- в споре не допускай тона превосходства, уважай мнение спора;
- вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;
- не повторяй то, что уже было сказано;
- внимательно слушай товарищей, имеющих противоположные точки зрения, найди в них сильные и слабые стороны;
- опровергни их доводы.
Учитель делит класс на шесть групп для обсуждения двух сторон вопроса:
«атмосферные осадки – это благо» (3группы) и «атмосферные осадки – это беда» (3 группы).
После обсуждения вопроса внутри групп учитель предлагает школьникам прочитать учебник с целью сопоставления мнения группы с точкой зрения автора и принятия решения о том, как они будут отстаивать свою позицию. При этом учащиеся класса работают с разными учебниками для VI класса (каждая группа с одним учебником). Учитель обращается к школьникам, рассмотревшим первую часть вопроса (атмосферные осадки – это благо), с просьбой высказать их точку зрения.
Они перечисляют следующие позиции:
- Снег сохраняет озимые посевы от вымерзания( при t= - 30º и толщине снега около 50см температура почвы приблизительно равна - 3º).
- Снег помогает метеорологам следить за чистотой атмосферного воздуха, так как он впитывает вещества, содержащиеся в атмосфере. Анализ примесей, находящихся в снежном покрове, позволяет выявить те промышленные предприятия, которые загрязняют воздух, и определить меры улучшения ситуации.
- Измерение толщины снежного покрова позволяет предвидеть весеннее половодье.
- Дождь питает культурные растения влагой. Например, один слабый дождик дает слой воды 1-2мм. При этом один гектар пашни получает около 900 ведер воды.
Учитель обращается к участникам трех других групп с вопросом:»Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе?».
Позиции, высказанные участниками дискуссии по второй части вопроса (атмосферные осадки – это беда):
Атмосферные осадки могут причинить вред. Градины, обычно имеющие величину горошины, могут достигать размеров голубиного яйца. Сильные градобития представляют собой настоящую катастрофу. Град уничтожает посевы, мелкий скот, оголяет деревья. Изморозь оказывает вред, так как отложения льда образуется на деревьях и проводах.
Учитель: Сделайте выбор. Каково же значение атмосферных осадков?
Ученик: С одной стороны, атмосферные осадки оказывают положительное влияние на почвы, растения, животный мир, деятельность человека, а с другой стороны – это беда. Поэтому я считаю, что это и благо, и беда.
Стадия рефлексии:
-
Объясните народные пословицы:
а) «Много снега – много хлеба»;
б) «Когда облака редки, земля – плешива»;
в) «От искры – пожар, от дождя – наводнение».
2) Составить синквейн.
например:
Снег
Сверкающий, холодный
Падает, скрипит, тает
Белые снежинки под моим окном
Зима
(Павлова М.)
В конце урока учащиеся получают задание, способствующее развитию любознательности.
Напишите эссе на тему: «Я – снежинка», «Я – градинка», «Я – капелька дождя».
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»