В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Школа России")

Галина Шнейбауер
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 53319 комментариев: 1
Описание
Пояснительная записка
 Русский язык 3 класс
 УМК «Школа России»
   
 1. Роль и место дисциплины
 
 В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество подготовки ребенка по другим школьным пред­метам.
 
 2. Адресат
 
 Рабочая учебная программа адресована обучающимся третьих  классов  общеобразовательных школ
 
 3. Соответствие Государственному образовательному стандарту
 
 Рабочая программа курса «Русский язык» для  3  класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по русскому языку, примерной программы  начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. 1 – 4  классы» (2009).
 
 4. Цели и задачи курса
 
 
 
 
 
 Идея курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.
 Курс направлен:
•  на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
•  на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
•  на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
 
 Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.
 
 Задачи:
•  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; 
•  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
•  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
 совершенствовать свою речь.
 
 5. Специфика курса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтени­ем. Эти два предмета представляют собой единую образова­тельную область, в которой изучение русского языка сочетает­ся с обучением чтению и первоначальным литературным обра­зованием.
Систематический курс русского языка представлен в началь­ной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для ин­теллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направ­ленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуаци­ях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
 Орфографические и пунктуационные правила рассматрива­ются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различ­ными принципами русского правописания.
 Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, от­работка правильного начертания букв, рациональных соедине­ний, достижение ритмичности, плавности письма являются за­дачами совершенствования графического навыка при соблюде­нии гигиенических требований к данному виду учебной работы.
 Опережающее развитие устной речи по сравнению с пись­менной в младшем школьном возрасте требует особого вни­мания к работе над письменной речью — применения достаточ­ного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.
 
 6. Основные содержательные линии курса
 
 •  система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); 
•  орфография и пунктуация; 
•  развитие речи. 
 
 7. Содержание учебного предмета (разделы)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 •  Повторение пройденного в начале года
•  Синтаксис и пунктуация
•  Состав слова
•  Имя существительное
•  Имя прилагательное
•  Глагол 
•  Повторение пройденного в конце года
 Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, словосочетание, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы.
  Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения ( без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления.
 Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова,  беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный мягкий (ь) и твёрдый знак (ъ); непроизносимые согласные; двойные согласные; сложные слова.
 Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме. Употребление существительных в речи.
 Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении).
 Личные местоимения общее понятие о личных местоимениях.
 Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; неопределенная форма глагола; время, лицо, число глаголов; понятие о личных окончаниях глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).
 Слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, восток, город, го­рох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, за­яц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, ладонь, лагерь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одеж­да, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, Россия, пятница, ра­бота, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, са­поги, сахар, север, сентябрь, сирень, собака, солома, сорока, союз,  стакан,  столица,  суббота,  тетрадь,  товарищ,  топор, трактор,  трамвай, ужин, улица, урожаи, ученик, учитель, февраль, хорошо, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.
 
 8. Виды и формы организации учебного процесса
 
 •  Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. 
•  Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
 
 9. Планируемые результаты усвоения программы
 
 
 Личностные результаты: 
•  осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; 
•  восприятие русского языка как яв­ления национальной культуры;
•  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; 
•  способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.
 Метапредметные  результаты: 
•  умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 
•  способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; 
•  умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач; 
•  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
•  умение задавать вопросы.
 Предметные результаты:
 В результате изучения русского языка в 3 классе дети должны знать (называть и определять):
•  главные и второстепенные члены предложения;
•  имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки.
•  корень, приставку, суффикс, окончание;
•  сложные слова;
 Обучающиеся должны различать и сравнивать:
•  различать главные и второстепенные члены предложения;
•  различать распространённые и нераспространённые предложения;
•  различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
•  различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
•  понимать особенности употребления разделительных мягкого и твёрдого знаков;
•  различать приставки и предлоги;
•  характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам. 
  
 В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
•  активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
•  правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
•  усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
•  орфографической грамотности;
•  применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;
•  правописания сложных слов и глаголов с не;
•  написания слов с непроверяемыми орфограммами;
•  письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
 
 
 10. Универсальные учебные действия
 
 •  интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравни­вать и др.);
•  познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
•  организационные (организовывать сотрудничество и пла­нировать свою деятельность).
•  умения, свя­занные с информационной культурой: читать, писать, эффектив­но работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
 
 10. Проверка и оценка усвоения программы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зритель­ные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие из­ложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10; III класс — 10—12; IV класс — 12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: I класс, конец года — 15—17; II класс, первое по­лугодие — 25—30, конец года — 35—45; III класс, конец пер­вого полугодия — 45—55, конец года — 55—65; IV класс, ко­нец полугодия — 65—70, конец года — 75—80. Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов; III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов; IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание тек­стов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
 
 11. Проверка и оценка усвоения программы
 
 
 № урока
 
 Вид работы
 
 По теме
 
 5
 
 Диктант № 1
 
 Входной
 
 7
 
 Словарный диктант № 1
 
 Входной
 
 9
 
 Контрольное списывание № 1
 
 Входное
 
 21
 
 Контрольное списывание № 2
 
 За 1 четверть
 
 24
 
 Диктант № 2
 
 За 1 четверть
 
 26
 
 Словарный диктант № 2
 
 За 1 четверть
 
 35
 
 Диктант № 3
 
 Однокоренные слова
 
 45
 
 Словарный диктант № 3
 
 За 2 четверть
 
 46
 
 Контрольное списывание № 3
 
 За 2 четверть
 
 47
 
 Диктант № 4
 
 За 2 четверть
 
 59
 
 Словарный диктант № 4
 
 Правописание слов
 
 60
 
 Диктант № 5
 
 Правописание корней
 
 66
 
 Свободный диктант № 6
 
 Имя существительное
 
 69
 
 Зрительно-слуховой диктант № 7
 
 Имя существительное
 
 75
 
 Словарный диктант № 5
 
 За 3 четверть
 
 76
 
 Контрольное списывание № 4
 
 За 3 четверть
 
 77
 
 Диктант № 8
 
 За 3 четверть
 
 83
 
 Диктант № 9
 
 Имя прилагательное
 
 87
 
 Проверочная работа № 1
 
 Имя прилагательное
 
 93
 
 Диктант № 10
 
 Глагол
 
 95
 
 Словарный диктант № 6
 
 За год
 
 97
 
 Контрольное списывание № 5
 
 За год
 
 98
 
 Диктант № 11
 
 За год
 
 12. Объем и сроки изучения
 
 На изучения курса «Русский язык» в третьем классе отводится 3 часа в неделю, за год всего 102 часа.
 
  
 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
  
 Период обучения
 
 Количество часов
 
 Диагностический материал
 
 1 четверть
 
 27 часов
 
 Изложений — 2; сочинений — 1; словарных диктантов – 2; контрольных списываний – 2; диктантов — 2
 
 2 четверть
 
 21 час
 
 Изложений – 2; сочинений – 1; словарных диктантов – 1; контрольных списываний – 1; диктантов — 2
 
 3 четверть
 
 30 часов
 
 Изложений – 3; сочинений – 3;  словарных диктантов – 2; контрольных списываний – 1; диктантов — 4
 
 4 четверть
 
 24 часа
 
 Изложений – 4; проверочных работ – 1; словар. диктантов – 1; контрольных списываний – 1; диктантов — 3
 
 Итого:
 
 102 часа 
(3 часа в неделю)
 
 Изложений – 11; сочинений – 5; словарных диктантов – 6; контрольных списываний – 5; проверочных работ – 1; диктантов — 11
 
 Учебно-тематическое планирование
  
  
№ п/п
 
 Наименование разделов и тем
 
 
 Кол-во часов
 
 В том числе на:
 
 Выполнение практической части программы:
 
 уроки
 
 РР
 
 сочинения
 
 изложения
 
 диктант
 
 Провер. р.
 
 списывание
 
 1
 
 Повторение 
 
 11 часов
 
 10
 
 1
 
 -
 
 1
 
 1
 
 -
 
 1
 
 2
 
 Синтаксис и пунктуация
 
 10 часов
 
 8
 
 2
 
 1
 
 1
 
 -
 
 -
 
 1
 
 3
 
 Состав слова
 
 40 часа
 
 34
 
 6
 
 2
 
 4
 
 4
 
 -
 
 1
 
 4
 
 Имя существительное
 
 17 часов
 
 14
 
 3
 
 2
 
 1
 
 3
 
 -
 
 1
 
 5
 
 Имя прилагательное
 
 9 часов
 
 7
 
 2
 
 -
 
 2
 
 1
 
 1
 
 -
 
 6
 
 Глагол
 
 12 часа
 
 10
 
 2
 
 -
 
 2
 
 2
 
 -
 
 1
 
 7
 
 Повторение 
 
 3 часов
 
 3
 
 -
 
 -
 
 -
 
 -
 
 -
 
 -
 
  
 
 Итого:
 
 102 часов
 
 86
 
 16
 
 5
 
 11
 
 11
 
 1
 
 5
 
  
  
  
  
  
  
  
  
 Синтаксис и пунктуация (19 часов)
 Планируемые результаты обучения
 В результате работы по теме «Предложение» дети научатся:
•  осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;
•  отличать предложения от словосочетаний;
•  находить словосочетания в предложениях;
•  различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
•  владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
•  использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.
•  В процессе работы по теме «Предложение» дети учатся:
•  разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);
•  понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;
•  использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:
— выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;
— различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;
— использовать различные части речи как члены предложения;
•  конструировать предложения и тексты;
•  расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.
 Состав слова (63 часа)
 Планируемые результаты обучения
 В результате работы по теме «Состав слова» дети научаются:
•  характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
•  разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;
•  различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
•  подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);
•  подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
•  объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;
•  различать:
–  однокоренные слова и слова, близкие по значению;
–  слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;
•  объяснять различие в значении многозначных слов;
•  различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
•  использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:
— определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);
— применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:
–  в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
–  в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
–  в правописании суффиксов –ик, -ек;
–  в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
–  в правописании слов с двойными согласными;
–  в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
–  в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);
–  при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.
  
 В процессе работы по теме «Состав слова» дети учатся:
•  использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:
— выбирать  наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;
— составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;
— составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);
— составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;
•  используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.
 
 Имя существительное (26 часов)
 Планируемые результаты обучения
 В результате работы по теме «Имя существительное» дети научатся:
•  находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
•  определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
•  различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
•  определять число и род имён существительных;
•  изменять существительные по числам;
•  различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
•  грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
•  ставить существительные в начальную форму;
•  изменять форму имён существительных в контексте.
 
 В процессе работы по теме «Имя существительное» дети учатся:
•  изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);
•  ставить падежные вопросы к имени существительному;
•  различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
•  определять падеж имён существительных;
•  различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;
•  делать морфологический разбор имён существительных;
•  подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
•  составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;
•  осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);
•  использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
•  употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).
 
 Имя прилагательное (17 часов)
 Планируемые результаты обучения
 В результате работы по теме «Имя прилагательное» дети научатся:
•  по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
•  выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
•  определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
•  определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
•  изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
•  разбирать имена прилагательные по составу.
 В процессе работы по теме «Имя прилагательное» дети учатся:
•  изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);
•  определять род, число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;
•  проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);
•  делать морфологический разбор имени прилагательного;
•  различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);
•  употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;
•  составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
 
 Глагол (22 часа)
 Планируемые результаты обучения
 В результате работы по теме «Глагол» дети научатся:
•  характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;
•  определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
•  различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;
•  различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.
 В процессе работы по теме «Глагол» дети учатся:
•  устанавливать (называть) начальную форму глагола;
•  разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
•  разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);
•  определять форму числа, лица и времени глагола;
•  изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
•  устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;
•  грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);
•  грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
•  использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
•  подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;
•  выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации, коммуникативной задаче (дождь  капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в соответствии со стилистическими особенностями текста  (отец  говорит, сказывает, молвит).
 
  
  
  
 ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
  
     
 Программа
 
 Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 151 с. (Школа России)
 
 Учебник
 
 Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 158 с.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 175 с.
 
 Дидактические средства для учащихся
 
 Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011, 176 с. (Школа России)
 
 
 
 Методическая литература
 
 Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год)
Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)
Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2007, 400 с. (в помощь школьному учителю)
 
 Материалы для проведения проверочных работ
 
 Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010, 95 с. (Школа России)
 
Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2007, 400 с. (в помощь школьному учителю)
 
  
 
  
  
 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
  
Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год)
Днепров Э.Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Начальная школа. М.: Дрофа, 2004, 63 с.
 
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 151 с. (Школа России)
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 158 с.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 175 с.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011, 176 с. (Школа России)
 
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010, 95 с. (Школа России)
 
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.
Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)
Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 400 с. (в помощь школьному учителю)
 
 
 
 
 
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
поясн.запис. рус.яз..docx Скачать

Пояснительная записка

Русский язык 3 класс

УМК «Школа России»

1. Роль и место дисциплины

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

2. Адресат

Рабочая учебная программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа курса «Русский язык» для 3 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по русскому языку, примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. 1 – 4 классы» (2009).

4. Цели и задачи курса








Идея курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.

Курс направлен:

  • на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;

  • на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;

  • на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.


Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.


Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления

совершенствовать свою речь.

5. Специфика курса






















Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.

6. Основные содержательные линии курса

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

7. Содержание учебного предмета (разделы)


























  • Повторение пройденного в начале года

  • Синтаксис и пунктуация

  • Состав слова

  • Имя существительное

  • Имя прилагательное

  • Глагол

  • Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, словосочетание, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы.

Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения ; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения ( без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления.

Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова, беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный мягкий (ь) и твёрдый знак (ъ); непроизносимые согласные; двойные согласные; сложные слова.

Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме. Употребление существительных в речи.

Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении).

Личные местоимения общее понятие о личных местоимениях.

Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; неопределенная форма глагола; время, лицо, число глаголов; понятие о личных окончаниях глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).

Слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, ладонь, лагерь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, Россия, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожаи, ученик, учитель, февраль, хорошо, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.

8. Виды и формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.

  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

9. Планируемые результаты усвоения программы


Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

В результате изучения русского языка в 3 классе дети должны знать (называть и определять):

  • главные и второстепенные члены предложения;

  • имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки.

  • корень, приставку, суффикс, окончание;

  • сложные слова;

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  • различать главные и второстепенные члены предложения;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения;

  • различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

  • понимать особенности употребления разделительных мягкого и твёрдого знаков;

  • различать приставки и предлоги;

  • характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам.



В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);

  • правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;

  • усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;

  • орфографической грамотности;

  • применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;

  • правописания сложных слов и глаголов с не;

  • написания слов с непроверяемыми орфограммами;

  • письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.


10. Универсальные учебные действия

  • интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

  • познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

  • организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

  • умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

10. Проверка и оценка усвоения программы.














Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10; III класс — 10—12; IV класс — 12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: I класс, конец года — 15—17; II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45; III класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65; IV класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80. Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов; III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов; IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.

11. Проверка и оценка усвоения программы


урока

Вид работы

По теме

5

Диктант № 1

Входной

7

Словарный диктант № 1

Входной

9

Контрольное списывание № 1

Входное

21

Контрольное списывание № 2

За 1 четверть

24

Диктант № 2

За 1 четверть

26

Словарный диктант № 2

За 1 четверть

35

Диктант № 3

Однокоренные слова

45

Словарный диктант № 3

За 2 четверть

46

Контрольное списывание № 3

За 2 четверть

47

Диктант № 4

За 2 четверть

59

Словарный диктант № 4

Правописание слов

60

Диктант № 5

Правописание корней

66

Свободный диктант № 6

Имя существительное

69

Зрительно-слуховой диктант № 7

Имя существительное

75

Словарный диктант № 5

За 3 четверть

76

Контрольное списывание № 4

За 3 четверть

77

Диктант № 8

За 3 четверть

83

Диктант № 9

Имя прилагательное

87

Проверочная работа № 1

Имя прилагательное

93

Диктант № 10

Глагол

95

Словарный диктант № 6

За год

97

Контрольное списывание № 5

За год

98

Диктант № 11

За год

12. Объем и сроки изучения

На изучения курса «Русский язык» в третьем классе отводится 3 часа в неделю, за год всего 102 часа.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

27 часов

Изложений - 2; сочинений - 1; словарных диктантов – 2; контрольных списываний – 2; диктантов - 2

2 четверть

21 час

Изложений – 2; сочинений – 1; словарных диктантов – 1; контрольных списываний – 1; диктантов - 2

3 четверть

30 часов

Изложений – 3; сочинений – 3; словарных диктантов – 2; контрольных списываний – 1; диктантов - 4

4 четверть

24 часа

Изложений – 4; проверочных работ – 1; словар. диктантов – 1; контрольных списываний – 1; диктантов - 3

Итого:

102 часа

(3 часа в неделю)

Изложений – 11; сочинений – 5; словарных диктантов – 6; контрольных списываний – 5; проверочных работ – 1; диктантов - 11

Учебно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

В том числе на:

Выполнение практической части программы:

уроки

РР

сочинения

изложения

диктант

Провер. р.

списывание

1

Повторение

11 часов

10

1

-

1

1

-

1

2

Синтаксис и пунктуация

10 часов

8

2

1

1

-

-

1

3

Состав слова

40 часа

34

6

2

4

4

-

1

4

Имя существительное

17 часов

14

3

2

1

3

-

1

5

Имя прилагательное

9 часов

7

2

-

2

1

1

-

6

Глагол

12 часа

10

2

-

2

2

-

1

7

Повторение

3 часов

3

-

-

-

-

-

-


Итого:

102 часов

86

16

5

11

11

1

5

















Синтаксис и пунктуация (19 часов)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Предложение» дети научатся:

  • осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;

  • отличать предложения от словосочетаний;

  • находить словосочетания в предложениях;

  • различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;

  • владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;

  • использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.

  • В процессе работы по теме «Предложение» дети учатся:

  • разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);

  • понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;

  • использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:

- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;

- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;

- использовать различные части речи как члены предложения;

  • конструировать предложения и тексты;

  • расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.

Состав слова (63 часа)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Состав слова» дети научаются:

  • характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);

  • разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;

  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

  • подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);

  • подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;

  • объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;

  • различать:

  • однокоренные слова и слова, близкие по значению;

  • слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;

  • объяснять различие в значении многозначных слов;

  • различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;

  • использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:

- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);

- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:

  • в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;

  • в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;

  • в правописании суффиксов –ик, -ек;

  • в правописании непроизносимых согласных в корне слова;

  • в правописании слов с двойными согласными;

  • в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;

  • в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);

  • при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.


В процессе работы по теме «Состав слова» дети учатся:

  • использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:

- выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;

- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;

- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);

- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;

  • используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.


Имя существительное (26 часов)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Имя существительное» дети научатся:

  • находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;

  • определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);

  • различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;

  • определять число и род имён существительных;

  • изменять существительные по числам;

  • различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;

  • грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;

  • ставить существительные в начальную форму;

  • изменять форму имён существительных в контексте.


В процессе работы по теме «Имя существительное» дети учатся:

  • изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);

  • ставить падежные вопросы к имени существительному;

  • различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;

  • определять падеж имён существительных;

  • различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;

  • делать морфологический разбор имён существительных;

  • подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;

  • составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;

  • осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);

  • использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;

  • употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).


Имя прилагательное (17 часов)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Имя прилагательное» дети научатся:

  • по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;

  • выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;

  • определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;

  • определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;

  • изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;

  • разбирать имена прилагательные по составу.

В процессе работы по теме «Имя прилагательное» дети учатся:

  • изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);

  • определять род , число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;

  • проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);

  • делать морфологический разбор имени прилагательного;

  • различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);

  • употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;

  • составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.


Глагол (22 часа)

Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Глагол» дети научатся:

  • характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;

  • определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;

  • различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;

  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.

В процессе работы по теме «Глагол» дети учатся:

  • устанавливать (называть) начальную форму глагола;

  • разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);

  • разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);

  • определять форму числа, лица и времени глагола;

  • изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);

  • устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;

  • грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);

  • грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;

  • использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;

  • подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;

  • выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации, коммуникативной задаче (дождь капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в соответствии со стилистическими особенностями текста (отец говорит, сказывает, молвит).








ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:


Программа

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 151 с. (Школа России)

Учебник

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 158 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 175 с.

Дидактические средства для учащихся

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011, 176 с. (Школа России)



Методическая литература

Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год)

Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)

Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2007, 400 с. (в помощь школьному учителю)

Материалы для проведения проверочных работ

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010, 95 с. (Школа России)


Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2007, 400 с. (в помощь школьному учителю)








ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ


Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 208 с. (Учебный год)

Днепров Э.Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Начальная школа. М.: Дрофа, 2004, 63 с.


Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 151 с. (Школа России)

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 158 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 175 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011, 176 с. (Школа России)


Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010, 95 с. (Школа России)


Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.

Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)

Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 400 с. (в помощь школьному учителю)













Обсуждение материала
Татьяна Макова
11.12.2011 08:32
Искала для коллеги программу и наткнулась,Галина, на Вашу. Спасибо огромное за работу.Взяла в закладки.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров