Дидактический материал по формированию фонематических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Краткое описание
Дидактический материал представлен в образах, воспринимаемый органами чувств; также, знаковый, вербальный, закодированные знания в знаковой форме; овеществлённый, можно осязать, ощущать.
Этот дидактический материал используется при формировании умения вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; способствует не только формированию фонематического восприятия, но и развитию слухового внимания, зрительного восприятия, ассоциативного мышления, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение). Данный материал даёт возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий, максимально использовать сохранные анализаторы, повысить скорость запоминания, компенсировать недостаточность фонематического слуха, также учитывает зону актуального и зону ближайшего развития.
Дидактический материал представлен в виде схем, опорных таблиц, рисунков, чертежей, раздаточного материала, которые на коррекционных занятиях являются «помощниками» изучаемого материала, визуальной, кинестетической подсказкой при затруднениях. Пособия помогают организовать коррекционную деятельность с учётом дифференцированного подхода.
Этот дидактический материал используется при формировании умения вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; способствует не только формированию фонематического восприятия, но и развитию слухового внимания, зрительного восприятия, ассоциативного мышления, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение). Данный материал даёт возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий, максимально использовать сохранные анализаторы, повысить скорость запоминания, компенсировать недостаточность фонематического слуха, также учитывает зону актуального и зону ближайшего развития.
Дидактический материал представлен в виде схем, опорных таблиц, рисунков, чертежей, раздаточного материала, которые на коррекционных занятиях являются «помощниками» изучаемого материала, визуальной, кинестетической подсказкой при затруднениях. Пособия помогают организовать коррекционную деятельность с учётом дифференцированного подхода.
Описание
Пояcнительная записка к «Дидактическому материалу по формированию фонематических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
«Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, запахов и т.д. Но умственное развитие каждого ребёнка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребёнка доминирует. Понять, какой именно – значит помочь ребёнку быстрее и лучше познать мир максимально развив его умственные способности».
А.Л.Сиротюк
Число школьников с отклонениями в развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с недоразвитием фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности, к нарушениям произносительной стороны речи, а также и письма. Чем раньше начать формирование фонематического восприятия у детей, привлечь к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют письменной и устной речью. Однако, без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуковой состав слов, а это в свою очередь может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Особенно актуальна эта проблема у учащихся с задержкой психического развития. Опыт работы с такими детьми в МСКОУ «Начальная школа – детский сад №12» г.Кудымкара на протяжении 8 лет показывает, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова, неумение распознать фонему, идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам часто приводит к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой, а в некоторых случаях делает овладение грамотой практически невозможным.
В современной педагогике широко обсуждается идея организации образовательного процесса с учётом нейропсихофизиологических особенностей восприятия информации детьми. Анализ данных исследований навели на мысль организовать коррекционную работу с учётом таких особенностей.
В ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все эти процессы взаимодействуют и взаимно обуславливают качественные и количественные характеристики друг другу. Однако всё начинается с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового и зрительного.
Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая). У детей в начальной школе преимущественно развита та или иная система восприятия.
Основным каналом получения информации визуалов является зрительный, поэтому визуалы хорошо воспринимают учебный материал, если он представлен наглядно, но плохо запоминают словесные инструкции.
У аудиалов ведущим является слуховой анализатор – для них главное слышать. Они легко отвлекаются на шум, разговорчивы настолько, что бывает, разговаривают сами с собой; обучаются, слушая.
Основными каналами получения информации кинестетиков являются двигательный и тактильный. Они воспринимают большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Ребёнку важно всё попробовать и по возможности воспроизвести двигательную схему событий.
От того, какой канал у ребёнка ведущий, зависит усвоение многих важных навыков, например, чтения или письма. В обучении можно представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Следует помнить о том, что, несмотря на доминирование одного канала восприятия информации, остальные можно и нужно развивать с помощью своевременно разработанных профилактических мероприятий. Это позволит разгрузить ведущий канал, что приведёт к снижению утомляемости и повышению работоспособности ребёнка.
Цель данной работы – описать опыт использования дидактического материала, созданного с учетом нейропсихологических особенностей восприятия информации, при формировании фонематических процессов у детей с задержкой психического развития.
Адаптированный мной дидактический материал учитывает модальности учащихся 1 класса. У большинства рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу, а, значит, дети были не готовы к овладению грамотой. В связи с этим на первое место встал вопрос о сосредоточении внимания на формировании следующих умений и знаний: различать на слух звуки речи, обозначать звуки буквами, знать о двух основных группах русского языка, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности их звучания и артикуляции, использовать условные обозначения гласных и согласных звуков, правильно использовать терминологию «звук», «гласный звук», «согласный звук», «звонкий, глухой согласный звук», парный, непарный согласный звук», «слово», «предложение».
При изучении звуковой структуры языка традиционными способами запоминание терминологии проходит в два этапа: вначале обогащается пассивный словарь, на следующем этапе термины вводятся в активный словарь. Данный материал способствует легкому усвоению терминологии (гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный и т. д.) и введению ее в активную речь без первого этапа.
Тематическое планирование было адаптировано и направлено на разрешение этих проблем с учётом готовности детей с ЗПР к обучению грамоте, а также с учетом ведущего канала восприятия информации. С этой целью были разработаны дидактические пособия, способные решить проблему подготовки к обучению грамоте и предупредить фонематическую дисграфию.
Дидактический материал представляет собой:
1.<span style=«font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> «модели» артикуляции гласных звуков;
2.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> варианты заданий по дифференциации согласных звуков (звонкость- глухость, твёрдость-мягкость);
3.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> «символы» — характеристики согласных звуков;
4.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> «портреты» звуков;
5.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> характеристика звуков схемами;
6.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> раздаточный материал на кинетические ощущения.
Дидактический материал – образный, представленный в образах, воспринимаемый органами чувств; также, знаковый, вербальный, закодированные знания в знаковой форме; овеществлённый, можно осязать, ощущать.
Этот дидактический материал используется при формировании умения вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; способствует не только формированию фонематического восприятия, но и развитию слухового внимания, зрительного восприятия, ассоциативного мышления, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение). Данный материал даёт возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий, максимально использовать сохранные анализаторы, повысить скорость запоминания, компенсировать недостаточность фонематического слуха, также учитывает зону актуального и зону ближайшего развития.
Дидактический материал представлен на альбомных листах в виде схем, опорных таблиц, рисунков, чертежей, раздаточного материала, которые на коррекционных занятиях являются «помощниками» изучаемого материала, визуальной, кинестетической подсказкой при затруднениях. Пособия помогают организовать коррекционную деятельность с учётом дифференцированного подхода.
Считаю, что при использовании данного дидактического материала растёт интерес к изучаемым темам, развивается память, экономится время на занятиях, т.к. в случае затруднения может быть использована «подсказка», по которой учащиеся быстро воспроизведут нужную информацию, включаются в творческую деятельность, учатся думать.
Прогноз: работа с данным дидактическим материалом позволит успешно решить проблему подготовки детей к обучению грамоте, осуществить профилактику фонематической дисграфии в более короткие сроки.
Материал может быть использован на занятиях по обучению грамоте в ДОУ, при работе с детьми с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), на коррекционно-логопедических занятиях с учащимися с ЗПР.
Методика использования дидактического материала.
Модифицированные фишки, обозначающие твёрдые, мягкие согласные
Обозначать твердые и мягкие согласные цветовыми символами в работе с учащимися с ЗПР нецелесообразно. Дети нередко ошибаются в построении звуковой модели слова, поскольку цвет не ассоциируется в их сознании с существенными признаками звука гласного и согласного (твёрдого, мягкого). В работе с учащимися с ЗПР необходимо опираться на то, что у них более развито. Поэтому имеющиеся традиционные цветные фишки (синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный) можно модифицировать. К синей фишке прикреплён камушек (или любой твёрдый предмет), к зелёной – пёрышко (поролон). Таким образом, в работу по определению твёрдости и мягкости согласного звука включался тактильный анализатор. Данный материал даёт возможность «увидеть» и кинестетически «ощутить» дифференцируемые звуки (раздаточный материал).
Модифицированные звуки-человечки
При знакомстве с двумя группами звуков русского языка также можно использовать символы звуков, изображённые в виде человечков-звуков в цветной одежде. В красной одежде гласный звук, в синей – твёрдый согласный звук, в зелёной – мягкий согласный звук. «Звуки-человечки» адаптированы к особенности типа модальности. Зелёный человечек дополнен медальончиком из мягкого материала (поролон, вата, пёрышко), синий человечек медальончиком из твёрдого предмета (камушек, монетка) (демонстрационный материал). Гласный с широко открытым ртом.
Символы согласных звуков
Практически во всех традиционных заданиях по работе со звуками отсутствует наглядность, а учащиеся на первых порах усвоения мягкости и твёрдости согласных нуждаются в наглядности, занимательной форме представления материала. В такую форму в идеале должно «обличаться» каждое задание.
При изучении темы «Парные и непарные согласные» использую схематический рисунок согласного звука. Парные звуки изображаются двумя человечками, которые держатся за руки, согласный звонкий непарный звук, согласный глухой непарный – один человечек. Этот дидактический материал создан с опорой на эмоции (Парные согласные изображены улыбающимися, объясняя, что он радуется, так как у него есть пара), им весело вместе, а непарные имеют грустное выражение лица. Используемые пособия заставляют ребенка сочувствовать, сопереживать, жалеть. Влияние на эмоции способствует более ясному, четкому и яркому восприятию информации. С помощью ассоциаций у учащихся формируется словесно – логическая память. Они уже сами анализируют, сравнивают, сопоставляют, т.е. мышление и восприятие идут в тесной связи.
Использование схем при звуковом анализе слов
Схема – это хороший способ визуализации материала, облегчающий понимание. Со схемами с удовольствием занимаются визуалы, поэтому дать характеристику изучаемому звуку можно, используя схему. Дополнительно подключается кинестетический анализатор и слуховой. Схемы можно используются в виде «визуальной подсказки». Т.к. логическая память у детей с ЗПР плохо развита, а зрительная лучше, поэтому опора делается на неё.
Работа со схемами вызывает интерес к изучаемому материалу, развивается память, экономится время на занятии, т.к. в случае затруднения может быть предложена визуальная подсказка, по которой учащийся быстро воспроизведёт нужную информацию, включится в творческую деятельность. Работа над характеристикой звука, опираясь на схему, впоследствии даст возможность с лёгкостью справиться с фонетически разбором слов. Работая со схемами, вновь и вновь приходится находить все отличительные характеристики гласных и согласных звуков (наличие и отсутствие вибрации голосовых связок; способ артикуляции и место артикуляции звука; наличие и отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу, месту резонирования, подключая кинестетический анализатор). Таким образом, у визуалов формируется кинестетический способ восприятия информации, и наоборот, у кинестетов визуальный. Чем больше каналов открыто для восприятия информация, тем эффективнее идёт процесс формирования фонематического слуха.
Работа со схемами требует следующего оборудования:
·<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> схема характеристики гласного звука
·<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> схема характеристики согласного звука.
Заключение
Использование в коррекционной работе данного дидактического материала в течение четырёх лет обеспечило коррекцию фонематического восприятия и способствовала устранению фонематической дисграфии, связанной с недоразвитием фонематического восприятия.
Опыт работы позволяет сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа с учащимися с ЗПР требует особого внимания со стороны всех участников педагогического процесса, специализированной помощи и индивидуального подхода. Знание причин трудностей встречающихся у детей при овладении навыками письма, умение своевременно выявить и обеспечить квалифицированную помощь позволяют не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма и чтения, от которого во многом зависит успех освоения других дисциплин школьной программы.
«Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, запахов и т.д. Но умственное развитие каждого ребёнка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребёнка доминирует. Понять, какой именно – значит помочь ребёнку быстрее и лучше познать мир максимально развив его умственные способности».
А.Л.Сиротюк
Число школьников с отклонениями в развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с недоразвитием фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности, к нарушениям произносительной стороны речи, а также и письма. Чем раньше начать формирование фонематического восприятия у детей, привлечь к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют письменной и устной речью. Однако, без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуковой состав слов, а это в свою очередь может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Особенно актуальна эта проблема у учащихся с задержкой психического развития. Опыт работы с такими детьми в МСКОУ «Начальная школа – детский сад №12» г.Кудымкара на протяжении 8 лет показывает, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова, неумение распознать фонему, идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам часто приводит к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой, а в некоторых случаях делает овладение грамотой практически невозможным.
В современной педагогике широко обсуждается идея организации образовательного процесса с учётом нейропсихофизиологических особенностей восприятия информации детьми. Анализ данных исследований навели на мысль организовать коррекционную работу с учётом таких особенностей.
В ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все эти процессы взаимодействуют и взаимно обуславливают качественные и количественные характеристики друг другу. Однако всё начинается с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового и зрительного.
Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая). У детей в начальной школе преимущественно развита та или иная система восприятия.
Основным каналом получения информации визуалов является зрительный, поэтому визуалы хорошо воспринимают учебный материал, если он представлен наглядно, но плохо запоминают словесные инструкции.
У аудиалов ведущим является слуховой анализатор – для них главное слышать. Они легко отвлекаются на шум, разговорчивы настолько, что бывает, разговаривают сами с собой; обучаются, слушая.
Основными каналами получения информации кинестетиков являются двигательный и тактильный. Они воспринимают большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Ребёнку важно всё попробовать и по возможности воспроизвести двигательную схему событий.
От того, какой канал у ребёнка ведущий, зависит усвоение многих важных навыков, например, чтения или письма. В обучении можно представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Следует помнить о том, что, несмотря на доминирование одного канала восприятия информации, остальные можно и нужно развивать с помощью своевременно разработанных профилактических мероприятий. Это позволит разгрузить ведущий канал, что приведёт к снижению утомляемости и повышению работоспособности ребёнка.
Цель данной работы – описать опыт использования дидактического материала, созданного с учетом нейропсихологических особенностей восприятия информации, при формировании фонематических процессов у детей с задержкой психического развития.
Адаптированный мной дидактический материал учитывает модальности учащихся 1 класса. У большинства рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу, а, значит, дети были не готовы к овладению грамотой. В связи с этим на первое место встал вопрос о сосредоточении внимания на формировании следующих умений и знаний: различать на слух звуки речи, обозначать звуки буквами, знать о двух основных группах русского языка, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности их звучания и артикуляции, использовать условные обозначения гласных и согласных звуков, правильно использовать терминологию «звук», «гласный звук», «согласный звук», «звонкий, глухой согласный звук», парный, непарный согласный звук», «слово», «предложение».
При изучении звуковой структуры языка традиционными способами запоминание терминологии проходит в два этапа: вначале обогащается пассивный словарь, на следующем этапе термины вводятся в активный словарь. Данный материал способствует легкому усвоению терминологии (гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный и т. д.) и введению ее в активную речь без первого этапа.
Тематическое планирование было адаптировано и направлено на разрешение этих проблем с учётом готовности детей с ЗПР к обучению грамоте, а также с учетом ведущего канала восприятия информации. С этой целью были разработаны дидактические пособия, способные решить проблему подготовки к обучению грамоте и предупредить фонематическую дисграфию.
Дидактический материал представляет собой:
1.<span style=«font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> «модели» артикуляции гласных звуков;
2.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> варианты заданий по дифференциации согласных звуков (звонкость- глухость, твёрдость-мягкость);
3.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> «символы» — характеристики согласных звуков;
4.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> «портреты» звуков;
5.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> характеристика звуков схемами;
6.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> раздаточный материал на кинетические ощущения.
Дидактический материал – образный, представленный в образах, воспринимаемый органами чувств; также, знаковый, вербальный, закодированные знания в знаковой форме; овеществлённый, можно осязать, ощущать.
Этот дидактический материал используется при формировании умения вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; способствует не только формированию фонематического восприятия, но и развитию слухового внимания, зрительного восприятия, ассоциативного мышления, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение). Данный материал даёт возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий, максимально использовать сохранные анализаторы, повысить скорость запоминания, компенсировать недостаточность фонематического слуха, также учитывает зону актуального и зону ближайшего развития.
Дидактический материал представлен на альбомных листах в виде схем, опорных таблиц, рисунков, чертежей, раздаточного материала, которые на коррекционных занятиях являются «помощниками» изучаемого материала, визуальной, кинестетической подсказкой при затруднениях. Пособия помогают организовать коррекционную деятельность с учётом дифференцированного подхода.
Считаю, что при использовании данного дидактического материала растёт интерес к изучаемым темам, развивается память, экономится время на занятиях, т.к. в случае затруднения может быть использована «подсказка», по которой учащиеся быстро воспроизведут нужную информацию, включаются в творческую деятельность, учатся думать.
Прогноз: работа с данным дидактическим материалом позволит успешно решить проблему подготовки детей к обучению грамоте, осуществить профилактику фонематической дисграфии в более короткие сроки.
Материал может быть использован на занятиях по обучению грамоте в ДОУ, при работе с детьми с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), на коррекционно-логопедических занятиях с учащимися с ЗПР.
Методика использования дидактического материала.
Модифицированные фишки, обозначающие твёрдые, мягкие согласные
Обозначать твердые и мягкие согласные цветовыми символами в работе с учащимися с ЗПР нецелесообразно. Дети нередко ошибаются в построении звуковой модели слова, поскольку цвет не ассоциируется в их сознании с существенными признаками звука гласного и согласного (твёрдого, мягкого). В работе с учащимися с ЗПР необходимо опираться на то, что у них более развито. Поэтому имеющиеся традиционные цветные фишки (синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный) можно модифицировать. К синей фишке прикреплён камушек (или любой твёрдый предмет), к зелёной – пёрышко (поролон). Таким образом, в работу по определению твёрдости и мягкости согласного звука включался тактильный анализатор. Данный материал даёт возможность «увидеть» и кинестетически «ощутить» дифференцируемые звуки (раздаточный материал).
Модифицированные звуки-человечки
При знакомстве с двумя группами звуков русского языка также можно использовать символы звуков, изображённые в виде человечков-звуков в цветной одежде. В красной одежде гласный звук, в синей – твёрдый согласный звук, в зелёной – мягкий согласный звук. «Звуки-человечки» адаптированы к особенности типа модальности. Зелёный человечек дополнен медальончиком из мягкого материала (поролон, вата, пёрышко), синий человечек медальончиком из твёрдого предмета (камушек, монетка) (демонстрационный материал). Гласный с широко открытым ртом.
Символы согласных звуков
Практически во всех традиционных заданиях по работе со звуками отсутствует наглядность, а учащиеся на первых порах усвоения мягкости и твёрдости согласных нуждаются в наглядности, занимательной форме представления материала. В такую форму в идеале должно «обличаться» каждое задание.
При изучении темы «Парные и непарные согласные» использую схематический рисунок согласного звука. Парные звуки изображаются двумя человечками, которые держатся за руки, согласный звонкий непарный звук, согласный глухой непарный – один человечек. Этот дидактический материал создан с опорой на эмоции (Парные согласные изображены улыбающимися, объясняя, что он радуется, так как у него есть пара), им весело вместе, а непарные имеют грустное выражение лица. Используемые пособия заставляют ребенка сочувствовать, сопереживать, жалеть. Влияние на эмоции способствует более ясному, четкому и яркому восприятию информации. С помощью ассоциаций у учащихся формируется словесно – логическая память. Они уже сами анализируют, сравнивают, сопоставляют, т.е. мышление и восприятие идут в тесной связи.
Использование схем при звуковом анализе слов
Схема – это хороший способ визуализации материала, облегчающий понимание. Со схемами с удовольствием занимаются визуалы, поэтому дать характеристику изучаемому звуку можно, используя схему. Дополнительно подключается кинестетический анализатор и слуховой. Схемы можно используются в виде «визуальной подсказки». Т.к. логическая память у детей с ЗПР плохо развита, а зрительная лучше, поэтому опора делается на неё.
Работа со схемами вызывает интерес к изучаемому материалу, развивается память, экономится время на занятии, т.к. в случае затруднения может быть предложена визуальная подсказка, по которой учащийся быстро воспроизведёт нужную информацию, включится в творческую деятельность. Работа над характеристикой звука, опираясь на схему, впоследствии даст возможность с лёгкостью справиться с фонетически разбором слов. Работая со схемами, вновь и вновь приходится находить все отличительные характеристики гласных и согласных звуков (наличие и отсутствие вибрации голосовых связок; способ артикуляции и место артикуляции звука; наличие и отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу, месту резонирования, подключая кинестетический анализатор). Таким образом, у визуалов формируется кинестетический способ восприятия информации, и наоборот, у кинестетов визуальный. Чем больше каналов открыто для восприятия информация, тем эффективнее идёт процесс формирования фонематического слуха.
Работа со схемами требует следующего оборудования:
·<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> схема характеристики гласного звука
·<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> схема характеристики согласного звука.
Заключение
Использование в коррекционной работе данного дидактического материала в течение четырёх лет обеспечило коррекцию фонематического восприятия и способствовала устранению фонематической дисграфии, связанной с недоразвитием фонематического восприятия.
Опыт работы позволяет сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа с учащимися с ЗПР требует особого внимания со стороны всех участников педагогического процесса, специализированной помощи и индивидуального подхода. Знание причин трудностей встречающихся у детей при овладении навыками письма, умение своевременно выявить и обеспечить квалифицированную помощь позволяют не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма и чтения, от которого во многом зависит успех освоения других дисциплин школьной программы.
17 ноября 2011
Файлы
Дидактич пособия.doc
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»