Социально-театральный проект "Выхожу один я на дорогу..."
Краткое описание
Литературно-музыкальная композиция «Выхожу один я на дорогу…» не только знакомит подростков с Лермонтовым-поэтом и Лермонтовым-художником, она заставляет взрослеющих детей размышлять о добре и зле, войне и мире, о своем отношении к вечным ценностям и вечным проблемам. Именно в опыте переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, самостоятельного общественного действия приобретается та готовность к поступкам, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Каждый человек рано или поздно определяет свою позицию, выходя на дорогу жизни. Пусть рядом с ним в эту минуту будут умные друзья: М.Лермонтов, В. Цой, О.Митяев…
Каждый человек рано или поздно определяет свою позицию, выходя на дорогу жизни. Пусть рядом с ним в эту минуту будут умные друзья: М.Лермонтов, В. Цой, О.Митяев…
Описание
Вид внеурочной деятельности: социально-театральный проект.
· формирование ценностного отношения к социальной реальности,
· развитие толерантности в межличностном общении,
· создание условий для творческой самореализации личности подростков,
· углубление знаний о творчестве М.Лермонтова, развитие эстетического вкуса.
Уровень результатов: получение опыта самостоятельного общественного действия.
на экране Видео1
Кавказ! Кавказ! — прекрасная страна!
Жилище вольности простой!
И хоть я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить,
там надо быть раз: (закрывает книгу)
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
Издалека, нарастая, звучит песня, другой луч высвечивает девушку-чеченку на левом «берегу», которая поет и танцует на фоне гор (на экране Видео 2 – кавказские картины Лермонтова). Когда заканчивается танец, к чеченке со смехом выбегают две девушки в платках: сейчас они все – «горянки». Одна из них «пьет воду из речки», другая «брызгает водой» на подруг.
1 горянка. Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
2 горянка. Ещё у ног Кавказа тишина;
3 горянка. Молчит табун, река журчит одна,
В луч за Мальчиком выходит Девочка с флейтой. Звучит 1 часть « Ларгетто» Дожикова.
1горянка. (на фоне музыки) Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
2.горянка. И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там…
3.горянка Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
1.горянка. Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле, (Заканчивается «Ларгетто», Девочка с флейтой уходит в тень).
Мальчик И в небесах я вижу Бога…
Звучит вступление, две «горянки» снимают платки, теперь они – русские барышни. Поют романс Е.Шашиной:
Выхожу один я на дорогу:
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Мальчик Жду ль чего? жалею ли о чем?
Кавказ! прекрасная страна!
Жилище вольности простой!
Чеченка Она несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Издалека из темноты по обеим «берегам реки» (в луче) идут Казак (справа) и Кавказец (слева). Медленно идут вдоль «потока», в руках у них красная ткань, которой они постепенно прикрывают голубую. Фонограмма – Э. Дога «Под звездным небом». Видеоряд – картины Лермонтова – бой.
Казак Мы при Ермолове ходили
В Чечню, в Аварию, к горам;
и там дрались,
Мальчик и мы их били?
Казак Ну, доставалося и нам.
Кавказец Раз — это было под Гехами,
Мы проходили темный лес;
Казак Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
Нам был обещан бой жестокий.
Кавказец Из гор Ичкерии далекой
Уже в Чечню на братний зов
Толпы стекались удальцов.
Казак И два часа...
Кавказец два часа...
Казак два часа в струях потока
Оба Бой длился.
Резались жестоко
Казак Как звери,
Кавказец молча,
Казак с грудью грудь,
Кавказец Ручей телами запрудили.
Казак Хотел воды я зачерпнуть...
Кавказец (И зной и битва утомили
Меня),
Казак но мутная волна
Была тепла,
Кавказец Была красна. (Заканчивается Видео -2) Голубой реки уже нет, она вся красная. Луч красный, дым красный. В полной тишине спиной к нам Мальчик медленно идет "по крови" вверх по течению. Останавливается… поворачивается… без сопровождения тонким тихим растерянным голосом медленно поет:
Красная-красная кровь … Вступают остальные участники, с каждой строчкой песня звучит все громче и жизнеутверждающе:
Через час уже просто земля,
Через два — на ней цветы и трава.
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды по имени Солнце! (Красный луч сменяется на белый)
Мальчик А сколько их дралось сегодня?
Казак Тысяч до семи.
Мальчик И много душ мы потеряли?
Кавказец Как знать?!
Мальчик Зачем вы не считали?...
Как месту этому названье?
Все Валерик!
Мальчик Мне отвечали: Валерик,
Казак А перевесть на наш язык,
Так будет речка смерти.
Кавказец Верно, дано старинными людьми.
(Поют) Две тысячи лет война.
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Русская девочка А там вдали грядой нестройной,
Чеченка Но вечно гордой и спокойной, на экране- Видео 3
Тянулись горы —
Русская девочка и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
Мальчик И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
На секунду гаснет свет. Зажигается: Мальчик с томиком Лермонтова на левом «берегу красной реки».
Мальчик Прошло почти уж двести лет-
Стихи и мысли свежи.
И мира на Кавказе нет:
Красоты и проблемы те же.
На экране — горы и веселая музыка из фильма «Мимино»
1 Юноша (читает на правом «берегу») Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный,
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной (закрывает книгу)
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой, всегда и всюду твой.
2 Юноша Случалось с ним не раз, не дважды
Он, «Валерик» читая сам,
Гехи увидеть хоть однажды
Желал, мечтая по ночам...Выстрелы. Второй накидывает на Первого камуфляжную куртку.
1 Юноша Случилось как-то под Гехами,
Десантный русский батальон
С боями двигался лесами
К победам, к славе устремлен.
2 Юноша Свистели пули, рвались мины,
Горели камни и броня.
Мальчик Десанта русского машины
Встречали залпами огня… Заканчивается Видео 3
2 Юноша Когда считать потери стали
Десанта славного бойцы -
Троих убитыми забрали
Войны кровавые жрецы.
Мальчик
Один в бреду солдат метался,
Его от ран мученья жгли
1 Юноша
Терял сознанье, пробуждался,
Пока в селение везли.
2 Юноша
Очнулся он на миг короткий,
За чьи-то мучимый грехи.
1 Юноша «Где мы?» — спросил в смятеньи кротко.
2 Юноша Ему ответили:
Все. «Гехи».
2 Юноша Всю ночь провел в бреду он странном –
1 Юноша Читал стихи, срываясь в крик,
И долго-долго, беспрестанно
Звучал бессмертный «Валерик».
Русская девочка К утру, с рассветом все затихло,
Душа оставила бойца.
И тень спокойствия да «лихо»
Коснулись юного лица.
В луч за Мальчиком выходит Девочка с флейтой. Звучит 1 часть «Ностальгии» А.Вивальди
Мальчик Солдат, погибший под Гехами,
Любил, как Лермонтов, Кавказ, Видео 4 - до самого финала
Русская девочка Его красивыми горами
Он бредил в юности не раз.
( С. Рахманинов) Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
Мальчик Это хорошая песня, но ведь она же не солдатская?
1 Юноша Как не солдатская? Ну, вот: это горы. Сумерки. Идет отряд. Он устал, идти трудно. За плечами выкладка шестьдесят фунтов... винтовка, патроны.
2 Юноша А на перевале враги. "Погодите, - говорит командир, — еще немного, дойдем, собьем... тогда и отдохнем...
1 Юноша Кто до утра, а кто и навеки..."
2 Юноша Не солдатская?!
1 Юноша Очень даже солдатская!
Чеченка Небо ясно.
Русская девочка Под небом места много всем.
Мальчик Зачем всечасно и напрасно
Враждует человек.
Все Зачем?
В луч выходит Девушка со скрипкой П.И.Чайковский «Грустная песня». Видеоряд – фильм о Беслане.
Мальчик (кричит со злыми слезами в голосе) Я не видел войны,
Я смотрел только фильм,
Но я сделаю всё непременно, (срывает красную ткань «с реки»)
Чтоб весь этот мир
Оставался таким (полный свет: голубая река, все на сцене)
И не звался потом
довоенным!
Русская девочка Он многим дал уроки на века…
Чеченка Не подло ль, братья, убивать вам брата?
Мальчик Как приговор, звучит его строка:
«Есть Божий суд, наперсники разврата».
1 Юноша Да не осудят внуки строго
России грешных сыновей,
2 Юноша И как пустыня внемлет Богу,
Пусть внемлют совести своей!
Русская девочка Великий Боже, помяни
В любви своей неизреченной
Людей, невинно убиенных
В огне неправедной войны!
Русские девочки покрывают головы платками, чеченка складывает руки в молении:
Избави нас от безмерных прегрешений
(подпевают все) И спаси, спаси души наша…
В литературно-музыкальной композиции использованы
стихи М.Ю.Лермонтова, его поэма «Валерик»,
романсы Е.Шашиной и С.Рахманинова на стихи М.Ю.Лермонтова,
музыка А.Вивальди, П. Чайковского, В.Дожикова, Э.Доги,
песни В.Цоя,
стихи О.Митяева и Юрия Михальченко,
эпизод из фильма «Мимино»,
повесть А.Гайдара «Судьба барабанщика».
· формирование ценностного отношения к социальной реальности,
· развитие толерантности в межличностном общении,
· создание условий для творческой самореализации личности подростков,
· углубление знаний о творчестве М.Лермонтова, развитие эстетического вкуса.
Уровень результатов: получение опыта самостоятельного общественного действия.
ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ…
По диагонали через всю сцену «течет горная река» — голубая скомканная ткань, подсвеченная лучом, этот же луч высвечивает и Мальчика, который идет по правому «берегу» с томиком Лермонтова и читает:на экране Видео1
Кавказ! Кавказ! — прекрасная страна!
Жилище вольности простой!
И хоть я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить,
там надо быть раз: (закрывает книгу)
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
Издалека, нарастая, звучит песня, другой луч высвечивает девушку-чеченку на левом «берегу», которая поет и танцует на фоне гор (на экране Видео 2 – кавказские картины Лермонтова). Когда заканчивается танец, к чеченке со смехом выбегают две девушки в платках: сейчас они все – «горянки». Одна из них «пьет воду из речки», другая «брызгает водой» на подруг.
1 горянка. Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
2 горянка. Ещё у ног Кавказа тишина;
3 горянка. Молчит табун, река журчит одна,
В луч за Мальчиком выходит Девочка с флейтой. Звучит 1 часть « Ларгетто» Дожикова.
1горянка. (на фоне музыки) Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
2.горянка. И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там…
3.горянка Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
1.горянка. Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле, (Заканчивается «Ларгетто», Девочка с флейтой уходит в тень).
Мальчик И в небесах я вижу Бога…
Звучит вступление, две «горянки» снимают платки, теперь они – русские барышни. Поют романс Е.Шашиной:
Выхожу один я на дорогу:
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Мальчик Жду ль чего? жалею ли о чем?
Кавказ! прекрасная страна!
Жилище вольности простой!
Чеченка Она несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Издалека из темноты по обеим «берегам реки» (в луче) идут Казак (справа) и Кавказец (слева). Медленно идут вдоль «потока», в руках у них красная ткань, которой они постепенно прикрывают голубую. Фонограмма – Э. Дога «Под звездным небом». Видеоряд – картины Лермонтова – бой.
Казак Мы при Ермолове ходили
В Чечню, в Аварию, к горам;
и там дрались,
Мальчик и мы их били?
Казак Ну, доставалося и нам.
Кавказец Раз — это было под Гехами,
Мы проходили темный лес;
Казак Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
Нам был обещан бой жестокий.
Кавказец Из гор Ичкерии далекой
Уже в Чечню на братний зов
Толпы стекались удальцов.
Казак И два часа...
Кавказец два часа...
Казак два часа в струях потока
Оба Бой длился.
Резались жестоко
Казак Как звери,
Кавказец молча,
Казак с грудью грудь,
Кавказец Ручей телами запрудили.
Казак Хотел воды я зачерпнуть...
Кавказец (И зной и битва утомили
Меня),
Казак но мутная волна
Была тепла,
Кавказец Была красна. (Заканчивается Видео -2) Голубой реки уже нет, она вся красная. Луч красный, дым красный. В полной тишине спиной к нам Мальчик медленно идет "по крови" вверх по течению. Останавливается… поворачивается… без сопровождения тонким тихим растерянным голосом медленно поет:
Красная-красная кровь … Вступают остальные участники, с каждой строчкой песня звучит все громче и жизнеутверждающе:
Через час уже просто земля,
Через два — на ней цветы и трава.
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды по имени Солнце! (Красный луч сменяется на белый)
Мальчик А сколько их дралось сегодня?
Казак Тысяч до семи.
Мальчик И много душ мы потеряли?
Кавказец Как знать?!
Мальчик Зачем вы не считали?...
Как месту этому названье?
Все Валерик!
Мальчик Мне отвечали: Валерик,
Казак А перевесть на наш язык,
Так будет речка смерти.
Кавказец Верно, дано старинными людьми.
(Поют) Две тысячи лет война.
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Русская девочка А там вдали грядой нестройной,
Чеченка Но вечно гордой и спокойной, на экране- Видео 3
Тянулись горы —
Русская девочка и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
Мальчик И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
На секунду гаснет свет. Зажигается: Мальчик с томиком Лермонтова на левом «берегу красной реки».
Мальчик Прошло почти уж двести лет-
Стихи и мысли свежи.
И мира на Кавказе нет:
Красоты и проблемы те же.
На экране — горы и веселая музыка из фильма «Мимино»
1 Юноша (читает на правом «берегу») Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный,
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной (закрывает книгу)
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой, всегда и всюду твой.
2 Юноша Случалось с ним не раз, не дважды
Он, «Валерик» читая сам,
Гехи увидеть хоть однажды
Желал, мечтая по ночам...Выстрелы. Второй накидывает на Первого камуфляжную куртку.
1 Юноша Случилось как-то под Гехами,
Десантный русский батальон
С боями двигался лесами
К победам, к славе устремлен.
2 Юноша Свистели пули, рвались мины,
Горели камни и броня.
Мальчик Десанта русского машины
Встречали залпами огня… Заканчивается Видео 3
2 Юноша Когда считать потери стали
Десанта славного бойцы -
Троих убитыми забрали
Войны кровавые жрецы.
Мальчик
Один в бреду солдат метался,
Его от ран мученья жгли
1 Юноша
Терял сознанье, пробуждался,
Пока в селение везли.
2 Юноша
Очнулся он на миг короткий,
За чьи-то мучимый грехи.
1 Юноша «Где мы?» — спросил в смятеньи кротко.
2 Юноша Ему ответили:
Все. «Гехи».
2 Юноша Всю ночь провел в бреду он странном –
1 Юноша Читал стихи, срываясь в крик,
И долго-долго, беспрестанно
Звучал бессмертный «Валерик».
Русская девочка К утру, с рассветом все затихло,
Душа оставила бойца.
И тень спокойствия да «лихо»
Коснулись юного лица.
В луч за Мальчиком выходит Девочка с флейтой. Звучит 1 часть «Ностальгии» А.Вивальди
Мальчик Солдат, погибший под Гехами,
Любил, как Лермонтов, Кавказ, Видео 4 - до самого финала
Русская девочка Его красивыми горами
Он бредил в юности не раз.
( С. Рахманинов) Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
Мальчик Это хорошая песня, но ведь она же не солдатская?
1 Юноша Как не солдатская? Ну, вот: это горы. Сумерки. Идет отряд. Он устал, идти трудно. За плечами выкладка шестьдесят фунтов... винтовка, патроны.
2 Юноша А на перевале враги. "Погодите, - говорит командир, — еще немного, дойдем, собьем... тогда и отдохнем...
1 Юноша Кто до утра, а кто и навеки..."
2 Юноша Не солдатская?!
1 Юноша Очень даже солдатская!
Чеченка Небо ясно.
Русская девочка Под небом места много всем.
Мальчик Зачем всечасно и напрасно
Враждует человек.
Все Зачем?
В луч выходит Девушка со скрипкой П.И.Чайковский «Грустная песня». Видеоряд – фильм о Беслане.
Мальчик (кричит со злыми слезами в голосе) Я не видел войны,
Я смотрел только фильм,
Но я сделаю всё непременно, (срывает красную ткань «с реки»)
Чтоб весь этот мир
Оставался таким (полный свет: голубая река, все на сцене)
И не звался потом
довоенным!
Русская девочка Он многим дал уроки на века…
Чеченка Не подло ль, братья, убивать вам брата?
Мальчик Как приговор, звучит его строка:
«Есть Божий суд, наперсники разврата».
1 Юноша Да не осудят внуки строго
России грешных сыновей,
2 Юноша И как пустыня внемлет Богу,
Пусть внемлют совести своей!
Русская девочка Великий Боже, помяни
В любви своей неизреченной
Людей, невинно убиенных
В огне неправедной войны!
Русские девочки покрывают головы платками, чеченка складывает руки в молении:
Избави нас от безмерных прегрешений
(подпевают все) И спаси, спаси души наша…
В литературно-музыкальной композиции использованы
стихи М.Ю.Лермонтова, его поэма «Валерик»,
романсы Е.Шашиной и С.Рахманинова на стихи М.Ю.Лермонтова,
музыка А.Вивальди, П. Чайковского, В.Дожикова, Э.Доги,
песни В.Цоя,
стихи О.Митяева и Юрия Михальченко,
эпизод из фильма «Мимино»,
повесть А.Гайдара «Судьба барабанщика».
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Проблемно-ценностное общение
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
17 ноября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
Наверно, в сценарии вас что-то заинтересовало, раз уж дочитали до конца. Я рада этому, и буду еще больше рада, если вы найдете время хоть пару слов написать. Мне очень важно ваше мнение. Я бы с удовольствием поделилась с вами и видео-рядом в AVI, только не смогла придумать, как его сюда прикрепить. Если хотите, пишите мне в «Одноклассники», может, вместе что-то и придумаем. С уважением Светлана Христенко.