Урок по теме "Декоративно-прикладное искусство. Роспись пасхальных яиц" (4 класс)
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей росписи яиц, с символикой узоров, с технологией росписи, учить самостоятельно делать писанки, развивать воображение, наблюдательность и внимание, воспитывать в духе народных традиций, приобщать к миру красоты, доброты.
Оборудование: краски, палитра, подставка для яиц, вареные куриные яйца, кисти, яйца деревянные, писанки, крашенки, плакаты.
Предварительная работа: куриные яйца сварить вкрутую, покрасить в разные цвета, изготовить плакаты по теме.
Ход урока.
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Постановка темы урока.
Мир вокруг нас…Огромный, таинственный, удивительный. Каждый человек совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам.
А чудеса порой оказываются совсем рядом и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит пристально вглядеться в окружающие вас вещи, предметы – и вот же оно чудо! [1]
Отгадайте загадку и узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец! (Яйцо) [2]
Да-да, те самые куриные яйца, которые мы привыкли использовать в блинах, омлетах, пирогах. Давайте взглянем на них не как на гастрономический продукт, а как на загадочный объект живой природы.
Наш урок проходит накануне Светлого Христова Воскресения, праздника Пасхи Христовой
Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют, гудят колокола…
Весна идет в венце земном
Благоуханна и светла…[3]
Символом Пасхи является красное яйцо. На уроке мы будем о них говорить.
III. Актуализация знаний учащихся.
Яйцо издавна наделялось особым смыслом. По народным поверьям весь мир родился из огромного яйца, и потому наши предки почитали яйцо как источник жизни и всей Вселенной.
Давайте обратимся к легендам.
1 ученик: До наших дней дошла легенда о сотворении мира:
Из яйца из нижней части
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный,
Из желтка из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка из верхней части
Ясный месяц появился. [1]
2 ученик: В различных мифологиях (легендах) яйцо – символ возрождения природы. Когда холодное дыхание зимы обрушивает на землю смерть и разрушение, только в яйце таится зародыш будущей жизни, а с приходом весны из него рождается новый мир.
3 ученик: В славянских поверьях яйцо служило символом солнца и жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца. Существует обычай красить яйца круглый год. [1]
4 ученик: По преданию Святая Мария Магдалена после вознесения Иисуса Христа пришла к императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!» и протянула ему в подарок яйцо. Император не поверил: «Как не может покраснеть это яйцо, так не может мертвый воскреснуть». При этих словах яйцо стало красным. С тех пор, подражая Марии Магдалене, с наступлением праздника Воскресения Христова люди приносят в дар друг другу красные яйца.
IV. Вводная беседа
В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами одинаково соблюдался как при царском дворе, так и в простых крестьянских семьях. Обычно пасхальные яйца красили в красный цвет. Они так и назывались «крашенки». Эти вареные яйца освящали в церкви, после этого они считались святым подарком и предназначались для поминовения усопших. Наши предки умели красить яйца чуть ли не во все цвета радуги, пользуясь натуральными красителями из трав и растений.
От простого окрашивания постепенно перешли к нанесению несложных рисунков. Такие яйца называют «писанки». Их расписывали магическими знаками и дарили не только на Пасху. У славян было множество обычаев, связанных с расписанными яйцами.
В свадебных обрядах ими благословляли молодых на семейное счастье. Считалось, что писанки помогают при болезнях, берегут дом от худого слова, сглаза, от несчастий, сохраняют посевы. При постройке дома яйцо закладывалось в фундамент, чтобы оно оберегало дом и домочадцев от бед
В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми мыслями, чистыми руками брались за работу. Пока мастерица создавала свою писанку, она постоянно думала, для кого яйцо пишется. Яйцо как бы вбирает в себя всю положительную энергию добрых пожеланий.[1]
Руки человека, держащего писанку, поневоле становятся мягкими, добрыми, бережными, потому что нужно не разбить, не раздавить хрупкую скорлупу.
Со временем изготовление пасхальных яиц становится видом искусства. Появились деревянные яйца – «яйчата», а также яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, драгоценных камней.
Мы с вами на уроке будем делать писанки.
V. Работа над новым материалом.
При росписи яиц широко использовались знаки-символы. Символы можно разделить на несколько групп.
Солнечные
Растительные и животные
Геометрические
Христианские
Главный древнейший символ писанки связан с солнцем. Именно оно согревает души людей, дарит им свет, разгоняет темные силы. Все живое всегда тянется к солнцу, радуется ему. Писанки с солнечной символикой имели магическую силу. Оберегали от болезней, несчастий, злого глаза не только отдельных людей, но и семьи, поселения, весь род человеческий.
Среди растительной символики чаще всего встречаются розы, подсолнухи, дубовые листочки, елочки, сосновые веточки. Мальчикам, юношам и мужчинам дарили писанки с изображением дубовых листочков, что означало пожелание силы, уверенности в себе. Человек, получивший такую писанку, должен был стать сильным, смелым, здоровым, крепким, защитником. Девочкам дарили писанки с яблоньками. Яблонька – символ чистоты, нежности, красоты.[1]
Животные символы помогают человеку обрести наилучшие качества этих зверей: крепкое здоровье, силу, отвагу, смелость, доброту, долгую и плодородную жизнь, как хозяину, так и его живности. Не обязательно было рисовать животное целиком, чаще всего рисовали детали того или иного животного: бараньи рога, волчьи зубы, куриные лапки.[1]
Среди геометрических символов есть точка- начало начал, семена будущей жизни; круг- символ поиска лучшего житья; дорожка- путь к вечному движению; треугольник- единство семьи: мать, отец и дитя, а также исполнение желаний.[1]
Христианские символы посвящены Иисусу Христу. Это крест, рыба, точки- звезды на небе.
Теперь, ребята, вы знаете, для чего расписывали яйца и кому их дарили. В каждой писанке был заключен глубокий смысл, и её можно было прочитать.
— Для чего делались писанки?
— Кому их дарили?
VI. Физкультминутка.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
Сейчас вы будете делать писанки, используя символы. А в конце урока расскажете, что хотели выразить, кому подарить, с какими пожеланиями.
Фронтальная и индивидуальная помощь учителя.
VIII. Итог урока.
Выставка писанок.
— Что вы хотели выразить в своей писанке?
— С какой целью вы ее написали?
— Кому хотели бы подарить?
- С какими пожеланиями ?
Выставление отметок.
Используемая литература:
1. У.Ю.Бондарь, Л.Н.Герук «100 поделок из яиц». Ярославль «Академия развития», 2000г., 141стр.
2.В.Волина «Праздник БУКВАРЯ» Москва, 1996г.,380стр.
3.Журнал «Начальная школа» №3 1998г.
4.Поурочные планы «Изобразительное искусство» 3 класс. Автор – составитель Л.М.Садкова, Волгоград. Издательство «Учитель» 2008г., 255стр.
[Введите текст]
Составитель: Булавинова Елена Васильевна
Воронежская область
Воробьевский район
С-з «Воробьевский»
МОУ Поселковая СОШ
Начальные классы
Учебник: Изобразительное искусство. 4класс под редакцией В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной.
Тема урока: Декоративно-прикладное искусство. Роспись пасхальных яиц.
Урок: 45 минут
Урок изобразительного искусства в 4 классе.
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей росписи яиц, с символикой узоров, с технологией росписи, учить самостоятельно делать писанки, развивать воображение, наблюдательность и внимание, воспитывать в духе народных традиций, приобщать к миру красоты, доброты.
Оборудование: краски, палитра, подставка для яиц, вареные куриные яйца, кисти, яйца деревянные, писанки, крашенки, плакаты.
Предварительная работа: куриные яйца сварить вкрутую, покрасить в разные цвета, изготовить плакаты по теме.
Ход урока.
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Постановка темы урока.
Мир вокруг нас…Огромный, таинственный, удивительный. Каждый человек совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам.
А чудеса порой оказываются совсем рядом и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит пристально вглядеться в окружающие вас вещи, предметы – и вот же оно чудо! [1]
Отгадайте загадку и узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец! (Яйцо) [2]
Да-да, те самые куриные яйца, которые мы привыкли использовать в блинах, омлетах, пирогах. Давайте взглянем на них не как на гастрономический продукт, а как на загадочный объект живой природы.
Наш урок проходит накануне Светлого Христова Воскресения, праздника Пасхи Христовой
Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют, гудят колокола…
Весна идет в венце земном
Благоуханна и светла…[3]
Символом Пасхи является красное яйцо. На уроке мы будем о них говорить.
III. Актуализация знаний учащихся.
Яйцо издавна наделялось особым смыслом. По народным поверьям весь мир родился из огромного яйца, и потому наши предки почитали яйцо как источник жизни и всей Вселенной.
Давайте обратимся к легендам.
1 ученик: До наших дней дошла легенда о сотворении мира:
Из яйца из нижней части
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный,
Из желтка из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка из верхней части
Ясный месяц появился. [1]
2 ученик: В различных мифологиях (легендах) яйцо – символ возрождения природы. Когда холодное дыхание зимы обрушивает на землю смерть и разрушение, только в яйце таится зародыш будущей жизни, а с приходом весны из него рождается новый мир.
3 ученик: В славянских поверьях яйцо служило символом солнца и жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца. Существует обычай красить яйца круглый год. [1]
4 ученик: По преданию Святая Мария Магдалена после вознесения Иисуса Христа пришла к императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!» и протянула ему в подарок яйцо. Император не поверил: «Как не может покраснеть это яйцо, так не может мертвый воскреснуть». При этих словах яйцо стало красным. С тех пор, подражая Марии Магдалене, с наступлением праздника Воскресения Христова люди приносят в дар друг другу красные яйца.
IV. Вводная беседа
В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами одинаково соблюдался как при царском дворе, так и в простых крестьянских семьях. Обычно пасхальные яйца красили в красный цвет. Они так и назывались «крашенки». Эти вареные яйца освящали в церкви, после этого они считались святым подарком и предназначались для поминовения усопших. Наши предки умели красить яйца чуть ли не во все цвета радуги, пользуясь натуральными красителями из трав и растений.
От простого окрашивания постепенно перешли к нанесению несложных рисунков. Такие яйца называют «писанки». Их расписывали магическими знаками и дарили не только на Пасху. У славян было множество обычаев, связанных с расписанными яйцами.
В свадебных обрядах ими благословляли молодых на семейное счастье. Считалось, что писанки помогают при болезнях, берегут дом от худого слова, сглаза, от несчастий, сохраняют посевы. При постройке дома яйцо закладывалось в фундамент, чтобы оно оберегало дом и домочадцев от бед
В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми мыслями, чистыми руками брались за работу. Пока мастерица создавала свою писанку, она постоянно думала, для кого яйцо пишется. Яйцо как бы вбирает в себя всю положительную энергию добрых пожеланий.[1]
Руки человека, держащего писанку, поневоле становятся мягкими, добрыми, бережными, потому что нужно не разбить, не раздавить хрупкую скорлупу.
Со временем изготовление пасхальных яиц становится видом искусства. Появились деревянные яйца – «яйчата», а также яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, драгоценных камней.
Мы с вами на уроке будем делать писанки.
V. Работа над новым материалом.
При росписи яиц широко использовались знаки-символы. Символы можно разделить на несколько групп.
-
Солнечные
-
Растительные и животные
-
Геометрические
-
Христианские
Главный древнейший символ писанки связан с солнцем. Именно оно согревает души людей, дарит им свет, разгоняет темные силы. Все живое всегда тянется к солнцу, радуется ему. Писанки с солнечной символикой имели магическую силу. Оберегали от болезней, несчастий, злого глаза не только отдельных людей, но и семьи, поселения, весь род человеческий.
Среди растительной символики чаще всего встречаются розы, подсолнухи, дубовые листочки, елочки, сосновые веточки. Мальчикам, юношам и мужчинам дарили писанки с изображением дубовых листочков, что означало пожелание силы, уверенности в себе. Человек, получивший такую писанку, должен был стать сильным, смелым, здоровым, крепким, защитником. Девочкам дарили писанки с яблоньками. Яблонька – символ чистоты, нежности, красоты.[1]
Животные символы помогают человеку обрести наилучшие качества этих зверей: крепкое здоровье, силу, отвагу, смелость, доброту, долгую и плодородную жизнь, как хозяину, так и его живности. Не обязательно было рисовать животное целиком, чаще всего рисовали детали того или иного животного: бараньи рога, волчьи зубы, куриные лапки.[1]
Среди геометрических символов есть точка- начало начал, семена будущей жизни; круг- символ поиска лучшего житья; дорожка- путь к вечному движению; треугольник- единство семьи: мать, отец и дитя, а также исполнение желаний.[1]
Христианские символы посвящены Иисусу Христу. Это крест, рыба, точки- звезды на небе.
Теперь, ребята, вы знаете, для чего расписывали яйца и кому их дарили. В каждой писанке был заключен глубокий смысл, и её можно было прочитать.
- Для чего делались писанки?
- Кому их дарили?
VI. Физкультминутка.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
Сейчас вы будете делать писанки, используя символы. А в конце урока расскажете, что хотели выразить, кому подарить, с какими пожеланиями.
Фронтальная и индивидуальная помощь учителя.
VIII. Итог урока.
Выставка писанок.
- Что вы хотели выразить в своей писанке?
- С какой целью вы ее написали?
- Кому хотели бы подарить?
- С какими пожеланиями ?
Выставление отметок.
.Используемая литература:
1. У.Ю.Бондарь, Л.Н.Герук. Ярославль «Академия развития», 2000г., 141стр.
2.В.Волина «Праздник БУКВАРЯ» Москва, 1996г.,380стр.
3.Журнал «Начальная школа» №3 1998г.
4.Поурочные планы «Изобразительное искусство» 3 класс. Автор – составитель Л.М.Садкова, Волгоград. Издательство «Учитель» 2008г, 255стр.
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»