Народные игры
Методическая разработка открытого урока по предмету
«Физическая культура»
Тема: Народные игры на уроках физической культуры
( 5 класс)
Ярышева Г.Ю.,Ярышева Н.А.
Учителя физической культуры гимназии «БЭСТ»г.Петропавловск
План урока
(урок№26)
Место проведения: Спортивный зал
Время проведения:12.12 .2010г
Тема урока: Подвижные национальные игры
Продолжительность урока-45 минут
Цель урока: Ознакомление с народными подвижными играми.
Задачи урока: Образовательная: разучить подвижные национальные игры;
Развивающая: развить двигательные качества посредствам подвижных игр;
Воспитательная: воспитать интерес к национальным играм, чувство коллективизма, патриотизма.
Тип урока: Комбинированный
Материально-техническое оснащение урока: Секундомер, свисток, мячи, карточки национальных игр, платок, гимнастические палки.
Ход урока:
Части урок а |
Содержание урока |
Дозировка |
Методические указания |
|||
1.Вводно-подготовительная |
||||||
|
1. Построение, сообщение задач урока |
1 мин. |
Готовность к уроку |
|||
2. Соблюдение правил техники безопасности на уроке |
|
|
||||
З.ОРУ в движении. |
6 мин |
|
||||
Становись! Равняйсь! Смирно! |
|
Чёткость выполнения. |
||||
Напра-во, за направляющим в обход налево, шагом марш! Левой, левой, 1-2-3. |
|
Соблюдать дистанцию. |
||||
Руки вверх ставь! На носках марш! |
0,5 кр с.зала |
Ладони вовнутрь, пальцы вместе, спина прямая |
||||
Руки на пояс ставь! На внешней (внутренней) стороне стопы марш! |
1кр с.зала |
Спина прямая, смотреть вперед |
||||
Руки за голову ставь! На пятках марш! |
0,5кр с.зала |
Без переката на носок, локти развернуты. |
||||
Руки на пояс ставь! Полуприседом марш! |
0,5кр с.зала |
Смотреть вперед, спина прямая. |
||||
Полным приседом марш! Без задания марш! Спортивной ходьбой марш! |
0,5 кр с.зала |
Спина прямая, руки на коленях. Руки согнуты в локтях, перекат с пятки на носок |
||||
|
Без задания. Бегом марш! |
1кр с.зала |
Дистанция 2 беговых шага. |
|||
|
Противоходом влево марш! Змейкой марш! |
|
Использовать всю площадь зала, соблюдать равнение и дистанцию. |
|||
|
Без задания марш! |
|
|
|||
|
Шаг галопа правым (левым) боком марш! |
1кр с.зала |
Руки на пояс, выпрыгивать выше. |
|||
|
Спиной вперед марш! |
0,5кр с.зала |
Смотреть через левое (правое) плечо |
|||
|
По диагонали с ускорением марш! Без задания марш! |
2 повтор |
Максимальное ускорение до середины |
|||
|
Спортивной ходьбой марш! |
0,5кр с.зала |
Руки согнуты в локтях, чаше шаг, перекат с пятки на носок. |
|||
|
Шагом марш! Восстанавливаем дыхание, вдох - подняться на носки, выдох – опустились. |
1кр с.зала |
Вдох - через нос, выдох - через рот. |
|||
2.Основная часть
|
||||||
|
Национальные подвижные игры: 1) «Жапалақтар мен карлығаш»узбекская игра (ястребы и ласточки). В игре участвуют две команды они становятся спиной друг к другу. 1 (ведущий) ходит вокруг игроков и считает: 1,2,... называет ласточки или ястребы. Команда, которую назвали, полностью убегает, а вторая догоняет. Пойманные игроки, считаются игроками ловящей команды. Побеждает та команда, в которой больше игроков. Варианты: «вороны и воробьи». В этом варианте руководитель называет команды медленно по слогам во-ро-ны (-бьи). После последнего слога, названная команда ловит другую. «День и ночь». Водящий произносит: «день», после этого сигнала игроки команды «ночь» убегают в свой дом, а игроки команды «день» их догоняют, осаливают, и наоборот |
5мин. |
Игра способствует развитию быстроты реакции, скорости. Запрещается убегать в свой дом до того, как руководитель назовёт «день» или «ночь». Ловить можно только до черты дома. |
|||
|
2) «Тартысу» татарская игра. «Перетягивание». Игра похожа на перетягивание каната. Состязание проводится между двумя участниками команд. Каждый участник берется за край палки и по свистку тянет ее в свою сторону. Участвует вся команда. Варианты: «Перетягивание в парах» (кто сильнее). Игроки, стоящие друг против друга, подходят к средней линии, берутся за правые руки (желательно за запястья), левые кладут за спины. По сигналу игроки начинают тянуть в свою сторону противников, стараясь перетянуть их за черту. Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или |
|
|
|||
|
другую сторону. |
5 мин |
Перетягивать можно только по сигналу. Перетягивание разрешается одной рукой, (двумя руками по договорённости). Игрок должен перетянуть противника за линию, за его спиной. Игра способствует развитию силы. |
|||
|
3) «Рывок за мячом» русская игра. Две равные команды выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, рассчитываются по порядку номеров. Руководитель с мячом, называя любой номер, бросает мяч вперед, как можно дальше. Игроки, под этими номерами бегут к мячу. Кто раньше заденет мяч рукой, тот приносит команде очко. Игра повторяется, вызывая новый номер. Побеждает команда, набравшая больше очков. |
5 мин |
Начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договоренности). Если 2 игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку. Игра способствует развитию быстроты реакции, скорости. |
|||
|
||||||
|
4) «Ағсан дурна» («Хромой журавль») туркменская игра. Две команды выстраиваются по линии. Все игроки поднимают ногу назад, согнув ее в колене, по сигналу обе группы прыгают на встречу, друг к другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола двумя ногами, выбывает. Выигрывает команда, у которой большее количество сбитых игроков. |
5 мин. |
Игру начинать по сигналу. В случае усталости разрешается быстро сменить ногу. Игра способствует развитию прыгучести, ловкости. |
|||
|
5) «Айголек»казахская игра (кандалы). Играющие делятся на две команды, становятся друг против друга, взявшись за руки на расстоянии 20-30 шагов. Первая команда начинает, вторая отвечает. «Кандалы, закованы, раскуйте нас, кого из вас, дайте- подайте (назвать имя) посылайте». Игрок, имя, которого назвали, должен с разбега прорвать замкнутые в цепи руки противника. Если игроку удалось прорвать цепи, то он забирает одного из игроков данной команды, если нет, остается в команде. |
5 мин |
Сзади команд поставить по одному страхующему игроку. Предупредить ребят, о том, что при разбивании цепи игрок вначале касается руками, а потом туловищем. Игра способствует развитию силы, скорости, сплоченности играющих. |
|||
|
6) «Токта» казахская игра (стой). Игроки встают в круг, рассчитываются по порядку. В центре водящий с мячом. По сигналу водящий бросает мяч, называет один из номеров. Вызываемый, старается поймать мяч, а остальные разбегаются по площадке. Поймав мяч, игрок кричит «стой!» все останавливаются на том месте, где их застала команда. Водящий бросает мяч в любого игрока, который может увертываться, не сходя с места. Если водящий попадает в игрока, тот становится водящим, а в случае промаха игра продолжается вновь. |
5мин |
До сигнала игрокам не разрешается разбегаться. Нельзя сходить с места после команды «стой!». Игра способствует развитию ловкости, быстроты и внимания. |
|||
|
7) «Орамал кімде?»казахская игра (У кого платок?) играющие садятся плотно в круг, согнув колени. По сигналу водящего начинают передавать друг другу какой - либо предмет (платок, шарф, перчатки и т.д.). Водящий, с мягким жгутом, находится за кругом сидящих, ждет сигнала. По сигналу «найди», он должен жгутом задеть того, у кого под коленями спрятан предмет. Предмет передается по кругу. Если водящий угадает, у кого спрятан предмет, передает жгут, меняясь с игроком ролями. Если не угадает, все начинается сначала. |
5 мин |
Предмет надо передавать не заметно, а получивший его, не выдавать себя. Подсказывать нельзя. Количество игроков произвольное. Игра способствует развитию внимания, быстроты двигательной реакции. |
|||
3. Заключительная часть |
||||||
|
Построение. Упражнение на восстановление дыхания. |
3мин. |
Игра на внимание. «Пол-потолок» |
|||
|
Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. |
|
Подтягивание в висе лёжа 5раз ежедневно. |
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»