"Три мира р романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Тема: Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Эпиграф:
Почему, зачем, откуда зло?
Если есть зло, то как может быть Бог?
Если есть Бог, то как может быть зло?
М.Ю.Лермонтов
Цели:
- Обучающая: рассказать о значении романа, его судьбе, познакомить с замыслом романа;
- Развивающая: развить умение заметить и осмыслить переклички линий романа, навыки выявления особенностей жанра и композиции романа.
- Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за совершенные проступки в жизни, негативное отношение к алчности и безверию.
Тип занятия: КЗ
Вид занятия: урок-исследование.
Оборудование: фрагменты из художественных фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Мастер и Маргарита»; портрет писателя, видеопроектор; иллюстрации к роману.
Ожидаемые результаты:
<span lang=«KZ» style=«font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman","serif";mso-fareast-font-family:"MS Mincho";mso-ansi-language:KZ;mso-fareast-language:JA;mso-bidi-language:AR-SA»>
Учащиеся должны знать:
литературоведческие понятия:
-сатира;
-утопия;
-антиутопия;
-понятия раскулачивание.
Учащиеся должны уметь:
-определять особенности поэтики периода;
-характеризовать параллелизм явлений природы и человеческой жизни;
-характеризовать систему персонажей;
-определять «завуалированные» явления в произведениях;
План занятия:
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат | Время реализации |
Орг.момент | Психологический настрой, целеполагание | Готовность к занятию | Создание рабочей атмосферы | 3 мин |
Актуализация прежних знаний | Устные блиц-вопросы | Устный ответ | Проверка знаний предыдущих занятий | 5 мин |
Этап реализации домашнего задания | Вводная лекция преподавателя | Устный развернутый ответ на предваряющее новую тему задание (2-3 уч-ся) | Развитие устной монологовой речи | 10 мин |
Этап реализации новой темы | Координирование выступлений учащихся | -Определение жанра романа; -Определение композиции романа; -Характеристика мира; -Я-концепция; -Составление кластера; -Работа с текстом | Развитие творческих и аналитических способностей | 30 мин |
Этап эмоционального восприятия изученного | Координиция направлений деятельности учащихся | Демонстрация иллюстраций к роману, декламация собственных стихотворений | Развитие письменной речи при составлении книжки-отчета | 10 мин |
Этап подведения итогов | Выслушивание спикеров команд и выставление оценок | Выступление спикеров с оценкой деятельности команды в целов и отдельного уч-ся в частности. | Развитие критического отношения к себе и учащимся, развитие навыков ораторского выступления | 10 мин |
Рефлексия | Выслушивание и координация оценки занятия | Рассказ о восприятии нового на занятии (1-2 уч-ся с команды), остальные – визуализация эмоционального восприятия урока при помощи цветовой палитры. | Формирование навыков подведения итогов при помощи устной речи и цветовой палитры | 7 мин |
Этап подготовки в выполнению дом.задания | Анализ предстоящего написания эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?» | Запись дом.задания | Более глубокое понимание выполнения задания дома. | 5 мин |
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Актуализация прежних знаний.
-Почему мы начали занятие с показа этого веселого фильма?
(Фильм был снят по мотивам одноименной пьесы М.А. Булгакова. Она была запрещена, так как в ней с иронией говорилось об Иване Грозном, которому поклонялся И. Сталин.)
— Какие произведения Булгакова были запрещены и почему?
(«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Маргарита» и др.)
— Почему Булгаков отрицательно относился к советскому обществу? Может быть, истоки этого отношения в прошлом писателя? Расскажите о биографии Булгакова.
(Родился в Киеве, в семье профессора Духовной академии. Был старшим ребенком в большой семье (4 сестры и 3 брата). Учился в Киевской гимназии. Увлекался театром, пересмотрел все спектакли.
В 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии.
Февральскую революцию и Октябрьский переворот писатель встретил резко отрицательно.
В начале 1918 года, будучи в Киеве, пережил, как он сам вспоминает, 10 переворотов: город переходил из рук в руки, по некоторым данным, до 18 раз.
Осенью 1919 года был командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ. Во Владикавказе появились его первые публикации в газетах. В 1920 – 1921 годах хотел уехать за границу, но помешали объективные причины: сначала тиф, потом не удалось тайно сесть на пароход, отплывающий в Константинополь.
В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы. Уже к концу 30-х годов подвергся травле со стороны критики. Пьеса «Бег» (1926 — 1928) к постановке не была допущена, роман «Белая гвардия» (1923 — 1924) напечатан в Париже в 1927 – 29 гг, в Москве – лишь1966 году. Зато пьесу «Дни Турбиных» ожидала более счастливая странная судьба, ее постановкой увлекся Сталин.
В 1935 – 1936 годах Булгаков пишет пьесы. Накануне 37 года он скажет в пьесе «Иван Васильевич» об идеализированном Сталиным образе грозного царя: «Простите, Ваше величество, за откровенность, но опричники Ваши просто бандиты». В результате писатель оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали, пьесы его не ставили. Он оказался настолько в бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре:
«Я прошу советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».
Он был все-таки принят во МХАТ на должность ассистента режиссера, но был обречен на «вечное молчание»).
-Какой роман Булгакова был назван «закатным»?
(«Мастер и Маргарита»).
- Этап реализации домашнего задания.
- Вступительное слово учителя:
Появление романа произвело на читателя ошеломляющее действие и поставило в тупик критиков даже в урезанном виде. Критикам предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решений, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова стали лишь в 80-е годы. Роман вызвал и вызывает массу споров, острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> История создания романа.
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Автобиографичность романа
(Булгаков сознательно, порой демонстративно, подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь социальный заказ).
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Отношение к роману.
- Этап реализации новой темы.
-Попробуйте определить жанр романа.
(Можно его назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим).
-Необычна и композиция романа. Как бы вы определили композицию произведения?
(Это «роман в романе». Главы можно разделить на Московские, Ершалаимские, Повествующие о потустороннем мире. С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется лишь в 13 главе).
Т.о., как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна. Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Попробуем с вами дать характеристику всем трем мирам, проанализировав роман.
Запись темы и эпиграфа.
— Как связаны между собой миры?
(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)
— Для характеристики миров мы разделились на группы, каждая из которых получила мир, эмблему которого вам нужно было придумать (демонстрация эмблем)
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Характеристика миров.
1 группа «Современный московский мир».
А) характеристика Московских глав.
(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)
2 группа «Древний ершалаимский мир»
А) характеристика ершалаимских глав.
(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)
3 группа «Вечный потусторонний мир»
характеристика глав о похождениях Воланда и его свиты.
(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Характеристика персонажей романа.
-Какие же персонажи населяют миры романа?
1 группа
Б) «Я-концепция» (Берлиоз/Бездомный)
(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)
-За что так страшно наказан Берлиоз?
Охарактеризуйте других писателей Грибоедовки и жителей Москвы, каковы они и их нравы?
2 группа
Б) «Я-концепция» (Понтий Пилат/Иешуа)
(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)
-В чем вы видите отличие московских и ершалаимских глав?
-В чем идейный стержень глав о «древнем» мире?
3 группа
Б) «Я-концепция» (Воланд/его свита)
(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)
-В чем смысл разговора между Воландом и Берлиозом?
-Назовите кульминационный момент глав о «вечном мире».
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Составление кластера «Взаимосвязь персонажей, населяющих миры».
— К какому миру можно отнести Мастера и Маргариту?
— Какой четвертый мир можно выявить в романе?
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Работа с текстом.
-Найдите эпизод появления Воланда. Как изменилась обстановка на Патриарших прудах?
-Охарактеризуйте словами из текста мир, в котором живут Иешуа и Пилат.
-Как изменяется стиль писателя, повествующего о разных мирах?
(показ разных фрагментов из фильма, подчеркивающих смену цветовой схемы)
-Найдите эпизод представления в Варьете. Как он характеризует горожан?
-Казнь Иешуа. В чем смысл данной главы?
-Разговор Левия Матвея и Воланда.
5. Этап эмоционального восприятия изученного.
Учащиеся показывают свои иллюстрации, читают стихи, в которых отражено эмоциональное восприятие.
6. Этап подведения итогов.
Т.о., как можно прокомментировать следующие строки: «Что бы делало твое добро, если бы на свете не было зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
(слайд с эпизодом на крыше)
-Прокомментируйте слова Гете, взятые в эпиграф романа, как их можно соотнести со словами Лермонтова?
— Продемонстрируйте свои отчеты. Что нового мы выделили сегодня на занятии, неотмеченного в отчете?
План составления книжки-отчет:
- Эпиграф.
- Характеристика мира.
- Иллюстрация.
- Словарь новых слов.
- Портретное описание.
- Значение мира для общего понимания произведения.
- Мое отношение к персонажам, населяющим миры.
7. Рефлексия.
Спикеры оценивают работу команды, оценивают каждого учащегося. По одному учащемуся каждой группы делают свои выводы по поводу занятия.
В это время остальные учащиеся выражают свой эмоциональный настрой при помощи выбора цвета и картинки (красный – положительное восприятие, зеленый – не оставил никаких впечатлений, синий – отрицательное восприятие).
8. Этап подготовки в выполнению дом.задания.
Написать эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?»
Подготовиться к тестированию по творчеству М.А. Булгакова.
Тема: Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Эпиграф:
Почему, зачем, откуда зло?
Если есть зло, то как может быть Бог?
Если есть Бог, то как может быть зло?
М.Ю.Лермонтов
Цели:
-
Обучающая: рассказать о значении романа, его судьбе, познакомить с замыслом романа;
-
Развивающая: развить умение заметить и осмыслить переклички линий романа, навыки выявления особенностей жанра и композиции романа.
-
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за совершенные проступки в жизни, негативное отношение к алчности и безверию.
Тип занятия: КЗ
Вид занятия: урок-исследование.
Оборудование: фрагменты из художественных фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Мастер и Маргарита»; портрет писателя, видеопроектор; иллюстрации к роману.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
литературоведческие понятия:
-сатира;
-утопия;
-антиутопия;
-понятия раскулачивание.
Учащиеся должны уметь:
-определять особенности поэтики периода;
-характеризовать параллелизм явлений природы и человеческой жизни;
-характеризовать систему персонажей;
-определять «завуалированные» явления в произведениях;
План занятия:
Этапы занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемый результат |
Время реализации |
Орг.момент |
Психологический настрой, целеполагание |
Готовность к занятию |
Создание рабочей атмосферы |
3 мин |
Актуализация прежних знаний |
Устные блиц-вопросы |
Устный ответ |
Проверка знаний предыдущих занятий |
5 мин |
Этап реализации домашнего задания |
Вводная лекция преподавателя |
Устный развернутый ответ на предваряющее новую тему задание (2-3 уч-ся) |
Развитие устной монологовой речи |
10 мин |
Этап реализации новой темы |
Координирование выступлений учащихся |
-Определение жанра романа; -Определение композиции романа; -Характеристика мира; -Я-концепция; -Составление кластера; -Работа с текстом |
Развитие творческих и аналитических способностей |
30 мин |
Этап эмоционального восприятия изученного |
Координиция направлений деятельности учащихся |
Демонстрация иллюстраций к роману, декламация собственных стихотворений |
Развитие письменной речи при составлении книжки-отчета |
10 мин |
Этап подведения итогов |
Выслушивание спикеров команд и выставление оценок |
Выступление спикеров с оценкой деятельности команды в целов и отдельного уч-ся в частности. |
Развитие критического отношения к себе и учащимся, развитие навыков ораторского выступления |
10 мин |
Рефлексия |
Выслушивание и координация оценки занятия |
Рассказ о восприятии нового на занятии (1-2 уч-ся с команды), остальные – визуализация эмоционального восприятия урока при помощи цветовой палитры. |
Формирование навыков подведения итогов при помощи устной речи и цветовой палитры |
7 мин |
Этап подготовки в выполнению дом.задания |
Анализ предстоящего написания эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?» |
Запись дом.задания |
Более глубокое понимание выполнения задания дома. |
5 мин |
Ход занятия:
-
Организационный момент.
Приветственное слово преподавателя. Психологический настрой. Целеполагание.
-
Актуализация прежних знаний.
Показ фрагмента из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
-Почему мы начали занятие с показа этого веселого фильма?
(Фильм был снят по мотивам одноименной пьесы М.А. Булгакова. Она была запрещена, так как в ней с иронией говорилось об Иване Грозном, которому поклонялся И. Сталин.)
- Какие произведения Булгакова были запрещены и почему?
(«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Маргарита» и др.)
- Почему Булгаков отрицательно относился к советскому обществу? Может быть, истоки этого отношения в прошлом писателя? Расскажите о биографии Булгакова.
(Родился в Киеве, в семье профессора Духовной академии. Был старшим ребенком в большой семье (4 сестры и 3 брата). Учился в Киевской гимназии. Увлекался театром, пересмотрел все спектакли.
В 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии.
Февральскую революцию и Октябрьский переворот писатель встретил резко отрицательно.
В начале 1918 года, будучи в Киеве, пережил, как он сам вспоминает, 10 переворотов: город переходил из рук в руки, по некоторым данным, до 18 раз.
Осенью 1919 года был командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ. Во Владикавказе появились его первые публикации в газетах. В 1920 – 1921 годах хотел уехать за границу, но помешали объективные причины: сначала тиф, потом не удалось тайно сесть на пароход, отплывающий в Константинополь.
В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы. Уже к концу 30-х годов подвергся травле со стороны критики. Пьеса «Бег» (1926 - 1928) к постановке не была допущена, роман «Белая гвардия» (1923 - 1924) напечатан в Париже в 1927 – 29 гг, в Москве – лишь1966 году. Зато пьесу «Дни Турбиных» ожидала более счастливая странная судьба, ее постановкой увлекся Сталин.
В 1935 – 1936 годах Булгаков пишет пьесы. Накануне 37 года он скажет в пьесе «Иван Васильевич» об идеализированном Сталиным образе грозного царя: «Простите, Ваше величество, за откровенность, но опричники Ваши просто бандиты». В результате писатель оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали, пьесы его не ставили. Он оказался настолько в бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре:
«Я прошу советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».
Он был все-таки принят во МХАТ на должность ассистента режиссера, но был обречен на «вечное молчание»).
-Какой роман Булгакова был назван «закатным»?
(«Мастер и Маргарита»).
-
Этап реализации домашнего задания.
-
Вступительное слово учителя:
-
Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.
Появление романа произвело на читателя ошеломляющее действие и поставило в тупик критиков даже в урезанном виде. Критикам предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решений, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова стали лишь в 80-е годы. Роман вызвал и вызывает массу споров, острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.
-
История создания романа.
-
Автобиографичность романа
(Булгаков сознательно, порой демонстративно, подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь социальный заказ).
-
Отношение к роману.
-
Этап реализации новой темы.
«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.
-Попробуйте определить жанр романа.
(Можно его назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим).
-Необычна и композиция романа. Как бы вы определили композицию произведения?
(Это «роман в романе». Главы можно разделить на Московские, Ершалаимские, Повествующие о потустороннем мире. С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется лишь в 13 главе).
Т.о., как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна. Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Попробуем с вами дать характеристику всем трем мирам, проанализировав роман.
Запись темы и эпиграфа.
- Как связаны между собой миры?
(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)
- Для характеристики миров мы разделились на группы, каждая из которых получила мир, эмблему которого вам нужно было придумать (демонстрация эмблем)
-
Характеристика миров.
1 группа «Современный московский мир».
А) характеристика Московских глав.
(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)
2 группа «Древний ершалаимский мир»
А) характеристика ершалаимских глав.
(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)
3 группа «Вечный потусторонний мир»
характеристика глав о похождениях Воланда и его свиты.
(показ фрагмента из фильма «Мастер и Маргарита»)
-
Характеристика персонажей романа.
-Какие же персонажи населяют миры романа?
1 группа
Б) «Я-концепция» (Берлиоз/Бездомный)
(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)
-За что так страшно наказан Берлиоз?
Охарактеризуйте других писателей Грибоедовки и жителей Москвы, каковы они и их нравы?
2 группа
Б) «Я-концепция» (Понтий Пилат/Иешуа)
(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)
-В чем вы видите отличие московских и ершалаимских глав?
-В чем идейный стержень глав о «древнем» мире?
3 группа
Б) «Я-концепция» (Воланд/его свита)
(показ слайдов с персонажами из фильма по роману)
-В чем смысл разговора между Воландом и Берлиозом?
-Назовите кульминационный момент глав о «вечном мире».
-
Составление кластера «Взаимосвязь персонажей, населяющих миры».
- К какому миру можно отнести Мастера и Маргариту?
- Какой четвертый мир можно выявить в романе?
-
Работа с текстом.
-Найдите эпизод появления Воланда. Как изменилась обстановка на Патриарших прудах?
-Охарактеризуйте словами из текста мир, в котором живут Иешуа и Пилат.
-Как изменяется стиль писателя, повествующего о разных мирах?
(показ разных фрагментов из фильма, подчеркивающих смену цветовой схемы)
-Найдите эпизод представления в Варьете. Как он характеризует горожан?
-Казнь Иешуа. В чем смысл данной главы?
-Разговор Левия Матвея и Воланда.
5. Этап эмоционального восприятия изученного.
Учащиеся показывают свои иллюстрации, читают стихи, в которых отражено эмоциональное восприятие.
6. Этап подведения итогов.
Т.о., как можно прокомментировать следующие строки: «Что бы делало твое добро, если бы на свете не было зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
(слайд с эпизодом на крыше)
-Прокомментируйте слова Гете, взятые в эпиграф романа, как их можно соотнести со словами Лермонтова?
- Продемонстрируйте свои отчеты. Что нового мы выделили сегодня на занятии, неотмеченного в отчете?
План составления книжки-отчет:
-
Эпиграф.
-
Характеристика мира.
-
Иллюстрация.
-
Словарь новых слов.
-
Портретное описание.
-
Значение мира для общего понимания произведения.
-
Мое отношение к персонажам, населяющим миры.
7. Рефлексия.
Спикеры оценивают работу команды, оценивают каждого учащегося. По одному учащемуся каждой группы делают свои выводы по поводу занятия.
В это время остальные учащиеся выражают свой эмоциональный настрой при помощи выбора цвета и картинки (красный – положительное восприятие, зеленый – не оставил никаких впечатлений, синий – отрицательное восприятие).
8. Этап подготовки в выполнению дом.задания.
Написать эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?»
Подготовиться к тестированию по творчеству М.А. Булгакова.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»