Беседа о жизни и творчестве известного русского художника И.И.Левитана
Учитель: Макова Татьяна Викторовна
МОУ СОШ № 8 п.Спирово Тверской области
Аннотация:Эту беседу можно использовать как а уроках ИЗО по теме "Золотая осень" во 2-4 классах, так и на уроках окружающего мира (например, до экскурсии в осенний лес), или на уроках русского языка (написание сочинения по картине). а также во внеурочной деятельности.
Тема: «Золотая осень» Левитана.
Цель: сформировать и углубить знания о красоте природы;
- Общеобразовательное учреждение Учитель Рабочие программы, тематическое планирование ИЗО 3 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Рабочие программы, тематическое планирование ИЗО 4 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Рабочие программы, тематическое планирование Литературное чтение 3 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Рабочие программы, тематическое планирование Литературное чтение 4 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Рабочие программы, тематическое планирование Окружающий мир 2 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Рабочие программы, тематическое планирование Окружающий мир 3 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Рабочие программы, тематическое планирование Окружающий мир 4 класс
Макова Татьяна Викторовна
Квалификационная категория – высшая
Тверская область п. Спирово
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 п. Спирово Тверской области»
Учитель начальных классов
Урок ИЗО (окружающий мир, русский язык, внеурочная деятельность)
Учебник авторов О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалевской «Технология»
(общеэстетической направленности) ОС «Школа 2100.
Тема: Беседа о жизни и творчестве известного русского художника И.И.Левитана
Класс: 2-4
Продолжительность занятия - 20-30 мин.
Может использоваться, как этап урока или форма занятия.
Аннотация: Эту беседу можно использовать как на уроках ИЗО по теме «Золотая осень» во 2-4 классах, так и на уроках окружающего мира (например, до экскурсии в осенний лес), или на уроках русского языка (написание сочинения по картине), а также во внеурочной деятельности.
Тема: «Золотая осень» Левитана.
Цель: - сформировать и углубить знания о красоте природы;
Задачи:
образовательная — познакомить с художником, чье творчество связано с Тверской землей;
-научить подбирать нужные цвета для описания красоты природы;
развивающая - развивать память, мышление, речь детей;
воспитывающая — воспитывать бережное отношение к ней.
Оборудование: физическая карта Тверской области; портрет И. И. Левитана; репродукции картин Левитана: «Золотая осень», «Вечерний звон», «У омута», «Лесистый берег», «Астры», «Март», «Белая сирень», «Ненюфары»; карточки с заданиями.
План беседы:
-
Красота Тверского края.
-
Первооткрыватель Удомли в живописи.
-
«Золотая Осень»
-
Фрагменты работы с картиной.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний.
Сегодня мы побываем на выставке картин.
- Что объединяет эти картины?
Если взглянуть на карту нашей области, на севере легко отыскать среди зеленых лесов и полей голубые зеркала – озера. Их много и тянутся они от самого Вышнего Волочка.
- Кто из вас бывал на озере? Что вам запомнилось? Какие названия озер вам знакомы? (Мстинское, Молдино, Удомельское и др.)
В далекие времена в этих местах жили племена и большая группа фино-угорских племен: веси, мери и др. Память о них осталась в названиях рек и озер нашей области. Например, «удомля» означает яма или глубокое.
С конца прошлого столетия в течение полувека Удомельский край был источником вдохновения многих русских художников.
Здесь, на древней земле, художниками было написано более 500 картин, этюдов, эскизов, в которых изображена жизнь народа и русская природа. Эти произведения проникнуты большой любовью к родной земле. Здесь после революции 1917 г. была открыта первая в Тверской губернии художественная школа.
2. Знакомство с работами И. И. Левитана.
Первооткрывателем земли Тверской для живописи стал Исаак Ильич Левитан (1960-1900) /Показ портрета/. Он приехал в Удомлю уже знаменитым, имеющий знаменитые картины «Вечерний звон», «У омута», «Лесистый берег» и др.
Услышав от знакомых о необыкновенных озерах, он решил сам удостовериться. Прожив два года в селе Островня, художник написал множество этюдов и картин, где на первом плане были озера /Показ картин/.
- Назовите картины, где изображены озера.
Немного позднее Левитан стал писать не только воду, но и всё, что его волновало, что он полюбил. Это картины «Астры», «Март», «Белая сирень», «Ненюфары», которые отличаются от предыдущих его работ яркостью красок.
В 1895г в сентябре, восхищенный красотой Левитан создает свою знаменитую «Золотую осень» с ее яркими и звучными контрастами желтых и голубых тонов. На картине изображена река Съежа (название происходит от того, что по этой реке «съезжали к Новгороду»).
Мастеру удалось добиться золотистого свечения воздуха и иллюзии легкой влажности. Чудный дар Левитана запечатлевать трудные для передачи едва уловимые красоты природы и создавать настроение в пейзаже.
Яркий солнечный свет становится основным средством, создающим приподнятое настроение. Художник смело использует яркие звонкие краски.
Сам Левитан говорил так: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью».
- Какими красками: теплыми или холодными художник изображал осень?
- А какие цвета вы бы добавили?
- Как, по-вашему, день холодный или теплый?
- Какое настроение передал художник? Почему?
- Какой месяц осени изображен? Почему?
3. Закрепление.
Много стихов написано об этом прекрасном времени года. Ваша задача: найдите стихотворение, которое подойдет к картине. /на карточках/
1. Все присмирело, съежилось,
Поникло, облетело,
Лишь елочка погожая
К зиме похорошела
2.Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца….
А.Плещеев
3. Я слушаю мелодию дождя,
Она однообразна, но прекрасна.
И все вокруг с душою сообразно,
И счастлив я, как малое дитя.
А.Дементьев
4. Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.Бунин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
С.Есенин
- Какие отрывки подходят к картине «Золотая осень»? Почему?
- Какие отрывки передают такое же настроение, как и картина?
2) Игра «поэтическая».
- опишите предметы картины:
небо - …
березка - …
вода - …
трава - …
Подберите рифмы к словам:
облака - золотая - листва –
картинка - ветерок - воздух -
речушка - тень –
3) «художественная мастерская»
Осень – знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные.
Картины: листья становятся…
земля как богатый ковер…
дождь – на тонкую паутину…
Что вы дорисовали в этой картине? Почему?
4) «Станция юннатов»
Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, клен, осина)
Никто не пугает, а вся дрожит. Что за дерево? (Осина)
Какого цвета одежду лучше всего одеть охотнику осенью?
С какого дерева лист? (показ осенних листьев?)
Л.Н.Толстой говорил, что основой человеческого счастья является возможность «быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Левитану было дано счастье разговаривать с природой.
4. Итог занятия:
- С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
- Как Левитан связан с нашим Тверским краем?
Список литературы:
-
Липатьев М.В., Ростовцев Н.Н. «Искусство» М. «Просвещение», 1989г, с.208
-
Кац Л.И. «Художники в Удомельском крае». Калинин «Московский рабочий» 1983г.
-
«Начальная школа»№2,5, 9, 2001 г, №3,4 2002г. и журнал «Крестьянка» рубрика «Музеи мира».
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
Уважаемая Татьяна Викторовна, было бы очень хорошо, если вы добавите подборку слайдов с репродукциями картин Левитана, используемых в беседе.
C уважение Юлия Ивлева.
:)С уважением, Наталья Фёдоровна.